|
№ 36 Декларация Военного правительства провинции Сычуань До сведения административных лиц всех областей, тинов, округов и уездов провинции Сычуань, а также комитетов самоуправления, учебных заведений и торговых палат 40 доводится следующее: После создания военного правительства провинции Сычуань положение во многом стабилизировалось, и население получило возможность [111] жить спокойно. Однако трудно поручиться, что в различных областях, тинах, округах и уездах отдельные личности не воспользуются благоприятным моментом, чтобы посеять смуту и вызвать беспорядки на местах, а это абсолютно противоречит стремлению нашего правительства обеспечить безопасность населения. Правительство считает, что повсеместно во всех слоях гражданского населения нет недостатка в уважаемых и образованных людях, и особо надеется, что они наметят безотлагательные меры по наведению общественного порядка и окажут всемерную помощь своим землякам; вместе с тем они должны представить доклады о проведенных мерах на рассмотрение военного правительства. 1. Повсеместно необходимо усилить внимание защите иностранных церквей и их имущества, а также проживающих или приезжающих миссионеров. 2. Маньчжурские чиновники, если они действительно искренне встали на сторону революции, сдали нашему правительству старые печати и так же, как и местное население и шэньши, продолжают добросовестно выполнять свои обязанности, могут не опасаться за свою жизнь. Шэньши и население также обязаны повсеместно оказывать давление на всякого рода безответственные элементы и не допускать никаких выступлений против [таких] маньчжурских чиновников. 3. Там, где полицейские силы невелики, а существует реальная угроза, что бандиты затеют беспорядки и народу будет нанесен ущерб, в целях защиты следует увеличить в данной местности число ополченцев. 4. Учащиеся всех учебных заведений должны заниматься, как обычно, не расходиться [по домам]; на инспекторов школ и преподавателей по-прежнему возлагается обязанность осуществлять контроль. 5. Во всех округах и уездах местные хлебные запасы должны, как и прежде, расходоваться только на общественные нужды. 6. Все области, тины, округа и уезды, как и прежде, должны вносить поземельный и подушный налог натурой и деньгами 41, а также лицзинь и таможенный сбор, направляя их Военному правительству в Чунцине во вновь созданное министерство финансов. 7. Все имеющиеся на местах дела и документы, принадлежащие государственным и общественным организациям, должны быть бережно сохранены для предстоящей их проверки. 8. Если маньчжурские чиновники и уполномоченные, [посланные маньчжурским правительством на места], не осознают [своего] великого долга и самовольно покинут свои посты, тогда местный комитет самоуправления поручает уважаемым шэньши произвести арест этих чиновников и под конвоем препроводить их, уведомив об этом Военное правительство. [112] 9. Торговля на местах независимо от того, создана торговая палата или нет, должна, как и прежде, осуществляться на равноправной основе и ко всеобщему благу. Вышеперечисленные положения вступают в силу со дня опубликования настоящей декларации. Сычуаньское военное правительство Чунцина. «Синьхайская революция», т. 6, Шанхай, 1957, стр. 18—19 (Го Сяо-чэн, История китайской революции, Шанхай, 1912) (кит. яз.). Комментарии 40. Торговые палаты — организации промышленной и торговой буржуазии — были учреждены в 1903 г. во всех главных городах провинций и крупных торговых центрах. Целью этих палат являлось, как говорилось в выработанном министерством торговли «Кратком положении о торговых палатах», «способствовать надлежащей постановке торговли и промышленности в империи». Вместе с тем торговые палаты стали своеобразными органами самоуправления местной буржуазии, они выступали посредниками при разрешении различных конфликтов и в урегулировании взаимоотношений с властями. 41. Поземельно-подушный налог натурой и деньгами являлся основной статьей дохода Цинской империи. Налог с обрабатываемой земли номинально взимался в размерах, установленных в 1713 г. императором Канси, когда по всей стране было произведено измерение земельных участков с занесением их в реестровые книги. В том же году на основании последней переписи населения устанавливалось постоянное число налогоплательщиков, вносящих подушный налог, который с 1724 г. был для удобства его взимания соединен с основным земельным налогом, составив определенный процент к последнему. Официально установленная норма земельного налога была невелика, однако помимо того, что он обрастал всевозможными, в том числе и узаконенными, дополнительными поборами, он обладал отдельными специфическими чертами, которые давал» необыкновенный простор для злоупотреблений на местах, приводивших к многократному (в пять-шесть раз) его увеличению. Так, устанавливался лишь общий объем налоговых поступлений с провинций, размеры же поземельного обложения зависели от качества обрабатываемых участков, но законом определялись лишь максимальные и минимальные нормы. Поземельно-подушный налог в основном собирался в денежной форме, однако часть его взималась в виде натуральной подати, которая шла на содержание административного аппарата и армии на местах. Эта часть налога также обрастала множеством надбавок, из них только официальные, такие, как возмещение расходов при сборе налога, расходы на транспорт и хранение, возмещение потерь и порчи зерна во время транспортировки, доходили до 250%. Следует также отметить, что со второй половины XIX в. повсеместно власти на местах предпочитали и эту часть поземельно-подушного налога взимать в денежном исчислении, по своему произволу устанавливая за каждый дань риса цену, намного превосходящую рыночную. |
|