Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 3

Декларация Союза совместного прогресса

Почему наш союз называется “Гунцзинь”?

Сначала мы поясним иероглифы, а потом поговорим об истине, заключенной в них.

Иероглиф “гун” означает “совместный”. С точки зрения создания нашей организации все ее члены должны быть единомышленниками, сообща вести дело, нельзя допускать, чтобы были инакомыслящие. С точки зрения отношения нашей организации с другими мы объединимся со всеми организациями, подобными нашей, независимо от их названий, то есть создадим одну большую организацию для совместного ведения дела. Поэтому иероглиф “гун” означает, что мы вместе со всеми обществами 7 страны будем выполнять одно общее дело.

Что касается иероглифа “цзинь”, то он означает, что все наши члены должны расширять знания, отказавшись от прежней однобокости и узости в своей деятельности, чтобы определить справедливую и великую цель. Наши знания заключаются именно в уяснении этой цели. Поняв ее, мы должны немедленно действовать, только наступать, не отступая ни на шаг и не допуская ни малейшей оплошности. Наша цель подобна мишени для стрельбы из лука, наши глаза ясно видят эту мишень, а мы сами летим как стрела и непременно попадем в цель, если при этом не будет допущено ни малейшей оплошности и стрела не упадет на полпути. Поэтому мы приняли этот иероглиф “цзинь”. Это означает, что мы прежде всего должны расширять свои знания, а затем направить самих себя для свершения цели, определенной нашим сознанием. Этим исчерпывается смысл иероглифов “гун” и “цзинь”. После пояснения этих иероглифов мы должны осмыслить истину, заключенную в них. Чтобы раскрыть ее, понадобится много слов, поэтому просим вас набраться терпения и выслушать.

Подумайте сами: все наши хуйданы различаются по названию и каждому из них присуще свое, однако правильно ли в целом их называть ханьлю? И в самом деле, иероглифы “лю” (ответвление) и “дан” (сообщничество) одинаковы по смыслу и не имеют глубокой идеи. Но почему же, в конце концов, взят иероглиф “хань”? Как только речь заходит об иероглифе “хань”, у нас невольно слезы навертываются на глаза. Отчего же?

Испокон веков в мире существуют различные расы — желтая, белая, красная, черная, различающиеся по цвету кожи. Мы принадлежим к желтой расе. Однако сама желтая раса состоит из ханьцев, маньчжуров, корейцев, японцев. В Китае начиная с первого императора Пань Гу всегда жили ханьцы и императоры были из ханьцев. В годы [44] правления императора Чун Чжэня Минской династии жившие на восток от [наших] границ маньчжурские племена — потомки племени ди — неожиданно усилились и, воспользовавшись смутой в Китае, ворвались в него; наших ханьцев было истреблено столько, что возвышались горы трупов, было пролито море крови, маньчжуры насиловали, грабили, чего они только не творили, и, захватив трон, император маньчжуров превратил уцелевших [ханьцев] в своих рабов и жестоко издевался над ними. И в то время паши предки, опечаленные страданиями, решили отомстить врагу, уничтожить маньчжуров. К сожалению, у них не хватало для этого сил, а оставалось лишь одно средство: создать организацию и назвать ее “ханьлю”, чтобы наши потомки, увидев иероглиф “хань”, вспомнили, что они принадлежат к славному ханьскому роду, а маньчжурский император — чужой ханьскому роду. Поскольку Китай является государством ханьцев, как можно допустить, чтобы маньчжуры пользовались благами, а мы подчинялись им? Именно иероглиф “хань” должен пробудить чувство мщения.

Далее, например, если среди нас имеется какой-нибудь весьма способный человек, то его называют хаохань (отважным). Это означает, что он является замечательным человеком среди ханьцев и что ему суждено возложить на себя ответственность за мщение. Таким образом, раскрыть смысл “ханьлю” значит понять, что мы не принадлежим к маньчжурам; быть хорошим ханьцем означает не помогать маньчжурам, не превращаться в хороших маньчжуров.

Такова основная идея общества, созданного нашими предками, которые надеялись, что их сыновья и внуки, вступив в общество, честно исполнят их чаяния.

Но кто бы мог подумать, что впоследствии [потомки] забудут свое происхождение, отбросят великую и справедливую идею общества, погрязнут в мелочах и даже станут говорить, что это общество — бандитская шайка. Ныне многие из наших хороших братьев подчас вынуждены заниматься азартными играми или грабежами, а маньчжурские изверги и их псы-чиновники называют их бандитами. Пойманных, если не вешают, то отрубают им головы. И после смерти они так и остаются с клеймом бандитов.

Если [мы, ханьцы], будем верны справедливой и великой цели нашего общества — изгнание маньчжуров, то весь мир признает нас героями революции. В случае победы нам воздвигнут памятник, мы прославимся в тысячелетиях, нам воздадут хвалу все государства мира. Если мы потерпим поражение, мы приобретем имена героев. Разве это идет в сравнение с гибелью от рук [продажных чиновников] с клеймом бандитов? Если мы не станем героями, преданными великой и справедливой идее, а наоборот, превратимся в бандитов, [45] совершающих грабежи, то допустим поистине великую ошибку. Поэтому мы с самого начала толкуем об однобокости и узости [взглядов] и углублении знаний. Нет надобности далеко ходить в поисках этих знаний, следует лишь постигнуть основную идею нашего общества.

Некоторые твердят, что хотя маньчжуры и являются варварами, но они, мол, сидят на императорском троне в Китае уже более 200 лет, и если между ханьцами и маньчжурами обоюдное согласие, то зачем же их прогонять? Эти слова в корне ошибочны. Почему?

Когда маньчжуры вторглись в Китай, они убивали наших предков, насиловали наших женщин, захватили территорию наших ханьцев, своих же соплеменников из подлых превратили в аристократов, передавая по наследству княжеские титулы, а с другой стороны, послали своих подлых людей во все важные пункты всех провинций служить в гарнизонах, чтобы защищаться от нас, ханьцев, как защищаются от бандитов, и этим они уже вызвали ненависть. К тому же они еще питаются и одеваются за наш счет. Иногда эти блага не удовлетворяют их, и они учиняют всякие скандалы, жестоко обижая нас. Кроме того, маньчжуры посылают алчных чиновников [для взимания лицзиня и налогов], которые дочиста забирают деньги, добытые нами изнурительным трудом, но им все равно не хватает денег из-за мотовства. Или [эти чиновники] незаконно судят людей и напрасно губят их жизнь. Таким образом, вы видите, маньчжуры живут в свое удовольствие, наслаждаясь покоем, а ханьцам нет жизни даже на один день.

Кроме всего прочего, ныне царит хаос в правлении [Цинской] династии, маньчжуры заискивают только перед иностранцами, сами стали рабами иностранцев, а нас сделали рабами рабов. Они сегодня отдают наши земли одним иностранным государствам, а завтра — другим. В инцидентах простого народа с иностранцами маньчжуры не заступаются за народ даже словом, и наоборот, они убивают свой народ ради успокоения иностранцев. Они то и дело выплачивают иностранцам контрибуции, уступают им железные дороги, дарят им рудники и передают им таможни. Вы видите, в последнее время цены на все товары поднимаются, и жизнь наша изо дня в день становится все хуже. Разве это не результат захвата наших богатств иностранцами?

Маньчжуры только и просят иностранцев помочь им сохранить императорский трон, не обращая внимания на страдания ханьцев. Нашим несчастным ханьцам нет житья в мире, где царствуют пришельцы! Если мы вовремя не прогоним маньчжуров, то несколько лет спустя наш Китай целиком очутится в руках иностранцев. И если Китай попадет в руки иностранцев, которые коварны и жестоки, разве мы перенесем это? Разве нам удастся тогда вернуть Китай обратно? Посмотрите, ныне иностранцы так жестоко обращаются с китайцами, а если [46] маньчжуры отдадут им Китай, разве всем ханьцам не грозит уничтожение? Ведь Китай никогда не принадлежал маньчжурам, а маньчжуры подарили Китай иностранцам ради того, чтобы сохранить свое существование. Это им ничего не стоит, и наша страна действительно превратилась в их подарок иностранцам. Они не только использовали наше государство, но и бросили его на съедение хищным иностранцам, чтобы опозорить нас. Поистине положение невыносимое.

Поэтому наша революция поставила цель, во-первых, отомстить за наших предков, во-вторых, сделать все для того, чтобы не пресекся род ханьцев. Разве это не светлая, справедливая и великая цель? Поскольку члены нашего общества осознали это, они должны начать действовать.

Однако у маньчжуров, занимающих трон и использующих предателей-ханьцев, еще имеются большие силы. Невозможно добиться успеха [в революции], если не объединить хуйданы всей страны. Поэтому мы советуем всем нашим хуйданам не отдаляться один от другого, не называть один хуйдан — матоу, другой — шаньтан, не считать одни — высшими, а другие — средними и низшими, ибо в таком случае мы сами отделяемся друг от друга, сами нарушаем наше единство, стало быть, сами губим себя.

Следует понять: все мы — ханьцы, все мы — потомки императора Сюань-юаня, все 400 миллионов китайцев являются соотечественниками, составляющими одну великую семью. К тому же хуйданы по своей сущности сродни ханьлю, они одинаково призваны уничтожить маньчжуров, как же нам не объединиться, чтобы, действуя единодушно, вернуть себе Китай? Разве это не узкая точка зрения: разбиваться на отдельные изолированные группы? Мы назвали наше общество “Гунцзинь”, ставя цель просветить наших братьев, чтобы они пошли вместе на смертный бой против маньчжуров, а не пятились назад, возвратить наш Китай ханьцам, его хозяевам, чтобы они не вели себя, как трусливые мыши, вылезшие из нор. Только тогда мы будем вправе считать себя хорошими ханьцами из хуйданов, только тогда мы станем героями! Подумайте, братья, хорошенько, верно ли здесь все сказано!

Еще обращаем ваше внимание на одно важное обстоятельство: мы должны подняться на революцию, но ни в коем случае не разрушать церкви и не убивать иностранцев. Правда, иностранцы пришли к нам в Китай не с добрыми намерениями, но если мы уничтожим маньчжуров и наведем в Китае порядок, то и иностранцы не посмеют наносить нам оскорбления. Иностранцы вполне могут послать свои войска на помощь маньчжурам против нас, если при выступлении революционной армии мы начнем разрушать церкви и убивать иностранцев. Но если мы не тронем их, то у них не будет никакого повода. Почему [47] так? Потому что ныне иностранцы договорились и установили всеобщее правило, называемое международным правом. В нем есть такое положение: люди других государств не имеют права вмешиваться в дела любого государства, в котором свершается революция. Однако, если революционная армия причиняет вред другим государствам, то последние могут вмешаться. Поэтому мы ни в коем случае во избежание великой беды для себя не должны причинять вред другим, ибо тогда создастся такое положение, что мы окажемся в меньшинстве и не сможем противостоять им.

Революция — в сущности героическое дело, и она должна соответствовать общим законам, установленным другими государствами, только тогда мы можем рассчитывать на героические деяния. Вам, братья, во избежание ошибки следует понять, что для защиты иностранцев, проживающих на территории какого-либо государства, их правительства имеют право ввести туда войска. Братья, не допускайте мысли о том, что эти войска направлены против нас. Например, в прошлом году, когда в Хунани и Цзянси восстала революционная армия 8, иностранцы послали туда военные корабли. Однако, поскольку мы не причинили им вреда, они не вмешались в наши дела. Если вы причините им ущерб, то, согласно международному праву, они ответят ударом. Мы поднимаем революционную армию лишь для того, чтобы убивать маньчжуров, а не иностранцев, от которых будут одни неприятности. После того как мы легко завершим наше дело, мы приступим к решению дел с иностранцами, что не потребует много усилий.

Мы сказали лишь о самом главном, так как если останавливаться на подробностях, то, пожалуй, нужно написать десятки глав. Из всего сказанного вы, братья, должны понять основное, а коль скоро поймете, немедленно действуйте, ни в коем случае не упускайте момента.

Май 1907 г.

“Цзиньдай ши цзыляо”, 1957, № 2, стр. 94—98.


Комментарии

7. Имеются в виду хуйданы — тайные общества в Китае, ставившие главной целью свержение маньчжурской династии Цин. Хуйданы состояли из деревенской бедноты, разорившихся ремесленников, нищих, бродяг и прочих деклассированных элементов. Руководили ими, как правило, антиманьчжурски настроенные китайские помещики и шэньши.

8. Подразумевается восстание в декабре 1906 г. в уезде Пинсян провинции Цзянси и в уездах Люян и Лилин провинции Хунань. Это восстание, связанное с деятельностью “Объединенного союза”, вошло в историю под названием Пинсянского.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.