|
№ 2 К выходу в свет первого номера “Минь бао” 6 В последнее время сочинители заполнили и журналы. Щеголяя изящным языком, ораторствуя звонко и назойливо, латая свои проповеди чужими словами и мыслями, они тщетно пытаются повести читателя на поводу у собственной глупости. А когда им это удается, повторяют на разные лады одно и то же, запутывая самих себя. Никто из них не стремится обличить зло и пороки современности и отыскать то, что древние называли лекарством, исцеляющим от болезни. И уж [41] безусловно, ни одного из них не заподозришь в избытке знаний, позволяющих предвидеть будущее. Между тем духовный воспитатель общества находится на единственно правильном пути только тогда, когда он идет вперед сам и умеет увлечь за собой людей, когда он умеет сделать выбор между идеями полезными и бесполезными для общества. И поскольку история одних обществ отлична от истории других, постольку и ступени, по которым этот пастырь ведет общество вперед, могут быть пройдены в разной последовательности в различные сроки. Тот, кто понимает это и не сбивается с правильного пути, способен правильно воспитывать общественное мнение.Я убежден, что вся история поступательного развития стран Европы и Америки — это история трех великих принципов: национализма, народовластия и народного благосостояния. Принцип национализма оформился с гибелью Римской империи, и благодаря ему страны Европы превратились в самостоятельные государства. Затем, когда в каждой стране утвердилась монархия, когда единоличная власть принята угрожающие размеры, а низы не смогли более переносить выпавших на их долю страданий, возник принцип народовластия. В конце XVIII — начале XIX века единовластие пало, и на смену ему пришел конституционный строй. За последнее столетие в развитии мировой цивилизации, в накоплении человеческих знаний и использовании материальных богатств достигнуты большие успехи, чем за все предшествующее тысячелетие, и на смену политическим проблемам выдвинулись проблемы экономические. Это настойчиво пробивает себе дорогу принцип народного благосостояния. XX век неизбежно станет эпохой выхода этого принципа на авансцену истории. Все три великих принципа, о которых говорилось выше, имеют свои корни в народе; они сменяют друг друга и изменяются сами. Именно в их горниле выплавились расы и нации Европы и Америки. Любая другая теория, любое другое учение, имеющие хождение среди отдельных лиц либо целых обществ, косвенно затрагивают то, что наиболее полно раскрывается в учении об этих трех принципах. В настоящее время Китай еще не освободился от тысячелетнего ига единовластия. Его терзают иноплеменники, притесняют иностранные государства. Медлить долее с осуществлением принципов национализма и народовластия стало недопустимым. Что же касается принципа народного благосостояния, то, если поиски путей его решения стали поистине больным вопросом для стран Европы и Америки, у нас, в Китае, он стоит еще не столь остро, и нам пока не так трудно его решить. Вот почему претенденты на роль воспитателя нашего сообщества должны содействовать наступлению того, что и у других оставило глубокий след в прошлом, и предотвратить нависшее над нами бедствие. Увы! Кто поднялся невысоко, тот и видит недалеко. [42]Проходя по базарам больших городов, наши горе-воспитатели видят красивую одежду и требуют ее себе, не задумываясь над тем, что она им совсем не в пору. И всегда самым красивым им кажется то платье, которое у них перед глазами. В последнее время так называемые передовые люди до изнеможения твердят о необходимости сделать Китай таким же могущественным, как государства Европы и Америки. Да, страны Европы и Америки могущественны, но народы их живут плохо. Судя по тому, как увеличивается число стачек, как с каждым днем бурно растут там ряды анархистов и социалистов, до социальной революции этим странам недалеко. Китай, конечно, может пойти по стопам Европы и Америки, но тогда ему также не миновать второй революции. Ведь вряд ли кому удастся, попав следом за другими в тупик, выбраться из него, минуя единственный выход. Болезнь общества в государствах Европы и Америки протекала скрытно на протяжении нескольких десятилетий, и вот теперь, когда она проявилась, от нее трудно избавиться. Если же мы своевременно приступим к лечению болезни, мешающей осуществлению принципа народного благосостояния, и обнаружим грозящие нашему обществу беды еще в зародыше, то мы сможем совершить политическую и социальную революции одновременно. И тогда, оглянувшись на Европу и Америку, мы увидим, что они остались далеко позади. Наша великая Родина, наша величайшая нация, нация талантливая, могучая и высокоморальная, были погружены доселе в глубокий сон; вот почему все наши дела пришли в полный упадок. К счастью, порывы свежего ветра пробуждают нас от спячки. Рассвет грядет, и скоро мы воспрянем духом, распрямим могучие плечи и, укрепившись в решимости действовать, добьемся двойного успеха при меньшей затрате сил. Добро восторжествует над злом. Нужно сказать в заключение, что и в нашем обществе есть небольшая группа людей талантливых, обладающих самыми высокими духовными качествами. Они способны по-настоящему руководить людьми и вести их вперед, способны найти лучший метод лечения от болезней — метод, наиболее пригодный для нас, способны направить поступательное развитие нашего общества в русло прогресса всего мира. Таков уж священный долг наиболее прозорливых, и ради исполнения этого долга мы создали журнал “Минь бао”. Когда необычные, новые идеи входят в сознание людей и становятся привычными, претворение их в жизнь не за горами. И это предвижу я в момент выхода в свет “Минь бао”. Ноябрь 1905 г. Сунь Ят-сен, Избранные произведения, М, 1964, стр. 118—120.Комментарии 6. Журнал “Минь бао” — орган “Объединенного союза Китая” — был создан Сунь Ят-сеном и его соратниками в ноябре 1905 г. в Токио для пропаганды идей революционного свержения маньчжурской монархии. |
|