Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

О характере цеховой организации в Китае в XVII - первой половине XIX в.

Изучение развития и хозяйственной структуры средневекового города имеет важное значение для правильной характеристики социально-экономического строя страны в целом. Однако экономическая характеристика города невозможна без исследования внутренней организации городского ремесла.

В медиевистской литературе классической формой организации ремесла принято считать цехи западноевропейских средневековых городов; им уделил немало внимания К. Маркс 1, их изучали ученые различных стран, в том числе и советские историки 2. Однако факты показывают, что в странах Востока цеховая система была не менее, а быть может, и более развита, чем в европейских странах, хотя и имела в каждой стране специфические особенности 3. В последнее время китайские ученые собрали и издали несколько десятков цеховых уставов периода позднего средневековья, что дало возможность вплотную подойти к их изучению. В конце 1959 г. было опубликовано первое исследование цехов средневекового Сучжоу 4. В данной статье делается попытка более [36] широкого анализа уставов китайских цехов второй половины XVII - первой половины XIX в.

Особенности структуры китайского цеха отражаются, в частности, в терминологии - в китайском языке нет, пожалуй, термина, совершенно адекватного западноевропейскому понятию "цех"; поэтому нам придется анализировать несколько выступающих под разными наименованиями видов ремесленно-торговых организаций, каждый из которых содержит те или иные существенные признаки цеха. Старейшей из таких организаций является *** хан, первые упоминания о котором восходят к концу правления династии Суй (начало VII в.) 5. Для китайского города, как и для других городов Востока, характерны были тесное соединение ремесла и торговли, торговля на рынке (местном, региональном), где ремесленник являлся одновременно и продавцом своего товара. Поэтому на протяжении всего средневековья хан представлял собой своего рода "цехо-гильдию", в лице члена которой объединялись функции хозяина мелкой мастерской и продавца произведенных изделий, т.е. форма организации ремесла близко напоминала ту западноевропейскую форму, при которой, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "промышленник был одновременно и купцом" 6. В исследуемый нами период возникают и новые формы торгово-ремесленных организаций: *** бан, *** хуйгуань и *** гунсо, характеристика которых будет дана ниже. Поэтому мы будем пользоваться термином "цех" лишь для перевода термина хан.

Ознакомление с источниками показывает, что крайне медленные темпы эволюции китайских цехов не дают возможности проследить ее, если ограничить исследование сравнительно коротким промежутком времени. Поэтому хронологическими рамками данного исследования избраны, с одной стороны, XVII в., когда наряду с ханом возникает новая организация - хуйгуань, а с другой стороны, - середина XIX в., для которой характерно повсеместное возникновение гунсо 7.

Основным источником для данного исследования послужили материалы самих цехов, главным образом их уставы, как уже изданные в КНР 8, так и неопубликованные, с которыми автор имела возможность ознакомиться в музеях и архивах Китая 9, а также специальная литература о фарфоровом производстве и географические описания Наньцзина, Ханчжоу, Чэнду, Фошаня и др.

* * *

В конце XVI - первой четверти XVII в. рост производительных сил привел к серьезным изменениям в экономической жизни Китая. В ряде районов, намного опередивших в своем развитии остальную территорию страны, выросли крупные торгово-ремесленные центры, специализировавшиеся на производстве определенных видов продукции и торговле ими. Большие сельскохозяйственные области вокруг этих центров специализировались на производстве различных видов сырья; явно [37] наметилось территориальное разделение труда. Между городами и сельскохозяйственными районами возникали в это время уже постоянные связи - шел процесс складывания национального рынка. В таких отраслях частного ремесла, как шелкоткачество, хлопкоткачество, красильное, керамическое, бумажное производство, книгопечатание, возникает и развивается мануфактурная форма производства, основанная на детальном разделении труда и применении наемной рабочей силы.

Все это не могло не повлиять на цеховую организацию, и в XVII в., с одной стороны, идет процесс дальнейшего оформления цехов, детализации цеховых уставов, а с другой стороны, - появляются первые признаки разложения цеховой системы. В условиях развития товарно-денежных отношений и расширения рынка хан как узкая корпоративная организация уже не был способен осуществлять контроль над местным рынком и монополизировать его в своих руках. В каждом крупном городе сотни приезжих купцов вели торговлю независимо от ханов. Эти купцы были уже настолько сильны, что смогли противопоставить местным ханам свою организацию - хуйгуань.

Хотя первые упоминания о хуйгуанях относятся ко второй половине XVI в., широкое распространение они получили именно в XVII в. Хуйгуани - это территориально-земляческие организации, объединения купцов, приезжавших торговать в тот или иной город из одной местности и одними и теми же товарами. Однако они отнюдь не были чисто торговыми объединениями - в них, как и в ханы, входили и предприниматели, занимавшиеся ремеслом, но не в данном городе, а в другой местности. Хуйгуани, как правило, имели свои здания, служившие одновременно складами и рыночными помещениями для купцов и мастеров и постоялым двором, местом собраний, поклонений божествам и т.д.

Возникшие в противовес местным цеховым организациям хуйгуани старались присвоить себе все функции ханов; часто в документах они называли себя ханами, их уставы были составлены по типу уставов ханов - создавалась как бы система земляческих цехов со свойственными им экономическими функциями.

Параллельно с хуйгуанями возникали и другие земляческие торгово-ремесленные организации, называвшиеся бан. Их отличие от хуйгуаней заключалось в основном в отсутствии собственных построек. Банами назывались и земляческие объединения внецеховых работников, иногда объединявшие людей "низких" профессий.

В некоторых городах этого времени (Наньцзин 10, Сучжоу, Фошань) количество свободных рабочих рук намного превышало спрос - создавалась резервная рабочая сила. В источниках есть указания на возникновение специальных организаций - *** цихан - союзов мастеровых, объединявших беднейших ремесленников и не занятых в производстве работников. Так, автор начала XVII в. Чжоу Хуэй писал: "Посмотрите, работники очень бедны, денег у них мало, а вещи все очень дороги. Многие работники (***) основали цихан. Однако немногие хотят нанять себе работников, а людей, желающих наняться, очень много" 11. Цихан отличался от немецкого союза подмастерьев тем, что включал в свой состав людей не из цеха, а со стороны. Однако все это были люди одной специальности, организованные по типу феодального цеха. В источниках содержатся многочисленные указания о борьбе цеховых низов и внецеховой бедноты за создание своих собственных циханов 12. [38]

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что хотя новые организации (бан, хуйгуань, цихан) возникали в борьбе с цехом (хан) и были направлены против него - они снова воспроизводили цеховую организацию.

Процесс разложения цеховой системы был прерван событиями второй четверти XVII в.: за десятилетия крестьянской войны и завоевания Китая маньчжурами были опустошены десятки городов, были прерваны торговые связи и пути, пришли в упадок ремесла. В огне пожарищ гибли цеховые постройки, записи уставов. Возрождение китайских городов, ремесел, торговых путей началось только в конце XVII в. Но этот процесс проходил уже в новых условиях - при господстве чуждой Китаю Цинской династии, в условиях национального и экономического гнета.

К концу XVII в. вместе с восстановлением ремесла происходит и постепенное возрождение ханов, банов, хуйгуаней. Заново составляются цеховые уставы, на каменных стелах вновь высекаются постановления и объявления о ценах, внутрицеховых делах и т.д. Вряд ли это происходит по инициативе самих цехов - исходя из формы и характера многих документов можно предположить, что феодальные власти в целях подавления антиманьчжурской борьбы и предотвращения самодеятельности цехов вынуждали их записывать свои регламенты, в которых, естественно, частично отразились и изменения, происшедшие в цеховых организациях.

Каковы же были особенности цеховой системы в конце XVII - начале XIX в.?

Прежде всего необходимо отметить огромное количество разного рода ремесленных организаций, их повсеместное распространение: в Сучжоу было свыше 550 ханов и хуйгуаней; в Пекине, особенно в районе Люличан, постройками хуйгуаней были заняты целые кварталы; появляется множество хуйгуаней в Наньцзине, Луане, Фошане, Чэнду, Чунцине 13.

В первом томе "Материалов по истории китайского ремесла в новое время" приводится таблица, в которой учтены 33 хуйгуаня с указанием отрасли, места, времени возникновения, изменений в названиях и т.д. Хотя она отражает лишь несколько районов, однако и в ней насчитывается 19 отраслей ремесленного производства, имевших свои хуйгуани с храмами, постоялыми дворами, помещениями для решения общих дел и т.д. Из 33 хуйгуаней, вошедших в таблицу, 2 возникли в конце XVII - начале XVIII в., 13 - в середине XVIII в., остальные - в конце XVIII - начале XIX в. 14.

Показателен тот факт, что во второй половине XVII в. увеличилось количество ремесленных мастерских, производивших орудия производства: в Фошане, например, множество цехов было занято обработкой железа, в том числе и изготовлением различных орудий 15, появились цехи по производству ткацких станков: шелкоткацкий станок стал настолько сложен, что изготовление его было уже не под силу самому ремесленнику-ткачу. Важно отметить, что, как правило, производство металлоизделий, шелка, фарфора переходит в это время в частные руки. [39]

Процесс внутреннего разложения цеха, начавшийся еще в конце XVI в., в XVIII в. шел более активно, приводя иногда к прямому перерождению цеха и к появлению организаций совершенно нового типа. Выделяется прослойка людей, уже настолько богатых, что они перестают принимать личное участие в производстве, но остаются членами хана как хозяева мастерских. Об этом говорит и засвидетельствованное источниками наличие многочисленных подрядчиков (*** лаобань) и управляющих в больших мастерских-лавках. Так, в уставе лавок, изготовляющих и продающих ножи (1767 г.), отмечается: "Если лавка имеет управляющего и отказывает ему в работе, то нужно очень подробно проверить с ним все денежные счета, и только после этого он может уходить в другое место" 16.

Цеховая дифференциация в некоторых наиболее экономически развитых городах (Сучжоу, Фошань) привела к созданию организаций хозяев и предпринимателей. В Фошане, например, возникла система двойных цехов: "западных" (их постройки были расположены в западной части города) - для бедноты, для непосредственных производителей, и "восточных" (расположенных в богатых восточных торговых рядах) - для купцов, хозяев и подрядчиков; для "восточных" цехов членство людей, лично не участвовавших в производстве, было обычным явлением 17. Результатом процесса перерождения цехов и выделения из них союзов купцов или предпринимателей было появление в конце XVIII - начале XIX в. организаций нового типа - гунсо (в Сучжоу из 162 выявленных исследователями к 1959 г. по письменным источникам, данным эпиграфики и т.д. цехов 122 относились к гунсо). Отличительной особенностью гунсо была их организация по профессиональному (а не территориальному, как хуйгуань) признаку и их ярко выраженный классовый характер: они защищали интересы предпринимателей против работников, были небольшими по количественному составу. Все регламенты уставов гунсо касаются главным образом предпринимателей, охраняют их выгоды, определяют условия открытия частных мастерских и лавок, строгие запреты заменены в них двойными и тройными денежными взносами и т.д. 18.

Одна из самых существенных черт цеха - его совпадение с разделением труда не только технологическим, но в наиболее развитых видах ремесла и общественным (например, самостоятельные организации в хлопкоткачестве и хлопкоторговле и т.д.). Сколько бы ни было детально разделение, каждому новому виду работы соответствовал свой цех. В шелковом производстве, например, были цехи по изготовлению отдельных видов ткани или по окраске в различные цвета 19, в Цзиндэчжэне процесс изготовления фарфоровых изделий делился на 36 операций, и почти каждой из них соответствовала своя цеховая организация 20.

Таким образом, между технологическим и общественным разделением труда существовали противоречия, приводившие к отставанию последнего, к его тормозящему влиянию на производство. Однако цех не являлся непреодолимым препятствием, а сам видоизменялся вместе с общественным разделением труда. Мы не находим в уставах запрета разделения цехов. И если в Западной Европе выделение все новых и новых [40] обособленных и изолированных ремесел "послужило материальной предпосылкой мануфактурного периода", хотя "сама цеховая организация исключала возможность мануфактурного разделения труда" 21, то этот процесс наблюдался в полной мере и в Китае.

Конкретная структура цехов зафиксирована в их уставах. В нашем распоряжении имеется свыше 30 документов - от начала XVIII в. (уставы г. Чанша) до конца XVIII - середины XIX вв. К указанному времени относятся, однако, только записи уставов - сами же уставы возникли, как правило, на целый век раньше и существовали либо в устной форме, либо как временные правила. Так, в уставе объединения хозяев мельниц и рисорушек (Чанша, середина XIX в.) говорится: "Хотя прежние поколения и имели установленные уставы, в настоящее время они устарели, и трудно избежать злоупотреблений. Начиная с 4-го года периода Цянь-луна (1740 г. - Э. С.) в соответствии с приказом высших властей совместно установили новые уставы" 22. В уставе сахароварен также сообщается, что уставы мастерских были составлены еще в середине XVIII в. 23.

В отличие от обычных для европейского цеха терминов - мастер, подмастерье и ученик - терминология китайских уставов весьма пестра: мы находим около 20 терминов, обозначающих самые различные категории людей - членов цеха или лиц, вступающих с цехом в непосредственные экономические отношения 24: хозяев довольно крупных частных предприятий (чжу, чжужэнь), подрядчиков, входящих в цех, но обслуживающих частные предприятия с наемным трудом (лаобань), хозяев мелких лавок и мастерских (пуху, яоху, цзиху), наконец, наемных работников с долгосрочным и краткосрочным наймом (чангун, чаннянь саньгун, саньцзян), сведения о которых столь многочисленны, что вопрос о сочетании цеховой системы с наемным трудом может служить предметом специального исследования.

Существеннейшую задачу цеховых организаций составляла борьба против конкуренции, за право полного распоряжения местным рынком (для хуйгуаней - борьба против других групп пришлых купцов или ремесленников). Особенно ожесточенную борьбу вел цех против бродячих торговцев как своих основных конкурентов на местном рынке. Поэтому значительное место в уставах занимают статьи, регламентирующие коммерческую сторону дела, взаимоотношения на рынке. Первое место во всех уставах ханов и хуйгуаней отводится статьям о членстве. С некоторыми вариациями эти статьи в основном одинаковы: они разрешали заниматься данным видом ремесла или торговли только членам цеха; деятельность ремесленников и торговцев, не входивших в цехи, сурово преследовалась.

В цех обычно вступал глава семьи, и ремеслом могла заниматься вся семья. В случае смерти главы семьи права члена цеха передавались по наследству, иногда, в случае особенно строгой охраны цеховых секретов (например, в производстве наньцзинской парчи юньцзин, резьбе по слоновой кости в Гуанчжоу и др.), - только старшему сыну 25.

Для вступления в цех необходимо было уплатить денежный взнос. Взнос пришлого мастера или купца был в 2-6 раз больше, чем местного. [41] Кроме денежных взносов, иногда при вступлении в цех мастер должен был принести жертвы божествам или устроить на свои деньги угощение для старшин (или для всех членов цеха) или театральное представление 26. Но для того, чтобы иметь право открыть свое собственное дело, требовались дополнительные взносы в цеховую казну 27. Взносы не членов хана вдвое превышали взносы его членов.

В некоторых уставах торгово-ремесленных цехов отражено разграничение ремесла от торговли - ремесленникам полностью или частично запрещалось вести торговлю произведенными изделиями и, напротив, торговцам запрещалось заниматься производством 28. Запретительная политика цехов проявлялась и в том, что они не разрешали своим членам торговую деятельность помимо цеха. Мастер не мог взять заказ или купить сырье на стороне, минуя цеховые власти 29.

Однако, как видно из тех же уставов, к XVIII в. цеховая система уже не охватывала всего ремесла и торговли - многие предприниматели и хозяева не являлись членами цеха, хотя и вступали с ним в экономические отношения 30. Это, без сомнения, богатые владельцы мастерских или хозяева торговых заведений. Цех был уже не в состоянии заставить их вступить в объединение и заботился только о том, чтобы сохранить над ними частичный контроль или иметь какие-то денежные выгоды. В уставах Чанша мы встречаем сведения о том, что члены цеха при открытии новой лавки или мастерской вступают в пай с нецеховыми мастерами, цех же только взимает с них денежные взносы (как правило, большие, чем при открытии лавки членом цеха) 31.

Интересно, что у пуговичников и у красильщиков поводом к пересмотру устава послужило появление группы *** ту (здесь - мошенников), которые не входили в цехи, а тайно, прикрываясь чужим именем, занимались торговлей или промыслом. Целью пересмотра уставов и являлось либо запрещение внецеховой деятельности, либо получение с нечленов денег в пользу цеха. Включение такого рода записей в цеховые уставы является бесспорным признаком разложения цеховой организации: если цех начал бороться с такими явлениями, значит они становились массовыми, типичными, цех уже не был в состоянии с ними справиться.

К запретительной политике цехов относилась и охрана своих торговых привилегий от конкуренции сельских ремесленников. Все описания таких городов, как Сучжоу, Ханчжоу, Наньцзин, Сунцзян, Хучжоу, Фучжоу XVII-XVIII и особенно XIX в., полны сведениями о том, что жители окрестных сел ежедневно доставляли на городские рынки огромное количество хлопчатобумажной пряжи, шелка-сырца и некрашеных тканей. Сообщения об этом чрезвычайно многочисленны. Недаром даже в таком относительно мало развитом ремесленном центре, как Чанша, уже в XVIII в. запрет торговли не членов цеха сменяется требованием денежных отчислений в пользу цеха 32. [42]

Значительное количество статей цеховых уставов посвящено определению положения мастера, утверждению и закреплению равных условий в работе и положении различных мастеров в целях предотвращения конкуренции. В уставах было строго определено число праздников. Работать в праздники запрещалось. Цех строго следил за тем, чтобы мастер не изготовил изделий больше установленного цехом количества 33.

Цеховые уставы Чанша предусматривали ограничение возможности открытия новых лавок и мастерских и их численности. Так, в уставе ножовщиков (1767 г.) и в уставе лавок, делавших весы, оговаривалось, что новая лавка должна отстоять на 10 домов от старой. Устав лавок, изготовлявших роговые изделия (1833 г.), запрещал открывать новую лавку справа, слева и напротив от уже открытой. В уставе лавок, торговавших углем и черепицей, говорилось, что на одной улице могла быть только одна лавка 34.

Многие ограничения касались сырья, готовой продукции. Так, трепальщицам хлопка разрешалось работать либо только со старым, либо с новым хлопком 35. Во всех мастерских были определены продажные и закупочные цены, единые гири 36.

Особенно тщательно регламентировалась оплата мастеров: устанавливалась точная плата за разные виды изделий и точное количество еды для мастеров, для подмастерьев и учеников; размер чаевых, выдававшихся по праздникам и т.д. В Сучжоу и в Чунцине часто устанавливались специальные стелы с надписями, точно фиксировавшими размеры платы за определенные виды работы. Так, в записи на одной из стел (1735 г.) сообщалось, что оплата сучжоуских ткачей производилась поштучно и в зависимости от качества продукции. Раз в год выдавались чаевые - всего 1 цянь на ткача 37. Источники содержат много сведений о том, что мастера вели постоянную борьбу за оплату их труда полноценными деньгами. Так, чунцинским красильщикам удалось добиться постановления, предусматривавшего, что оплата их труда должна производиться деньгами, содержащими не менее 6/9 серебра 38 (это правило не распространялось на учеников). Оплата за работу устанавливалась в соответствии со степенью ее сложности, что, конечно, стимулировало повышение мастерства.

Пожалуй, самой обширной, наиболее тщательно разработанной частью уставов являются статьи, посвященные ученичеству. Тут запретительная политика цехов проявляется особенно ясно. Почти во всех документах ученик обозначается термином *** ту или *** сюэту 39. Уставы определяют число учеников, сроки обучения, вступительные взносы в цех за право быть учеником. Чем сложнее было ремесло, тем продолжительнее были сроки обучения. Чем богаче цех и доходней дело, тем выше вступительный взнос. Если мастер брал ученика из людей, не имевших родственных отношений с членами цеха, то вступительный взнос повышался (иногда вдвое) 40.

Характерной особенностью более поздних уставов были имущественные ограничения при наборе учеников. В шелкоткацком производстве Чэнду ученика мог держать хозяин, имеющий не менее четырех станков. [43] При восьми станках можно было иметь двух учеников, при трех станках держать учеников не разрешалось 4l. В производстве восковой бумаги (Сучжоу) правила были еще строже: мелкие мастерские были поставлены в такие условия, что они в течение десятка с лишним лет не могли никого взять себе в обучение 42. Условия ученичества были чрезвычайно тяжелыми.

Одной из специфических особенностей китайского цеха был порядок вступления в цех после окончания ученичества. Если европейский цех требовал от кандидата изготовления шедевра, то в китайском цехе позднего средневековья требовались только денежные взносы - правда, в таких суммах, которые ученик часто не мог уплатить 43. Определить реальную стоимость этого взноса довольно трудно. Но, по-видимому, в XVIII в. он равнялся месячной плате квалифицированного мастера 44. В начале XIX в. вступительные взносы ученика иногда вдвое превышали месячную оплату мастера (взнос составлял 2 тыс. вэней, а месячная оплата мастеров в то время в Чанша - 800-1200) 45. В середине же XIX в. взносы учеников заметно снизились (1200 вэней при оплате 1800-3000 вэней в месяц) 46.

С запретительной политикой цехов, с узкой корпоративностью их организации связана и охрана цеховых секретов, порожденная все той же боязнью конкуренции, стремлением держать в своих руках местный рынок. Некоторые китайские ученые считают, что в XVIII-XIX вв. шел процесс рассекречивания ремесленной техники не только отдельных мастеров, но целых цехов и групп 47. Вряд ли можно согласиться с таким категорическим утверждением. Если такой процесс и шел, то крайне медленно и главным образом в тех отраслях, где секрет ремесла не представлял особой ценности. В Наньцзине, например, секреты производства парчи сохранялись вплоть до создания КНР. Мастера, изготовляющие тяохуа 48, не имели даже своего цеха, а работали каждый в одиночку в целях сохранения своего ремесленного секрета. Охрана ремесленного секрета существовала не только в пределах одного цеха, но и внутри цеха, между отдельными мастерами. В книге автора цинского времени Фань Дуань-яна "О виденном и слышанном в Ао" говорится: "Вельвет ткут и стригут одновременно. Этот способ чрезвычайно секретен. Среди ткачей Гуанчжоу не более десяти человек умеют делать эту работу" 49. В гуанчжоуском цехе резчиков по слоновой кости семейство Вэнь сто с лишним лет назад изобрело многослойный резной шар, и четыре поколения передавали это искусство по наследству. Именно охраной цеховых секретов объяснялось столь долгое сохранение тайны китайского фарфора.

В китайских цеховых организациях значительное место занимают функции административные и религиозные, функции, особенно необходимые цеху, действующему в специфических условиях гнета цинских феодальных властей. Однако китайские цехи были весьма слабы. [44] Противостоя феодальным властям, охраняя права своих членов, цехи в то же время находились под контролем этих властей. Цех не имел юридического влияния в городе, и его юрисдикция распространялась только на сугубо внутренние дела; за более серьезные проступки цех должен был передавать виновного для расследования и наказания властям округа или уезда. В этом смысле функции китайского цеха были, пожалуй, более ограничены, чем функции любого европейского цеха. Видимо, соображениями самозащиты объясняется то обстоятельство, что мастера даже за незначительные проступки подвергались высоким штрафам, а за более серьезные - изгнанию из цеха с потерей права на дальнейшее занятие данным ремеслом. Функции взаимопомощи усилились особенно в гунсо и "восточных" цехах, защищавших себя также от выступлений цеховых низов и внецеховой бедноты.

Все цеховые мероприятия, а в больших цехах и содержание некоторого административного аппарата, осуществлялись за счет денежных средств, собираемых с членов цеха, включая регулярные отчисления, всевозможные денежные штрафы, вступительные взносы, взносы при открытии новых мастерских и лавок и т.д. Эти сборы служили источником бесконечных злоупотреблений цеховой верхушки.

На обязанности цеха лежала забота о цеховых помещениях, о складах товаров, а там, где члены цеха жили вместе (например в Цзиньдэчжэне) - и о жилищах для членов цехов. Это особенно относилось к хуйгуаням и банам, которые вели свою деятельность на территории других областей и провинций. Цех организовывал проведение общих празднеств, жертвоприношений, театральных представлений. На цехе лежала забота о era больных и престарелых членах, организация похорон умерших и т.д.

Каждый хан, хуйгуань, гунсо имел свои цеховые божества, покровительствовавшие данному ремеслу, изображения которых были установлены в помещениях цеха. Богатые цеховые организации нередко строили храмы в честь покровителей ремесел. В уставе каждого цеха есть статьи, касающиеся религиозных культов и празднеств цеха 50.

Важной задачей изучения цеховой системы является выяснение отношения цеха к местным властям и государству. Решение этого вопроса поможет исследованию многих проблем, связанных с политической ролью цеха, с положением группы богатых ремесленников и торговцев, являвшихся предшественниками класса буржуазии.

Особенностью китайского средневекового города была сильная политическая власть феодального правительства, которая препятствовала развитию цеховой автономии, ограничивала цеховую юрисдикцию. Феодальное правительство через местные власти облагало цехи налогами, присваивая себе часть цеховых прибылей 51; через цехи распределялись трудовые повинности по работе на казну и императорский двор 52. Политика ограничения цехов сказывалась и в том, что именно феодальным властям принадлежало право утверждения цен на ремесленную продукцию и размеров оплаты мастеров. Чем слабее был цех, тем больше была роль властей в определении цен на товары и ставок оплаты. Иногда власти навязывали свои установления цехам, несмотря на сопротивление цеховых низов 53. Иногда плата мастерам устанавливалась цеховой верхушкой вместе с местными властями или с их ведома, например в [45] бумажных мастерских в Сучжоу (начало XVIII в.), хозяева которых основали свой собственный союз предпринимателей 54.

Были и другие средства экономического гнета. Власти через цех взимали с лавок и мастерских арендную плату за землю, на которой они были расположены 55. Тяжелым бременем ложилась на цехи и закупка товаров местными властями по заниженным ценам 56. Нередко ханы и хуйгуани подвергались открытому произволу феодальных властей. Так, в Сучжоу в 1765 г. местные чиновники захватили помещение хуйгуаня, построенное союзом ханчжоуских купцов, под свои квартиры, и не возвращали его в течение долгого времени, несмотря на протесты купцов 57. Каждая мастерская находилась под строгим надзором. При проверках, проводившихся цеховыми старшинами, неизменно присутствовали представители феодальной администрации.

Такая политика цинских властей в отношении цехов вполне соответствовала формулам *** ("усиливать ствол, ограничивать ветви") и *** ("заставлять народ идти в сельское хозяйство") 58, которыми цинский двор выражал свое отношение к ремеслу и торговле. Как известно, цинское правительство использовало, например, политическую власть и даже военную силу, чтобы ограничить частную добычу полезных ископаемых 59.

Власти стремились затормозить возникновение новых цехов. Сучжоуским хозяевам лощильных мастерских, например, пришлось вести непрерывную борьбу за установление собственного хуйгуаня с середины XVII до конца XVIII в. Такую же борьбу пришлось вести до начала XIX в. ханчжоуским купцам 60. Кроме того, правительство часто принуждало заниматься определенными ремеслами, например ткачеством. Уже с конца XVII в. под влиянием сопротивления купцов и ремесленников правительство было вынуждено начать политику *** ("позволить народу самому вести разработки") и обязало местных чиновников собирать купцов для разработки полезных ископаемых, сделав таким образом уступки развитию частной инициативы в ремесле 61.

Отношение между властями и цехами, степень давления со стороны феодальных властей не везде были одинаковыми. Это давление было слабей и степень цеховой автономии была выше там, где в цехах развились уже элементы капиталистического производства. По-видимому, в XVII - XVIII вв. наиболее свободными в Китае были гуанчжоуские цехи - там были особенно сильны "восточные" привилегированные цехи и купеческие объединения 62.

Противодействуя в целом развитию цехов, цинские власти в то же время неизменно выступали союзником цеховой верхушки в борьбе против низших слоев цеха и внецеховых ремесленников; так складывался [40] своеобразный союз, основанный на том, что государство пользовалось цехом в интересах своей фискальной политики, а цеховая верхушка искала у властей защиты от выступлений эксплуатируемых ею мастеров. Свидетельства такого союза содержатся в многочисленных надписях на стелах. Этот союз обусловил, с одной стороны, внутреннюю слабость цеха, его неспособность к самостоятельным политическим выступлениям, а с другой - его продолжительное существование не только в рассматриваемый период, но и, с известными модификациями, после "опиумных" войн и вторжения иностранного капитала, вплоть до середины XX в. Политическая слабость китайских цехов, землячеств и т.п. сделала их впоследствии очень удобной формой эксплуатации наемного рабочего на капиталистических предприятиях полуфеодального, полуколониального Китая самыми отсталыми, кабальными, феодальными методами.

Даже беглый анализ китайских цехов исследуемого периода показывает, что общие закономерности развития цехов были одинаковыми на Западе и на Востоке при определенных конкретных различиях между ними. Детальное сравнение этих различий требует, несомненно, особого исследования. Нельзя, однако, не указать здесь на одно из важнейших различий, которое, на наш взгляд, заключается в том, что в Европе абсолютизм сложился позже, чем окончательно сложилась цеховая система, в Китае же цех получил окончательное оформление при наличии централизованного государства и сильной деспотической власти. Отсюда политическое бесправие, узость юридических функций цеха. Абсолютизм в Европе с самого начала опирался на городское бюргерство и поддерживал его, что впоследствии помогло бюргерству сформироваться в активную политическую силу. В Китае централизованное деспотическое государство не нуждалось в такой поддержке города, как в Европе. Поэтому цинское феодально-деспотическое государство тормозило развитие цеха и, следовательно, развитие буржуазии.

Комментарии

1. См., например, К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 23; К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, стр. 124; К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940.

2. См., например, R. Eberstadt. Der Ursprung des Zunftwesens und die aelteren Handwerkerverbaende des Mittelalters. Leipzig, 1900; "The medieval town series", vol. 1-8. London, 1900-1912; К. Каутский. Возникновение рабочего класса и образование ремесленных цехов. СПб., 1905; Д. М. Петрушевский. Очерки из экономической истории средневековой Европы. М.-Л., 1928; М. Н. Тихомиров. Псковское восстание 1650 г. Из истории классовой борьбы в русском городе XVII в. М.-Л., 1935; В. В. Стоклицкая-Терешкович. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV вв. М.-Л., 1936; ее же. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси. Сб. "Средние века", вып. 3. М., 1951, стр. 74-102; П.И. Лященко. История народного хозяйства СССР, т. I. M., 1947; В. И. Рутенбург. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские компании XIV века. М.-Л., 1951; его же. Народные движения в городах Италии XIV-начала XV в. М.-Л., 1958; Ф. Я. Полянский. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII-XIV вв. М., 1952; его же. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха феодализма. М., 1954, и др.

3. См. В. А. Гордлевский. Из жизни цехов в Турции. К истории "ахи" [Б. м.], 1923; его же. Избранные произведения, т. I. M., 1950; Н. В. Пигулевская и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1948; П. А. Искендеров. Развитие городов в Японии в XVI веке. "Советское востоковедение", 1958, № 1, стр. 42-50, и др.

4. *** (Лю Юн-чэн. О ремесленных организациях в Сучжоу в цинское время). *** ("Лиши яньцзю), 1959, № 11, стр. 21-47.

5. См. Лю Юн-чэн. Указ. соч., стр. 30.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 23.

7. Уставы гунсо, большая часть которых относится ко второй половине XIX - началу XX в., в статье не анализируются.

8. *** ("Материалы по истории китайского ремесла в новое время". Далее - "Материалы..."); ***, 1959 ("Сборник надписей на стелах из провинции Цзянсу периода династий Мин и Цин", далее - "Сборник надписей...").

9. Перевод четырех неопубликованных уставов конца XVIII - начала XIX в. из Сычуани см. в приложениях к данной статье.

10. Тогда назывался Цзяннин.

11. *** (Чжоу Хуэй. Записи о пустяках. Пекин. Ксилограф XVIII в.), раздел *** ("О цихане работников"), стр. 3а-б.

12. "Сборник надписей...", надписи № 3, 7, 9, 23-25.

13. Трудно сказать, каких организаций было в этот период больше - собственно ханов или хуйгуаней. В Исине, например, где основное население составляли местные ремесленники, работавшие главным образом на местном сырье, в Уси, где ткачество приходило в упадок и рынок перемещался в соседний Сучжоу - основным видом организации был хан.

14. См. "Материалы...", т. 1, стр. 187.

15. *** ("Описание уезда Фошань в годы правления Цяньлун". Ксилограф, пров. Гуандун, XVIII в.); *** №6 ("Описание уезда Фошань в период Республики". Ксилограф, пров. Гуандун, XX в.).

16. "Материалы...", т. 1, стр. 188.

17. См. "Описание уезда Фошань в период Республики", цзюань 1, стр. 116.

18. См. "Сборник надписей...", № 66, 69, 289 и др.

19. См. *** ("Описание уезда Цзяннин в годы правления Чжэндэ". Ксилограф XVI в.).

20. См. *** ("Описание уезда Фулянь в годы правления Даогуан". Ксилограф, пров. Цзянси, XIX в.).

21. К. Маркс. Капитал, т. I (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 371).

22. "Материалы...", т. 1, стр. 183.

23. См. там же.

24. Многообразие терминов объяснялось в известной степени их происхождением1 из различных районов страны.

25. Записано со слов старых рабочих в Наньнзинском научно-исследовательском институте шелка и в гуанчжоуских костерезных мастерских летом 1959 г.

26. См. "Сборник надписей...", № 73.

27. См. приложение 3, ст. 4, 5; "Материалы...", т. 1, стр. 178-180.

28. См. приложение 1, ст. 2, 4.

29. Мнение Г. Г. Авенариуса, будто в Китае не членам цехов не запрещалось заниматься ремеслом (см. Г. Г. Авенариус. Китайские цехи. "Вестник Маньчжурии", 1927, № 11, стр. 57), не находит подтверждения в источниках. Напротив - каждый из известных нам уставов содержит запретительные статьи. См., например, "Материалы...", т. 1, стр. 196; приложение 1, ст. 4; приложение 2, ст. 8, 7; приложение 3, ст. 6; приложение 4, ст.5.

30. См. приложение 2, ст. 5; приложение 3. ст. 5; приложение 4, ст. 5.

31. См. приложение 3, ст. 8; "Материалы...", т. 1, стр. 198.

32. См. "Материалы...", т. 1, стр. 196 (устав лавок, изготовляющих ножи).

33. См. "Материалы...", т. 1, стр. 188, 195; ср. приложение 1, ст. 7.

34. См. "Материалы...", т. 1, стр. 195.

35. См. приложение 4, ст. 1.

36. См. там же, ст. 3.

37. См. "Сборник надписей...", № 3.

38. См. приложение 2, ст. 6.

39. В уставах г. Чанша ученик обозначается терминами *** туди или *** сюатуди.

40. См. "Материалы...", т. 1, стр. 181. Устав сапожников и шляпников (Чанша, начало XIX в.).

41. Записано со слов старых рабочих при посещении шелкоткацких мастерских в г. Чэнду летом 1959 г.

42. См. оттиск с Сучжоуской стелы, находящийся в Наньцзинском музее (инв. № 023).

43. См. приложение 2, ст. 3, 10.

44. См. "Материалы...", т. 1, стр. 180-181.

45. См. там же, стр. 189-190.

46. Там же.

47. См. *** (Ли Шу. Когда начался новый период в Китае?). "Лиши яньцзю", 1959, № 3, стр. 6.

48. Тяохуа - приспособление из тонких шнурков и веревочек, при помощи которого производились многоцветные крупноузорные ткани.

49. *** (Фань Дуань-ян. О виденном и услышанном в Ао (Гуандуне). Ксилограф. Гуанчжоу, конец XVIII - начало XIX в.].

50. См., например, приложение 2, ст. 13; приложение 3, ст. 12, 13.

5.1.См. "Сборник надписей...", № 7.

52. См. *** ("Описание области Луань". Ксилограф, XVIII в.); приложение 4, ст. 4.

53. См. "Сборник надписей...", № 23.

54. См. "Сборник надписей...", № 39, ср. № 3.

55. См. "Материалы...", т. 1, стр. 186.

56. См. приложение 4, вступительная часть.

57. См. "Сборник надписей...", № 15.

58. См. Ли Юн-чэн. Указ. соч., стр.28.

59. См. ***(Лю Янь. Начальный период городских движений под влиянием развития городской экономики в позднеминское время). "Лиши яньцзю", 1955, № 6, стр. 29-60.

60. См. Ли Юн-чэн. Указ. соч., стр. 28.

61. См. оттиск стелы начала XIX в. Хранится в историческом музее пров. Чжэцзян.

62. см. ***(Ху Си-мин. Исторические материалы об условиях жизни гуанчжоуских ткачей и их участии в антианглийской борьбе в деревне Саньюаньли 100 лет назад). *** ("Лилунь юй шпцзянь юэкань"), 1958, № 2.

 

Текст воспроизведен по изданию: О характере цеховой организации в Китае в XVII - первой половине XIX в. // Проблемы востоковедения, № 1. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.