Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ЧИНОВ.

Избрания достойных людей.

Бывают избрания чиновным людям для определения на порожние места по особым испытаниям (по экзаменам): 1) чрез три года один раз в приказе писаний, 2) в Ко, 3) в Доу, (где всегда бывают в запас люди назначенные и готовые); 4) ни мало не медля в Джургане чинов; по избраниям делаются расписания службам избранных, представляемы они бывают на смотр пред Государя, и Государь сам из них соизволяет выбирать достойнейших на места такие 83. [133]

О таких, кои крови святых и великих мужей, бывших в древних и прежних веках.

О рожденных от крови святых и великих мужей, в те времена, когда следует кому из них получить по наследству известной чин Инь Шен называемой 84, имеют Дзунды или Сюньфы присылать к Государю прошения о пожалованиях, и Государь по учиненным на прошения от Джурганя чинов докладам соизволяет жаловать таким чином всегда старшего сына.

Кто имеет чин Инь Шен, того второму по рождению и третьему сынам дать в наследство чин и должность Боши.

Инь Шену крови Кунфузы 85 дать чин 6 класа старшего. [134]

О удостоеваниях с ручательствами.

Представляют подчиненных чиновных людей к местам с ручательствами своими, в Пекине судьи Джурганей и Ямуней, а из областей Дзунды и Сюньфы. Еще иногда представляются к местам люди назначенные поимянным Государевым указам.

На опорожнившиеся места Дзундов и Сюньфов могут представлять с ручательствами достойных людей Амбани Джурганей и Ямуней, но естьли не явятся представленные достойны, то чинить наказания представленным вместе с ручавшимися.

Уволенных от служб за болезньми могут по выздоровлениях представлять ко определениям на места, Дзунды и Сюньфы с ручательствами, таких, которых достоинства им по изведаниям и рассмотрениям подлинно известны.

К поручениям нужных, трудных, и хлопотных дел и должностей, имеют вельможи Китайского рода, [135] которые вышних трех класов, представлять чиновных Китайцев, прямо способных, и подлинно достойных, не разбирая чинов их и степеней, но только при том с ручательствами и с описаниями способностей и достоинств доказательными, остерегаяся подпасть впредь вместе с ними под наказания.

В представлениях и ручательствах о способных и достойных людях, похвал и возношений пустословных не писать, а только писать ясно качества природы, службы, и деяний каждого представляемого существующие.

О начальниках в областях находящихся, которые, будучи при сборах податей и оброков, искоренили всякие бываемые воровства и хитрости, подали крестьянам поощрения к способным приобретениям избытков от земель, и не оставляли доимок три года, имеют Дзунды и Сюньфы справедливо представлять для немедленного повышения. [136]

О возвращении прежних чинов.

Начальникам, с которых чины сняты, и которые были под следствиями, и отставлены от должностей своих, отдавать снятые чины и должности их в то время, когда они по окончаниям дел о себе, явятся извинительными, или в пороках и проступках чрез три года не оказали себя.

Кто из чиновных явится наказан чем ни есть, того записать в книгу, означая за что наказан и чем, а по сему и никого без справки с книгою в чины не производить и к делам не употреблять, покуда законно исключен из оной не будет.

Об определенных и отправленных к должностям.

Определенным и отправленным к должностям даются на чины и должности указы за печатьми, дабы являлися на местах своих в положенные сроки, под опасением себе по числам [137] просрочек, указных наказаний, которые по двумесячных просрочках кончатся лишениями всех чинов, а исключаются прямо законными и в тонкость исследованными притчинами.

О УВОЛЬНЕНИЯХ.

Желающий увольнения от своего места, должен написать в челобитной своей законные притчины обстоятельно, и при челобитной объявить полученное от главного начальства своего притчинам уверительное засвидетельствование на письме и за печатью; но ежели желание его по намерению приобресть себе другое пристойное место, то ведать он должен, что получить оное может не инако, как чрез жребий, и что естьли в то время, когда попросит увольнения, пристойного другого для него места не случится, то отлучившися он по прошению от своего места тотчас, будет ждать другого возможного себе места, чрез жребий до следующего месяца; а при том и помнить должен, что к жестокому [138] суду отдан будет, естьли после жребия, чрез указное исследование, которое должно быть неотлагаемым, явятся прошению его притчины не законные.

Не быть в одном присудственном месте, при делах родственникам.

Детям и меньшим братам судей, которые состоят в вышних трех класах, не быть определяемыми в чины и должности Ко, и Доу; а таких детей и внучат, которые имеют на себе сии чины, когда отцы или большие браты их приуготовляемы будут к помещениям в Джургани (в коллегии), переводить в Джургань чинов, поручая звание и должность Эджеку.

Кроме Дорги Ямуня, во всех присудственных местах не иметь деда со внуком, отца с сыном, дядю с племянником, брата большого с меньшим (родных), а исключать всегда тех из них, кои чинами меньше. [139]

Где случится следствие о казне, или суд о винном человеке, тамо не иметь людей при делах одного рода.

ОБ ОТПУСКАХ.

Отпуски бывают находящимся в Пекине чиновным людям на указные сроки посему; 1) для свидания или препровождения в домы родителей своих, таким, кои прослужили в чине Хафанском не меньше 10 лет; 2) для отправления великого поминовения прародителей, и всех предков своих, таким, кои прослужили в чине Хафанском не меньше 6 лет; 3) для перевозу костей усопших из кровных родственников, таким, кои в чине Хафанском прослужили не меньше 5 лет. Еще отпуски бывают таким, которые попросят увольнения жениться.

На дорожные проезды давать сроки рассуждая по расстояниям, а для пробытий в домах, не давать сроку больше 4 месяцов.

Отпуски давать по верным от начальств засвидетельствованиям и ручательствам. [140]

Ежели отпущенной пред исходом срока своего объявит себя больным, то сверх градоначальников, имеет Сюнь фу подлинное о таком уверение дать.

За всякую неправду как отпущенным, так и уверившим об них, чинить наказания вместе.

Вышним трем класам просить Государя об отпусках словесно.

Кто просрочил год, того наказать недачею жалованья за год, а за просрочку двух лет, выключить того из службы, и отослать на отчизну его.


Комментарии

83. По сей статье следуют в книге установления, из каких присудственных мест и чинов такие избрания людям чинить: я нашед оные скучными для любопытного читателя, оставил без перевода.

84. Инь Шен: студент чиновной.

85. Конфуциуса.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.