Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О не чинении содержащимся под стражами людям послаблений.

Ежели судья такого винного человека содержать будет под легкою стражею, которого должно или в тюрьме заключить, или в оковы посадить, наказать его за сие, смотря по важности учиненного содержащимся тем человеком преступления; естьли преступление стоит наказания толстых батогов, бить его тонкими батогами 30, естьли стоит работы, 40, естьли ссылки стоит, 50 ударов; буде же стоит смерти преступление, наказать его 60 ударов толстыми батогами. Когда судья сделает какое послабление содержащемуся под стражею, получивши от него подарок, наказать его жестоко по [557] цене подарка, как преступника законов. Начальникам над тюрьмами за послаблении наказание такое же.

Кто из начальников против законного положения самопроизвольно возложит на маловинного оковы большие и тяжелые, с того снять чин, и употребить того в другую должность. Всякого винного, на которого селхень надета, наказывать батогами при выпуске, когда срок исполнится; ежели винной оказался болен, выпустить его на верные поруки, а по выздоровлений опять до срочного времени держать его в селхене; напротив, естьли начальник не даст ему для излечения свободы, и он от того умрет, отдать такого начальника под строгой суд.

О наказании за истязании и заключении, чинимые людям невинным.

Кто из начальников по ссоре и злобе своей невинного доброго человека отдаст под стражу и заключение, того бить толстыми батогами 80 ударов, а буде невинной от такого нападка умрет, удавить его титивою [558] (дождавшися указа); равное наказание всем стражу содержавшим, кои ведая оное, не доносили на начальника, но только вместо смерти наказание им ниже одной степенью смерти. Кто из начальников по ссоре и злобе своей будет невинного доброго человека истязывать орудиями, наказать того 80 ударов толстыми батогами; буде изтязывая сделает ему увечье, осудить его к такому наказанию, какое положено за увечье причиненное в драке; ежели же от того невинной умрет, отрубить ему голову (дождавшися указа). Всем его сотоварищам и стражам, кои с ним истязании (то есть пытки) над невинным производили, такое же наказание, только вместо смерти им наказание ниже одною степенью смерти. Кто из судей, без законной притчины не будет скоро приведенного винного человека допрашивать, и свидетелей сторонних людей станет долго под стражею содержать, того лишить всех чинов. [559]

О не чинении изнурений и обид в тюрьмах содержащимся винным людям.

Кто из стражей будет своевольно содержащегося в тюрьме бить и увечить, того наказать, как за драки в ссоре чинимые наказывать велено; естьли кто из принадлежащего содержащемуся платья, одежды или пищи, что ни есть возьмет себе, судить его как вора; а ежели содержащейся от побои его или от изнурений умрет, удавить его титивою [дождавшися указа]. Начальникам, естьли утаят оное, такое же наказание, но только вместо смерти наказание ниже одною степенью смерти.

Всяких возимых и водимых под стражами винных людей на дорогах, получивших болезни, отдавать воеводам и управителям на руки для излечения, и доносить о сем в те присудственные места, до коих винные принадлежать будут; а кто в оном какое не исполнение, или же обмане сделает, того отдать к суду. [560]

Во всех судебных местах пытки и допросы над винными производить, сделавши на то определение, и употребляя указные истязании, а своевольно и по щекам никогда их не бить.

Строго наблюдать, чтоб у содержащихся в тюрьмах не было всего того, чем можно от оков свободиться, или же себя умертвить.

Кто из находящихся при тюрьмах на странах даст содержащемуся в тюрьме что либо для свободы от оков, того бить толстыми батогами 100 ударов; буде чрез то содержащейся убежит, или себя ранит, или другого ранит, отдать того стража на год в работу, бивши 60 ударов; а буде умертвит себя содержащейся, отдать стража в работу на два года, бивши 80 ударов; ежели чрез то содержащейся сделает в тюрьме волнование и убежит или кого умертвит, удавить стража титивою [дождавшися указа], когда же содержащейся таким образом убежавши, будет до решения сего дела [561] стражем самим или другим человеком схвачен, или умрет, или сам явится, тогда уменьшить над стражем тем наказание одною степенью.

Наказание по сей статье постороннему человеку, родственнику содержащегося и слуге, против стража меньше показанного одною степенью.

Начальнику за утайку из предписанного что ни есть, наказание, какое стражу здесь положено, но вместо смерти ниже одною степенью.

Ежели кто сделает что ни есть из предписанного для корысти, того наказать как преступника государственного, жестоким образом.

О запрещении давать содержащимся в тюрьмах наставлений на дела об них судимые.

Кто из находящихся при тюрьмах даст содержащемуся в тюрьме для переворота, и потемнения в деле притчин, наставление, и кто из них перескажет про дело и притчины содержащегося стороннему человеку для совета, на слагание важности вины на другого, чтоб содержащейся виноват был меньше, тех наказывать за оное, как [562] положено наказывать за оправдание виноватого и за обвинение правого человека; стороннему же человеку за совете наказание меньше оного одною степенью.

Начальникам и стражам за впускание в тюрьмы сторонник людей наказание по 50 ударов тонких батогов.

Содержащимся в тюрьмах пропитания не имеющим давать в месяце пшена по три хязе 245 человеку.

У всякой тюрьмы для больных содержащихся иметь по два лекаря.

Впускать к содержащимся в тюрьмах для посещения самых ближних родственников по два раза в месяц, слуг, содержащимся дозволять иметь не больше двух человек, пищу приносимую содержащимся осматривать самим хафаням и доставлять чрез стражей. [563]

О допускании родственников к содержащимся под стражами Амбаням.

К содержащимся под странами Амбаням, кои чины имеют не ниже пятой степени, на посещение ходить могут родственники их и свойственники, а по произволениям могут они с ним ехать и в ссылки, когда кто из Амбанев за вину пошлется; ежели кто из таких Амбанев под стражею, или в ссылке, или еще на дороге умрет, то имеют судьи и начальники о сем родственников и свойственников уведомить письменно, и донеся государю дозволить им погребение над тем умершим Амбанем отправить а кто противно сей статье поступит, того наказать толстыми батогами 60 ударов.

О нечинении пыток над людьми высокостепенными, престарелыми, и малолетными.

Ни каких пыток не чинить над людьми высокостепенными, кои написаны в осьми советах, над людьми [564] престарелыми, коим от роду не ниже семидесяти лет, над малолесными, коим от роду не больше пятнадцати лет, и над больными, а разбирать вины их, и к наказаниям осуждать по сысканным свидетельствам и доказательствам; а кто из судей и начальников противно оному поступит, того наказать как за обвинение правого человека наказывать велено.

В свидетели не принимать старых людей, коим от роду не ниже семидесяти лет, еще малых, коим меньше десяти лет от роду, и самых увечных людей, а за преступление сего наказание 50 ударов тонких батогов.

О немедленном отсылании людей, по оговорам требуемых.

По требованиям получаемым из присудственных месте, всякого звания людей, которые по оговорам подлежать будут к допросам и следствиям, начальники отсылать имеют не отлагая времяни, а имянно по получении требования конечно в трех днях; за не отсылку же по прошествии срока сего [565] наказывать начальников таким образам, за один день по 20 ударов тонкими батогами, а далее за каждой день увеличивать над ними наказание по одной степени до 60 ударов, и по сем о невременном истребовании людей таких сообщать от тех присудственных мест к главных начальникам.

О не вмешивании в следствии и суды чего в челобитьях нет.

Всякие следствии и суды производить прямо по челобитьям, не вмешивая ничего постороннего, а кто из судей и следователей будет у ответчика, для учинения над ним подкопа и подыска, требовать ответа на то, чего в челобитье от истца не написано, то самого того судью наказать, как за умышленное обвинение правого человека, велено судью наказывать.

О недержании под стражами людей по решении дел их.

Всякого подсудимого по решении дела его не держать под стражею ни [566] одного часа, а кто из судей продержит его по решении дела три дни, того судью наказать тонкими батогами 20 ударов, а далее увеличивать над ним наказание за каждые три дни одною, степенью.

О содержащихся в тюрьмах кои на добрых людей показывают поклепы.

Кто из содержащихся в тюрьме скажет на доброго человека к бесчестию и погублению такое дело, какого не было, того наказать против того, как велено за поклепы наказывать больше тремя степенями, а естьли он по той вине своей, по коей в тюрьму посажен, больше сего наказания достоин, то уже осудить его к одному тяжелому наказанию, смотря по важности преступления. Когда скажет содержащейся на доброго человека поклеп какой не от своего умысла, а будучи принужден там сказать по научению от хафаня или лия 246, не стерпя мучительных пыток, то наказать научителя, как [567] за умышленное осуждение к наказанию правого человека, судью наказывать велено.

Кто из судей продержит под стражею оговоренного человека напрасно трои сутки, того наказать тонкими батогами 20 ударов, а далее за каждые трои сутки увеличивать над ним наказание по одной степени, до 60 ударов толстых батогов; свидетелей, кои сберегая подсудимых, правду сказывать не будут, наказывать против того, каким наказаниям подсудимые достойны явятся, меньше двумя степенями.

О осторожном и подробном разбирании дел по челобитным подаваемым на решении несправедливые.

Все те ямуни (приказы), кои разбирают и рассматривают дела людей решениями не довольных, то есть напрасно обвиненных, имеют 1) разобравши оные обстоятельно и рассмотревши ясно, доносить о напрасно обвиненных самому государю, прописывая в доношениях все притчины дел, и по притчинам все рассуждения решительные, как [568] и по чему люди несправедливо обвинены, имянно, и для того такие доношении свои имеют они запечатывать собственными своими печатьми; 2) а по донесении, когда особыми судьями, которые вновь все оное по повелению государеву разберут, сыщется правда, что обвинен человек напрасно, имеют оборотить ту взведенную на обвиненного вину на судей обвинивших, и на челобитчика поклепавшего, и напротив, ежели которой из сих ямуней (приказов) в поданном государю доношении оправит такого винного, которой обвинен прежним судом по справедливости, то как просителя вновь оправленного, так и судей, кои вновь оправили его, отдать на три года в работу, бивши по 100 ударов толстыми батогами.

О наказании таких, кои делают противно законам умышленно.

Кто услыша про милостивой указ, что скоро обнародуется, сделает противно закону умышленно, того наказать против положенного за вину закона, [569] увеличивши наказание одною степенью, хотя милостивой указ обнародован.

Судью, которой услыша про милостивой указ, что скоро обнародован будет умышленно из страсти или злобы своей постарается до воспоследования указа привесть подсудимого решением дела к наказанию осудить к наказанию такому, какое положено за умышленное осуждение к наказанию правого человека.

О женщинах, кои за преступлении свои судимы бывают.

Женщин впадших в преступлении сажать в тюрьму только таких, кои в прелюбодействах и смертоубийствах обличаться будут, а падших в другие преступлении отдавать на руки мужьям их, или родственникам, или соседам по роспискам и поручительствам; а кто из начальников противно сему поступит, того наказать тонкими батогами 40 ударов.

Женщин беременных, коих по винам пытать следует, так же отдавать поручителям, пытать же и [570] наказывать после родин, спустя сто дней; а кто из начальников беременную женщину пытать или наказывать станет, и она от того младенца выкинет, наказать его, естьли выкинула живого, 100 ударов толстыми батогами, а естьли мертвого, 100 же ударов оными, и еще на три года отдать его в работу.

Ежели начальник женщину будет пытать или наказывать после родин ее, когда еще сто дней не исполнилось, и потому младенец ее умрет, наказать его меньше предписанного только одною степенью.

К беременным женщинам, кои хотя к смертным казням осуждены будет, бабок повивальных допускать, а казнить их после родин, пропустя сто дней.


Комментарии

245. Хязе, четверик их, в нем сто горстей. Пшено сорочинским у нас называемое.

246. От судьи или подьячего.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.