Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О наказании таких убийцев, кои чинили убийствы чрез выдуманные свои хитрости.

Всяких таких злодеев, кои убийствы над людьми учинили, выдумавши хитрости, одни сами или с товарищами, казнить смертию: начинщикам рубить головы (дождавшись указа), помощников их давить титивами (дождавшись указа), а протчих соучастников их, кои не помогали в действии убийственном, бить толстыми батогами по 100 ударов и ссылать в ссылки за 3000 ба; но исполнять такие наказания, когда пострадавшие от них действительно умерли, (буде пострадавшие умрут не от убийственного их действия, а другою смертию нечаянною, то наказать их как велено наказывать за побои сговором учиненные). [418]

Когда от убийцев страждущей будет только ранен, то начинщика удавить титивою (дождавшись указа), помощника его бить 100 ударов толстыми батогами, и сослать за 3000 ба в ссылку, а участника, которой не помогал в действие, бить столько же и отдать на три года в работу.

Когда убийцы с совета убийство начинали, а повредить страждущего не могли, то начальника бить толстыми батогами 100 ударов, и отдать на три года в работу, советников его и соучастников: бить по стольку же ударов такими батогами. Ежели такие злодеи по притчине убийственного дела своего брали что из имения страждущего, рубить им всем без разбору головы, как настоящим разбойникам.

О наказании за убийственное действие над чиновным человеком.

Кто из начальников чрез какие ни есть способы и хитрости поступит на лишение жизни присланного по имянному указу, и кто из [419] подчиненных так же поступит на жизнь своего начальника или градоначальника того, ежели еще не поранил и ни как не уязвил, бив 100 ударов толстыми батогами, сослать за 2000 ба в ссылку, а ежели поранил и уязвил, удавить титивою; когда же умертвил, отрубить ему голову, не дожидался постановленного времяни 218, сообщников такого злодея наказать против оного меньше.

О наказании за убийство своих родителей, естьли может случиться.

Ежели кто чрез какие ни есть способы и хитрости поступит на лишение жизни своих кровных, на жизнь деда или бабки, отца или матери, дяди родного или брата родного, тому и соучастником его, [когда дети или внучата] рубить головы, и отрубя изрубить труп каждого на мелкие части, так же наказать жену за лишение [420] жизни мужа, сноху за свекра или свекровь, за деда мужнина или бабку: но то еще понимать, что наказывать так не токмо за действительное смертоубийство или вред, но и за одно только на жизнь покушение.

О случившемся смертоубийстве по притчине блудодеяния.

Кто нашед и увидя жену свою или наложницу с мущиною в блудодеянии, и в том месте и в то время обеих их заколет, или инако умертвит, того за сие не истязывать и винным не признавать его; естьли он того блудника и одного в таком случае умертвит, то так же не обвинять его, а только блудодейку жену его обвинить и отдать в казенную работу.

Ежели жена или наложница согласись с блудником своим умертвить мужа своего, изрезать ее на мелкие части, а блуднику ее отрубить голову [дождавшись указа]; когда ж блудник ее умертвит мужа ее и один, удавить титивою и ее с блудником [421] [дождавшись указа], хотя она про такое намерение блудника своего не знала.

Кто нашедши жену свою в блудодействии, в тот час и в том месте [увидя] умертвит одну ее, и кто нашедши жену свою в блудодействии умертвит ее после блудника, [что уже ушел] и чрез принуждение, чтоб сама в том призналася, таких мужей наказывать по тому закону, которым велено наказывать мужей за не умышленные убийства жен своих.

Кто блудника жены своей не возмогши схватить у нее, догонит его в то самое время и умертвит за воротами, того наказать за сие, как велено наказать за напрасно учиненное над другим наказание толстых батогов.

Кто убьет блудника жены своей на дороге, узнавши только о блудодействе его с нею, того наказать как за умышленное убийство наказывать велено.

Кто блудника жены своей, нашедши с нею, будет в то время бить [422] и не вдруг убьет до смерти, или вдруг умертвит его, но в другое время, того судить как бы он убил человека, которой в ночные часы, не имея притчины вошел к нему в дом, и наказать по уложенному на сие закону.

Брать могут блудницу с блудником на месте блудодейства для изобличения, блудницы и мужа ее братья родные, родственники ближние, домашние, и такие люди, которые должность имеют ловить воров и разбойников.

Когда блудника на месте блудодейства умертвит блудницын отец или мать, дядя или тетка, брат большой, или сестра большая, [родные] дед или бабка [по матери], то почитать убийство оное равно с тем, как бы муж блудницын умертвил его.

Кто нашедши и увидевши в блудодеянии жену родного брата своего большого, умертвит тогда блудника ее догнавши, тому наказание такое, какое положено за убийство колодника, которой от поимки и взятья не оборонялся. [423]

Кто умертвит блудника или блудницу увидя в блудодеянии, будучи человек посторонней, того так наказать, как велено за убийство, случившееся в драке, наказывать.

Когда блудница умертвила мужа своего умышленно, а блудник ее подлинно не знал про оное, наказать блудника только за блудодейство.

Блуднице, которая по притчине блудодейства своего начинала чрез хитрость свою умерщвлять своего мужа, отрубить ей голову, хотя муж только поврежден от нее, а не умер.

Блудника, которой начинал чрез хитрость свою умерщвлять мужа блудницы своей, сослать за 3000 ба в ссылку, хотя не мог умертвить его, а только повредил: а ежели блудница по научению блудника своего начинала умерщвлять мужа своего, то с нею и его блудника казнить смертию, [удавить титивою].

Когда блудник для свободного себе к блуднице своей ходу умертвит свекра или свекровь блудницыну, [424] удавить ее титивою, хотя она про дело сие и не знала.

Кто узнавши подлинно, что жена его слюбилась и блудодействует с своим деверем, а его братом родным, и обеих их умертвит, не на месте блудодеяния, того так наказать, как положено за своевольное убийство колодника осужденного на смерть, наказывать.

Кто видевши жену свою в блудодеянии, будет в запальчивости своей бить ее и убьет до смерти, а блудника ее не могши у себя схватить, по времени схватит и приведет к суду, то блудника, когда доказан будет и признается в том, удавить титивою [дождавшись указа] а его за убийство такое наказать толстыми батогами 80 ударов.

Блуднику, которой мужа блудницы своей по совету с нею умертвил, и чрез хитрой свой способ на ней женился, отрубить голову. [425]

О, наказании за такие насмешки, которые человеку причиняют болезни, или же смерть.

Кто что либо вредное здравию вложит человеку в ухо, или в ноздри, или в другое подобное сим место, или в зимнее особливо время снимет с человека одежду, или лишит голодного пищи, жаждущего пития, или отнимет у человека лестницу от высокого, [где он случился быть] места, или снимет с лошади узду, на коей человек сидит, или что либо учинит иное подобное сему во вред человеку, такого бить толстыми батогами 80 ударов; а ежели от насмешки выдет человеку увечье, то за малое бив его 100 ударов такими батогами, отдать на три года в работу, а за большее бив столько ж, сослать за 3000 ба в ссылку, и еще отдать увечному половину имения его, буде ж от насмешки умрет человек, удавить его титивою [дождавшись указа].

Кто из насмешки пустит на человека змею, или скорпиона, или другую какую гадину жалить, или укусить, и [426] тот человек вред себе от того получит, того наказать как велено за вред в драке другому причиненной наказывать, смотря сколь велик вред сделался.

О убийствах и вредах случившихся от шуток или ошибок.

Кто в шутке кулаком или палкою ушибет человека до смерти, или только поранит, и кто в драке с другим ушибет до смерти или только поранит стороннего человека, таких наказывать по тому закону, как велено за убийство и вред причиненные в драке, наказывать.

Кто намеревая другого умертвить, умертвит ошибкою стороннего человека, наказать его как за умышленное убийство.

О наказании за делание и имение смертоносных лекарств.

Таким людям, кои будут делать, кои у себя иметь будут, и кои других научать станут делать [427] такие отравы и ядовитые лекарства, чрез употребление которых следует человеку неминуемая смерть, рубить головы.

О наказании за убийства в драках и бранях случившиеся.

Кто в драке или брани, каким бы то образом ни было, умертвит человека, тому смертная казнь, естьли неумышленно, удавить его титивою, а умышленно, отрубить ему голову, (но дождавшись указа).

Когда несколько человек согласившися били одного, или сколько ни есть человек, и убили до смерти человека, то того, чья на мертвом теле рана тяжелее других, удавить титивою (дождавшись указа), а протчих согласников всех, не спрашивая их кто бил и не бил, бить толстыми батогами по 100 ударов, и сослать за 3000 ба в ссылки; посторонних же людей, кои просто на битье и убийство смотрели, бить всех толстыми батогами по 100 ударов. [428]

Кто надеясь на свой чин и могущество будет наглым образом бить человека, которой сопротивляться ему не в состоянии, и убьет до смерти, тому отрубить голову, (дождавшись указа).

Кто ложно скажет другому про брод чрез реку, будто мелок и не вязок, или про мост будто не гнил и крепок, зная что не можно переходить, и ежели от его такого обмана человек тот утонет, или только повредит себя, то его осудить к такому наказанию, какое положено за убийство, или увечье, случившееся в драке.

Кто каким либо нечаянным и совсем неумышленным образом умертвит или поранит человека, с того доправить на несчастного того увечье, джолигань 219.

О наказании мужа за смертное убийство жены своей, буде она виновата пред ним была.

Ежели муж своевольно убьет до смерти жену свою, по такой притчине, [429] что она била или бранила деда его или бабку, отца его или мать, то его за смерть бить толстыми батогами 100 ударов.

О не стрелянии и не бросании камней и черепков на жилые места, и где люди есть.

Кто будет чем либо стрелять или бросать на жилые места и где люди есть, того бить 40 ударов тонкими батогами, хотя и не повредит никого, а естьли повредит кого, то наказать его против того как за повреждение человека в драке велено наказывать, меньше одною степенью, а ежели случится ему тем умертвить человека, то его бив 100 ударов толстыми батогами, сослать за 3000 ба в ссылку.

О наказании за прыткую по улице езду.

Кто едучи по улице прытко верхом или в коляске ушибет человека больно, того наказать меньше одною [430] степенью того, как за повреждение человека в драке велено наказывать; а буде ушибет человека до смерти, то его бить толстыми батогами 100 ударов и сослать в ссылку за 3000 ба.

О наказании врачей неискусных за учинении больным людям вредов или же смерти.

Кто из неискусных врачей не по правилам врачебной науки даст больному неумышленно такое лекарство, от которого больной умрет, и по осмотру других лекарей окажется, что подлинно погубил он больного лечением своим неумышленно, то за ошибку такую взять с него в дом умершего пеню, и запретить ему лечить людей и врачом называться; а ежели из них кто умышленно уморит лекарством своим человека, тому отрубить голову (дождавшися указа), буде же кто из врачей умышленно, врачеванием своим усугубить болезнь к больному для прибытка себе, того наказать как вора, смотря по цене полученного им от больного прибытка. [431]

О наказании за причинение человеку вреда или же смерти чрез неосторожность на зверином промысле.

Когда звероловец для ловли зверей сделал яму, и над ямою поставил скрытно лук или другое что им есть для уязвления зверей, а шеста для осторожности людям, и никакого знака не поставил, то бить его за сие 40 ударов тонкими батогами; а буде от того вред человеку сделается, наказать его против того, как положено за причинение человеку вреда в драке, наказывать велено, меньше двумя степенями, естьли же от того смерть человеку случится, то его бить 100 ударов толстыми батогами, и отдать на три года в работу, доправя с него на погребение мертвого того на 10 лан серебра 220. [432]

О наказании таких, которые силой и властию своею угнетают бедных людей к смерти.

Кто по притчине вынуждения долгу, или пашни, или сватовства, или каких пожитков, силою и властию своею притесняя человека и угнетая, доведет его до того, что сам себя умертвит, того за оное бить толстыми батогами 100 ударов; так наказать и начальника, которой напав на подчиненного своего, человека доброго и безвинного, доведет его до такой страшной отваги: сверх наказания доправлять с них на погребение тел по десяти лан серебра; а ежели кто для блудодейства или для похищения имения силою и властию своею угнетая человека доведет до такой смерти, тому отрубить голову [дождавшись указа] хотя и не был успех ему в блудодеянии или похищении. [433]

О наказании за не объявление о смертном убийстве.

Кто сведая об умысле злодея, что хочет чрез хитрость свою лишить человека жизни, не воспрепятствовал ему, и несчастного не спас от смерти; и кто не донес на злодея, что лишил человека жизни, таких бить за оное толстыми батогами по 100 ударов.


Комментарии

218. У них постановлено казнить смертию осужденных по государству в один день осени.

219. Пеню.

220. Лана, их рубль, весу 8 золотников.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.