Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О жертвоприношениях.

Кто из чиновных тайчансы 150, приказных людей, в надлежащее время не послал по должности своей в какое либо присудственное место повестку, чтоб все имеющие на себе хафаньские чины приуготовлялись к наступающему жертвоприношению, того бить тонкими батогами пятьдесят ударов; а естьли за непосланием повестки учинится при жертвоприношении в чем остановка, или неисправность, бить его толстыми батогами сто ударов. Кто ж получа повестку не приехал куда надлежит в указное время, и не записал при том имя свое тамо, того бить так же сто ударов.

Повестки посылать в присудственные места в первой рае, чтоб все тархамби (постилися). Второй раз, чтоб [273] болгомимби (чистоту наблюдали), после того чтоб к жертвоприношению съезжались.

Кто во время приуготовления своего к жертвоприношению ездил в дом, в коем покойник, отправить печальной обряд, или посещал больного, или к наказанию кого судил; или в каком ни есть пиру был, того наказать вычетом окладного жалованья за месяц. Так наказывать тайчансысских судей, естьли поручат какую ни есть к жертвенному обряду должность такому человеку, на коем глубокой синах [траур], или жестоко которой наказан, зная про него, равное наказание за сие и человеку такому, которой того не объявил о себе.

Кто из хафанских чинов во время тархамби [поста] не ночует в своем присудственном месте, где должность имеет [служит], или подчинен, то наказать его вычетом окладного жалованья за месяц.

Кто приуготовит к жертве какую вещь не исправно, того бить тонкими батогами 50 ударов; а за [274] недостаток какой либо вещи, бить уже толстыми батогами 80 ударов; естьли же пред сорином 151 совсем жертвы не явилось, бить того, кто надсматривать должен, толстыми батогами 100 ударов.

В день рождения его Величества ХОНДИЯ ШЕНДЗУ, то есть в 18-м числе, 3 луны каждого года, всяк, какого б звания ни был, словом, весь народ должен поститься с сокрушенным сердцем, и при том никому наказания не чинить, и никакого скота не убивать.

В день рождения древнего учителя, святого Кундзы, то есть в 27-м числе 8 луны каждого года, всем, в целом государстве людям иметь пост, не чинить никому наказания, и не убивать ни какого скота.

Когда наступает время отправлять жертвоприношение небу и земли, то до [275] поста тайчансысским начальникам двои сутки дневать и ночевать в приказе своем, а в третей день донесть Государю о наступающем тридневном посте докладом письменным; потом дать знать всем хафаньские чины имеющим о имянном повелении, что бы содержали тридневный пост, не пили вина, не ели чесноку, луку, и подобных сим кореньев, не посещали бы больных, не ездили, где есть в доме покойник, не судили людей к наказанию, и не были бы в одном месте с женским полом.

Все хафаньские чины имеющие, получа такие о посте повестки, должны прежде омыться и переодеться в чистое платье, ночевать же все три дни каждому в своем присудственном месте, где кто подчинен.

О кладбищах, где погребены цари, князи и протчие отменного почтения достойные люди.

Кто на таком кладбище будет дерево рубить, или траву косить, или [276] что сеять, или скот пускать, того бить толстыми батогами 80 ударов.

О нечинении пред небесною святынею никакого пренебрежения.

Кто в жилом доме станет отправлять к небу или звездам молебствие со свечами и фонарями, и тем чинить пренебрежение святыне небесной, того бить толстыми батогами 80 ударов.

Кто отпустит жену или дочь в монастырь или в простую кумирню молиться, того наказать тонкими батогами 40 ударов, равно наказать настоятеля и приворотника.

Кто в монастыре или простой кумирне поиман будет с заманеною для блудодеяния женщиною, коя из дома бежала с пожитками, или хотя без пожитков, бить обеих толстыми батогами по 100 ударов, и еще, мущину сослать за три тысячи ба в простые воины, а женщину включить в казенные работницы, пожитки же отдать [277] хозяину. Естьли простой воин или неслужащей человек сам отпускал жену или дочь в монастырь или кумирню, и по времяни зло такое оказалось, держать его месяц в селхене, бив 70 ударов оными батогами.

О ворожеях и колдунах.

Ежели где явится какое от ворожей, от колдунов, или от каких других обманщиков, которые странных и ерестных учений, сборище, что оные представляя или мольбы или наговоры, или гадании, или вымышленные какие либо, будто бы, до святости касающиеся душеспасительные службы, омрачают простых людей, ловить таковых, и изловя, заводчика удавить титивою, [дождавшись имянного указа] а товарищей сослать за три тысячи ба, бив по 100 ударов толстыми батогами.

Ежели из военных, из крестьян, и других людей сами собою составят ход или сборище молбищное, [278] то наказать одних заводчиков по 100 ударов толстыми батогами. Управителей наказывать по 40 ударов тонкими батогами, естьли про сие ведая не доносили.


Комментарии

150. Канцелярия жертвенных дел.

151. Сорин: значит престол, седалище, и так называются дощечки сделанные на подобие киоток, на коих написаны бывают имяна покойных, и кои становятся в построенных в честь покойным храмах.

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2022  All Rights Reserved.