Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О ценовщиках.

Для уравнения цен товарам, определять в городах, слободах, деревнях, и на пристанях ценовщиков Пристойных, дабы каждой ценовщик по месту и званию имением своим достаточен был, и таким ценовщикам давать от присудственных месте книги за казенными печатьми, и они должны записывать в оных приезжих купцов, кто имянно из какого места с какими товарами, откуда, и какую имеет товарам дорожную выпись, за печатью ли, и какою, такие с оным, записные книги должны ценовщики показывать в присудственных местах раз в каждом месяце. А ежели кто сам собою для корысти ценовщиком окажется, бить того толстыми батогами шестьдесят [264] ударов, отобрав все то, что мог он в ценовщиках будучи получить.

Ежели настоящей казенной ценовщик учинит что либо против должности своей, отрешить его, бив тонкими батогами пятьдесят ударов.

Содержателям постоялых дворов иметь у себя для записки постояльцев книги, в которых записывать обстоятельно, кто имянем и прозвищем, со сколькими людьми, из какого места, которого месяца и числа приехал, так же и отъехал: такие записные книги должны они подавать в присудственные места один раз в каждом месяце: когда в постоялом дворе умрет такой приехавшей человек, при коем своих людей нет, то об оставшемся после его имении имеет присудственное место сообщить родственникам его, и по сообщении отдать все то имение тому приехавшему родственнику до которого принадлежать будут. А когда в целой год времяни родственник не быскался, взять имение в казну. [265]

О оценке товаров.

Ценовщика за неправедную оценку товаров наказать, как велено наказывать за овладение чужого имения, а буде при оценке корыстовался товарами, судить его как вора.

Кто из ценовщиков несправедливо оценил пожитки виноватого человека, того наказать, смотря по важности дела, как велено наказать судью, которой умышленно судимого человека или простил или к наказанию подвергнул несправедливым образом; но естьли дело виноватого со всем не окончено еще, то наказать того ценовщика с уменьшением одной степени наказания, а буде ценовщик при оценке пожитков виноватого, взял из тех пожитков что либо в корысть себе, и по сему ценил пожитки несправедливо, то судить его жестоким образом, как нового судью, которой дело решил умышленно не по существу надлежащего закона. [266]

О нечинении торговым людям на торговых местах в покупках и продажах неволи и помешательства.

Кто будучи силен и богат, лукавыми способами усиливаясь, овладеть торговым местом, будет чинить торговым людям в покупках и продажах товаров неволю, так что для вящего себе обогащения станет при их покупках, на худые товары цены возвышать, а при продажах их на добрые товары цены спускать, такого бить толстыми батогами восемьдесят ударов. А кто для корысти станет при чужих торгах со стороны вмешиваться и перебивать цены товарам, того бить тонкими батогами сорок ударов, Ежели же шалости такие будут в больших суммах, то наказывать их тяжелее, почитая настоящими ворами, а только, не клеймить их.

Кто купил для проехавшего из другого, государства запрещенное что либо, послать того в простые воины на границу, содержавши один месяц в селхене. [267]

Когда приедет из другого владения в Пекин посол или посланник с данью или с поклонением, то в посольском доме отворить торг на пять дней; всяким купцам и торговым людям приходить в оной с незапрещенными товарами, и торговать с приехавшими при после и посланнике справедливым образом, и всем таким людям, кои будут брать у них шелковые, бумажные материи, или другие вещи для окрашения или сделания, определять сроки, чтоб взятое назад приносили без задержания; а кто противно сему поступит, или купил что у них в долг, и не возвратя должного, учинит им к возвратному отъезду остановку, того по вине смотря наказать, а сверх сего сажать его у ворот посольского двора на месяц в селхень. Равно наказать и такого человека, которой тайным образом отведет иностранного к кому ни есть в дом, и сведет между ими торговлю недозволенную, а при наказании товары недозволенные взять в казну. [268]

Приезжим из других владений в Пекин, не продавать шелковых материй трех цветов, желтого, малинового, черного, и кои с большими разводами, еще исторических книг, всяких воинских оружий, селитры, рогов буйволовых, и медных и железных вещей. Ежели какими людьми для корысти проданы будут иностранным какие воинские оружии, и вывезены за границу, а по притчине сего откроется тамо здешняя тайна, из таких людей заводчику отрубить голову, и повесить оную для оказания народу.

Кто усиливаясь не допустит другого к продажному товару и перекупать товар станет, того сажать на месяц в селхень, учиня прежде достойное наказание.

Ежели слуга какого господина вступит в торги, овладевши где знатным торговым местом, и будет надеясь на силу и могущество господина своего купцов обижать и не допускать до торгу, за сие, когда окажется такое дело, тому слуге на том [269] месте, где он продерзости гадкие чинил, отрубить голову. Сия смерть и купцу, которой взявши в заем у какого господина деньги так поступал.

О МЕРАХ И ВЕСАХ.

Кто четверик или безмен, или аршин, будет употреблять на торговом месте несправедливой, то есть не клейменой, или же хотя данной от присудственного места клейменой, но для корысти убавленной или прибавленной, того бить толстыми батогами шестьдесят ударов; так наказать и мастера, которой сработал оной. А кто от присудственного места дал четверик, или безмен, или аршин клейменой какому человеку, но несходной в чем либо с указным образцом, то наказать начальников присудственного места, и мастера, которой сделал так, толстыми батогами по шестидесяти ударов. Что касается до наказания за сие главных начальников, и досмотрщиков, то их наказать меньше оного одною степенью, естьли они не усмотрели сего ошибкою; буде [270] же знали про несходство сие с образцом; наказать их так же по шестидесяти ударов.

У кого на торговом месте явится четверик, или безмен, или аршин не клейменой, бить того, хотя и справедливой, тонкими батогами сорок ударов.

Кто будучи при приходе или росходе казенного хлеба или вещей, прибавит или убавит четверик, или безмен, или аршин, [сделает больше надлежащего или меньше], того бить сто ударов толстыми батогами, а сверх сего, естьли воровство такое велико, и произведет по числу цены в вещах важное дело, так, что подлежать будет виноватой наказанию больше шестидесяти ударов, того числить и судить уже за настоящего хищника; буде же он по воровству сему действительно вещьми корыстовался, судить его как украл из под стражи своей; мастера, которой работал для прибавления или убавления, бить восемьдесят ударов толстыми батогами; надзирателя, естьли ведая [271] проворство такое, не объявил, наказать равно как виноватого; подсмотрщика, за оплошной подсмотр, наказать меньше виноватого тремя степенями.

О делании всякой посуды, орудия, шелковых и бумажных материй против надлежащих образцов.

Кто будет продавать какую либо посуду, или какое либо орудие, сделавши не крепко и не хорошо, и кто будет продавать шелковые или бумажные материи, сделавши шероховато или тонко, коротко, или узко; словом, естьли кто из мастеровых не так что либо сделал, как пристойность и размер требует, того бить тонкими батогами пятьдесят ударов.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.