Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О СОЛИ.

Кто пал в преступление, тем, что, не имея билета, своевольно брал и провозил соль и того бив толстыми батогами сто ударов, сослать в работу на три года; кто поиман в преступлении сем с военным оружием, того наказать больше сего одною степенью; естьли такой преступник выправляя себя, поклепал преступлением доброго человека, наказать его больше того не одною, а тремя степенями; ежели же он не давая себя взять, чинил против людей, кои его брали, супротивление, отрубить ему голову, [дождавшись имянного указа] соль, телегу, судно, скотину, с чем преступник поиман, взять все в казну, а тех людей, кои преступнику дорогу указывали, весили, и иным каким образом помогали, или его у [248] себя таили, или соль такую у себя прятали, бив толстыми батогами по девяносту ударов сослать на полтретья года в работу; носильщиков, и извощиков, кои ведая преступление, носить такую соль и возить у преступника нанимались, бив толстыми батогами по восьмидесяти ударов, сослать в работу на два года; кто из посторонних людей поимал и привел преступника с солью, [или же донес], тому оную соль отдать в награждение; когда товарищ преступников признавшись донес о преступлении, то так же соль в награждение отдать ему, простя его от преступления; естьли кто один, будучи в преступлении, сам собою повинную о себе принес, то его от наказание простить, а соль взять в казну.

Судьям по таким делам больших следствий не производить, а только так решить, как при начале явно оказалось, когда соль взята, а преступник не поиман, соль взять в казну, а дело просто оставить; когда же кто и приведен в преступлении, но соль не взята, не признавать того [249] преступником, дабы напрасно невинного человека к сему не привязать. А ежели кто из судей противно сему положению поступит, того наказать как велено судей наказывать за умышленные осуждении людей.

Кто из соловаров тихонько вынес или выпустил из варницы сколько ни есть соли, сваренной сверх указного числа, или тихонько варил и продавал, того так наказать, как за своевольной провоз соли наказывать велено, равно с соловаром наказать и начальника, естьли, ведая воровство оное, пропустила без исследования.

Ежели женщина в какое по соли преступление пала, то наказать мужа ее, естьли не был тогда в отдаленном где месте, или наказать сына ее, ежели про преступление материно ведал; а буде муж ее был тогда в месте отдаленном, сын еще мал, то ее бить толстыми батогами сто ударов, а за остальное наказание, которого по закону достойна, взять с нее пеню. [250]

Кто воровскую соль ведая покупал и употреблял, того бить толстыми батогами сто ударов, а естьли сверх сего он и сам ту соль продавал, то его бив столько, сослать в работу на три года.

Начальник, которой с военными людьми охраняет соленые места, имеет для присмотров и сысков воровской соли посылать людей часто и искусным образом во все те места, кои под его смотрением, и в округе лежащие нужные места; а ежели за не досмотром посланных соль упущена явится, то как тех посыланных, так и начальника, которой на заставе стоял, бить тонкими батогами, за первой раз по сороку, за второй по пятидесяти, а за третей толстыми батогами по шестидесяти ударов, но от должности никого из них не отлучать.

Кто из них воровскую соль пропустил умышленно, того наказать равно как и преступника.

Кто воровскую соль обыскав, себе в корысть взял, того бив [251] толстыми батогами сто ударов, сослать в работу на три года.

Кто продает соль мешеную с песком, того бить толстыми батогами восемьдесят ударов.

Кто продает соль не в указном месте, того бить толстыми батогами сто ударов.

О ЧАЕ.

Кто не взяв билета промышлял чай своевольно, того наказать равно как за соль, то есть бив толстыми батогами сто ударов, сослать на три года в работу.

Для выпуску и продажи купцам казенного чая рассылать в те города, из коих ведомства чай выходит, билеты; купцы, желающие купить из казны чай, имеют взнося в присудственные городовые места серебро, получать из оных на чай билеты, и получа уже оные, вывозить чай из настоящих границ и продавать по своей воли; но билет каждой должен [252] быть на сто гин чая 145. А кто пожелает купить из казны чаю меньше сего числа, тому дать ерлык из присудственного места, и по ерлыке отпустить чай, прописав в оном имянно, где пропустить чай, у кого явится чай без билета или без ерлыка, или между чаем и билетом в числе несходство, того взять под стражу и следовать. Сверх сего купцы по распродании чая имеют билеты и ерлыки возвращать в тое места, из коих получали, и для всего того от городов определить начальников особых.

У кого явится в вывозе или в продаже не дозволенным образом получившего (не казенного) чаю, не меньше пяти сот гин, того отдать в простые воины (в салдаты).

Кто недозволенной (не из казны полученной) чай продал за границу в другое владение, того послать в такое место, где воздух не хорош, не разбирая того, сколько у него нашлось [253] чаю весом, равно наказать и тех людей, у коих он с таким чаем приставал, и кои сводили ему о том чае торг, или ручались по нем, ведая про такой недозволенной товар его.

Кто сделал чай из каких других дерев листьев, для обману людей, больше пяти сот гин, того отдать в простые воины; так поступать и с теми, кои таким чаем торговали.

Гансусской сюнь фу 146 имеет выпускать купцам для вывоза чая билеты, в год по 28766 листов, с каждого листа брать в казну чаю пять саксу 147, а в год брать всего 143830 саксу чаю, цену каждому саксу постановить 4 дхиха 148. И для того вносить он имеет все оное в особые книги, и из книг выписывая присылать к государю счеты. А буде кто пожелает выменять чаю сколько ни [254] есть на лошадей, тому за одну добрую лошадь дать 12 саксу, а за лошадь, коя ниже добротою 10, коя еще ниже добротою, 8 саксу. Отсылать же вымененных лошадей до военной джургани (коллегии).

О не утаевании пошлин.

Кто из купцов утаил с товаров своих пошлину, и кто из торгующих винами или уксусами, утаил пошлину с оного, такого бить тонкими батогами сорок ударов, и брать от него утаенных товаров или вина или уксусу половину в казну, из казны же три доли от десяти доль взятого дать в награждение доносителю, буде он человек сторонней, и донес не по должности, но по своей воле. А что некоторые люди выгнав вино или сделав уксус, сами оное употребляют, сие здесь не включается.

Что касается до покупки скота, то естьли при покупке оного кто пошлину не даст, и билета не возьмет, того наказать так же, как выше здесь [255] написано, но только в казну брать с того, кто купил, половину не скотом, а деньгами, для того, что скот ровнять с другим товаром не можно.

Пошлины в казну взносить самим покупающим или же продающим людям, дабы в том каких замешательств не происходило; а ежели кто либо сторонней взнесет пошлину, и произойдет из сего какое замешательство, того [естьли вина цениться будет больше работы] написать в простые воины в ближней вый 149, содержавши два месяца в селхене.

О не утаевании привезенных на кораблях товаров.

Как скоро торговой корабль прибыл к пристани, корабельщик должен подать хафаню обстоятельную всем на корабле привезенным товарам роспись тотчас, а хафань с тех товаров взять должен в казну [256] пошлины тогда же. А ежели корабельщик не доехав еще до пристани, у кого в приморских местах товары свои все или сколько ни есть сложит, и в росписи не объявит оных, бить его толстыми батогами сто ударов, а товары взять все в казну; такое же наказание и тому, кто укрывал оные; доносителю дать в награждение 20 лан серебра.


Комментарии

145. Гин их фунт; в нем наш фунт с четвертью.

146. Вице губернатор.

147. Лукошко, или корзина.

148. Дзиха, их гривна, весу 9 и 2/3 крат золотника, прежде сего в караванах наших ценилась 17 копеек.

149. Пограничной гарнизон.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.