|
ЧАСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ. Как поступать двум сторонам, жениховой и невестиной при сватании. Два дома женихов и невестин, должны при начатии сватания верно уведомить один другого, как о женихе, так и о невесте; не увечен ли кто из них, не стар ли, не мал ли, не рожден ли от побочной жены, не воспитан ли взятой будучи из другого рода, и протчее, получа о всем оба дома сведении об них верные, вольны начатое сватание как производить в действо, так и не производить. Когда же согласились оба дома совершить сватание браком, то имеют они утвердить брак вместе с сватом прежде письменным договором, и на конец благочинным обрядом, как закон повелевает. Кто будучи [211] первенствующим, по предписанному исполня, дал слово отдать невесту за жениха, но вдруг отказал (что не отдаст) того бить тонкими батогами пятьдесят ударов, а невесту отдать жениху, хотя бы договор и не письмом только дарами утвержден. Естьли он отказав первому жениху, дал слово отдать невесту за другого жениха, бить его толстыми батогами семьдесят ударов; ежели же успел он за второго жениха невесту выдать, бить его восемьдесят ударов такими батогами; равно наказать первенствующего со стороны второго жениха, естьли он про первое сватание что утверждено договором ведал; наказав же двух первенствующих, дары от стороны второго жениха в невестин дом принятые взять в казну, а буде первенствующий стороны второго жениха про первое сватание, что утверждено, не ведал, не наказывать его, и дары ко второму жениху от невесты возвратить, и выдать ее за первого жениха; буде же первой жених взять уже ту невесту не захочет и в таком случае выдать ее за [212] второго жениха, доправя с него в дом ее дары вдвое против прежних его даров.
Ежели жених или невеста [будучи сговорены] до браку учинит блудодеяние, то невинной жених может жениться на другой невесте, или невинная невеста вытти может за другого жениха. Здесь больше сего уложение никакого суда не определяет. Ежели с стороны невестиной употреблен против предписанного порядка обман, то первенствующего бить толстыми батогами восемьдесят ударов, возвратя к жениху дары, а естьли с стороны жениховой обман употреблен, наказать первенствующего вдвое против сего, не возвращая даров; так осуждать оных когда брак уже совершен, а когда еще не совершен, то [213] осуждать, как выше сего написано, жениха же с невестою развесть, не смотря на то, что брак совершен. Когда употребя весь порядок сватания, и отнеся в невестин дом дары усилился первенствующий жиниховой стороны брак совершить до положенного срока, или возупрямился первенствующий невестиной стороны совершить брак на положенной срок, бить виноватого или за усиливание или за упрямство, тонкими батогами пятьдесят ударов. Не закладывать и не отдавать в наем жену или дочь Ежели кто жену свою дал другому кому либо в заклад или в наем, чтоб вместо жены служила, того бить толстыми батогами восемьдесят ударов. А кто отдал другому кому либо дочь свою в клад или в наем, того бить шестьдесят ударов такими батогами; отданную же в заклад или в наем жену или дочь виноватою не числить. Кто отдал жену свою другому назвав своею сестрою, того бить сто, а [214] жену восемьдесят ударов толстыми батогами. Кто принял в заклад или в наем жену или дочь чью, ведая, того равно наказать как отдатчика. Жену с мужем по сей статье разведя отдать в дом, из которого в замужство отдана. Девку отдать в дом родителей или ближнего родственника ее. Дары принятые женою от мужа пред браком взять в казну. О разрушившем законное правило между женою или наложницею своими. Кто учинит жену свою наложницею, того бить толстыми батогами сто ударов, а кто имея жену, учинит наложницу женою, бить того девяноста ударов такими батогами. По наказании велеть тем наказанным жить законно. Ежели кто имея жену, еще женится, того бив девяносто ударов толстыми батогами развесть с последнею женою. Не чиновному, дозволяется взять себе наложницу, такому, которой [215] будучи свыше сорока лет от роду, не имеет детей; а кто сему противно учинит, того бить сорок ударов тонкими батогами, однако ж не чинить развода с наложницею. Жениху не жениться, а невесте в замужство не вступать, когда срок синахи 133 не вышел. Ежели во время продолжения синахи по отце своем или по матери жених женился, невеста в замужство вступила, жена во время продолжения синахи по муже своем, вступила в другое замужство, бить таких по сту ударов толстыми батогами. Буде мущина во время синахи по отце своем или по матери взял себе наложницу, женщина во время синахи по муже своем, девка во время синахи по отце своем или матери отдалася кому быть наложницею, таковых наказывать против вышеписанного меньше двумя степенями; а буде возвышенная 134 [216] женщина лишившись своего мужа, взяла вновь себе мужа, [хотя продолжение синахи исполнилось] наказать также, как здесь сказано, лиша чимина 135.
Ежели во время продолжения синахи по деде, по бабке, по дяде с отцовой стороны, по тетке с отцовой стороны, по брате большем, по сестре большей, жених женился, или невеста в замужство вступила, бить их по восьмидесяти ударов толстыми батогами. Кто сватал во время продолжения синахи жениха по отце или матери, невесту по отце или матери, по муже или по свекре или по свекрове, того наказать восемьдесят ударов толстыми батогами. Ежели дед или бабка, отец, или мать, свекор, или свекровь отдали насильным образом в замужство овдовевшую дочь или сноху [хотя у ней продолжение синахи миновалось], такую, которая приняла намерение содержать [217] вдовство свое до смерти во всякой непорочности, бить их за насилье такое по восьмидесяти ударов толстыми батогами. Жениху не жениться, невесте в замужство не вступать, когда (чей из них) отец или мать в тюрьму посажены. Ежели по своеволию жених женился, невеста в замужство вступила, когда дед или бабка, отец, или мать за важную вину в тюрьме сидит, бить того восемьдесят ударов толстыми батогами; естьли же преступление будет в том, что в злополучие оное мущина такой взял себе наложницу, женщина такая сталася кому наложницею, то за сие двумя степенями уменьшить оное наказание; а буде имея из тюрьмы от отца или от кого должно дозволение, женился мущина, или в замужство вступила женщина, то сего в вину им не поставлять.
Не брать невесту из одного с собою рода. Кто женился на невесте одного с собою рода [или взял себе в наложницы], того бить толстыми батогами шестьдесят ударов. Равно наказать невесту и того, кто ее выдал; по наказании сочетавшихся развесть, а дары взять в казну. Не брать невесту из одного с собою поколения. Кто женился на невесте одного с собою поколения, или на свойственнице такой семьи, с коею обязан законом отправлять взаимные синахи, или на сестре своей одной матери разного отца, или на дочери жены своей, рожденной от прежнего мужа, того и невесту так судить, как бы они будучи в свойстве, учинили блудодеяние. Кто женился на тетке, рожденной от тетки или от дяди родного отцу своему или матери, и кто женился на сестре внучетной, того бить толстыми батогами сто ударов; так наказать и [219] невесту. А ежели оные сосватались не собою, то тех, кои властию своею их сосватали, так наказать одних. Кто женился на сестре двоюродной, рожденной от родной тетки по отце или по матери, или рожденной от дяди, материна брата родного, бить того толстыми батогами восемьдесят ударов.
Все по важным в браках преступлениям дела, касающиеся до родства и свойства, решить и браки разводить прямо, как в уложении написано; а сторонних, ко облегчениям вин рассуждений отнюдь не производить. Когда же будет в следствии какого брачного дела сумнение, что покажется решить по уложению очень жестоко или вид преступления не совсем важен, в таком случае доложить о деле Государю с мнением решительным. [220] Не жениться и не брать в наложницы свойственниц. Кто женился на наложнице деда или отца своего, или на тетке своей [оставшейся после дяди родного по отце], тому отрубить голову. Кто женился на жене оставшейся после брата своего родного, того удавить, равная смерть и женщинам таким. Кто женился на дочери тетки своей по отце, или на дочери родного брата своего, того бить толстыми батогами сто ударов, А кто женился на дочери родного дяди своего по матере, или на дочери сестры своей родной, того бив шестьдесят ударов такими батогами, отдать в работу на год. Равное наказание и женщинам таким.
Не жениться начальнику на крестьянской дочери того места, где начальником. Кто из начальников крестьянскую жену или дочь того места, над [221] которым каким ни есть начальником, взял себе быть женою или наложницею своею, того бить толстыми батогами восемьдесят ударов. Кто из таких начальников, коим особливо поручено исследовать какие либо дела, взял себе жену или наложницу, или дочь такого человека, которой у него под следствием виноватой, быть оной у него женою или наложницею, того начальника бить толстыми батогами сто ударов. Равно так наказать и того, кто девку такую ему начальнику выдал жену или наложницу такую, как с первым мужем крестьянином, так и с другим мужем начальником развесть, и отдать ее в природной дом, откуда в замужство отдана; девку же, естьли у начальника сталась наложницею, отдать к ее родителям, а естьли законною женою, оставить уже у него начальника, но употребленные при таких сватовствах и браках подарки отобрать в казну. Ежели кто из предписанных, жену или девку взял себе образом насильным, такого наказать против вышеписанного [222] вдвое, отдав женщину первому ее мужу, а девку ее родителям, и не отбирая назад, и в казну подарков. Таким образом [как здесь последнее наказание] наказать такого, которой свою дочь или племянницу родную [по брате] отдал в замужство слуге своему. Не жениться на беглой женщине или девке. Кто женился [или взял в наложницы] на девке или женщине, коя сделав преступление бежала, того, естьли про сие ведал, к такому наказанию осудить, к какому оная по своему преступлению осуждена быть достойна, кроме смертного наказания, и в таком случае сбавить с него от смертного наказания одну степень наказания. Всегда таковых разводить. Женщину за замужство такое наказать больше двумя степенями против того, чему за побег достойна. О насильственном взятии жены от кого или дочери. Кто надеясь на свою силу и могущество отняв у честного человека [223] жену или дочь для блудодеяния, учинил себе оную женою или наложницею, того удавить, [державши в тюрьме, и дождавшись указа], а женщину к мужу, девку к родителям возвратить. Так наказать и такого, кто насильно отдал свою дочь или внуку или родную племянницу [по брате] в замужство слуге своему, а их сочетавшихся не наказывая развесть. Кто отнявши у честного человека жену или дочь, продал оную быть женою или наложницею другому, и есть ли ее отняв, подарил знатному и сильному человеку, того, как выше написано, осудить к смертной казни, и осудя доложить о сем государю. Не жениться на певицах, игравицах, и на блудницах. Кто из чиновных людей женился на певице, или на игравице, или на блуднице [хотя взял такую себе в наложницы] бить того толстыми батогами шестьдесят ударов, и развесть. Равное наказание сыну или внуку [224] чиновного человека, естьли так поступил, хотя еще чина хафань и не имеет. Не жениться хошанам и доусыям 136. Кто из хошанов или доусыев женился, или взял себе наложницу, того бив толстыми батогами восемьдесят ударов, уничтожить [расстричь]. Столько же бить и того, кто невесту выдал, учиня сочетавшимся развод, подарки употребленные при сговоре их, отобрать в казну. Начальника хошанова или доусыева, естьли про женитьбу такую знал, равно наказать, только не уничтожать [не расстригать]. Ежели хошан или доусы взял себе девку или женщину, оженивши на оной для себя свойственника или слугу своего, то осудить его, как блудника осуждать велено, и наказать его против светского человека тяжелее двумя степенями. [225] Не вступать в супружество подлым людям с людьми почтенными. Ежели управитель женил на дочери человека почтенного, слугу своего, бить его толстыми батогами восемьдесят ударов, а того, кто невесту отдал, наказать меньше сего одною степенью. Ежели слуга женился на такой невесте сам собою, наказать его так же, а управителя, естьли ведал про женитьбу такую, наказать меньше двумя степенями. Ежели управитель слугу, назвавши почтенным человеком, женил на невесте рожденной от человека почтенного, бить его девяносто ударов толстыми батогами; такое наказание и слуге, когда он так собою женился, равно по сему разуметь и о женском поле, то есть о служанках. По наказании разводить сочетавшихся. Не отвергать жены своей прочь от сожития своего с нею. Кто отвергнул жену свою прочь от сожития своего с нею, не нашед [226] притчин таких, которые бы были из числа семи хоконь 137, что она законную по супружеству должность жены не нарушила, того бить толстыми батогами восемьдесят ударов; а ежели отвергнул ее и находя по семи хоконь притчины, но есть на ее стороне три унгираку 138, то наказать его меньше двумя степенями против оного. Наказав велеть ему жить с нею совокупно. [227] Кто не отвергнул жены своей от сожития своего с нею, когда она разрушением законной по супружеству должности своей учинилась достойною отвержения, того бить восемьдесят ударов толстыми батогами. Когда муж с женою, будучи не сходны между собою нравами, и живя от сего не согласно, пожелали оба произвольным образом развестись, таких к сожитию не принуждать, и в вину им сего не поставлять. Когда муж ко отвержению жены своей намерения не имеет, а она презря его, бежала, бить ее сто ударов толстыми батогами, и отдать ему на волю отдать или продать ее кому хочет, а буде она сбежав, вышла самопроизвольно за другого мужа, удавить ее (дождавшись указа). [228] Когда муж брося жену свою сбежал, а жена после в трех годах не донеся о побеге мужа своего, сама из дома, убежала, бить ее восемьдесят ударов; а естьли еще самопроизвольно и за другого мужа вышла, бить ее сто ударов толстыми батогами. Буде наложница первое из сего или последнее учинила, то уменьшить наказании двумя степенями против оного, но к наказаниям таким подвергать оных, ежели они свадебные обряды отправляли и в действительные браки вступили, а инако, то наказать их, как блудниц наказывать велено. По наказаниях отдавать их прежним мужьям, на волю отдать, или продать кому хотят. Ежели муж оставя жену свою убежал, и не возвращается назад к жене по прошествии трех лет, дать жене от присудственного места по прошению ее позволение на другое замужство. Комментарии 133. Траур. 134. Имеющая патент офицерская жена. 135. Патент. 136. Попы идолаторского и стоического законов. 137. Из числа семи отвержений: семь притчин ко отвержению жены служат. 1. Не раждает детей. 2. Блудолюбива. 3. Не почитает свекра и свекровь свою. 4. Многоречива (брюзглива) 5. Воровка. 6. Зла и ненавистлива. 7. Злую (опасную) имеет болезнь. 138. Три не отсылательства: 1. Вместе с мужем трех годовой синах (траур) исполняла по закону. 2. Когда муж ее женился на ней будучи беден и не чиновен, а поживя с нею богат сделался и чиновен. 3. Когда отдавана была она в замужство, в то время отец ее или ближние по отце родственники были живы, а ныне во время отвержения мужнина, отца и родственника ее в живых уже нет. |
|