Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ.

ПО ДЖУРГАНЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

О СВОЕВОЛЬНЫХ ПОСТУПКАХ ВЕРХОВНЫХ ВЕЛЬМОЖ.

Служащих людей чинами хафаньскими 76 жалует, и всех чин хафаня имеющих на места определяет всегда государь. Ежели верховный вельможа по своевольству своему чин хафаня кому даст, или кого, на место имеющего чин хафаня, определит, тому вельможе отрубить голову, [по приговоре ждать особого имянного повеления]. Кто получа от Государя повеление ехать куда, за отлагательствами своими против повеления не поехал, того бив толстыми батогами сто ударов, и лиша чинов к делам не употреблять. [122]

Изъяснение.

В сей статье положена верховному вельможе смертная казнь по тому, 1] чтоб своевольным жалованием людей в чины, не переносил на себя власть Государеву; 2] чтоб своевольством определяя на места родственников и любимцев своих, не похищал Государеву власть, и не производил лукавых чрез них умыслов. А кто против повеления Государева куда не поедет, тому наказание такое положено за ослушание, что для отбытия вымыслы употребляет.

Во всех присудственных местах не иметь при делах ближних родственников в одном месте отца с сыном, брата большого с меньшим, дядю с племянником.

Кто из начальников, будучи при должности, не смотря на указной выбор и производство, по своевольству своему подал о производстве своем челобитную, или употребил о сем лукавую прозьбу и пронырство, и тем учинил законному о производствах в чины положению помешательство, того наказав по уложению, написать в простолюдимцы. [123]

НЕ ВОЗВОДИТЬ НА ДОСТОИНСТВА ГУН И ХЕУ, ИЗ ПРИКАЗНЫХ ЧИНОВ 77 БЕЗ ВЕЛИКИХ ОТЕЧЕСТВУ УСЛУГ.

Ежели возведен кто из приказного чина на достоинство гун или хеу, не оказав отечеству услуги великой, по докладу учиненному от чиноначальника закрывательному, основанному на лукавстве и обмане, то обеим, чиноначальнику тому, и принявшему достоинство, отрубить головы, [по приговоре ждать имянного особого, повеления]. Что касается до знатных таких особ, которые в походе военоначальники, и при Государе управителя государственные главные, соблюли отечество от великого злополучие, то до сих постановление сие не касается, их возводить на достоинство хеу, равно с вельможами теми, кои ниспадающее правление восстановили, [хотя и приказного чина], а по смерти их писать в память их титло гун. [124]

О НЕ ПРИНИМАНИИ СВЕРХ ПОЛОЖЕННОГО ЧИСЛА В ПРИКАЗЫ ЧИНОВНЫХ ЛЮДЕЙ.

Во всех присудственных местах служащим чиновным людям, сколько где быть, есть узаконенное число, по чему, за принятие чиновного сверх узаконенного числа, наказывать судей таким образом; где один судья, наказать его толстыми батогами сто ударов, а где три судьи, наказать каждого против сего в двое 78. Но за сие преступление так наказывать, естьли просто они принимали чиновного, взнеся только к Государю доклад о сем. А ежели принимали они чиновного взяв подарки, то наказать их тяжелее, как велено по уложению наказать за коварное отвращение закона, [за неправосудие]. Ежели кто из чиновных людей отставных обращался между чиновными, кои при делах служат, станет вмешиваться к оным [125] в дела приказные, такого отставного бить толстыми батогами восемьдесят ударов, доправя с него сверх сего 20 лан серебра 79, и отдав оное тому, кто донес на него. А буде он услыша про донос на себя, скрылся, то наказать его тяжелее сего.

О ПИСЬМЕННЫХ СЫСКНЫХ И ПОНУЖДЕНИЯХ.

В письменных сыскных и понуждениях по расстоянию места прописывать для посылающихся с оным людей сроки, дабы они не делали ни кому по порученному себе делу обиды или же лености в оном и небрежения, и для того за просрочки посланных наказывать, за один день бить тонкими батогами десять ударов, а далее, увеличивать наказание за каждой день одною степенью [по расписанию], но наконец однако же не превышать сорока ударов. А ежели судья или какой начальник вместо того, что бы по уложению послать с письменною сыскного [126] или понуждением нарочного, сам в подчиненное место ездил, бить такого толстыми батогами сто ударов; выключаются здесь досмотры мостов, плотин, станцей ямских, тел умерших, и всяких нечаянных злоключений, так же поимки воров и разбойников, и отписки в казну домов и имений.

О маловажных делах посылать в подчиненные места одни письменные требовании и понуждении, а нарочных людей не посылать, естьли кто в противность сего поступит, о таком имеет главной начальник для наказания донесть Государю, а за недонесение и самого главного начальника обще с винным судить, толь паче, естьли он главной начальник в такое же преступление подпадет.

О НЕУДОСТОЕВАНИИ К ПРОИЗВОЖДЕНИЯМ, И О НЕПРЕДЕЛЯНИИ К ДЕЛАМ НЕДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ.

Ежели начальник удостоил к произвождению в чин, или к определению в должность какую просто, [127] недостойного, или же обойдя достойного, того начальника бить за одного человека толстыми батогами 80 ударов, а за двух человек каждых увеличить наказание одною (по расписанию) степенью, не превышая однако ж ста ударов. Естьли начальник во время свидетельствования своего и разбирания людей постановил нарочно вышнее искуство на степень нижнюю, а нижнее на степень вышнюю, такого за сие наказать меньше против вышеписанного двумя (по расписатю) степенями, за ошибку же в свидетельствовании и разбирании наказать уже меньше тремя степенями.

О НЕ НЕУДОСТОЕВАНИИ К ДЕЛАМ НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЕШЕНЫХ.

Всех тех начальников, кои за вины от дел отрешены, вновь ни в какие приказы и должности к делам не удостоевать, и за преступление сего, как того, кто удостоил, так и того, кто вину утаил, бить толстыми батогами сто ударов, отрешить от дел, и вечно в делам не употреблять. [128]

Оказавшихся таких людей, кои были преступниками законов в похищении казны, или в лихоимстве, и по случившимся милостивым указам прощены будучи, вновь в должности вступили, ссылать с женами в нингута 80, а главных начальников, кои их определяли, и кои под началие 81 к себе принимали, ведая про оных, отдавать к суду.

Подьячих отрешеных от дел, кои переменя имена свои, вновь вступили в службу, бив толстыми батогами, ссылать на 3 года в работу.

В тех годах, в коих по закону свидетельствованы бывают малочиновные начальники, Дзунды 82 имеют о превосходных из них людях, кои против протчих в исправлении дел искуснее и прилежнее, кои в поведениях и житии своем весьма честны, кои искоренили воровство, и при [129] коих крестьяня и обыватели живут в покое, доносить в Джургань 83, прописывая достоинства оных имянно, а в Джургане по тому числить оных особо от протчих, людьми превосходными.

Чиновных, кои оказывались в проступках и прощены были, за вновь оказанные проступки наказывать против положенного наказания в двое больше.

О СВОЕВОЛЬНОЙ ОТЛУЧКЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ, ИЛИ ОТ ПОРУЧЕННОГО ДЕЛА.

Начальника чиновного за своевольную отлучку от своей, должности, или от порученного дела бить тонкими батогами сорок ударов, [не отрешать]. А ежели он отстороняся от трудного дела [касающегося до приему и отдачи казны, или до поимания и взятия вора или разбойника], бежал, бить его толстыми батогами сто ударов, и отреша от дел, впредь ни куда не определять. Сверх сего, еще тяжелее [130] осуждать такого, которой уклонился, имея на себе весьма важное дело. [Когда бежал приказной начальник. будучи на войне при раздаче казны, и с казною оказался близко неприятеля; когда бежал военной начальник, будучи при сборе и высылке воинов, и тем остановку или упущение учинил военному действию].

Кто не явился на свою очередную стражу, естьли на простую, бить его тонкими батогами 20 ударов, а естьли на такую стражу, где есть казна или колодники, или какие казенные мелочи, или крепость, или ограда, бить его тонкими батогами 40 ударов. (Сие сказано, что, когда прошло без него на страже благополучно, а ежели сделалось без него какое ни есть злополучие или утрата, то по такому случаю наказать его как в уложении написано о сем в своем месте).

О НЕЯВИВШИХСЯ НА УКАЗНЫЕ СТРОКИ ПРИ МЕСТАХ СВОИХ.

Всем начальникам как из Пекина в города и уезды, так из [131] городов и уездов в Пекин приезжать, и являться при своих местах, куда определены, в указные сроки, а кто из оных просрочил, не имея нужды законной, того бить тонкими батогами за один день 84 10 ударов, а за десять дней каждые, умножать наказание одною [по расписанию] степенью, и умножая, остановлять наказание на 80 ударах толстых батогов, когда вина сего числа цениться будет, но при должности однако ж оставить его. Буде кто получа себе смену, и сдав с рук своих казну и дела, по прошествии десяти дней без притчины законной из прежнего своего того места не выехал, того наказать как за просрочку к выезду на определенное место велено, уменьша наказание только двумя [по расписанию] степенями, и от дел также не отрешать его. Ежели кто из таких, получил препятствие путешествию своему в дороге, на воде будучи от погоды, или от разбойников, или от болезни, или [132] уведомлен будучи о смерти своих родителей, то тот должен в присудственном месте [где находится] о том объявить, и взять себе засвидетельствование, естьли же объявление и засвидетельствование откроются после ложными, то уже за сие отдавать всех, кто ни оказался винным, к суду жестокому.

О НЕЯВИВШИХСЯ ПРИ СВОИХ ДОЛЖНОСТЯХ.

Кто не имея законной притчины, не явился в своем присудствии, или в указном собрании, или не возвратился на срок из отпуска, того бить тонкими батогами за один день 10 ударов, а за каждые три дна увеличивать наказание одною [по расписанию] степенью, и доведя до 80 ударов, остановиться, при должности однако ж оставить его.

О СВОЕВОЛЬНОМ ПРИЗЫВАНИИ ПОДЧИНЕННЫХ.

Главные начальники имеют от подчиненных начальников требовать [133] исполнений по делам на указные сроки, понуждая их письменными приказами, и людьми нарочно посылаемыми, естьли подчиненной сделал в чем продолжение лишнее, или что не как должно, то вину его судить по уложению, а ежели главной начальник по одному своему произволу призывал подчиненного к себе, или же употреблял подчиненного, и тем остановку или помеху сделал казенному делу, за то бить его главного начальника сорок ударов тонкими батогами, так же наказать и подчиненного, буде в угодность главному начальнику послушание исправлял. Напротив, главной начальник может призвать к себе подчиненного начальника только по делу важному и необходимому и, но по окончании дела тотчас отпустить, а ежели удержал его по окончании дела три дни, бить главного двадцать ударов тонкими батогами, далее же за каждые три дни умножать наказание одною [по расписанию] степенью, остановить же оное на пятидесяти ударах тонких батогов. [134]

О ШАЙКАХ ЛЮДЕЙ КОВАРНЫХ И ЛУКАВЫХ.

Кто хитрым своим вымыслом произвел ложной на невинного донос, и тем привел невинного под смертную казнь, тому отрубить голову [дождавшись имянного указа].

Кто из верховных вельможей или из нижних начальников лукавыми и хитрыми словами оправдал такого человека, которой достоин по уложению смерти, дабы себя сделать ему только первым благодетелем, а его себе во всем преданным, тому отрубить голову [дождавшись именного указа].

Всем таким, кои в столичном городе составя между собою дружескую шайку, толковали о делах государственных 85 в противную сторону, и тем произвели в правлении государственном помешательство и возмущения, отрубить головы [дождавшись именного указа]. [135]

Судью, которой по приказанью вельможи виноватого не наказал, или невинного наказал, так наказать, как виноватой достоин, или невинной как наказан от него; ежели же он получа от вельможи незаконное приказание, донесет о сем с доказательством в вышнем месте, то так наказать того вельможу, а его уже, [хотя по приказанию и исполнил] не токмо не наказывать, но еще отдать ему все виноватого [того которой наказания достоин был] имение, и произвесть его чрез чин, естьли судьи не один, то разделить имение таким судьям по ровну, естьли судья не имеет чина Хафань, дать ему один чин Хафань 86 или по не желанию чина дать ему в награждение 2000 лан серебра 87. Сие же служит, когда и не один не чиновной судья был.

Изъяснение.

Здесь оказаны такие вельможи и начальники, которые лжами и обманами мутят [136] государственное правление как воду, в передних трех статьях написаны дерзости коварных их шаек, а в четвертой статье означены такие люди, которые поступками своими пристают к шайкам их коварным; по первым двум статьям смерть положена таковому, которой с умысла подвергнувши невинного к смерти, хулу из сего делает на самого государя, или которой лукавыми советами отведши преступника от достойной смерти, себе хвалу снискует, и делается преступнику великим благодетелем; но как или по первой (из сих) или другой статье, лукавство начинается от одного только человека, то и помешательство правлению кончится на одном только деле; сколь же велико зло может произойтить в судах и решениях дел, о коем в третьей статье написано, ежели составившаяся из плутов и лукавцев дружеская шайка, будет единоумышленно толковать дела колкими языками, как копьями, мутить законы и уставы, и затмевать, приводить правление государственное в замешательство, они столь дерзско и отважно по лукавствам и хитрым вымыслам своим поступая с делами, хотя и возмогают невинного, осуждать к смерти, винного освобождать от смерти, но как власть смерти человеку и живота зависит от единого Государя, то по сему [137] правосудие на них содружившихся мутителей и противников правления и общества, что уже вышнюю власть к себе низводят, опускает меч; рубит их с головы на голову, делает жен их и детей рабами, в казну берет и домы их и имения.

В четвертой статье писано зло подобное несколько оному тем, что судья, когда судит человека, оставя уставы и законы государственные, по одним большого и сильного человека хитростным и беззаконным приказаниям, когда или правого наказует, или винного свобождает, в его своевольную угодность, следовательно сообщник стался быть ему и мутитель правления государственного, как и он равный. А естьли судья донесет на такого приказателя, хотя и исполнителем оного уже бывши, доказательствами ясными правду, то не токмо свободен будет от наказания, но еще получит великое награждение, ибо чрез него пресечется зла такого начало.

О ПОДРУЖИВШИХСЯ С БЛИЖНИМИ ПРИ ГОСУДАРЕ ЛЮДЬМИ.

Ежели окажутся из приказных людей, из судей и начальников, такие, кои содружась с ближними при [138] государе людьми, открывали государственные, одни другим тайности, и по тому чинили вредные пронырства, и с общего совета и вымысла произвели к государю доклад, отрубить им головы. [Дождавшись имянного указа].

ИЗЪЯСНЕНИЕ.

Сия статья оказует страх приказным и придворным людям, составляющим между собою тесные дружбы, для того, что придворной будучи ближним при Государе человеком, может приказному сказать по дружбе про тайное и важное дело, а из сего произойтить может и такое зло, коего больше не бывает, тем, что приказной будучи придворным по дружбе о тайне уверен, обнадежен и руководствуем, возможет поступать с ним по совету на всякую хитрость и лукавство, и даже к цели своей подать самому Государю выдуманое внушение, сколь же нужно запретить такие дружбы образом строжайшим, когда правлению государственному от них в начале произносятся Государевы тайны, а по том за тайнами являются происки и пронырства, и из сих раждаются на конец всякие лжи и обманы! [139]

Отставных начальников, кои приехавши в столичной город, своевольно ходили в те дворцовые ворота, в которые ходить запрещено, и сплетали с придворными дружбу, брать под стражу, и учиня над ними следствия, ссылать в такие места, где воздух худой, написав на век в простые воины.

О ТАКИХ, КОИ ПИСАЛИ В ДОКЛАДАХ ПОХВАЛЫ ВЕРХОВНЫМ ВЕЛЬМОЖАМ.

Кто из приказных судей и начальников написал в докладе про верховного вельможу, что человек в правлении государственных дел великой, премудр, весьма искусен, того брать под следствие, и по следствию, естьли он находится с тем вельможею в содружеской шайке, и оказался винным, отрубить ему голову [дождавшись имянного указа], жену и детей его написать в работы, и имение его взять в казну. (Буде в докладе подписали имена свои и другие, то так наказать одного, чье имя выше [140] написано), ежели верховной тот вельможа о том знал, то его наказать толстыми батогами сто ударов, и сослать в ссылку за 3000 ба 88.

Изъяснение.

Здесь написан страх льстецам и прислужникам верховных вельмож, для пресечения приступов их к скопам и составлениям с вельможами опасных правительству шаек, для того, что кто сверх настоящего дела напрягает силы хвалами пред Государем раскрашивать другого, того мысли видны на лишних словах, что произошли от их между собою содружения, а как такое пустословие происходит всегда от лукавых и коварных людей, составляющих подозрительные общества, то предварительно запрещены хвалы приписывать вельможам, чтоб чрез ненавистные общества, возмущений и помешательств правительству не было.


Комментарии

76. Чинами офицерскими.

77. Из штатских чинов, Гун и хеу достоинства графские, одно вышнее, другое нижнее.

78. Учинить такое наказание, кое в расписании положено тяжелее одною степенью ста ударов.

79. В лане 8 золотников.

80. Нингута: городок в пустом месте близко реки Амура.

81. В команду.

82. Губернаторы.

83. В коллегию.

84. Когда не явился при месте своем на указной срок.

85. О таких делах, кои государь решил.

86. Офицера.

87. В ляне 8 золотников.

88. Верста их, в ней 300 сажен.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.