|
ЧАСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. ПО ДЖУРГАНЕ ВОЕННОЙ. Установления военные. В укшины 8-ми знамен брать из пахатных мужиков по сему.
В каждой роте трех оных родов иметь укшинов по 40 человек. [67] Воинам, которые отставлены за болезнию, за ранами, за старостию, кои имеют от роду свыше 60-ти лет, давать на месяц серебра по 1 янь, хлеба по половине хуле.
Воинам для стреляния из луков, и для пальбы из фузей на учение два время в году, весна и осень, весною с 16 числа 2 луны, до 16 числа 4 луны, а осенью с 16 числа 7 луны, до 2 числа 10 луны.
Ежели в походе окажутся из воинов такие люди, которые не покоряяся уставу военному, начнут вольничать, и делать шалости, то начинщиков из них казнить смертию, а протчих сажать в колотки сельхень и [69] бить плетью по 100 ударов, а главных командиров их лишать жалованья за год. Наставления военным начальникам для походов. В походы выступать, шествовать, и становиться с воинами поротно, смотря на знамена рот своих. Воинов содержать под прилежным присмотром. Не допускать. Отлучаться от рот. Делать продерзости, обиды, шалости. Пьянствовать, шуметь, здорить. Иметь клеймы ротные. На панцырях и на всех оружиях и снарядах, на лошедях на треногах и на всех сбруях. В ночные часы весть воинов без играния на флейтах. Не допускать воинов на неприятельской стороне портить и вредить кумирни и всякие [70] молитвенные строения, убивать свободных людей, кои не супротивляются, брать с полоненных одежды. Покорившихся людей не приятельских держать на пропитании, не разлучая от жен и детей, не делать особливо ни какого вреда и изнурения таким, из них, которые чиновны, и никого из полоненых не заставлять пасти лошедей. Кто убежит с войны, тому смертная казнь, а естьли по милостивому указу, или по притчине какой не дойдет до смерти, посадить его на три месяца в колотку сельхень и бить 100 ударов плетью. Кто у крестьянина или у кого ни есть насильно возьмет сено или дрова, того бить 80 ударов плетью, а командира его лишить жалованья за год. Естьли тело убитого неприятелем воина оставлено будет на неприятельской стороне, наказать начальников оного лишениями джерги или жалованья. [71] О городовых знаках для сборов ко двору Государеву. В Пекине городовым знакам, для сборов ко двору государеву служащих под осьми знаменами людей, быть по следующему положению.
Из пушек палить для знака (для поданий сигнала) к скорому сбору, ежели явится самоважнейшее дело. На столбах для знака к сбору, вешать днем желтые расцвеченные знамена, ночью фонари. Собираться всем в панцырях. [72] Придворным вельможам и хя телохранителям дежурным быть при своих местах а протчим.
Начальникам с Баярами, Гапшихянями, конным и пехотным,
Начальникам с панцырными воинами, конными и пехотными, на образцовых местах своих знамен. [73] Всем главнейшим военным начальникам приведя команды свои на назначенные места, проезжать к южным срединным воротам для получения приказов от Государя.
Военная джургань долг имеет от военоначальников, которые из доходов возвратились, требовать о ревностных и усердных к Государю и отечеству воинах под начальствами их бывших, ведомости обстоятельные, с уверениями и доказательствами; по ведомостям, должна она разобрать качества услуг их на степени, и по степеням дать, каждому удостоеному на получение чина, воину шушхе, и всех удостоеных отослать в чиновную джургань, где всяк из них соответственной шушхе своей чин получить может тогда же. Когда построившееся войско наше наступает на неприятеля, а неприятель, напротив, или за рвами и рогатками, или построяся стоит неподвижно, в сем случае, естьли явятся такие храбрые воины, которые возняты будучи ревностным духом, кинутся в перед на неприятеля, и сим манованием вскроют вдруг след всем [75] протчим кинуться также, и произвесть над неприятелем победу, наградить их по сему,
Награждения по взятии неприятельского города. Воинам, которые во время приступа к городу, всходили прежде других на стену, давать награждения:
Начальникам, которые с такими воинами на приступе были, давать награждения.
Награждения по взятии неприятельских кораблей. Воинам, которые вовремя сражения с неприятелем на воде, наперед других на неприятельские корабли вскакивали, давать награждения по степеням (по величинам) кораблей.
Когда неприятель против приступа наших воинов стоит за рвами и рогатками недвижим, в сей случай, естьли с нашей стороны из держателей знамен явятся такие храбрые что воздвигнуты будучи духом ревностным, кинутся со знаменами к вознятию других вперед, таковым давать за сие награждение по следующему положению:
Кто из слуг получит на войне за выслуги по военодействию 2 шушхе 1 степени, того из рабства выключить написавши свободным. В воинах верность к отечеству, и дух мужественный почитает правительство наше весьма высоко, и по тому как к оставшимся наследникам от пожертвовавших отечеству жизнию, так и к получившим раны и увечья на войнах, оказует милосердие на установлении следующем:
За увечья; У кого или оба глаза, или обе руки или обе ноги без действий, и кто вовсе нем сделался, серебра тому половинное число против предписанного числа, следуемого наследнику после умершего на войне, и к оному еще прибавочного 30 янь. У кого рука или нога переломлена, тому прибавочного 20 янь. У кого один или оба глаза вовсе повреждены, или рука, или нога без движения, и кто на оба уха глух стался, тому 10 янь прибавочного. Кто двумя перстами владеть не может или весьма хром стался, и у кого губы изломаны так, [80] что говорить чисто не может, тому серебра половинное число против того, сколько наследнику за умершего предписано. У кого на руке один или два перста повреждены, или нога повреждена, но однако ж не охрамела, или на ноге перста три, четыре повреждены, и кто одним ухом не слышит, тому дать серебра меньше 10 янь половинного числа той дачи, которая предписана для наследника за умершего. Но раненым и увечным такие дачи производить, когда чрез три года не излечены останутся. О панцырях и орудиях. Для всех военных и статских чиновных, и для всех воинов рядовых, панцырям быть таких цветов (кроме блях), каких знамена их, под которыми служат 44. [81] Для Баяров и урядников быть панцырям белого цвета, а для битхежи синего. Кистям на шляпах быть у всех чиновных красного, а у рядовых воинов черного цвета.
Знаменам быть в осьми гуза таких цветов. Желтое с каймою, желтое, белое, красное, белое с каймою, красное с каймою, синее, синее с каймою. [82] На знаменах изображения, на Манжурских и Мунгальских дракон, на Китайских уджень чоха луна черная. На значках. У гапшихянов — летучей бабр, уджень чоха — луна черная. Комментарии 38. Одного в панцырники, то есть в салдаты, панцири их воинам мундирами служат, цветы панцырей по знаменам, и все генералы, офицеры и салдаты их бывают в таких мундирах только в строях, на караулах стоят в простом платье при саблях, а на свободе будучи, и сабель не носят, разнятся несколько от протчих тем только, что платье носят покороче и поуже общественного платья. 39. Сажень по протяжению обеих рук. 40. Рубль да 5 гривен их. 41. Столбы подобны мачтам, выкрашеные краскою красною, лакированные, на них с верху наложены шишки, или, назвать наболдашниками, оловянные. При мне в 13 годах не палили из пушек Пекине ни разу. 42. Шень У: Ангельской храбрости. 43. Полицейским. 44. Панцырь надевает даже и сам Хан, но только когда строи бывают, а завсегда и салдат их обыкновенное платье носит, но только короче несколько против платья протчих людей. |
|