Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ЧЕТЫРЕДЕСЯТЬ ПЯТАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ БЛАГОЧИНИЯ.

Обряд для Государя к паханию земли.

Сей священный обряд исполняется в государстве нашем по преданию глубочайшей древности, и бывает в средине времяни весеннего, для почитания работ пашенных 170; Государи наши, имея таковое предание во уважении великом, назначают в пахари самих себя, и за собою трех ванов 171 и девять кынов 172. [182]

Сей священный обряд начинается отправлением молебствия, и за день настоящего дня бывают для него приуготовления следующим образом.

Вельможи джурганя доходов, джурганя благочиния, и с ними начальники Пекинского уезда, вносят во дворец чрез срединные ворота по левой стороне сбрую пашенную, и семена хлебные, и донеся оное до крыльца залы великого соглашения, остановляются.

Отсюда вносят все оное в залу одни джурганя доходов вельможи, так.

Напереди сохи, за сохами бичи.

Потом ящик с семянами хайду 173 для Государя.

После, ящики с семянами пшеницы для трех ванов. [183]

За сим, ящики со семянами горохов для девяти кынов.

Внеся и расположа оное порядочно доносят Государю, и Государь соизволяет выттить в залу, и осмотреть расположенное.

По осмотрены выносят вельможи оное, и у крыльца сдают несть уездным начальникам; сии принявши несут по дворцу прежним путем, и вложа за воротами в цайпины 174, относят за город на место пахания при игрании музыки.

По утру настоящего дня происходит следующее:

Все ваны и бейлы в торжественных одеждах собираются во дворец, и у крыльца ворот великого соглашения ожидают выхода Государева, для следования за его величеством до жертвенника пашен. [184]

Бейзы и все статские и военные чины те, которые назначены к жертвеннику для поклонения при Государе, рано приезжают к жертвеннику, и построеваются по обеим сторонам.

Все статские и военные чины те, которые не назначены покланяться при Государе, рано приезжают к месту, которое у ворот небесного упокоения 175, где должны они во время прибытия государева стать на колена, и сопроводя Государя во двор стать стройно на две стороны.

Когда наступил часе к шествию, вельможи благочиния доносят Государю о часе, и по сем начинается благовест в тот колокол, которой висит на вратах срединных.

Государь облачается во одежды торжественные, садится в киоу, и шествует до жертвенника с [185] великим строем торжественным.

Музыка не играет.

По прибытии, отправляет в жертвеннике моление и приношение иджу 176.

А по окончании оного отходит в покой, которой для переодевания, и переменя на себе одежду желтого цвета, отменною одеждою, принимает малое отдохновение.

Во время сие и все вельможи переменяют парчовое свое платье со знаками.

Потом вельможи джурганя благочиния, и вельможи приказа жертвенных дел, входят к Государю, и просят его величество на место пахания.

Государь шествует, имея пред собою чиновников предводителей, [186] и дошед становится у места пахания лицем к югу;

За Государем следуют назначенные к паханию три вана, и девять кын, и каждой из них становится у своего места пахания;

Протчие же, как ваны, так и все чины становятся стройно у нарочно постановленной повети;

Три цайтина расставливают на левой стороне;

По сем начинаются от хунлу возглашения 177.

Подай соху,

Вельможа джурганя доходов обратясь лицем к северу, и преклоня колена, подает соху Государю. Государь принимает, накладывает на предуготовленного быка. [187]

Падай бичь,

Начальник уездной обратяся лицем к северу, и преклоня колена, подает бич Государю. Государь принимает.

Начинает его величество работу,

Идут напереди вельможи джурганя благочиния,

Приказа стройностей, приказа дел жертвенных.

Управляет Государь, шествует, пашет землю.

Продолжает его величество работу сию при воспевании пахарных песен: поют певчие:

Оканчивает вспахание земли: Государь! тремя бороздами, на тридесять шестой песни 178. [188]

Возглашения,

прими соху

Вельможа доходов преклоня колена, принимаешь соху от Государя.

Прими бич,

Начальник уездной приклоня колена принимает, и оба влагают оные в цайтины; по сем,

Вельможи благочиния просят Государя возвратиться на прежнее место.

Государь возвратясь становится на прежнем месте; а

Вельможи доходов, и уездной начальник берут ящики с семенами, и сеют семена, на вспаханую Государем землю, за ними ки лоу 179 следуя, покрывают семена землею; по сем,

Государь имея предшествующих вельмож прежних, всходить на амвон и [189] садится лицем к югу, для смотрения пахания, при Государе на амвоне становятся стройно те ваны и вельможи, которые за Государем покланялися в жертвеннике. А

назначенные три Вана принимаются за сохи, и пашут землю по пяти борозд.

После их уездные начальники берут ящики с семянами, и сеют семяна, на вспаханную ванами землю; за начальниками ки лоу следуют, и покрывают семена землею.

Три вана окончивши свою работу, отходят на прежние свои места, а протчие ваны, которые на амвоне при Государе, в сие время садятся с дозволения Государева.

По сем принимаются за сохи девять крынов, из них каждый пашет земли девять борозд, по ним начальники уездные семяна сеют, а ки лоу следуя за сими покрывают семяна землею.

Потом, когда кыны возвратятся на свои места, вельможи благочиния [190] доносят Государю о совершений всей работы, и Государь восприимает шествие ко дворцу таохара 180, пред Государем в продолжении шествия до ворот, играет музыка гио фань, во дворе, по вступлении, играет большая музыка придворная до того времяни, как соизволит Государь на престол сесть.

Тогда ваны и чиновные, которые в действии были, становятся стройно, а главной уездной начальник и его подчиненные чиновные, и при том семь пахарей, выступают на средину пред, Государя, и по возглашениям хун лу, становятся на колена, и покланяются трижды по трижды, а за ними еще в дали тритцать человек пахарей последуя, покланяются.

По сем уездной начальник со всеми идет на работу, пашет землю, а Государь позволяет ванам и знатным принцам садиться, и с ними [191] беседует. По вспахании, уездной начальник возвращается с подчиненными чиновными к Государю, и тогда хун лу возглашает,

Построится;

Становятся принцы на крыльце, все статские и военные чины в низу у крыльца; по сем,

Хун лу приступает к дверям залы, и вне дверей на восточной стороне, ставши на колена, доносит Государю.

Государь, пашенная работа особою вашего величества совершена, и по сему следуют от рабов поклонения вашему величеству знаком радости общественные; по сих словах возглашает,

Преклоньте колена,

Покланяйтеся;

Музыка начинается большая.

Все преклоняют колена, покланяются по возглашениям трижды по трижды. [192]

Умолкает музыка.

Садятся все, поклонившись, ваны в зале, протчие у крыльца по двум сторонам.

Чай кушают.

По чае Государь отходит в залу заднюю попокоиться.

У вельмож приказа столов и припасов готово все к сарину (к пированию).

Вельможи благочиния просят государя сесть на престол.

Ваны и все встают на ноги,

Государь соизволяет садиться.

Музыка начинается.

Садятся все на местах своих.

Несут столы с кушанием 181. [193]

Во время кушания, когда Государь прикушивает водку, все на местах своих привстают на колена, покланяются;

Ки лоу, семь пахарей, сидят тогда и кушают подле жертвенника;

Сарин (пир) оканчивается увеселениями и утехами разными.

Потом, когда Государь соизволяет принять возвратной путь к городу, все по возглашениям исполняют благодарственная поклонения, и по сем обратное шествие и возвращение его величества бывает прежним обрядом при благовесте колокола.

Обряд для Государя к шествию в главное училище,

День предшествием в училище назначивается быть постным, и начиная с Государя все ваны и принцы, статские и военные чины до 7 класа, должны в сей день иметь воздержание, [194] и из домов своих никуда не выезжать.

В настоящий день по утру приуготовления бывают в училище такие:

На дворах становят для Государя шатры желтого цвета, один на переднем дворе храма, другой на дворе ученого собрания.

У шатров ставят столы.

На столы полагают законные книги.

В храме, которой посвящен в честь премудрым учителям прежним, пред соринами их 182 раскладывают жертву хваления.

Статские и военные чины собираются к училищу рано, и становятся, одни у ворот для встречи и препровождения Государя во [195] двор, другие у храма для поклонения за государем.

Ваны и знатные принцы съехавшись ко дворцу, ожидают Государя в воротах южных срединных. Сего дня как Государь, так и все во одеждах торжественных.

Шествие его величества бывает таким образом:

Благовест колокола на южных воротах.

Выход из дворца в ворота восточные Чан ань мынь 183.

Строй музыки.

Строй торжественный великий.

Государь, Ваны и знатные принцы в порчезах.

На пути, то есть на той (проспективой) улице которая называется путь к просвещению, и на которой стоит училище. [196]

Встретение Государю от всего училищного собрания.

В торжественных все одеждах становятся у пути по левой стороне на колена.

Государь выходит из порчез у ворот называемых: Лин син мынь 184 входит во оные, и на дворе шествует по пути срединному, до приуготовленного шатра, и в шатре садится на престол.

В храме пред соринами ковер освященный.

В настоящий час, Государь вышед из шатра и возымея предводителей вельмож благочиния, петь идет двором передним, и прошед в ворота называемые Да чен мынь 185, восходит на крыльце всходом срединным, и вступя в храм, становится пред соринами на средине лицем к северу. [197]

А ваны и знатные принцы следуют и восходят за Государем на крыльцо, по двум сторонам, взошед становятся стройно.

Настоятель чиноположения, выступя из своего места, начинает возглашения.

Приступите, означая рукою место поклонения.

Государь приступает и становится. Так по Государе и все делают по местам своим.

Учините благоговейное душам святым встречение.

По сему возглашению начинается во знак встретения музыка тихая, тонами плавными.

Преклоньте колена,

Покланяйтеся,

Встаньте.

Государь преклоняет колена: дважды покланяется по трижды. [198] Так по Государе и все делают по местам своим.

По сем один из начальников подает Государю прежде штуку шелковой материи, после чару вина.

Государь принимая оное порознь, возношает над голову горе, и возношавши отдает начальнику; сей принимая относит пред сорины и возлагает на стол.

Музыка умолкает. А

Настоятель чиноположения вновь возглашает,

Учините благоговейное душам святым препровождение;

Во знак препровождения музыка прежняя начинается, и Государь как прежде исполняет по возглашениям. Тоже и все по Государе делают.

Государь исполня в храме вся должная, соизволяет оттуда шествовать [199] во двор ученого собрания, и прибывши сесть в приуготовленном шатре.

Ваны и знатные принцы в шатре, а протчие чиновные у шатра становятся по обеим сторонам стройно.

Все ученые чины, учители и ученики лучшие представляются Государю, и по возглашениям исполняют обыкновенные поклонения.

По сем с дозволения Государева все по местам своим садятся.

Два главные учителя, Манжур, Китаец, и два вице-учителя, Манжур, Китаец, садятся порознь друг против друга, и читают порознь свои сочинения: первые два от книги И гин, а последние два от книги Шугин.

По окончании своих чтений становятся они со всеми своими училищными чинами пред Государя на колена, и принимают от его [200] величества наставление, ниспосылаемое в таких словах:

Учители, ученики, поучайтеся вы закону святых мужей, с прилежанием искренним; он есть свет дневного солнца, собирайте лучи его и храните во умах и сердцах ваших, да явитеся достойными помощниками государственного правления, и достойными блюстителями святой истины.

По сем следуют от них вторичные поклонения Государю по возглашениям, и возвратное из училища шествие его величества бывает прежним порядком.

О ежедневных сочинениях.

Из ученых людей Манжур и два Китайца каждого дня входят к Государю с своими сочинениями, и читают оные, когда дозволяет его величество; начинаются сочинения их дважды в [201] году: первые во 2-й луне до летнего поворота солнечного; вторые в 8 луне до зимнего солнечного поворота.

Для Государя наследника бывают времянные собрания и ежедневные чтения подобно предписанному.


Комментарии

170. У них срединою весны называется весеннее равноденствие.

171. Ван: название Китайское, значит принца, владельца; они называют и королей всех ванами.

Достоинство сие делится у них на две степени, старшую и младшую, по названиям таким цинь ван, гюнь ван.

172. 9 кын: 9 советников, которые прожекты и представления подаваемые Хану, по обыкновенно бываемым отмечиваниям Ханским, вообще рассуждают, и свои Хану мнения подают, будучи президентами порознь в шести коллегиях, чинов, доходов, благочиния, военной, исследований, строений и художеств, и в трех канцеляриях, джань ши, то есть объяснений, ко, прокурорской, доу, изыскания и исправления.

173. Пшено сорочинское.

174. Ковчеги, подобны беседкам фигурою.

175. Ворота у двора жертвенника, так называются.

176. Иджу: жертвенные конфекты.

177. От церемонимейстера.

178. Мне, будучи в Пекине, случилось видеть тех быков, которые для сего в неге содержатся, один бык, которой для Государя, желтой, то есть рыжей, а протчие 12 быков черные, на лбах у всех привязаны бляхи со знаками.

179. Ки лоу: семь стариков, пахарей, то есть семь старост.

180. Ко дворцу воздержания: дворец сей близко пашен.

181. Столы у них небольшие продолговатые, в залах становят близко стен, и за одним столом кушают по 4 и по 6 человек.

182. Соринами называются лаковые продолговатые досчечки, на которых золотыми литерами изображены имяна и фамилии, ставят их на станочках.

183. Чан ань мынь; ворота всегдашнего покоя.

184. Ворота звезды разума.

185. Ворота совершения великости.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.