Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ТРИДЕСЯТЬ ПЯТАЯ

ПО ДЖУРГАНЕ ДОХОДОВ

О МЕЛОЧНЫХ ПОШЛИННЫХ СБОРАХ.

Во всех областях мелочные пошлины сбираются разные, одни постоянно по положенным годовым числам, другие случайно по встречам с товарами; поручены же сборы некоторые доулиям, некоторые начальникам городовым и уездным, и некоторые воинским начальникам; но все однако такие сборы совокупляемы бывают в те кладовые палаты, которые состоят под хранениями будженсыев, а оттуда выходят по требованиям иногда на воинские расходы, иногда в джургань доходов 23.

По смете учиненной в 24 году царствования государя Канси оказалося [27] в одном году мелочного пошлинного по государству сбора серебром всего 673881 янь [рубль их].

Во области Пекинской всего серебром 64480 янь, 1 дзиха, 9 фунь.

В оном числе с домов и земель 6493 янь, 1 дзиха, 1 фунь,

с закладных лавок 2266 янь 24. [28]

С быков и с протчего скота 4710 янь, 4 дзиха,

с бумажного холста — 1151 янь,

с сосудов ангара называемых и с солоду — 1686 янь 25,

с вин нуре называемых — 2050 янь 26,

с крепостей и записей на дворы и земли — 1886 янь,

с договоров письменных на товары и цены получается от сводчиков [от маклеров] — 10728 янь,

мелочных от двух таможен — 1137 янь,

морских мелочных — 512 янь,

с клейменых дерев — 400 янь,

с кирпичей — 600 янь,

с отдаточных в наймы земель, находящихся при школах — 8 янь,

с пеньки — 8 янь, [29]

с орехов простых и каштановых — 8 янь,

с отдаточных в наймы дворов — 10 янь,

от суммы Ваютинской — 6339 янь,

от суммы Гюйюнской — 3000 янь 27.

Установления на мелочные сборы годовым окладам.

С скота продажного от каждого янь по 3 фуна серебра.

С лавок закладных по 10 янь.

С больших лавок по 5 янь.

С малых лавок, с пшена и с пшеницы сборам не быть.

С крепостей на дворы и земли от яня по 3 фуна серебра.

С лавок средней степени в Пекине по 2 янь 50 фунь.

Пошлины с чая.

По установлениям нашего правительства, чай области Шансиской [30] променивается на лошадей к орде Фани называемой 28, а чай других областей выпускается на продажи подаваемым купцам листам, получая в казну указные пошлины, как следует ниже сего. [31]

Во области Шаньси для чая 5 приказов.

Во области Гяннань для чая 1 приказ. [32]

Числа пошлин собираемых за чай в каждом году.

По смете учиненной в 22 году царствования Государя Канси оказалося пошлинного с чая сбору во областях всего серебром — 32642 янь, во области Шанси — 6755 янь.

На сию область положено число билетов 22400 листов, в сем числе на промен лошадей 20796 листов: сверх сего, на 3 места Юй Линь, Шень Му, Нин Хя, положено 1604 листа и пошлин с каждого листа по 3 янь; 9 дзиха: еще на 2 города положено пошлин с цен по 250 янь 29. [33]

Образец листа о чае.

Лист о чае данной от Джурганя доходов.

Получая джургань доходов о чае доношении из чаевого приказа такой области, и рассматривая при том, как касательные до чая для областей узаконения Государем утвержденные, так и всякие учреждения во все места ко исполнениям давно отсюда разосланные, напечатала о чае листы, которых содержания на следующих статьях, и которые даются купцам в знак дозволеной продажи чая.

Статьи

1. для купца на лист полагается чаю с саксу весом 100 гинь 30 какой бы доброты и качества чай ни был, и один лист отпускается с [34] содержанием веса сего, а другой лист с половинною печатью дается с содержанием дозволеной продажи чая; с листами купец свободен бывает, когда за них полную плату в казну заплатит 31.

2. Купец должен развозить чай по местам на продажу, имея при себе следуемой лист, а ежели найдется он без следуемого листа, почесть чай у него недозволеным, и наказать его как за недозволенную соль наказывать установлено.

3. На провозе чая мимо таможни, начальник таможенной по учинении надлежащего чаю против листа осмотра, отрывает у листа угол, и чай тогда пропускает, когда никаких других утаенных товаров при чае не явится; ежели кто хранил чай в постороннем доме под утаением и прикрытием старого листа, наказать с ним вместе за утайку и хозяина дома одинаким образом. [35]

4. В город привезенной на продажу чай осматривает городничей, и купцу он дозволяет продавать оторвавши у листа угол.

5. Кто напишет на чай ложной лист, тому отрубить голову, отобравши все имение его в казну, доносителю пожаловать 20 янь серебра.

6. Ежели чаевого сада хозяин чай продаст купцу, у которого нет на чай листа, бить его толстыми батогами 60 ударов, и взятые за чай деньги доправить с него в казну.

Установление для промены чая на лошадей обнародовано такое.

Быть в каждой саксу 32 чаю весом по 10 гин.

Давать чаю за лошадей, вышнего качества по 12, среднего по 9, нижнего по 7 саксу.

Мены производить с ордою Фани называемою вне границы на указных местах. [36]

Принимать от Фани на мены чая и таких лошадей, которые им пожалованы.

Выпускаемой из садов по Джурганьским местам чай, накладеной в саксы, разделять казне с купцами по равной части таким порядком; купец купивши чай отвозит к чаевому приказу, приказ вместо пошлин одно половинное число чаю берет в казну для промена на лошадей, а другое отдает на продажу ему.

Не дозволяется менять чай на лошадей военным людям.

При происходимых с Фанями менах чая на лошадей для оказания к ним Фаням ласковости и милости, давать им из казны здешней по пристойному числу вина разного и табаку.

В Юнаньской области от бываемых мен чая на лошадей, брать пошлину с цен от каждого янь по 3 фуна серебра. Сюнфу (вице губернатор) имеет каждого года как о суммах [37] торговых, так и о имянах купцов Фани доносить Государю.

Пошлины с рыбных промыслов.

Называются мелочными и берутся в осми областях Гяннань, Джегян, Гянси, Хугуан, Фугянь, Шандун, Гуандун, Гуан Си, от промышлеников разным образом, с неводов, за наймы заколов и с цен; а по смете учиненной в 22 году царствования Государя Канси оказалося такого в казну сбора в год серебром 41557 янь.

О золоте и серебре.

Наше правительство рассматривая при горах и реках выходы золота и серебра, допускает крестьян доставать оные по их воли, берет с них из получений указные части, и хотя и дозволяет им иногда открыть и копать руды такие, но следом вскоре по открытии закрыть повелевает.

В 1 году царствования Государя Шунджи повелено было Сюнфе области Шаньсиской открыть серебреную руду, [38] копать в Джеу Юаньском уезде, и при том смотреть прилежно, чтоб из оного дела не вышло на вымыслах и хитростях какое либо воровство.

На другой год указ сей отставлен.

В 15 году царствования Государя Канси отправлен из Пекина начальник Джурганя доходов в Сансискую область для выплавки серебра в урочище Иоушань называемом.

В 19 году повелено из получаемого во областях от копания руд золота и серебра, 4 части привозить в Джургань, а 6 частей поставляя ценою за работы следуемою, употреблять в платы тем людям, которые работали и трудились, и о всем оном присылать из областей в Джургань верные и полные боула 33 каждого месяца.

В оном году отправлен из Пекина начальник в область Шансискую для копания серебреной руды в Лин Туне. [39]

В 20 году отправлен из Пекина начальник в Шандунскую область для копания серебреной руды в Ян Хане.

В 21 году повелено для отрытия и копания серебреных руд на тех местах, которые состоят в области Юньнаньской, призвать минь 34 и из получаемого серебра оставлять в казне четыре части, а шесть частей им отдавать.

О меди, железе, олове, и свинце.

В 14 году царствования Государя Шунь Джи повелено для копания и плавления железной руды отправить из Пекина военных начальников молтожи Хефынь Неу, Шихя и другие подобные места, и дать им работников земледелов.

Во 2 году царствования Государя Канси определено возобновить в области Сычуанской два старые завода, те, от которых белая медь выходит, [40] и крестьянам за копание руды такой, давать от получения меди надлежащие части.

В 18 году дозволять крестьянам копать медную, железную, оловянную и свинцовую руду во всех местах, из которых выходит, с получения брать от них в казну по две части, а по осьми частей уступать им на продажу. О старательных начальниках, которые приобретать будут в казну меди и свинцу много, представлять к награждениям. Хозяевам тех мест, на которых руды окажутся, дозволять открывать и копать руды, донеся, о имянах их Джурганю; буде хозяин места к открытию руды не имеет своих работников, дозволить ему брать крестьян в том уезде, в коем живет, и нанимать мастеров и работников ближнего уезда; не дозволять руды открывать на таких местах, где есть кладбищи.

В 23 году дозволено крестьянам открывать и копать руды медную и свинцовую, где выходят, по их произволениям и без всякого платежа и [41] пошлины казне, как положено было прежде сего, и для того велено уездным начальникам весьма прилежно надсматривать, чтоб при таких работах никаких споров, грабежей и обид не происходило.

О пошлинной ртути.

В области Гуйджеуской собирается в казну ртуть пошлинная в двух местах по положенным числам весу на год, в одном месте по 1209 гинь, а в другом по 160 гинь; из казны ртуть сия идет в продажу по времянным ценам и полученные за нее деньги приходят в казенную палату.

Еще из 3 мест ртуть в казну приходит, из 1 по 95, из 2 по 333, из 3 по 100 гинь в год.


Комментарии

23. Доули Будженсы Джургань смотреть в алфавите.

24. У них партикулярных закладных лавок в городах и особливо в Пекине много в лавки под заклады принимают посуду, платье и разные вещи, дорогие вышних цен и дешевые, кои бы могли цениться, хотя не ниже их полтины; серебро или медные деньги выдают смотря по закладам, каждому закладчику дают ерлык, и при том такой же ерлык привязывают к его закладу; сроки закладам бывают далее месяца и разные, а проценты бывают месячные, берут со всяких закладов по три, а с мехов по пяти процентов. Особливо полезны такие лавки для недостаточных людей, тем, что как скоро кому встретилась нужда в деньгах и заложить что либо имеет, получает деньги из лавки тотчас, и во всякое время, кроме одной ночи.

25. Ангара: кадь ценинная, толщиною такие кади бывают вершка по два: у них деревянной посуды весьма мало.

Солод у них мареной на дрожжах, и продается кирпичами, здесь упомянут такой солод, которой для горячего вина изготовлен.

26. Вины подобные насколько виноградным винам.

27. В оригинале подобно сему описаны годовые разные сборы всех областей порознь.

28. К Татарам таким, которые живут на Западе близко Далай Ламы, того великого жреца, которого Мунгалы и Калмыки весьма высоко почитают: я во угодность вам, любопытный читатель, прилагаю об нем и о боге его описание: Далай значит море, а Лама попа монаха; Мунгалы и Калмыки верят, что Далай Лама грешить не может, и говорят что душа его свята, и от богов определена быть на земле в духовном звании и должности вечно, и потому может переходить из тела в тело, таким образом, что когда, ей тело свое не покажется, то переходит в другое тело, родится младенцем, и сего ради жрецы, как скоро Далай Лама умрет, кидаются всюду, сыскать такого младенца мальчика, второй родился в тот час и минуту, когда Далай Лама умер, признавая, что в того младенца Далий Дамина душа перешла, и он есть истинной Далай Лама.

Идолаторы бога своего собственным имянем называют Шигя, и почитают его воплотившимся богом, что родился от женщины Мае называемой, что прежде был царем, после пустынником, и что Шигя слово сие значит источнике милосердия. В Китай принесен закон такого Шигяя, в первом столетии по Рождестве Христов из Бенгалы; и Китайцы Идолаторы называют его не Шигя, а Фо: толкуя слово Фо в одной своей Идолаторской книге, коя сочинена на Китайском языке и называется Сиюги, следующими словами.

Фо есть ум, ум есть фо; но ум и фо откуда, потребно быть веществу.

Когда знание заключает, что нет вещества, в коем бы одном пребывание ума было, то сим премудрого существа Фоева истинна означается.

Фоево премудрое существо не имеет образа и вида.

Есть един собственный себе круглый свет, все образы и все виды объемлющий.

Есть вещество не вещественное, вещество истинны.

Есть образ необразный, образ истинный.

Не есть цвет, не есть кун (vacuum), не есть не кун (non vacuum).

Не приходит, не отходит, и ход не возвращает.

Не разнственный, не подобственный.

Не присудственный, не отсудственный.

Не прикосновенный, не откосновенный.

Невидимый, не слышимый.

Есть внутрь и вне свет разумный, везде не пременяющийся.

Царствие единого Фо пребывать может и в единой песчинке, и единая песчинка может содержать в себе все границы.

Его единое разумное существо заключает в себе все премудрости.

Знающий сие должен ведать то, чего ум не постигает, и когда ведая, не будет ни на что прельщаться и ни у чего не остановляться; а будет только соблюдать в себе чистоту и непорочность, отходить от злых мира сего начинаний и добрых, то, сим Номо Шигяя обрящет, то есть обрящет по усердию своему источнике милосердия.

29. Подобным сему образом в оригинале следует описание о чае и по другим одиннадцати областям, но родится чай, и по положенным числам на листы пошлина за него сбирается в осьми областях сих, Шань Си, Сычуань, Гяннань, Джегян, Гян Си, Хугуан, Фугян, Шань Дун, а в трех областях Гуан Дун, Гуан си, Юнь Нань, не родится чай, и положенных чисел на пошлины нет, сбираются только мелочные пошлины с провозов чая.

30. Саксу, крошня или корзина, в которую чай накладен.

31. Можно назвать лист с содержанием веса, выписью, а лист с половинною печатью, билетом.

32. Саксу крошня, или назвать корзина.

33. Боула: рапорты.

34. У них называются минями крестьяна и все как городские, так и где б ни жили, неслужащие и нечиновные люди Китайского рода.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.