Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ДВАДЕСЯТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

ПО ДЖУРГАНЕ ДОХОДОВ.

О податях и службах крестьянских (1).

В государстве как подати, так и службы налагаются на крестьян по закону следующему от глубочайшей древности; подати по мерам и качествам пашенных земель, службы по временам и количествам пахатных мужиков; в следствие сего наше правительство те государственные записные книги, в которых все оное; заключается, имело старание исправить и утвердить, по исправлении же и утверждении, определило составить из них образцовые частные листы для сведения народного, которые потом составлены, напечатаны и во всех местах обнародованы, под названием: образец чистой: а как по сим образцам утайки и закрывательства явно могут быть [331] вскрываемы, на сие сделаны законы, по которым во всем и поступать должно; и которые ниже сего видны будут.

Исправление и утверждение той государственной книги, которая под названием Книга полная.

В 3-м году царствования Государя Шунджи, государственная полная книга, с держащая все подати и службы крестьянские, обнародована по высочайшему повелению; пред начатием ее, даны были имянные указы избранным вельможам, которыми велено, одним из них обще с Джургань доходов сделать годовые ведомости и сметы о казне всякого рода по всем присудственным местам в Пекине находящимся, сколько где какой казны бывает в приходе и росходе, и сколько в настоящее время на лицо есть, сколько в росход итти следует, и сколько остаться должно; другим из них Ездить по всем областям, начавши с Пекинской, и сделать такие же годовые ведомости и сметы о казне [332] денежной и хлебной, по скольку чего с каких пашен в казну брать, сколько чего отправлять куда надлежит, и сколько чего на местах оставлять следует; Пекинские ведомости собирать им к себе от всех присудственных мест, а областные от всех Сюньфов. Амбани книгу такую составивши с великим прилежанием и осторожностию, взносили к Государю, и Государь по рассмотрении утвердить ее соизволил.

Установлено Дзундам и Сюньфам собирать с уездов ведомости в конце каждого года, сколько где в году вскрыто праздной земли мерою под пашни, и сколько где людей прибавилося; по ведомостям им вписывать прибылые пашни и людей в полную книгу. И вписывая доносить о сем джургане доходов, которая имеет должность людей за оное, или награждать для поощрения, или наказывать за нерадение по своему рассмотрению.

Присылаются к Государю от всех областей чрез каждые пять лет желтые ведомости, в которых [333] означено по уездам сколько где каких пашен, и сколько где душ людей налицо есть, перечнями: Такие ведомости хранятся в Государевой кладовой палате.

В 6-м году сочиненные для податей и службе крестьянских образцовые листы под названием: образец чистой: напечатаны и вручены каждому Будженсыю, каждому уездному начальнику, и каждому крестьянину во всем государстве, в листах таких означены каждого уезда качества пашен натри степени, вышнее, среднее, нижнее, числа сумм окладных, настоящих и мелочных всякого рода; названия деревень и слобод, имяна пахарей, меры пашен, числа всех пахатных мужиков, суммы сколько где серебром и хлебом собрать надлежит, сколько где пахарей умерших и беглых, и сколько каких степеней пашенных земель мерою в праздности и запустении.

Начальники уездные имеют начинать ежегодные сборы с крестьян, предваривши их уведомлением прежде полного месяца времени до начинания, [334] раздавши всем им за месяц времени образцовые листы; джургань доходов имеет наблюдать по доношениям как. о раздаче крестьянам листов, так и о верных с них сборах, сходственность против установлении.

Сюньфы имеют о таких иногда оказавшихся начальниках, которые хотя малое что с крестьян брали против образцовых листов, доносить самому Государю.

Начальники уездные имеют раздавать образцовые листы крестьянам пред новым годом в первых числах 11 луны, а о сборах доносить в джургань доходов в такие следующие времена.

Из области Пекинской, в конце 12 луны.
Шандунской, в конце 1 луны (нового года).
Сансиской,
Хананской,
Гяннанской, в половине 2 луны. [335]
Джегянской.
Гянсиской, в конце 2 луны.
Хугуанской,
Шансиской,
Фугянской, в половине 3 луны.
Гуандунской,
Сычуанской, в конце 3 луны.
Гуансиской,

За просрочки таких положении наказания следующие,

Начальникам уездным,

за 1 месяц вычесть за 2 месяца жалованья,

за 2 месяца за 6 месяцев.

за 3 месяца за 1 год.

за 4 и 5 месяцев снять 1 джерги.

за 6 и 7 месяцев снять 2 джирги и определить к другим делам. [336]

Сыям, Доуям, Фуям, Дусыям 186.

За каждой месяц вычету за месяц жалованья.

За 4 и 5 месяцев, вычету жалованья за 6 месяцев.

За 6 и 7 месяцев, убавить одну часть жалованья, оставя при прежней должности.

Шубаням 187.

За 1 месяц, отрешишь.

За не меньше 3 месяцев, отдать в казенную работу.

За не меньше полугода, написать в пограничные воины. [337]

Ежели в Пекинских присудственных местах окажется в присланных из подчиненных мест записных книгах или боулах (в репортах) неисправности такие: пропущено что нужное, или удвоено; число не верно, или сумма; лишнее внесено, или надобного недостает; имя или название не написано; то тех подчиненных начальников, от коих книги или боула присланы будут, наказывать за каждую такую неисправность вычетами жалованья за 3 месяца: а главных их начальников, тех, чрез руки которых шли книги или баула, наказывать вычетами жалованья за месяц.

Наказания уездным начальникам за утаения мер на пашенных землях.

За утайку меньше одного кина, не давать один год жалованья.

За утайку больше одного кина, снять 1 джерги и определить к другой должности.

За утайку больше 2-х кин, лишать всех чинов. [338]

Кто утая вписаную к казне пашню, не объявит сего о себе, того лишать всех чинов.

С Джифуев за не изыскания утаенных пашен снимать по 1 джерги, определяя к другим должностям; Сыев, Доуев лишать за сие по одному году жалованья; а Сюнь фов, за сие лишать по половине года жалованья.

Кто отдаст кому либо землю вспахать без платежа в казну денег, снять с того одну джерги, определя к другой должности, а главных его начальников по сему лишать одного года жалованья.

Кто цену положит на пашню недостаточную, или без указа из Джургани продаст пашню, того лишить одного года жалованья, а главных его начальников лишить половины года жалованья.

Кто не скоро положит пену на пашню, у того убавить две части жалованья, принуждая положить цену в тоже время, когда наказуется, и не давать полного жалованья, покуда не [339] исправится., а главных его начальников за сие лишить половины года жалованья.

Наказания воинам и крестьянам за утаения земель пашенных.

Меры.

Наказания.

От 1 му до 9 му, 40 ударов толстыми батогами.
От 10 му 40 ударов оными, и сажать в селхень на 3 месяца 188.
От кина 40 ударов оными и на 3 года в работу казенную.
Старостам за неусмотрение, 40 ударов и на 3 месяца в селхень. [340]

 

Хафаням статским и военным за утайки земель пашенных наказанья.

Меры.

Наказания.

От 1 му до 9 му,

снять 4 джерги и определить к другой должности.

От 10 му,

лишить всех чинов.

От 1 кина,

лиша всех чинов, и взявши джолигань за 100 ударов толстых батогов, не определять к делам вечно 189.

ФИЛОЗОФАМ за оное,

От 1 му до 9-ти

лишить названия филозофского.

От 10 му,

взять джолигань за 100 ударов толстых батогов.

От 1 кина,

лиша названия филозофского, взявши джолигань за 100 ударов [341] толстых батогов, вечно никуда не определять.

Все утаенные пашни приписывать к казенным для получения в казну окладов.

Наказания уездным и Вейским начальникам за не изыскивать утаеных земель.

Меры.

Наказания.

Когда не достает 2 кин, снять 4 джерги и определить к другой должности.
От 2 кин, лишить всех чинов.

Доуям, Фуям, Дусыям, за такие неизыскивания.

Когда недостает 5 кин, снять 2 джерги, определя к другой должности.
От 5 кин, снять 4 джерги и определить к другой должности. [342]

Наказания Дзундам, Сюньфам и Будженсыям за оное.

Когда недостает 10 кин, Снять 1 джерги.
От 10 кин, снять 2 джерги и еще не давать жалованья за год.

Награждения за изыскания утаеных земель.

Начальникам уездным,

От 100 кин, дать 1 эджехе джерги.

От 200 кин, дать 2 эджехе джерги.

От 300 кин, дать 3 эджехе джерги.

От 400 кин, дать 4 эджехе джерги.

От 500 кин, дать 1 нонгиха джерги.

ДОУЯМ, ФУЯМ, ДУСЫЯМ.

От 200 кин, дать 1 эджехе джерги.

От 400 кин, дать 2 эджехе джерги.

От 600 кин, дать 3 эджехе джерги.

От 800 кин, дать 4 эджехе джерги.

От 1000 кин, дать и нонгиха джерги. [343]

ДЗУНДАМ, СЮНЬФАМ, И БУДЖЕНСЫЯМ.

От 500 кин, дать 1 эджехе джерги.

От 1000 кин, дать 2 эджехе джерги.

От 1500 кин, дать 3 эджехе джерги.

От 2000 кин, дать 4 эджехе джерги.

От 2500 кин, дать 1 нонгиха джерги.

Кто имея у себя утаеную землю, сам донесет про себя, что в сем виновен, владея ею не больше года времяни, того простить и не наказывать.

Каким образом собирать по окладам подати и оброки с крестьян.

Правление государственное имея число всем окладам положенным на крестьян узаконенное, и ведая, что во времяна сборов могут происходить крестьянам разные тревоги с обидами от собираний единственно беспорядочных, входит в рассуждения по сему тонкие и подробные, и установляет законы на порядках основанные, как следует; [344]

Быть во всех присудственных местах, от которых происходят сборы податей и оброков, письменным пиоу 190, в билете (1) написать число оклада следуемого за пашни и за мужиков, (2) написать число срока для отдачи, (3) наложить на билет печать 191, (4) перерезать такой билет по полам, и одну половину отдать тому человеку, которой платить будет оклад, для знака; а другую оставить в шкафе кладовой палаты, для заготовления к справке; сверх того иметь в каждой деревне записные сему тетрати; итак Во времена сборов явно будет по билетам, откуда получены или еще не получены оклады.

Всегда пред начатием сбора имеет Будженсы разослать к уездным начальникам расписания следуемым к получению окладам за своею печатью, а начальники имеют возвращать оные приписавши свои доставления окладов для уверения. [345]

Во всех областях при сборах окладов принимать в казну серебром семь, медными деньгами три части, от десяти частей.

Уездные начальники имеют пред сборами окладов вписывать имена людей в книги по уездам и жилищам, и вписавши суммы окладов, сколько от какой деревни следует в казну, сличать обще с отдатчиками, дабы находя сходства, после легко было обеим сторонам как отдавать, так и принимать в казну законные оклады.

Быть отдачам и приемам окладов всегда в одних надлежащих Ямунях при глазах самих судей, где и хранению быть в казенных сундуках, для приемов и хранения казны в каждом Ямуне иметь по две книги записные, в которые вписывать приходы по примеру государственной окладной книги, которая называется, Книга полная: поспешные прежде, медленные после, понеже узаконяется здесь и приемам так действительно быть, что бы поспешные приемы, обходя по собственным [346] временам рядом округи, препятствуемы приемами медленными не были.

При приемах серебра вес и гири употреблять всегда данные от Джууганя.

Ежели начальник принявши в казну от крестьянина оклад, не будет давать ему в приеме Пиоу 192 за казенною печатью, лишить такого начальника всех чинов, и отдать еще под исследование. Есть ли Сы, Доу, Фу из лицеприятия к нему прикрывали такой поступок его, лишить и их всех чинов; а естьли Дзунду и Сюньфу делали потачки ему в своевольствах, то и с них за оказавшейся оной поступок его снять по пяти Джерги, и перевесть их к другим делам.

Всех таких начальников, которые будут казенные деньги, собранные с крестьян по окладам, переводить в место других сумм на росходы, и для сего числить ложно в недоимках, и которые будут чинить [347] прибавочные с крестьян сборы, собою выдуманые, лиша всех чинов, бросать под жесточайшие исследования; за них, и всех Сы, Доу, Фу судей, которые утаевая, не доносили о таких столь злых поступках их, лишать всех чинов; с Дзундов и Сюнь фов, естьли по лицеприятиям мимо ушей оное пуская, не доносили Государю, снимать по пяти Джерги и переводить на другие должности.

Начинать сборы окладные в указные всегда сроки.

В 4 луне в трех частях сбора две части кончить, а в 8 луне кончить весь сбор; кто из начальников в противность сему ранее сбор начнет ко обеспокоеванию жалких крестьян, или паче сего, без всякого разбора и отделения недостатка в сборе оказавшегося, будет мучить крестьян побоями, наказать такого немилосердого по обвинению Сюньфы судом по указам. [348]

Свобода от платежа в казну такого оклада, которой называется Хаха 193.

Крестьянину, которой имеет от роду свыше 70 лет, дать одного Хаха на прокормление, и все подати и службы протчие сложить с него.

В Пекине с торговых людей и с извощиков ни каких служеб и сборов не требовать вечно.

Пекинским начальникам свобода 1-му класу

Хлеба с 30 хуле, Хаха с 30 человек.

2 класу

Хлеба с 24 хуле, Хаха с 24 человек.

3-класу

Хлеба с 20 хуле, Хаха с 20 человек.

4 класу

Хлеба с 16 хуле, Хаха с 16 человек. [349]

5 класу

Хлеба с 14 хуле, Хаха с 14 человек.

6 класу

Хлеба с 12-ти хуле, Хаха с 12-ти человек.

7 класу

Хлеба с 10-ти хуле, Хаха с 10-ти человек.

8 класу

Хлеба с 8-ми хуле, Хаха с 8-ми человек.

9-му класу •

Хлеба с 6-ти хуле, Хаха с 6-ти человеке.

Всем в протчих всех областях у дел находящимся начальникам свобода против росписания по половинному числу.

Учителям, философам, студентам чины имеющим свобода хлеба по 2 хуле, Хаха по 2 человека.

Служащим низких званий людям свобода хлеба по 1 хуле, Хаха по 1-му человеку. [350]

Всем наказаным, которые чинов лишены, нет свободы.

Со всех областей от пахатных Хаха [мужиков] собираемых в казну денег в году. В Пекин привозится серебра 21938627 янь 8 дзиха. На местах оставляется серебра 6289155 янь 3 дзиха.


Комментарии

186. Названия начальникам в алфавит посмотреть.

187. Подьячие нерангованые из природных Китайцев.

188. Колотка деревянная на шею, на подобие шахматной доски: в средине вырезано, складывают и замыкают на шее.

189. Джолигань: пеня, штраф.

190. Билетам.

191. Тиснят печатью на письме суриком намазаною: на ней изображено буквами название присудственного места.

192. Пиоу: квитанция, билет.

193. Мужичей.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.