Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЧАСТЬ ДВАДЕСЯТЬ ПЕРВАЯ,

ПО ДЖУРГАНЕ ДОХОДОВ.

О случающихся посевам повреждениях и не урожаях.

Милосердое правительство по случающимся на посевах повреждениям и не урожаям, за важной долг себе почитает, сыскивать ко избавлению жалких крестьян надежные способы, и для того входя в тонкое и подробное рассуждение, как во времена гибелей от наводнений, от засух, от саранчей, от градов и от протчего посевам случившихся, доношения о том и сведения получать, какие осмотры тому чинить, в чем лготы крестьянам сделать, не видны ли притчины к сложениям с них и всех окладов, а еще, нет ли крайностей к раздачам им из казны хлеба, установило такие законы, которые основаны по сожалению о крестьянах на щедрости [283] великой, так что они и в случаях голодных годов обыкновенного жития своего не лишаются.

О доношениях и осмотрах.

О случившихся на пашнях вредах помянутых главные начальники доносить имеют Государю в каких случилися местах, какие имянно, каким посевам на скольких мерах земли, описывая при сем, положения мест и качества земель обстоятельно и верно. Начальным сведениям и доношениям о вредах быть от уездных начальников к главным начальникам, а осмотрам и описаниям по таким доношениям, быть от искусных не мздоприимных начальников, которых изберут и употребят с малым числом при них людей главные начальники. Имеют как нижние и средние, так и главные начальники по должностям своим исполнять оное в возможной скорости; а за упущения по должностям времени, полагаются им начальникам наказания следующие, [284]

Ежели не больше половины месяца времени, вычету жалованья за 6 месяцев;

Ежели не больше месяца, вычету жалованья за год;

Ежели больше месяца, снять одну джерги и определить к другим делам;

За два месяца, снять две джерги и определить к другим делам;

За три месяца, лишить всех чинов.

Крестьянам на начальников, которые не будут доносить о их поврежденных от предписанных случаев посевах, дозволяется бить челом с ясными доказательствами, в приказе Тункень Ямунь 157.

Свободы крестьянам от платежей окладов и оброков.

Крестьяна получали от Государей милостивые свободы от платежей окладов и оброков в разные времена и [285] разнообразные, многие по одним щедротам их Величеств, а многие по притчинам случившихся напастей, наводнений, засух, саранчей, еще градов, бурь, стуж, землетрясений и подобного; но как за изобилием разных щедрот, так и за изобилием разных притчин описывать многие различные свободы трудно, то написаны здесь некоторые свободы, единственно для оказания бываемого к народу милосердия законом на всегда служащего.

В первом году царствования Государя Шунджи 158 определено дать свободы от служб, от платежей податей и оброков, и от платежей за наймы пашен Пекинским и Пекинской области людям по нижеследующему:

Таким, которые в том году в Пекине жили и принуждены стались переселиться на другие места, свобода от платежей податей и от служб на три года. [286]

Таким, которых семейства тогда разлучены стались, свобода от платежей податей и от службе на один год.

Таким, у которых проходившие войска хлеб на пашнях потоптали и смяли, свобода от платежей наймов за земли и податей половинной суммы того года.

Таким и которые живут на северной стороне большей реки, свобода от платежей наймов заземли приписаные к городам, и от платежей окладов казенные пашни положенных, одной части из трех за тот год

Еще определено сложить с крестьян во всем государстве те трех родов сборные подати, которые наложены на них во время Минского 159 правления, и отпустить им платежи в казну за покупаемой хлеб, которой привозим был водою чрез слюзы;

Свободу дать крестьянам живущим близко северных крепостей, [287] которые изнурены были во время бывшего смятения, и у которых пашни побиты были градом, от окладных платежей в казну, кои мало оного претерпели, тем от половины, а кои много, от тех и малой платы не требовать.

С земель всех осми Гуза как податей и служб, так хлеба, соломы и холста, не требовать от сего времяни вечно.

Во втором году определено,

Отпускать крестьянам области Санси половину платежа сего года в казну за наемные пашни, понеже оная область ныне только приобретена.

Отпустить двум уездам в области Гяннань весь платеж в казну такой, которой следовал по учиненному в конце Минского правления определению сбирать с крестьян серебром за лошадей сверх положенных окладов.

В третьем году определено.

Отпустить крестьянам ведомства Янь Суйских крепостей, у которых хлеб на пашнях побит был [288] градом, да саранчою поеден, половину оброков и податей за сей год.

Отпустить всем в государств крестьянам все недоимки разных родов 160.

Раздачи из казны хлебом и серебром Саламе называемые 161.

Во втором году царствования Государя Шунджи,

Для тех осми Гуза пашен, которые водою смыты сталися, велено выдать из казны на каждую Цимари земли по одному Хуле пшена.

Велено раздать Мунгалам, которые живут в степи, числятся под осми Гуза, и за неурожаем на пашнях хлеба претерпевают голод, по рассмотрению пристойное число хлеба, накупивши казенным серебром из селений на межах лежащих, а при том [289] смотреть, чтоб те голодные Мунгалы за межи свои впускаемы не были.

Велено по притчине случившегося в кочевных местах бедствия давать из казны тамошним людям пшено, на каждой месяц по 1 му хязе человеку.

Велено тем нижних званий людям, которые служат при домах Ванов, Бейлев, Бейзев, Гунов Царской крови, и у которых пашни смыты сталися водою, выдать из казны по толикому числу пшена, по коликому закон оказывает 162.

Во области Гянси были наводнения и засухи, по притчине сего велено для избавления тамошней народ от голоду, выпустить из казенных анбаров три тысячи хуле пшена на продажу дешевою ценою.

В пятом году,

Велено во всем государстве Серемшеме начальникам 163 следуемое [290] из казны за смытые водою пашни пшено получать по сему: одним, которые семейства свои оставили в Пекине, из Пекинских анбаров; другим, которые семейства свои при себе имеют, из тамошних анбаров, где находятся.

В осмом году,

По притчине случившихся в трех областях Гяннань, Джегян, Шандун, частых наводнений велено учинить следуемую тамошним бедным крестьянам из казенных анбаров раздачу хлеба в скорости; а Шузаям 164 тамошним, кои бедны, раздать велено собранной доходе с наймов приписанных к училищам»

В девятом году,

По сожалению о находящихся в Пекине бедных людях, что много голодуют и зябнут, установлено раздавать таким жидкую [291] кашу у пяти городских стен, начиная с 11 луны, и продолжая до половины 4 луны каждого года 165, и в каждой день отпускать из казны к каждой стене по 4 хуле пшена, и еще по 2 янь 166 серебра.

По притчинам неурожаев, при раздачах людям из казны пшена делать числам людей верные сметы, и при том для раздач наблюдать лета, малолетных, так что того, кому не меньше 7-ми лет от роду, числить на равне с большим человеком, а того, кому меньше 6-ти, а свыше 4 лет, числить половинным против большого человека. Кроме оного не включать к получению пшена казенного таких людей, которые пришлые и наемные.

Выдано из казны на раздачу бедным людям, состоящим под [292] осми Гуза, в Манжурские и Мунгалские ниру (роты) китайки толстой по 6-ти кусков, бумаги хлопчатой по 600 гинь, пшена по 100 хуле, в уджен чоха ниру [роты] китайки толстой по 30-ти кусков, бумаги хлопчатой по 300 гинь, пшена по 50 хуле на каждую ниру.

В одиннатцатом году,

Выдано из казны состоящим под осми гуза людям, по притчине случившегося на пашнях их наводнения, хлеба на каждую ниру, Манжурскую и Мунгалскую по 200 хуле, Китайскую, называемую уджен чоха, по 100 хуле, и велено начальникам разделять оной подчиненным по рассмотрению.

По особливому имянному указу роздано во области Пекинской обнищавшим крестьянам серебра, из суммы сохраняемой в 4 Джурганях 160000 янь, из суммы двора государева накопленой умеренностию и воздержанием 80300 янь. [293]

В двенатцатном году.

Для раздачи бедным людям в Пекине жидкой каши прибавлен, [к преждеписанному установлению 9 года] еще месяц времени; и велено вельможам подать мнение для бедных людей, чтоб сделать подобное милосердие к ним во всем государстве.

Из суммы двора Государева, которая накоплена умеренностию и воздержанием, роздано бедным крестьянам Пекинского уезда 30000 янь,

В четвертом надесять году.

Из суммы двора Государева роздано войнам осми гуза и бедным крестьянам Пекинского уезда 10000 янь.

В осмом надесять году,

Установлено всем городовым и уездным начальникам в не урожайные года, где когда недостаток в хлебе случится, собирать богатых людей, особливо купцов, и объявлять им указом, чтоб [294] готовой за употреблением хлеб свой выпускали на народ в продажу, не отлагая времени.

Для раздачи в Пекине у пяти городовых стен бедным людям жидкой каши, прибавлено еще 3 месяца 167, и чтоб каша приуготовляема и раздаваема была исправно, велено обделать такие места порядочно с оградами, и быть при раздачах тем начальникам, которые называются городовые досмотрщики 168.

Поощрение к благодеяниям доставляемым к разореным людям.

Нечиновным людям, которые раздавать будут разореным от неурожаев крестьянам на исправление [295] хлеб свой или серебро, давать за 50 хуле хлеба, или за 100 янь серебра бяни 169; за 100 хуле хлеба, или за 200 янь серебра дзинзе девятого класа 170, за раздачи же свыше сего давать чины хафанские за уряд, прибавляя оные по количествам щедростей, и не выступая из благопристойности.

Чиновных людей за оказанные к разорившимся от неурожаев крестьянам вспомоществования награждать по сему.

За 1000 янь серебра, или за 2000 хуле хлеба одну нонгиха джерги 171. [296]

За 500 янь серебра, или за 1000 хуле хлеба две эджехе джерги.

За 250 янь серебра, или за 500 хуле хлеба одну эджехе джерги.

О награждениях за оное, которые следует учинить свидетельствованым филозофам, предлагать к рассуждению в те времена, когда они получавши чины, при должностях будут,

Награждать по оному еще, молодых людей, которые из приятных видов и умных обращений своих являют себя получившими воспитание похвальное, за 300 янь серебра, или за 600 хуле хлеба принимать к наукам в училище Годзы гянь 172.

Богатых крестьян,

за 300 янь серебра, или за 600 хуле хлеба чиновными знаками 9 класа.

за 400 янь серебра, или за 800 хуле хлеба чиновными знаками 8 класа. [297]

Дзунды и Сюньфы могут вспомоществования такие делать, не помышляя о награждениях себе.

Деревни и пашни осми Гуза.

В начале нашего Манжурского, правительства к дому Царского Величества для всегдашних расходов заведены деревни, из которых ныне состоят одни во области Мукденской, другие Пекинской, под ведомствами, одни главного дворцового приказа, другие джурганя благочиния, и приказов Гуанлусы и Шан Лин Юань. Какие ж по тем деревням учреждены для приходов и расходов постановления, о сем, понеже ясно показано в описаниях каждого ямуня, в сей части умолчено, а писано только о таких деревнях и землях, которые пожалованы и приписаны к Ванам и другим царской крови людям, к заслуженым вельможам, к вельможам и нижним чиновным осми (гуза) знамен, и еще к Ванам внешней области (Мунгалской земли). Ниже сего видно будет, в которых годах каким (из оных) людям пожалованы деревни, [298] в которых местах и по коликому числу каких земель мерою.

При сем то знать должно, что во времяна неурожайные выдается на земли такие из казны хлеб по пристойному числу.

О деревнях и землях пожалованых Ванам, и протчим Царской крови достоинства имеющим.

В первое время, когда правительство наше твердое основание возымело, велено Ванам, Бейлам, Бейзам и Гунам восстановить для себя деревни в двух уездах, в Гин Джеуском по одной и в Ган джеуском по одной, а протчие сих уездов все деревни возвратить к правительству.

С начала царствования Государя Шунджи приписаны к деревням Ванов, Бейлев, Бейзов и Гунов земли мерою не до равному числу,

К большим деревням от 120 до 70-ти цимари 173. [299]

К половинным деревням от 60-ти до 40 цимари.

Для огородов от 25-ти до 10 цимари.

Сверх сего к Ванам еще приписаны огороды.

Старшему — 10.

Младшему — 7.

К каждому огороду земли мерою по 30-ти цимари.

Установлено за Ванами, Бейлами, Бейзами и Гунами быть землям по наследствам доставшимся не отъемлемым.

В 7 году установлены разные дачи.

Огородные земли,

Гундже 60 цимари,
дочере Вана старшего 30 цимари,
Дочере Вана младшего, по 25 цимари. [300]
дочере Бейлы,
дочере Бейзы,

Ванам и протчим сверх прежних дач огороды.

Вану старшему 8.
Вану младшему 5.
Бейле 4.
Бейзе 3.
Гуну 2.
К каждому огороду земли мерою по 30-ти цимари.

И от сего времени быть таким дачам впредь для всех тех людей, которые на оные достоинства возвождаемы будут.

Огородные земли мерою.

Джангину 1 статьи 40 цимари.
2 статьи 30.
3 статьи 20.
4 статьи 10.

Пашенные земли в разных уездах, при которых есть пахатные крестьяня.

Уксуням 8-ми гу за, то есть осми знамен 174, [301]

знамя желтого с каймою 610 цимари.
знамя желтого 1776.
знамя белого 600.
знамя красного 20736.
знамя белого с каймою 28619.

Чиновным и рядовым военным людям осми знамен земли в Пекинской области.

цимари.
Знамя желтого с каймою 393890.
Знамя желтого 392396.
Знамя белого 34.6608.
Знамя красного 206785.
Знамя белого с каймою 257405.
Знамя красного с каймою 217595.
Знамя синего 285610.
Знамя синего с каймою 235188.

Особливо данные некоторым земли, называемые яфани.

цимари.
Управитель дома Государева 8.
Управитель дома Вана старшего 6.
Управитель дома Вана младшего, Бейлы, Бейзы, Гуна 5. [302]

Пахатным мужикам, которые живут при пашнях достоинства и чины имеющих людей, состоящих под осми знаменами, в оклад на содержание вместо прежде выдаваемого хлеба каждому человеку земли по 6-ти цимари.

Вышним чинам осми знамен, начиная с мейрень джангина земли Яфаньской по 30-ти Цимари Хахайской 175 по 2 цимари.

Нижним чинам осми Знамен начиная с Джалань Джангина земли Хахайской по 2 цимари.

От простых воинов, которые будут объявлять о себе, что данных земель пахать не могут, челобитья не принимать.

На отмежеванных к осми знаменам и к разным людям землях, те места, где бывают ярманки, оставлять для крестьян и купцов свободными по прежнему. [303]

От сего времени дворов и пашен крестьянских более не приписывать ни к кому, и не трогать вечно, оставя на прежнем положении.

Понеже ныне на разданные и приписаные земли числа мер узаконены, того ради впредь тех земель как ни кому не давать и никуда не приписывать, хотя бы число мужиков и прибавилося, так и не отбирать назад, хотя бы число мужиков и убавилося; сверх сего не прибавлять земель тем, которые чинами повышаемы будут, и не отбирать земель после покойников оставшиеся, и у таких, которые чинов лишены будут.

Данным и приписаным землям быть не продажным 176.


Комментарии

157. Приказ Бубна.

158. 1634 год, когда манжуры овладели Китаем.

159. Мин называлось правление Китайское пред Манжурским бывшее.

160. Следуют в оригинале еще в разных годах учинение крестьянам свободы от платежей в казну, подобные предписанным.

161. Саламе: раздача всем по равной части.

162. Закон смотреть здесь в первой статье. У них указом сделаное единожды, служит образцом и законом на всегда.

163. Гарнизонным.

164. Шузай: такой студент, которой получил чрез экзамен чин, не состоящей еще в класах, а оказующей однако малую официю.

165. С Ноября, всего полшеста месяца, у них числа по луне, не сходны с нашими церковными.

166. Хуле: их четверть, а янь их рубль.

167. С Ноября до Сентября, можно примерно почесть.

168. В ограде двои вороты, в одни бедные с чашками входят, в другие выходят, не останавливаяся, по тому что кладут им в чашки кашу уполовниками, когда приходят.

169. Бянь: доска лаковая с золотыми буквами, похвалу на прославление значущими, с печатью, которую вешают над воротами.

170. Дзинзе: чиновной знак, по фигуре можно назвать шишкою, подобен шашке, носят на шапках и шляпах, бывают оные для различия рангов разных видов, делаются из золота и меди, (и одни студентские) из серебра и олова, вставливают в них камни и стекла, бывают и без камней и стекол у людей нижних степеней; шишка должна быть такого цвета, какого ранг требует.

171. Смотреть изъяснение в алфавите под джерги.

172. Посмотреть можно в алфавите.

173. Цимари: мера земли, имеет квадратных 900 сажен Российских.

174. Уксун: Гуза: смотреть в алфавите. В оригинале узды и деревни написаны.

175. Смотреть в Алфавите.

176. Кроме оного всего есть описание в оригинале приписаным к осми знаменам для лошадей лугам.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.