Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТ № 28

Гэнцзы (23-й день) [10-й луны 24-го года правления Цяньлуна (12 декабря 1759 г.)].

Доклад динбянь юфуцзянцзюня Фудэ о выдаче [правителем] Бадахшана трупа Хоцзичжаня (ходжи Джахана) и отправке [его] в Пекин.

В своем докладе он написал: Я снова отправил посла к бадахшанскому предводителю Сулэданьша чтобы потребовать выдачу изменников Хоцзичжаня и Болониду. В 25-й день 8-й луны (15 октября 1759 г.) батулу шивэй Ээрдэнъэ прислал цзилин шивэя // Ебучунъэ сообщить. Ходят слухи о том, что бадахшанцы, узнав о намерении соседнего племени забрать двух бунтовщиков (ходжи Джахана и Бурхан ад-Дин-ходжи) убили их. В соответствии с указаниями, в 9-й день 9-й луны (29 октября 1759 г.) [Самудань] встретился с Сулэданьша, вручил [ему] послание и подарки. [Султан-шах] заявил: «После задержания Хоцзичжаня и [его брата], они были доставлены в Чайчжабу 1 (Чахи-аб) и брошены в тюрьму. Но туда подошло племя хуньдусы (кундуз) 2, чтобы увести [ходжей]. Хоцзичжань пытался установить тайную связь с посланцем враждебного нам государства Таэрбасы (Дарбаз), но [этот посланец] задержан нами. В силу этого [мы], собравшись, посоветовались и пришли к единому мнению казнить их [ходжей], чтобы избежать печальных последствий» и т. д.

Ээрдэнъэ заявил [Султан-шаху]: «Коль скоро вы задержали двух бунтовщиков // почему не выдали [их нам], а казнили, что все это значит? [Вы] должны выдать их головы».

Сулэданьша, ссылаясь на положение Корана, стал спорить, затем сказал: «Мы уже повиновались великому императору, однако [мы] сами не можем отдать [головы ходжей], боюсь что народ не позволит сделать это. [Вам] необходимо сначала послать людей [к месту захоронения ходжей] для убеждения, затем принять решение.

Ээрдэнъэ в тайне послал [к Чахи-аб] маньчжура ювэй Надаци, хорошо знающего двух изменников. Возвратившись Надаци рассказал: «Действительно, видел труп Хоцзичжаня. Могила Болониду [108] находится через одну стену //, но в ней имеются только следы крови, трупа нет». [Ээрдэнъэ] приказал также своему спутнику уйгуру Сулэданьхечжа Муцзапаэру (Султан-ходже Музаффару) тщательно осмотреть [могилу], и он рассказал то же самое. После этого Ээрдэнъэ сам осмотрел труп [ходжи Джахана] и обнаружил [на нем] раны в трех местах от выстрела из винтовки-дробовика, одну на его левой руке, другую сквозную на бедре и одну легкую подмышкой. Спрашивал о трупе Болониду. Как [нам] ответили, Болониду сказал своим приверженцам:

«Все преступления совершил Хан-хэчжаму (Хан-ходжа), после моей смерти не хороните [меня] в одном месте с ним, лучше будет, если перенесете [мою могилу] в Кашгар» и т. д.

Братьев сопровождали около 40 человек, 10 из которых тайком // убежали. Вероятно, [бежавшие] увезли с собой труп [старшего ходжи]. Пришлось послать людей для поиска [трупа]. В 13-й день (3 ноября 1759 г.) [Ээрданъэ] послал в Чайчжабу своих доверенных людей, чтобы допросить смотрителя кладбища Мэньдо-субэй (Мадда-суфи).

В 19-й день (8 ноября 1759 г.) Сулэданьша заявил: [Мы] допросили охранников [ходжей], действительно [они] не знают, кем украден [труп Бурхан ад-Дин-ходжи]. Если он не убит, а просто наговаривают, то со временем непременно станет известно. Стоит ли Небесной династии огорчаться из-за этого». Затем [Султан-шах], взяв Коран, поклялся [что он говорит правду].

Ээрданъэ также отправил множество уйгуров, ойратов для поиска [трупа старшего ходжи] в разные районы. Все говорят, что [этот ходжа] действительно убит. 21-й день (10 ноября 1759 г.) батулу // шивэй Удай прислал Мэньдо-субэй и уйгурскую женщину Цзиэргэлэ (Джухар-гул) для допроса. [Они] также говорили, что [старший ходжа] убит.

Мэньдо-субэй рассказал: «В Чайчжабе к двум ходжам в разных местах через 10 дней подошли несколько человек и их поместили в одну комнату, [затем] через три дня вдруг подошли 200 человек и окружили дом, [где помещены ходжи]. После этого несколько десятков человек неожиданно вошли [109] [во двор] и заявили: «Теперь [мы] пришли убить двух [ходжей], затем [они] вытащили нас [из комнаты], через некоторое время [я] вошел в помещение и увидел обоих [ходжей] убитыми. Около 16 сопровождающих [ходжей] убежали, может быть они // украли труп Болониду» и т.д.

Цзиэргэлэ рассказала: «Когда двух ходжей убивали, я была с женами Молаташи-ахуна (Мулла Ташахану) Элэчжуйту (Эльчатау) и Субэй (Субъай) все три [женщины] прижались друг к другу, не вышли из комнаты. Тут двое, державших сабли, посмотрев друг на друга, тут же принялись за дело. Один [из них] сначала зарубил младшего ходжу, [его голова] чуть не оторвалась от туловища. Старшего ходжу тоже зарубили, но он не был убит сразу. Я с большим трудом удержала слезы. Элэчжуйту ножом свалила одного [из убийц]. Все остальные стали наносить ножевые удары в грудь ходжи, ножевым ударом также убили Элэчжуйту, а нас двоих стали вытаскивать из комнаты. Мы одержимо стали говорить: «Убейте [нас тоже]». // Жена Молаташи-ахуна, получив несколько ножевых ран, скончалась, я тоже была ударена ножом, но едва осталась жива, словно родилась заново» и т. д.

Сахала-субэй рассказал: «После того, как убили двух ходжей, я похоронил их, но в тот же день меня вызвали оттуда, не знаю, кем, украден [труп Бурхан ад-Дин-ходжи]».

Ээрдэнъэ снова и снова допрашивал [всех], дал голову ходжи [Джахана] на опознание. Ниясы-субэй (Нияз-суфи) со слезами рассказал: «Он [ходжа Джахан] с детства воспитывался у меня, в конечной части указательного пальца имеется шрам от оспы, помню это очень четко».

Исходя из всего этого [Ээрдэнъе] решил вперед отправить голову Хоцзичжаня, а также человека, лично видевшего убийство Болониду // приказал их отправить [ко мне] в 22-й день (11 ноября 1759 г.) и рассказать [мне] все это.

В 30-й день (18 ноября 1759 г.) сам Ээрдэнъэ прибыл в военный лагерь. Я приказал линдуйдачэням, шивэям, чиновникам, а также бекам Хоцзисы, Моло (Мулле) Гопо-хэчже (Гофур-ходже) и [110] киргизскому хакимбеку осмотреть [голову ходжи Джахана], все сказали: «[Мы] внимательно осмотрели голову, кажется [она] немного изменилась, но облик лица узнаваем. На правой височной области имеется круглая болячка. Волосы на висках, усы на верхней губе и подбородке точно его, голова действительно Хоцзичжаня».

Я заявил прибывшему [бадахшанскому] послу Дуаньбайкэ [Диванбеку?]: «Почему вы не выдали бунтовщиков, а убили [их], не дожидаясь прибытия [нашего] посла, не нашли // трупа Болониду, к тому же на следующий день после выезда от вас ранее посланного [к вам] Самуданя вы послали гонца сообщить [ему] о том, что Хоцзичжань умер от раны. Теперь говорите, что [ходжа] убит вместе с Болониду. [Ваш] сегодняшний рассказ расходится с прежним, создается впечатление, что [вы] спрятали Болониду, а труп Хоцзичжаня собираетесь выдать [нам] сами».

[Бадахшанский посол] заявил: «Мы все выражаем искренность великому императору, хотим жить спокойно, поэтому задержали двух бунтовщиков. Но соседнее племя пыталось увести [их]. Если отпустили бы [ходжей] в другую страну, то [они] непременно вернулись бы с войсками для отомщения. Прошлый раз, когда были задержаны [ходжи], сообщили, что // Хоцзичжань умер от раны, после чего были отправлены люди для осмотра и сохранения [трупа]. Вслед за отъездом Самуданя хундусы (кундузцы) численностью 5 тыс. человек пришли забрать обоих [ходжей]. Поэтому было решено убить [ходжей] чтобы обезнадежить их. Однако мы не знали, что трупы бунтовщиков столь важны [для Вас], в силу этого [мы] не организовали сильную охрану, теперь очень жалеем. На этот раз, отправляя [к вам] посла, Сулэданьша с двухтысячной армией отправился в путь, чтобы остановить хундусов. Если Болониду не умер или убежал после освобождения, то разве можно утаить такое дело» и т. д.

Я снова подробно расспросил Мэньдо-субэя и др. уйгуров, которые либо были покровителями либо последователями [ходжей], // лично видевшими убийство [их]. Получил такой же ответ, как [111] доложил Ээрдэнъэ. Установлено, что жена Сучжукэту (Созук-тау?) Цзиэргэлэ является старшей сестрой киргизского хакимбека, награжденного [нами] павлиньим пером [для головного убора], а жена Сахалэ-субэя является племянницей гуна (князя) Эдуя (Эдея) и старшей сестрой шивэя Абудуэрманя (Абдурахмана). Они служат в [нашей] армии и им было поручено в тайне узнать [судьбу ходжей], также рассказали, что [Бурхан ад Дин-ходжа] действительно убит... // Покорнейший [я] поручил ганьцинмэнь эрдэн шивэю Гэбиятубатулу Ээрдэнъэ доставить голову Хоцзичжаня в Пекин. Поручил [ему] также доставить в столицу Мэньдо-субэя, лично увидевшего убийство Болониду и Эмуэр-байкэ, посла бадахшанского // Сулэданьша. Во 2-й день 10-й луны (21 ноября 1759 г.) я с армией собираюсь вернуться в Яркенд».

Чжэнбянь, цз. 81.


Комментарии

1. Чайчжабу (Чахи-аб) — местность на севере современного Афганистана.

2. Хундусы (кундуз) — историческое название одного из племен на Памире.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.