|
№ 39 1635 г. не ранее октября 8 (Датируется по времени прибытия послов Алтын-хана в Москву (см. ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1635 г., д. № 1 л. 13).). — Челобитная томского сына боярского Луки Васильева 1 и казака С. Щепёткина, поданная в Посольском приказе, о посылке их в Китай/л. 200а/ Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси бьют челом холопи твои, твоей государьской дальние очины и[з Сиби]ри Томсково города сынчишко боярское Лучка Васильев да казачишко Семейка Щепеткин. Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопов своих, вели, государь, нас в Китайское государьство отпустити и проведать — какие в нем люди живут и какая вера, и подлинно [ли] сиделые люди, и каменные ли у них городы, и есть ли у них какое каменье и узорочные товары? Царь государь, смилуйся, пожалуй. ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1635 г., д. № 1, л. 200а. Подлинник .Комментарии 1. Первые сведения о Луке Васильеве мы находим в документах посольства Василия Тюменца к Алтын-хану. В них упоминается переводчик «новокрещеный Лучка Васильев». В 1619 г. Лука Васильев вместе с казачьим атаманом И. Белоголовым сопровождал из Москвы в Томск калмыцких послов. С посольством Якова Тухачевского к Гомбо Эрдени Лука Васильев ехал уже «томским сыном боярским». Затем он вместе с Васильем Старковым сопровождает в качестве пристава монгольских послов в Москву. Очевидно, рассказы монголов о Китайском государстве и побудили Луку Васильева и Семена Щепёткина вызваться проведать о далеком Китае. |
|