Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 33

1620 г. май (Подобная же грамота, посланная томскому воеводе И. Ф. Шаховскому, датируется 7 мая (см. «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607— 1637», М., 1959, № 44, стр. 97—99).) — Грамота из Посольского приказа тобольскому воеводе М. М. Годунову о нецелесообразности завязывания отношений с Монголией и Китаем и о разведывании сведений о них 1

/л. 65/ От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Тоболеск боярину нашему и воеводе Матвею Михайловичю Годунову да дьяку нашему Ивану Шевыреву.

В прошлом во 125 году в генваре писано от нас в Тоболеск к боярину и воеводе ко князю Ивану Семеновичю Куракину да к дияку к Ивану Булыгину о ссылке с Алтыном-царем и с Китайским государством, что мы, великий государь, приговорили з бояры нашими с Алтыном-царем и с Китайским государством ссылке не быти, а розведывать про них велено всяких вестей подлинно, сколь оне землями своими людны, и каков у ково город и сколь великий, и с которыми городы оне меж себя в совете и в ссылке, и какова у них вера, и как оне наши великие государства перед иными государствы и перед своею землею почитают, и воюютца ль оне с которыми государствы, и будет воюютца, и с которыми государствы воюютца, и каковы у них бои, и сколь сильны, и каковы у них обычьи, и какие у них товары, и с которою землею их земля сошлась, опричь нашие и Колматцкие /л. 66/ земли? А будет мочно, и им и нарочно к Алтыну-царю и в Китайское государство велено послать не посольством и не от себя, ис казаков или ис каких людей ни буду, затеяв, бутто ненароком отколе к ним вышли. И у них бы им быти, и их землю и обычей и городы видети, и о всем их против нашие грамоты роспросити. Да что про Алтына-царя землю и про Китайское государство проведают, и о том велено им отписать к нам подлинно, а отписки велено отдавать в Посольском приказе 2. И боярин князь Иван Семенович Куракин да дьяк Иван Булыгин о том о всем к нам в Посольской приказ по нынешней 128 год по генварь ничего не писывали.

А от Алтына-царя да из [Мугаль]ские земли пришли к нам, великому государю, послы лоба Тархан с товарыщи да с ними ж Киргизские земли послов 2 человека. И мы тех алтыновых и лобиных и Киргизские земли послов пожаловали, наши царские /л. 67/ очи видеть им дали. И, пожаловав их нашим царским жалованьем, отпустили назад в их земли, да и к Алтыну-царю наше царское жалованье с послы ево послали есмя. И как те послы к вам в Тоболеск придут, и вы б, тем послом дав подводы и корм, до Томского города отпустили их в их земли не задержав, и прово/л. 68/дить их ис Тобольска послали, до коих мест пригоже, как преж того посылывали их провожать. А вперед бы есте с Алтыном-царем и с Китайским и с Мугальским государством без нашего указу ни о чем ссылки не даржали, потому что те государства дальные и торговым людей ходити от них в наши государства далеко; а Алтын-царь кочевные орды люди воинские, и нашим государствам прибыли от него, кроме запросов, никакие нет и вперед не чаять. А розведывали б про те государства всяких вестей против прежнего нашего указу, как о том писано от нас к боярину нашему и воеводе ко князю Ивану Семеновичю Куракину да к дияку к Ивану Булыгину. [100] А в Томской город от нас о том ... отписано: вперед с Алтыном-царем и с Китайским и Монгольским государствы о послех ссылатца не велено.

И будет только вперед от Алтына-царя или ис Китайского и из Мугальского государства учнут приходить к вам в Тоболеск послы или посланники собою (Далее зачеркнуто: а не по вашей ссылке.), и вы б велели им быти в съезжую избу и их роспрашивали подлинно: для каких дел пришли, /л. 69/ и о чем государей их у нас, великого государя, будет прошенье, и хотят ли государи их быти под нашею царскою высокою рукою, и какую нам дань давать учнут, и грамоты с ними есть ли, и о каких делех или что с ними будет словесной приказ? О том бы есте о всем роспрашивали их подлинно и писали к нам к Москве с нарочными гонцы, а тем послом или гонцом велели побыти у себя в Тобольску и приставов к ним приставили и корм велели давати до нашего указу, будет в них по их роспросу почаете каково доброва дела и государьствам нашим прибыли. А без нашего есте указу /л. 70/ тех послов к нам к Москве не отпускали. А будет у тех алтыновых и у лабинских послов, которые учнут вперед к вам в Тоболеск приходить, по их роспросу, каково доброво дела и государьствам прибыли не почаять, а учнут приходить только о своих запросех или о помочи каких наших ратных людей, и вы б им отказывали; что вы о том о всем отпишете к нашему царскому величеству, а без нашего указу ответу учинити не пригоже, и что вам впредь о тех делех будет наше царское повеление, и вы о том к ним ведомо учините грамотою своею с своим гонцом или с кем пригоже. А сказав им то, отпускали б есте их назад в свои земли не мешкая и без нашего указу, а много их в Тобольску не держали, и того остерегали накрепко, чтоб они Сибирские земли не розсматривали. Корм бы, естье и питье, в Тобольску и в дорогу на отпуске давали невелико, как им мочно сытым быти (Далее зачеркнуто: чтоб им в корму и в питье нужи не было.). Да о том бы есте о всем писали к нам к Москве, что б нам про все было ведомо, а отписки велели отдавать в Посольском приказе дьяком нашим думному Ивану Грамотину да Саве Романчюкову. А в Томской город к воеводом о том о всем от нас писано ж.

А как нынешние алтыновы и Биликты-лобы и киргизские послы приедут к вам в Тоболеск, и вы б послали к ним на подворье подьячего или сына боярсково добра, а велели у них у всех пересмотрить пищалей и самопалов. Да что у них пищалей и самопалов найдете, и вы б то все велели у них поймать, чтоб однолично оне никаких пищалей и самопалов из нашего государства в свою землю не провезли. А послом бы есте велели сказать... и взяты за то оне, что провезли в наше государство украдом, а ни в котором городе не объявя.

Писан на Москве лета 7128-го мая в... (Число в тексте опущено.) день.

На л. 70 под текстом отметка об отправлении: Послана с приставом з Бурнашом.

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1619 г., д. № 1, лл. 65—70. Отпуск.


Комментарии

1. Так как из переговоров с Тархан-ламой и из грамоты Шолоя Убаши-хунтай-джи, присланной царю Михаилу Федоровичу, было видно, что Алтын-хан отнюдь не считает себя подданным московского царя и относится к нему, как равный к равному, предлагая заключить военный союз и установить постоянные дипломатические и торговые связи, московское правительство решило проявить известную осторожность. Было решено не допускать в Москву монгольских, калмыцких и других послов без предварительного согласия центрального правительства. Следствием этого решения и явилась данная грамота, отправленная из Посольского приказа с Бурнашем Никоновым тобольскому воеводе М. М. Годунову. В тот же день была послана грамота томскому воеводе И. Ф. Шаховскому (см. Ф. И. Покровский, Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 г., СПб., 1914, стр. 45—46)..

2. См. приговор боярской думы от 31 декабря 1616 г. (см. док. № 10).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.