Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 237

Выступление против христианской церкви в Пучжоу в 1898 г. (материалы обследования) 49

Ван Сянь-цзинь

После антимиссионерского инцидента в Цаочжоу [в апреле 1898 г.] население юго-западной части провинции Шаньдун испытывало особенно сильное отвращение к «иностранным школам» 50. Выступления, проходившие под лозунгом «Расправа с иностранными школами», действительно подтверждают ненависть населения Китая к империалистам.

В 1898 г. в деревушке Цуйлоуцунь селения Сантанли, расположенной в 70 ли к югу от Пучжоу, в юго-западной части Шаньдуна, жил старый человек по фамилии Чжи, по прозвищу Хунмаоу (Пятый рыжий). Это был бездетный старик, владевший свыше 30 му земли; по достатку его можно назвать зажиточным. Несколько люмпенов из деревни Цуйлоуцунь, принявших христианство, заставили Хунмаоу построить для них молельный дом. Хунмаоу поначалу согласился построить для них трехкомнатную церквушку из соломы. Но христиане запротестовали и потребовали выстроить для церкви трехкомнатный каменный дом. У Хунмаоу не было никаких обязательств перед церковью, в христианство он не верил и чувствовал, что его несправедливо обижают, принуждая даром строить церковь. Он прекрасно понимал, что даже соломенный дом из трех комнат он не в силах построить, не то что каменный. Поэтому такое требование — не только вопиющая несправедливость, но просто невыполнимое дело с точки зрения его наличных средств. Когда он высказал все это христианам Цуй Эру и Да Ху, те не приняли его возражений, и старик в отчаянии бросился на них, пригнув голову. Христиане быстро отступили в сторону, старик ударился головой о стену, изо рта хлынула кровь, он скончался. Соседи, наблюдавшие это, были охвачены гневом, а начальник бао доложил начальнику округа Пучжоу. Однако никто не знал, что немецкие миссионеры также направили письмо начальнику округа Пучжоу, в котором исказили причину смерти Хунмаоу. В соответствии с их письмом начальник округа Пучжоу заявил, что Хунмаоу сошел с ума и. покончил с собой. В результате местные христиане не только не понесли заслуженного наказания, но по-прежнему творили в деревне Цуйлоусян 51 злодеяния и бесчинства. Терпение населения лопнуло, и начались волнения, вылившиеся в «расправу с иностранными школами».

В то время власть в районе принадлежала мелким помещикам, способным лишь возмущаться, но бессильным активно выразить свое недовольство. Оберегая свое богатство и боясь неприятностей, они поглядывали на события со стороны. Простые безземельные крестьяне, [213] которым нечего было терять, сформировали отряд, чтобы «расправляться с иностранными школами». В отряде помимо безземельных крестьян, составлявших ядро, были также мелкие торговцы, маклер комиссионной конторы и даже сюцай. Отряд, насчитывавший четыреста-пятьсот человек, которыми командовал маклер, расправлялся с иностранными школами. Члены отряда из нашей деревни имели клички, которые в то время произносились нараспев, как песня: «Большая корова», «Вторая корова», «Золотая гора», «Третья обезьяна», «Большая радость», «Вторая радость», «Золотая гора», «Колченогий». Они не произносили заклинаний, не чертили магических знаков, не вызывали духов, которые бы охраняли их. Просто действовали по необходимости. Их основным оружием были пики, но попадались и ружья. В походе они не соблюдали дисциплины, не знали ограничений. Намереваясь расправиться с иностранной школой, они собирали отряд из добровольцев. Кто не хотел идти, оставался дома. Бывали и такие случаи, когда кто-нибудь сначала вступал в отряд, а потом выходил из него, или наоборот — сначала не хотел вступать в отряд, а потом приходил, в общем, господствовала полная свобода.

Члены отряда «расправы с иностранными школами» считались среди простого населения порядочными людьми, которые обычно вели дома спокойную, мирную жизнь. При появлении отряда «расправы с иностранными школами» христиане в целях сопротивления формировали собственный отряд. Однажды отряд «расправы с иностранными школами», сформированный в нашей деревне, двигался ночью по дороге, расположенной в 20—30 ли к югу от деревни, с намерением расправиться с иностранной церковью. Его нагнал отряд христиан. Добровольцы отряда «расправы с иностранными школами» поняли, что попали в невыгодное положение, и отступили. Бой произошел в болоте к югу от селения Фанчжуан. Рукопашная схватка длилась около получаса, христиане в панике отступили. Позднее «шутники» сочинили об этих событиях пьесу под названием «Битва за камышовую заросль» (болото было в зарослях камыша). Вскоре движение «за расправу с иностранными школами» докатилось до города Цаочжоу. В городе Цаочжоу и окрестностях население начало расправляться с иностранными школами, нападать на христианские церкви. Миссионеры Германской империи покидали церкви и бежали через Восточные ворота, все время падая от пинков и тумаков, которыми награждали их жители.

От Восточных ворот немецкие миссионеры побежали по северо-восточной дороге и спрятались в домах некоторых прихожан. От городской церкви не осталось камня на камне. Католическая церковь, ныне величественно возвышающаяся в области Цаочжоу к северу от дороги Дунмэнли, построена потом и кровью китайского народа, под давлением империалистов после подписания «Протокола 1901 г.». [214] Разложившиеся цинские правители в угоду империалистам запретили на один год проводить в Цаочжоу экзамены на степень сюцая.

Это движение нашло широкое распространение. Исключительная жестокость миссионеров Германской империи довела возмущение населения до крайности. Даже старухи собирали по домам муку и воду, замешивали тесто и лепили на него маленьких человечков, которых они называли немецкими дьяволами. Они бросали их в котел и прямо на перекрестках улиц варили, приговаривая при этом как молитву: «[Соберем] муки с тысячи семей, соберем воды со ста семей — и заживо сварим иностранных чертей». Маленькие девочки выбегали на перекрестки и плакали, это называлось «с плачем обращаться к богу». Они говорили, что плачем могут вызвать на землю Яшмового императора, который уничтожит еретиков. Многие жители делали из соломы чучела, на которых писали имя немецкого миссионера и дату его рождения, вешали чучело на дерево, а потом ночью кололи ему иголками глаза, пронзали ножами сердце. Они говорили, что таким образом можно испортить глаза немецкому миссионеру, вызвать у него сердечные заболевания, и он умрет. Все это свидетельствовало о сильной ненависти, которую китайский народ питал к империалистам.

«Цзиньдай ши цзыляо», 1957, № 5, стр. 8—10.


Комментарии

49. Автор, Ван Сянь-цзинь — племянник одного из свидетелей движения ихэтуаней в уезде Гэцзэ, расположенном несколько южнее Пучжоу. Данный материал является пересказом Ван Сянь-цзиня воспоминаний его дяди.

50. Янсюэ (104) — «иностранные школы» — так в этом районе называли христианские церкви, службы в которых напоминали местным жителям занятия в школах («Цзиньдай ши цзыляо», 1957, № 5, стр. 9).

51. Цуйлоусян — это Цуйлоуцунь.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.