Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 7

Духи покровительствуют [ихэ]цюаням 36

Духи покровительствуют [ихэ]цюаням, союзу «Ихэтуань» 37, потому что иноземные дьяволы взбаламутили Китай. Они навязывают нам свою религию, а сами верят лишь в Небо; не веруя в существование духов, они забыли о своих предках. Мужчины у них безнравственны, женщины развратны, а их дети рождаются от матерей, предающихся блуду со своими сыновьями. Если не верите, приглядитесь [30] внимательней: у всех дьяволов глаза отливают синим цветом 38. Небо не дождя, земля сохнет — все это потому, что христианские церкви навлекли гнев неба. Духи возмущены, святые негодуют, они спустились с гор, чтобы поучать народ. Наша вера — не ересь и не учение «Байлянь» 39; мы произносим заклинания и повторяем слова Будды; мы сжигаем желтую бумагу и возжигаем благовония, призывая святых выйти из своих пещер. Святые покидают пещеры, духи спускаются с гор и, вселяясь в людей, учат их приемам [ихэ]цюаней. В совершенстве постигнув искусство боя, мы без труда усмирим иноземных дьяволов.

Крушите железные дороги, вырывайте телеграфные столбы, немедля уничтожайте пароходы. Пусть трепещет от страха великая Франция, а англичане, американцы, немцы и русские навсегда утихомирятся! И когда иностранцы будут полностью разгромлены, Великие Цины обретут господство над всей страной. Как сказано в стихах:

Если ученики сплотятся и будут старательно учиться.
Повсюду трава и деревья превратятся в воинов.
Если неразумные люди постигнут искусство святых,
Несомненно удастся уничтожить дьяволов всех до единого.

«Цзиньдай ши цзыляо», 1957, № 1, стр. 18.


Комментарии

36. Прокламация помещена в «Записках о бедствии в 1900 г.». Она не датирована, но можно предположить, что написана в разгар движения ихэтуаней (июнь — июль 1900 г.), так как в ней говорится о засухе, отрицается связь с «Байлянь» (в июле пекинские ихэтуани выдали правительству группу жителей, обвиненных ими в связи с «Байлянь»). Фань Вэнь-лань, ссылаясь на книгу Вальдерзее, указывает место появления прокламации (Тяньцзинь) и цитирует отрывок из нее, причем русский перевод, на наш взгляд, сделан неточно (см. Фань Вэнь-лань. Новая история Китая, стр. 499). Сокращенный перевод данного документа имеется в ст.: Н.М. Калюжная, О содержании прокламаций, написанных участниками восстания ихэтуаней (КСИНА АН СССР, вып. 71, стр. 134); в статье ошибочно указано, что прокламация обнаружена в «Дневнике неизвестного жителя Тяньцзиня».

Стихи, помещенные в конце прокламации, имеются в сборнике «Ихэтуани», причем названы «заклинанием»:

Ихэтуани, произносите заклинание
Если ученики будут старательно учиться,
Повсюду трава превратится в воинов;
Если неразумные люди постигнут волю святых,
Они уничтожат дьяволов, защитят великую династию Цин.

«Ихэтуани», т. IV, стр. 152.

Как видим, тексты содержат незначительные разночтения. Можно предположить, что «заклинание» появилось раньше прокламации.

37. В документах и материалах об ихэтуанях повстанцы именуются по-разному. Ниже помещаем небольшой словарь, которым мы пользовались при переводе терминов и в последующих разделах.

Ихэтуань (17) — ихэтуани или союз «Ихэтуань».

Ихэтуаньхуй (18) — союз «Ихэтуань».

Ихэтуаньминь (19) — ихэтуани.

Ихэтуаньжэньминь (20) — ихэтуани.

Туаньминь (21) — [ихэ]туани.

Туаньчжун (22) — [ихэ]туани.

Цюань (23) — [ихэ]цюани.

Цюаньминь (24) — [ихэ]цюани.

Ихэтуаньцюаньхуй (25) — [ихэ]цюани из союза «Ихэтуань».

Цюаньюн (26) — добровольцы-[ихэ]цюани.

Иминь (27) — справедливые люди.

Цюаньфэй (28) — бандиты-[ихэ]цюани.

Ихэминьтуань (29) — отряды «Справедливости и мира».

38. Как известно, у китайцев глаза темно-карие. Не имея представления о расовых различиях, авторы листовки светлый цвет глаз объясняют аморальностью европейце» и их вырождением.

39. «Байляньцзяо» (30) — «Белый лотос» — старинная тайная религиозная секта в Китае, в основу учения которой были положены буддийские догматы. Активную деятельность развернула в конце правления монгольской династии Юань (1260—1368), представляя в то время основную силу массовых крестьянских восстаний. Проповедники «Белого лотоса» предсказывали «пришествие Майтреи» и «рождение Князя Света» (свет по-китайски «Мин») и повторяли, что «свет неизбежно победит тьму». Монгольские правители пытались запретить деятельность «Байляньцзяо», однако секта тайно продолжала существовать. Она проявила активность в борьбе с маньчжурами, провозгласив лозунг «Долой Цин, восстановим Мин!» (конец XVIII в.).

Представители китайских феодалов — современники восстания ихэтуаней требовали от правительства немедленной расправы с ихэтуанями, мотивируя, в частности, тем, что союз «Ихэтуань» является ответвлением секты «Байляньцзяо», т. е. исконной антиманьчжурской организации (см. Лао Най-сюань, Исследование происхождения секты «Ихэцюань»).

Отрицание в прокламации самими повстанцами связи с «Белым лотосом», процинские лозунги, провозглашавшиеся ихэтуанями с самого начала восстания, а также их открытый союз с правительством Цыси на определенном этапе ставят под сомнение связь союза «Ихэтуань» конца XIX в. или части его членов с сектой «Байлянь». Это сомнение усугубляется при знакомстве с «Чунлинскими записками» Юнь Юй-дина, в которых приведен факт расправы ихэтуаней с людьми, выдаваемыми ими за членов секты «Байляньцзяо» (см. док. № 95).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.