Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 2.

Письмо министра финансов С. Ю. Витте министру иностранных дел М. Н. Муравьеву 12 ноября 1897 г. по поводу предложения германского императора Вильгельма II создать торгово-политическую коалицию европейских государств против Соединенных Штатов Америки

(ЦГИАЛ, ф. 20, оп. 6, д. 992, л.л. 105-106.)

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Императором германским вручена была его императорскому величеству прилагаемая при сем памятная записка, которую его высочество по всеподданнейшему докладу моему в 7-й день ноября высочайше повелеть соизволил передать Вашему сиятельству с моим заключением. Во исполнение таковой высочайшей воли имею честь изложить следующие мои соображения по содержанию этой записки.

В записке высказывается мысль о необходимости образовать из всех государств, наиболее заинтересованных в вывозе в Соединенные Штаты, торгово-политическую коалицию с целью противодействовать усилиям Штатов, направленным к закрытию их внутреннего рынка для европейских изделий. Деятельность предлагаемой коалиции, по словам записки, могла бы выразиться в применении ограничительных мер к тем из американских продуктов, в которых Европа менее всего нуждается, имея возможность удовлетворять спросу собственным внутренним производством. Таковы: хлопчатобумажные ткани, машины, кожи, деревянные изделия, искусственные удобрения, хлопчатниковое масло, парафин, алкоголь, хмель, жмыхи и пр.

Предложение это, по мнению моему, совершенно не соответствует экономическим интересам России и тем задачам, какие она имеет в виду при заключении с иностранными государствами торговых договоров и соглашений. Соединенные Штаты являются конкурентом России по производству сельскохозяйственного сырья, а потому в интересах нашего отечества было бы ослабить конкуренцию наших соперников на международном рынке именно по сбыту этого рода произведений. Между тем в перечне товаров, которые по предложениям записки подлежали бы ограничительным мерам, продукты сельского хозяйства не упомянуты, очевидно, потому (как это и объяснено в самой записке), что интересы европейского потребления идут в разрез с теми интересами, которые имеют важнейшее значение для России как производительницы однородных с Соединенными Штатами продуктов. [214]

Перечень товаров, к которым по изложенным в записке соображениям, признается желательным применить ограничительные меры, касается главнейше фабрично-заводских произведений, которыми Россия не конкурирует с Соединенными Штатами на международном рынке. При такой постановке дела ограничительные меры послужили бы на пользу прежде всего Германии, ибо она продолжала бы получать сельскохозяйственное сырье на ныне существующих условиях, а в отношении фабрикатов выиграла бы всю разницу между предлагаемыми повышенными и ныне существующими пошлинами на товары, в которых между прочим нуждается и Россия (как, например, сельскохозяйственные машины, выделанные кожи и пр.), а следовательно явилась бы нашим поставщиком этих товаров взамен Соединенных Штатов при очень выгодных для нее условиях конкуренции. С другой стороны, торговые сношения наши с Соединенными Штатами, если исключить хлопок, служащий главным предметом привоза к нам из Америки, ограничиваются лишь небольшим итогом по ввозу и вывозу. Сношения эти, в смысле взаимного наибольшего благоприятствования, гарантированы трактатом 1832 г., который, за исключением известного Вашему сиятельству инцидента с Гавайскими островами (исчерпанного предшествовавшей перепиской, причем федеральное правительство обещало держаться постановления о наибольшем благоприятствовании как твердой основы дальнейших наших торговых отношений), до сих пор ни в чем не нарушался и не представлял для нас никаких неудобных сторон. В принятом недавно конгрессом тарифном билле Динглея предусмотрена возможность репрессии по отношению к тем государствам, которые не будут предоставлять Соединенным Штатам прав наиболее благоприятствуемой нации, но вместе с тем предусмотрена также и возможность заключения торговых договоров на основе взаимных уступок в таможенных пошлинах, чем я и предполагаю воспользоваться, предложив Соединенным Штатам предоставить нам некоторые тарифные меры взамен предполагаемого у нас понижения пошлин на некоторые сельскохозяйственные машины и орудия, о чем я буду иметь честь своевременно сообщить Вашему сиятельству.

Не говоря уже о невозможности принятия изложенного в записке проекта по существу, исполнение его с формальной стороны являлось бы возможным не иначе, как после отказа нашего от договора 1832 г., последствием чего было бы, по всей вероятности, применение к нашему ввозу в Соединенные Штаты повышенных тарифных ставок, между тем как по действующему в настоящее время динглеевскому тарифу 52% всего нашего ввоза в Соединенные Штаты пропускается беспошлинно. [215]

Наконец и общий дружественный характер наших политических отношений к Соединенным Штатам, по мнению моему, едва ли соответствовал бы присоединению нашему к коалиции, направленной против экономических интересов этой страны, притом - без достаточного повода и прямых выгод для России.

Прошу Ваше сиятельство принять сведение и пр.

С. Витте

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.