Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 2.

Письмо личного секретаря Ли Хун-чжана Петика русскому посланнику в Пекине Кассини 16 апреля 1896 г.

(Перевод с английского. Приложено к депеше Кассини Лобанову-Ростовскому 22 IV 1896: АВПР, Китайский стол, д. 114, ч. 1, л.л. 52-58)

Пользуясь привилегией, данной мне Вашим превосходительством, писать Вам по любому важному вопросу, я позволю себе объяснить Вашему превосходительству цели Американского финансового синдиката, созданного недавно для вложения капитала в прибыльные предприятия для пользы Китая.

Этот синдикат представлен в Китае м-ром А. В. Башем, который находится в настоящее время в Пекине. Я прилагаю [178] список с указанием имен и положения некоторых из руководящих членов синдиката и копию рекомендательного письма, адресованного мне почтенным г. Джоном Фостером, бывшим государственным секретарем. Коротко говоря, синдикат состоит из людей самого высокого положения в банковских, финансовых и железнодорожных кругах Соединенных Штатов во главе с сенатором США К. С. Брайсом и эти люди в состоянии заключить финансовые соглашения любого масштаба, который потребуется, строить и эксплуатировать любые предприятия для развития этой страны на прочных и безопасных основах, но первостепенное внимание они хотят уделить железным дорогам.

Великий замысел русского правительства - Транссибирская железная дорога, энергия и способности, проявленные ныне при ее сооружении, естественно внушили синдикату мысль об увенчании сооружения в Сибири строительством линии через Маньчжурию, чтобы соединить существующие и будущие железные дороги в Северном Китае и способствовать таким образом финансовому успеху Сибирской линии, отвлекая частично поток торговли между Китаем и Европой от южного пути по морю к северному по суше. Выгода такой железной дороги для Маньчжурии несомненна; плодородные земли, минеральные ресурсы и леса этой страны - все это ожидает эксплуатации в интересах как государства, так и народа... (Опущено изложение условий проекта концессии «Американ Чайна дивелопмент компани», полный текст которого приводится ниже)

Этот сжатый очерк покажет Вашему превосходительству, что настоящий план предназначен для усиления Транссибирской железной дороги, для разработки ресурсов Маньчжурии и предоставления дохода китайскому правительству, не вводя при этом какого-либо беспокойного политического элемента на данной территории; американский опыт и капитал будут применены для того, чтобы расширить мирные отрасли хозяйства, чтобы работать совместно с Россией в интересах процветания Северного Китая. Представляется целесообразным, чтобы Россия и Америка, располагающие самыми большими железнодорожными системами в мире, способствовали укреплению своей традиционной дружбы, сотрудничая в деле, которое они так хорошо знают.

Настоящий момент дает, кажется, благоприятную возможность продвинуть этот план. Китай делает слабую попытку взяться за строительство той же самой железной дороги, но он не располагает средствами; Россия сосредоточивает свои усилия на Транссибирской линии, и, повидимому, потребуется [179] несколько лет, чтобы завершить эту огромную работу; поэтому, если строительство Маньчжурской линии будет начато вскоре американцами, обладающими энергией и деньгами, она будет готова для соединения с русской линией, и обе стороны получат от этого выгоду гораздо скорее, чем в ином случае.

Когда Маньчжурская линия будет построена, она должна поглотить существующие железные дороги Тяньзцин-Шаньхайгуань и Тяньцзин-Пекин, чтобы ввести единую систему эксплуатации. Нынешнее состояние линии Тяньцзин-Шаньхайгуань показывает, насколько невозможна нормальная эксплуатация железной дороги при неумелом управлении китайцев; китайские директора обнаруживают обычную чиновничью беспомощность и коррупцию, ссорятся друг с другом, нанимают бесполезных людей и не поощряют заслуг. Иностранная система управления - централизация ответственности и введение строгой дисциплины - есть единственный путь к успеху в эксплуатации железных дорог в Китае.

Я предлагаю этот вопрос вниманию Вашего превосходительства, признавая, что Маньчжурия и северные провинции собственно Китая входят в сферу русского влияния, и вследствие этого всякого рода обширные планы, в которых иностранцы заинтересованы в этой части Китая, должны осуществляться только с ведома и полного одобрения русского правительства и должны находиться в соответствии с политическим и торговым курсом России.

Я не прошу Ваше превосходительство выразить свое мнение по этому поводу в настоящее время, так как несомненно Вы выскажетесь об этом, когда это будет для Вас совершенно удобно, и до тех пор пока Ваша точка зрения не станет известна, этот вопрос не будет официально обсуждаться с представителями китайских властей. Я посоветовал синдикату всегда открыто и без ограничений сообщать представителям России любые проекты, которые они будут иметь в отношении предприятий в Северном Китае. Если осуществление Маньчжурского проекта пойдет дальше, будет необходимо проконсультироваться с русскими представителями относительно наилучшего способа обеспечить сотрудничество с Сибирской железной дорогой.

Я хотел разъяснить Вашему превосходительству, что моя позиция в этом вопросе - лишь позиция друга и доброжелателя компании почтенных и влиятельных американских капиталистов; я не имею никаких обязательств в отношении них, не нахожусь у них на службе и не получаю платы. Я рад помочь любому законному предприятию, которое может принести пользу обществу, и так как к моей помощи обратились, [180] моя первая забота разъяснить этот Маньчжурский проект Вашему превосходительству; я не буду предпринимать никаких дальнейших действий до тех пор, пока Вы не будете совершенно готовы высказать свое мнение по этому поводу. Имею честь и т.д.

В. Н. Петик

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.