|
№ 51. Англо-русское соглашение о сферах железнодорожных интересов. (См. Сборн. догов. и дипл. док. 1895—1905 г., стр. 358-364.) I. Нота российского министра иностранных дел к великобританскому послу в С.-Петербурге, от 16/28 апреля 1899 года. Нижеподписавшийся, российский министр иностранных дел, надлежаще на сие уполномоченный, имеет честь сообщить его превосходительству сэру Чарльзу Скотту, великобританскому послу в С.-Петербурге, нижеследующее: Россия и Великобритания, будучи одушевлены искренним желанием избегать в Китае всяких поводов к столкновению по вопросам, в коих их интересы приходят в соприкосновение, и принимая во [138] внимание существующее в некоторых частях названной империи экономическое и географическое к ним тяготение, согласились о нижеследующем:1. Россия обязуется не домогаться, за свой счет или в пользу русских подданных или иных, каких-либо железнодорожных концессий в бассейне Янцзы, а также не оказывать прямого или косвенного противодействия в этой области ходатайствам о железнодорожных концессиях, поддерживаемым великобританским правительством. 2. Великобритания, со своей стороны, обязуется не домогаться за свой счет или в пользу британских подданных или иных, каких-либо железнодорожных концессий на север от Великой Китайской Стены, а также не оказывать прямого или косвенного противодействия в этой области ходатайствам о железнодорожных концессиях, поддерживаемым российским правительством. Обе договаривающиеся стороны, отнюдь не имея в виду какого-либо нарушения верховных прав Китая, а также существующих трактатов, не преминут довести до сведения китайского правительства о настоящем соглашении, которое, устраняя всякий повод к недоразумениям между ними, может лишь служить к упрочению мира на Дальнем Востоке и соответствовать первостепенным интересам самого Китая.
II. Нота великобританского посла в С.-Петербурге российскому министру иностранных дел, от 28/16 апреля 1899 года. (Воспроизводит текст предыдущей ноты).
III. Дополнительная нота великобританского посла в С.-Петербурге российскому министру иностранных дел, от 28/16 апреля 1899 года. В дополнение к обмененным сего дня нотам касательно распределения сфер концессий на сооружение и эксплоатацию железных дорог в Китае, условлено изложить в настоящей дополнительной ноте соглашение, состоявшееся относительно линии Шань-хай-гуан—Ню-чжуан, для постройки коей китайское правительство уже заключило заем у Шанхай-Гонконского банка, действующего от имени “Британско-Китайского Общества”. Общее соглашение, установленное вышеупомянутыми нотами, ни в чем не нарушит прав, приобретенных в силу контракта означенного займа, и китайскому правительству будет предоставлено назначить как английского инженера, так и бухгалтера-европейца для наблюдения за сооружением названной железнодорожной линии и за расходованием сумм, для сего назначенных. Но само собою разумеется, что сие обстоятельство не должно создавать права собственности и иностранного контроля и что помянутая линия должна оставаться китайской, подлежащей контролю китайского правительства, и не может служить обеспечением или быть отчуждена какому-либо не китайскому обществу. Что же касается ветви, направляющейся от Сяо-хей-шаня к Синь-минь-тину, то, помимо вышеприведенных оговорок, условлено, что ветвь эта будет сооружена самим Китаем, который может допускать европейских инженеров, необязательно английских, для периодического осмотра оной, проверки и засвидетельствования правильного исполнения работ. Настоящее особое соглашение, естественно, никоим образом, не умаляет права русского правительства поддерживать — если оно признает это нужным — ходатайства русских подданных и учреждений о концессиях на [139] железные дороги, кои, исходя от главной манчжурской линии и, направляясь к юго-западу, пройдут по области, где будет построена китайская линия, примыкающая к Синь-минь-тину и Ню-чжуану.IV. Дополнительная нота росс. мин. ин. дел к великобрит. послу в СПБ от 16 (28) апр. 1899 г. (воспроизводит содержание предыдущей ноты). |
|