Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

2. ОБ АВТОРЕ И ДАТЕ НАПИСАНИЯ ТЕКСТА СТЕЛЫ НА МОГИЛЕ ЕЛЮЙ ЧУ-ЦАЯ

Автор надгробной надписи Сун Цзы-чжэнь — уроженец уезда Чанцзы округа Лучжоу (совр. уезд Чанцзы пров. Шаньси) 78. Его родители, по-видимому, были помещиками и чиновниками, так как в его биографии в “Юань ши” 79 сообщается, что он со своим родственником Сун Чжи-жоу был учеником школы для детей цзиньской гражданской бюрократии (тай-сюэ-шэн) 80. Сун Цзы-чжэнь охотно занимался науками и писал стихи. В конце правления династии Цзинь в связи с “беспорядками” (луань), т.е., по-видимому, выступлениями народных масс в округе Лучжоу, он вынужден был бежать в область Дамин (совр. уезд Дамин пров. Хэбэй) 81, где был назначен советником (цзи-и гуань) ань-фу-сы (“управления по умиротворению и наведению порядка”) 82 сунским полководцем Пэн И-бинем — начальником обороны Дамина и главой гражданской и военной администрации области. После смерти Пэн И-биня Сун Цзы-чжэнь решил переехать в область Дунпин (совр. уезд Дунпин пров. Шаньдун) 83 и поступил на службу к правителю завоеванной области (син-тай) Янь Ши 84, бывшему цзиньскому военачальнику, находившемуся на службе у монголов, главе военной и гражданской власти в области Дунпин. При Янь Ши Сун Цзы-чжэнь состоял сян-и гуань (“советником”) и ти-цзюй сюе-сяо (“инспектором школ”) 85.

Точная дата начала службы Сун Цзы-чжэня у ставленника монголов Янь Ши, перешедшего на сторону монголов в 1220 г., нигде не указывается. По-видимому, это произошло [30] приблизительно в 1232 г. или несколько раньше. Во всяком случае в 1232 г. Сун Цзы-чжэнь уже находился на службе у Янь Ши 86. Кроме того, в его биографии описан следующий факт, который на основании биографии Елюй Чу-цая может быть отнесен только к периоду после 1231 г. 87: “До этого каждый раз, когда Ши приказывал [своим] людям обращаться по делам ко двору, [он], опираясь на [звание] приближенного, докладывал императору отнюдь не через чжун-шу [шэн].Поэтому [он] ссорился с чэн-сяном (“министром”) Елюй Чу-цаем. Цзы-чжэнь по прибытии посоветовал Ши оказывать [знаки] внимания чэн-сяну, при обращении [с ним] быть обходительным и при обращении к императору с докладом или просьбой во всех случаях прежде всего непременно письменно докладывать [в чжун-шу шэн]. Чэн-сян был рад. Отныне [оба] были довольны друг другом и не было недоразумений между ними. Вследствие этого Ши еще больше стал доверять Цзы-чжэню” 88.

Сун Цзы-чжэнь в 1235 г. по приказу Угэдэй-хана был назначен лан-чжуном (“старшим секретарем”) ю-сы (“правого управления”) при правителе той же области 89. О его деятельности в этот период сообщается в биографии: “Северный Китай (Чжунъюань) только-только был усмирен, и в делах было много небрежности. В 50 с лишним городах, руководимых правителем, завоеванной области, чиновники округов и уездов либо были выбраны из военачальников, либо выдвинулись из рядов народа и, как правило, были очень невежественны в делах управления. Считались способными только те, кто выколачивал налоги и обирал народ. Чиновники дружно проявляли алчность и порочность и тем самым вредили народу. По образцу прежних эпох, когда [существовала] система инспекции и выборочных проверок, Цзы-чжэнь приказал установить правила и сроки для проверки чиновников должностными лицами по трем направлениям и прогонять алчных и ленивых и награждать честных и усердных. Правительственные органы только теперь получили систему законов, и народ мог облегченно вздохнуть” 90.

В биографии Сун Цзы-чжэня также содержится интересное сообщение о том, что в Дунпине военачальники, захватив крестьян, превращали их в своих зависимых (бу-цюй) и собирали с них налоги, а Сун Цзы-чжэнь приписал этих крестьян к округам и уездам 91. Это мероприятие было связано с изъятием Елюй Чу-цаем в 1234 г. у монгольских и китайских военачальников захваченных ими рабов (цюй-коу) с целью увеличения числа налогоплательщиков в пользу монгольского хана. [31]

После смерти Янь Ши в 1240 г. при его сыне Янь Чжун-цзи, получившем по наследству должность отца, Сун Цзы-чжэнь по ходатайству своего нового начальника перед монгольским двором был назначен цань-и Дун-пин лу ши (букв. “участником обсуждения дел лу Дунпин”), т. е. своего рода главным советником при правителе и ти-цзюй тай-чан ли юе (“инспектором церемоний и обрядовой музыки в храме предков”) 92. Занимая эти должности, он строил новые храмы, основал школу. В этой школе изучали конфуцианские каноны несколько сот учеников, находившихся на казенном содержании. В числе учителей были приглашенные Сун Цзы-чжэнем конфуцианские ученые (цзинь-ши) Кан Юй и Ван Пань 93, известные писатели периода Юань. Надо думать, что в то время, после только что отгремевшей многолетней войны в Северном Китае, содержание такого большого числа учеников и учителей конфуцианской школы на казенный счет было вызвано стремлением хотя бы частично сохранить старую интеллигенцию. Это было возможно при господстве монгольских завоевателей только благодаря слабости центральной монгольской власти на местах и относительной самостоятельности различных областей, оставленных в руках отдельных военачальников.

Впоследствии Сун Цзы-чжэнь перешел на службу к Хубилаю. Еще в 1259 г. Хубилай, будущий всемонгольский хан, воевавший с Южными Сунами, вызвал к себе Сун Цзы-чжэня и спросил у него совета, как покорить Южных Сунов. Сун Цзы-чжэнь якобы ответил ему: “У нашей династии слишком много силы и воинственности, и [они] не соответствуют [ее] гуманности и добродетелям. Поэтому, когда [противники] отклоняют приказ [о капитуляции], [они делают это] только из страха смерти. Если же сдавшихся не убивать и подчинившихся под угрозой не наказывать, то сунские области и уезды можно усмирять [только] путем распространения манифестов” 94.

В 1260 г., когда Хубилай вступил на трон, Сун Цзы-чжэнь был назначен главой гражданской и военной администрации — сюань-фу ши (“комиссаром-усмирителем”) 95 лу Иду (административная единица в совр. пров. Шаньдун с центром в совр. уездном г. Иду) 96, а вскоре после этого он был принят Хубилаем и переведен на должность шан-шу (“президента”) ю сань бу (“трех правых министерств”) 97, как назывались тогда министерства военное, наказаний и общественных работ 98. Это была важная должность в чжун-шу шэне, своего рода центральном [32] правительстве империи при династии Юань. В биографии Сун Цзы-чжэня особо подчеркивается, что при организации гражданского управления страной по китайскому образцу многие институты были введены Сун Цзы-чжэнем 99. В 1262 г. он вместе с Ши Тянь-цзэ и другими принял активное участие во взятии г. Цзинани (пров. Шаньдун), занятого войсками Ли Таня, который находился на монгольской службе, но вступил в союз с Сунами и поднял крупное восстание против монгольских завоевателей.

Некоторое время спустя Сун Цзы-чжэнь представил Хубилаю докладную записку, в которой предлагал провести десять мероприятий. Почти все они перечисляются в биографии Сун Цзы-чжэня. Наиболее важными из них были: создание управления надзора (цзянь-сы) за деятельностью чиновников; создание школ для детей чиновничества; введение экзаменационной системы и отмена наследования должностей окружных и уездных чиновников. Об отмене наследования должностей говорилось: “Ныне должности в округах и уездах передаются из поколения в поколение. Незаконно собираются налоги, и народ беден и беспомощен. Необходимо переводить [чиновников с места на место], чтобы устранить это зло” 100.

Предложения Сун Цзы-чжэня не сразу были проведены в жизнь. Система наследования должностей окружных и уездных чиновников была упразднена только во втором году периода правления Чжи-юань (19 января 1265 г. — 6 февраля 1266 г.), и в этом же году Сун Цзы-чжэнь вместе с цзо чэн-сяном (“левым министром”), сыном Елюй Чу-цая Елюй Чжу, ездил в Шаньдун для проведения в жизнь решения о перемещении чиновников с одного места на другое 101. По возвращении из Шаньдуна он был выдвинут на должность хань-линь сюе-ши (“ученого [академии] Хань-линь”) 102 и цань-и чжун-шу шэн ши (“участника обсуждения дел чжун-шу шэн”, т.е. советника) 103. Вскоре после этого он был назначен пин-чжан чжэн-ши (“директором”) 104 в чжун-шу шэн 105.

Сун Цзы-чжэнь ушел в отставку по старости в 11-ю луну 3-го года периода правления Чжи-юань (28 ноября — 27 декабря 1266 г.) 106. В биографии сообщается только, что он умер в возрасте 81 года, т. е. 80 лет по западному счету. Но Су Тянь-цзюе пишет, что он после отставки умер в том же году (7 февраля 1266 г.— 26 января 1267 г.) в возрасте 80 (79) лет 107. [33]

Вся биография Сун Цзы-чжэня свидетельствует о том, что он, китайский помещик и чиновник, верой и правдой служил монгольским завоевателям и, так же как Елюй Чу-цай, выступал проводником политики сохранения и восстановления чисто китайских порядков в экономической, политической и культурной жизни страны в интересах господствующих классов Китая. Сун Цзы-чжэнь, как видно из приведенной выше цитаты из его биографии о его посредничестве между Елюй Чу-цаем и Янь Ши, находился в близких отношениях с Елюй Чу-цаем. Он составил текст стелы на могиле Елюй Чу-цая по поручению сына Елюй Чу-цая Елюй Чжу, который по наследству занимал должность чэн-сяна. По мнению Ван Го-вэя, Сун Цзы-чжэнь был учеником Елюй Чу-цая 108. По-видимому, Сун Цзы-чжэнь действительно причислял себя к ученикам Елюй Чу-цая, хотя по возрасту они были приблизительно одних лет. Он также близко знал сына Елюй Чу-цая. Этими обстоятельствами объясняется наличие подробных и точных данных, содержащихся в рассматриваемом памятнике.

Дата составления текста стелы нигде не указывается. Но в самом тексте приводится дата похорон (вернее, перенесения праха) Елюй Чу-цая — 20-й день 10-й луны 2-го года периода правления Чжун-тун (14 ноября 1261 г.) 109. Кроме того, там же сын Елюй Чу-цая Елюй Чжу назван “нынешним (подчеркнуто нами. — Н. М.) цзо чэн-сяном (“левым министром”) чжун-шу шэна 110. Однако Елюй Чжу назначался цзо чэн-сяном при Хубилай-хане несколько раз: во 2-м году периода правления Чжун-тун (1 февраля 1261 г.— 21 января 1262 г.), в 5-м году периода правления Чжи-юань (16 января 1268 г. — 2 февраля 1269 г.) 111 и в 19-м году правления Чжи-юань (10 февраля 1282 г.— 29 января 1283 г.) 112. В самом тексте стелы также упоминается седьмой год со времени похорон Елюй Чу-цая 113. Если учесть, что прах Елюй Чу-цая был перевезен в район современного Пекина и похоронен там в 1261 г., вероятно, имеется в виду 1268-й год. Но автор надписи, по сообщению Су Тянь-цзюе, умер в конце 1266 г. или в начале 1267 г. Поэтому можно предположить, что текст стелы создан в период первого пребывания Елюй Чжу на посту цзо чэн-сяна. Так как сын Елюй Чу-цая занимал эту [34] должность до 1-го года периода правления Чжи-юань (31 января 1264 г. — 18 января 1265 г.) 114, то текст стелы, по-видимому, был написан между 1261 и 1264 гг.

Комментарии

78. Старые стены г. Чанцзы находятся к западу от современного уездного г. Чанцзы (“Ди-мин да цы-дянь”, стр. 549). Окружной г. Лучжоу находился на месте современного уездного г. Чанчжи (“Ди-мин да цы-дянь”, стр. 1176).

79. Биографии Сун Цзы-чжэня см.: “Юань ши”, гл. 159, стр. 1а — 3б; СЮШ, гл. 157, стр. 325/4—326/1.

80. “Юань ши”, гл. 159, стр. 1а.

81. О Дамин см. “Ди-мин да цы-дянь”, стр. 60.

82. Эти управления при династии Сун создавались во всех провинциях (лу) и возглавляли военную и гражданскую власть данного района. О переводе термина ань-фу-сы см. R. des Rotours, Traite des fonctionnaires...,t. II, p. 984.

83. См. “Ди-мин да цы-дянь”, стр. 480.

84. Перевод термина см. R. des Rotours, Traite des fonctionnaires...,t. II, р. 939. Биографию Янь Ши см. “Юань ши”, гл. 148, стр. 16а—19а.

85. Там же, гл. 159, стр. 1а.

86. Там же, стр. 1б.

87. Там же, гл. 146, стр. 4б; “Нянь-пу”, стр. 12а — 12в.

88. Там же, гл. 159, стр. 1а—1б.

89. Об этом учреждении см. прим. 54.

90. “Юань ши”, гл. 159, стр. 1б — 2а.

91. Там же, стр. 2а.

92. Там же.

93. Там же, стр. 2а — 2б.

94. Там же, стр. 2б.

95. Об этой должности см. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, p. 213.

96. “Ди-мин да цы-дянь”, стр. 739.

97. “Юань ши”, гл. 159, стр. 2б.

98. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, p. 130.

99. “Юань ши”, гл. 159, стр. 2б.

100. Там же, стр. 3а.

101. Там же.

102. Об этой должности см. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, p. 148.

103. См. Ibid., p. 122.

104. См. Ibid., pp. 119—120.

105. “Юань ши”, гл. 159, стр. 3а.

106. Там же, стр. 3б.

107. Там же; ЮЧМЧШЛ, стр. 163.

108. Ван Го-вэй, Елюй Вэнь-чжэн гун нянь-пу юй-цзи, стр. 5б.

109. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 21б.

110. Там же.

111. В “Синь Юань ши” вместо этой даты стоит другая — 7-й год периода правления Чжи-юань (23 января 1270 г.— 10 февраля 1271 г.) (СЮШ, гл. 127, стр. 27б). Но автор “Синь Юань ши” Кэ Шао-минь не приводит никаких доказательств этой поправки и у него в “Бэнь-цзи” также не отмечается назначение Елюй Чжу чэн-сяном. Поэтому мы оставляем старую дату, приведенную в “Юань ши”, как более достоверную. Она подтверждается также Ту Цзя (МШЦ, гл. 48, стр. 8б).

112. “Юань ши”; гл. 146, стр. 11б— 12а; см. также МШЦ, гл. 48, стр. 8а — б.

113. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 22б.

114. СЮШ, гл. 127, стр. 276/1; “Юань ши”, гл. 146, стр. 11б.

Текст воспроизведен по изданию: Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. М. Наука. 1965

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.