|
ДУАНЬ ЧЭН-ШИ
РАЗЛИЧНЫЕ ЗАМЕТКИ ИЗ ПЕЩЕРЫ
В ГОРАХ Ю-ЯН
Ю-ЯН ЦЗА ЦЗУ (около 860 г.) Глава 10 Человеческое дерево. На юго-западе (восточное побережье Африки) от страны Да-ши (Арабского халифата), в двух тысячах ли, есть страна, в горах .которой на деревьях, наподобие цветов, растут человеческие головы. Говорить они не умеют, а если их спрашивают [о чем-нибудь], то улыбаются и, только; а если много улыбаются, то отпадают. Глава 4 Страна Бо-ба-ли (Бербера) находится в юго-западном море. [Там люди] не ведают хлебных злаков и едят только мясо. У них принято вводить иглу в вены скота, брать кровь, смешивать с молоком и пить в сыром виде. Одежды они не носят и лишь [часть тела] ниже пояса прикрывают бараньей шкурой. Женщины у них с чистой белой кожей, правильными [чертами] и ладно [сложены]. Жители страны сами похищают их и продают иноземным купцам, [от которых получают за них] в [159] несколько раз больше [обычной] стоимости. [Из товаров] в стране водится лишь слоновая кость и амбра. Когда персидские купцы собираются ехать в эту страну, они объединяются [группой] в несколько десятков 2 человек, берут с собою 3 ткани; все, [и жители и купцы], мал и стар, колют себя, пускают кровь, провозглашают клятву и только тогда [купцы] приступают к продаже своих товаров. С древних времен страна эта никогда не бывала в подчинении какой-либо иноземной страны. В сражениях они пользуются щитами из слоновой кости и копьями, сделанными из рогов дикого буйвола; надевают на себя панцири, [пользуются] луками и стрелами. У них насчитывается двести тысяч пехоты. Да-ши (арабы) часто [совершают военные] походы против них 4. Комментарии 2 Здесь, по всей видимости, случайная описка и вместо цянъ – 'тысяча' в оригинале следует читать ши – 'десять'. Иероглифы отличаются лишь одной чертой. 3 Слово цзи в китайском литературном языке имеет два значения: 1. 'брать с собой'; 2. ' давать, дарить'. В китайских текстах, когда речь идет о путешествиях и походах, слово цзи обычно употребляется в первом значении. 4 Содержание этого сообщения воспроизводится позднее в других сочинениях, однако впервые оно воспроизводится не в “Новой истории династии, Тан” (1060 г.), как принято считать, а в “Пространных заметках годов правления Тай-тон” (“Тай-пин гуан цзи”), составленных Ли Фаном и др. в 978 г. Причем в последнем собрании текст дается фактически без отклонений от оригинала (см. т. 5, гл. 482, стр. 3976, Пекин, 1959). (пер. А. Д. Вельгуса) |
|