Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

И. В. КЮНЕР

КИТАЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ О НАРОДАХ

ЮЖНОЙ СИБИРИ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Публикуемая работа была задумана еще в конце 1930-х годов, но война помешала своевременному осуществлению этого намерения. По первоначальному замыслу работа должна была стать второй частью более полного собрания: «Китайские известия о народах Амура и Сибири». Каждый выпуск его был рассчитан на 10 печатных листов, из которых по два листа отводилось на вводные статьи и по восьми — на переводы и комментарии.

Работа была задумана в значительной мере как дополнение и уточнение замечательного труда Иакинфа Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», именно в тех частях его, где Иакинф Бичурин касается народов Амура и Сибири. Однако этот труд, вышедший в 1851 г., скоро стал редким и труднодоступным. Осуществленное в 1950—1953 гг. Институтом этнографии переиздание «Собрания сведений...» устранило указанное препятствие и позволило скорее завершить составление настоящей книги.

Издаваемое ныне собрание китайских известий охватывает Сибирь от Уральского хребта до верховьев Амура и от нашей государственной границы до Северного Ледовитого океана. Читатель найдет здесь прежде всего известия о народах южной полосы Сибири, с которыми китайцы сталкивались уже в ранний период своей истории и сведения о которых они включили в соответствующие исторические и географические труды.

Отдельные племена южной полосы Сибири в прошлом были тесно связаны с племенами и народами внутренних районов Азии и нередко входили в одни и те же этнические конгломераты. Происходили постоянные взаимные переселения одних племен и народов на север, в Сибирь, других — на юг, в Центральную и Среднюю Азию. Подобная связь между населением Сибири и Центральной Азии, многократно отмеченная в истории, в необходимых случаях вынуждает рассматривать в [8] данной книге более южные территории ради полного выяснения характера и значения этих связей.

В хронологическом отношении объем книги определяется содержанием китайских источников, но, как правило, не выходит из рамок «Собрания сведений...», кроме тех случаев, когда цитируются более поздние издания сочинений, использованных Бичуриным, содержащие дополнения к известным ему материалам.

Составитель считал целесообразным следовать порядку, принятому Бичуриным для «Собрания сведений...». В случае обнаружения пробелов в «Собрании сведений...» новые данные вносятся в соответствующие разделы без изменения установленных там рубрик и заголовков.

Для общей ориентировки в китайской классификации народов и племен, живших на территории Сибири в различные исторические периоды, в самом начале приложения к первой части книги дается соответствующая выдержка из «Дацинъитунчжи» с относящимися к ней комментариями из «Шофанбэйчэн».

С этнографической точки зрения, последовательно проводимой в настоящем издании, целесообразно при изложении сведений о тех или других народах исходить из их территориального размещения, из их взаимосвязей. Поэтому в первую часть книги включены сведения о народах южной Сибири и Центральной Азии; вторая часть посвящена народам Дальнего Востока.

По сравнению с «Собранием сведений...» добавлены сообщения о некоторых народах, игравших важную роль в истории северной части современного Казахстана и прилегающих районов Синьцзяна, как-то: о динлин (так называемых северных динлин), кангюй, усунь, чешы, яньцай, юебань и о позднейших государствах и народах, генетически связанных с предыдущими: кан, ши, ми (Кангой), гаочан (чешы) (См. схематическую карту расселения племен Центральной и Северной Азии в IV—IX вв.по китайским источникам в ст.: А. Н. Бернштам, Заметки по этногенезу народов Северной Азии,— «Советская этнография», 1947, № 2, стр. 61.).

Ниже дана таблица, показывающая распределение материала, посвященного различным народам Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока.

Поскольку книга в основном служит дополнением к «Собранию сведений...», в ней не будет воспроизведен перевод Иакинфа Бичурина или других авторов, но будут внесены соответствующие исправления или уточнения к этим переводам и дан параллельный перевод текстов из других китайских сочинений, не использованных самим Бичуриным. [9]

Схема содержания I главы I части настоящей книги

 

Народы

 

Место и время распространения

 

Китайские источники

Олосы (русские)

Сибирь

«Дацинъитунчжи»

Хойху (уйгуры)

Сев. Монголия, VIII в.

«Тайпинхуаньюйцзи»

Тйелэ

Монголия, VII—VIII вв.

«Юаньцзяньлэйхань» «Вэньсяньтункао» «Танхуйяо»

Сйеяньто (Сыр-тардуш)

Зап. Монголия, VII— VIII вв.

«Вэньсяньтункао»

Сыгйе

В прежних кочевьях Сйеяньто

»

Байегу

Сев. Монголия и район Байкала, VII в.

«Танхуйяо»

Кигйе

На север от Тунло, VII в.

«Юаньцзяньлэйхань»

Пугу

Долина р. Керулена, VII в.

«Вэньсяньтункао»

Тунло

Долина р. Селенги, VII в.

«Вэньсяньтункао», «Тайпинхуаньюйцзи»

Хунь

Центр. Монголия, VII в.

»

Киби

Верхняя долина р. Или, VII в.

»

Доланьгэ

Центр. Монголия, VII в.

«Вэньсяньтункао», «Тайпинхуаньюйцзи», «Юаньцзяньлэйхань»

Адйе

Долина р. Онон, VII в.

«Вэньсяньтункао»,

«Танхуйяо»

Гэлолу

Долина Черного Иртыша, VII в.

«Тайпинхуаньюйцзи»

Басими

Монг. Алтай, V—VIII вв.

»

Дубо

Верхний Енисей, VII в.

«Вэньсяньтункао», «Танхуйяо»,

«Юаньцзяньлэйхань»

Гулигань

Сев. Прибайкалье, VIII в.

«Вэньсяньтункао», «Юаньцзяньлэйхань», «Тайпинхуаньюйцзи»

Байси

Юго-вост. Монголия, VII в.

«Тайпинхуаньюйцзи», «Цзютаншу»

Хусйе

Сев. Монголия, VIII в.

«Тайпинхуаньюйцзи»

Улохунь

Верхний Амур (правый берег р. Амура), VII в.

«Цзютаншу»

Гюй (Гяй)

Сев. Забайкалье, VII в.

«Тайпинхуаньюйцзи»

Увань (Гувань)

Сев. Забайкалье, VII в.

»

Юйчжэ

Среднее течение р. Лены, VII в.

»

Гюньма (надо Бома)

Сев. Забайкалье, VII в.

»

Били (надо Бици) и йелочжи

«Юаньцзяньлэйхань»

Дахань [10]

Сев. Забайкалье и южн. [10] Якутия, vii в.

» [10]

Хагас (Кыргыз)

Сев. Монголия и Южн. Сибирь, VIII—IX вв.

«Таншухэчао» , «Юаньцзяньлэйхань», «Тайпинхуанюйцзи»

Шато (часть Чуюе)

Между Тарбагатаем и Тяньшанем, VIII в.

«Танхуйяо»

Кидань

Юго-вост. Монголия, V— XII вв.

«Суйшу»

Юйвынь (предки Хи)

Южн. Монголия, IV—V вв.

«Цзютаншу»

Хи (Кумохи)

Юго-вост. Монголия (впоследствии сев. Монголия), VII-VIII вв.

«Юаньцзяньлэйхань», «Цзютаншу»

Улянха (потомки Хи)

Зап. Маньчжурия, сев. Монголия, XII—XIII вв.

«Сюйвэньсяньтункао»

Шивэй

Среднее течение р. Амур, VII —VIII вв.

«Бэйши» , «Суйшу», «Таншу» (старая и новая танская история)

Дада (Датань)

Верхнее и среднее течение Амура, X — XI вв.

«Шохай» , «Вэньсяньтункао»

Схема содержания глав II—IX части I книги

Народы

Место и время распространения

Китайские источники

Сэ

Зап. Туркестан, со II в. до н. э.

«Шицзи», «Цяньханьшу»

Усунь

Монгольск. Алтай, III в. до н. э., Зап. Тяньшань, II в. до н. э.

«Шицзи», «Цяньханьшу», «Хоуханьшу», «Шофан6эйчэн»

Юечжи

Наньшань до Тяньшаня, III—II вв. до н. э., Зап. Азия, со II в. до н. э.

«Шицзи», «Цяньханьшу»

Давань

Фергана, II в. до н. э.

«Шицзи» (полный перевод текста и комментарий)

Хунну

Южн. Монголия, Сев. Монголия, Синьцзян, Южн. Сибирь с III в. до н. э.

«Шицзи», «Цяньханьшу», «Хоуханьшу», «Вэйшу» (дополнения и исправления к переводу И. Бичурина)

Ухуань

Центр. Монголия, I—III вв. н. э.

«Хоуханьшу», «Вэйчжи»

Сяньби [11]

Юго-вост. Монголия, Южн. Монголия, Сев.-Зап. Китай, Сев.-Вост. Тибет, I — V вв. н. э. [11]

«Хоуханьшу», «Вэйчжи», «Бэйши» [11]

Туюйхунь

Монголия и сев. Тибет, IV в. н. э.

«Танхуйяо»

Кангюй (впоследствии Кан и другие наименования)

Средняя и нижняя долины Сыр-Дарьи, II в. до н.э. — VII в. н. э.

«Шицзи», «Цяньханьшу», «Хоуханьшу», «Бэйши», «Таншу»

Яньцай (Аланы)

На северо-запад от Кангюй, от Аральского моря до Волги, II в. до н. э. — IV в. н. э.

«Цяньханьшу», «Хоуханьшу»

Динлин

Сев. Монголия, Южн. Сибирь

«Шицзи», «Ханьшу», «Вэйчжи»

Жуаньжуань

Монголия, III—VI вв. н. э.

«Бэйши»

Тугю

Сев. Монголия, Синьцзян, VI—VIII вв. н. э.

«Таншухэчао» (полный перевод объединенной редакции Старой и Новой танской истории)

Дулу

На запад от Монгольск. Алтая, I—VII вв. н. э.

«Хоуханьшу», «Таншу»

Кергеш (кит. Хэлоши)

Тарбагатай, Средн. Тяньшань, V в. н. э.

«Таншу»

Нушиби

Зап. Тяньшань

«Ханьшу» , «Бэйши», «Таншу»

Тардуш

Монголия, VII в.

«Таншу»

Тургеш

Алтайские горы, VII в.

«Таншу», «Дацинъитунчжи»

Чу (Чуюе, Чуми, Чумугунь)

Между Тарбагатаем и Тяньшанем, VII в. н. э.

«Таншу»

Юебань (б. Чубань)

Между Тарбагатаем и Тяньшанем (со II в. до н. э.), VII в. н. э.

«Ханьшу», «Вэйчжи», «Бэйши», «Таншу»

Кипчаки (Цзюеша, Цзиньча)

На запад от Тарбагатая до каспийских степей, с I в. до н. э.

«Наньши»

Характер подобных дополнений и исправлений составитель уже показал на примере (Н. Я. Бичурин, Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, М.—Л., 1950, т. I, стр. LIХ-LХIV.) сверки перевода И. Бичурина с китайским оригиналом. Однако и переводы других авторов с китайского нуждаются сейчас в таких же исправлениях. Вот [12] несколько примеров из переводов другого нашего выдающегося китаеведа — В. П. Васильева (В. П. Васильев, История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII века, СПб., 1857.):

Стр. 182—183, переведено: «Всякий раз, когда жаловали кого дипломом, то, собрав костер, всходили на башню, и в торжественном собрании множества иноземцев внизу башни зажигали дрова и читали молитву небу». Надо перевести: «Всякий раз, как получали диплом, то, собрав дрова, поднимали их на верх [башни]. Много туземцев собиралось внизу. Когда было готово, то зажигали дрова и докладывали небу. Китайцы не могли участвовать [в этом собрании]».

Там же, стр. 172, переведено: «Один молодой человек... встретился у горы Му-е с девицей, которая... приплыла по реке Хуан-Хэ на пегой корове». Надо: «...приплыла на небольшой повозке, запряженной пегой коровой».

Стр. 201: «Стрельба из лука заменяла экзамены; в спорных случаях стреляли до трех раз». Надо: «При сборе оброка и взносе налогов выстрел стрелой служил сигналом, в спешных случаях стреляли до трех раз».

Стр. 204. «Стада лошадей и коров; в каждом стаде считается по 109 самок и одному самцу». Надо: «Несколько десятков стад коров и лошадей, в каждом стаде считается по девять самок и одному самцу».

Стр. 186: «Осенью, на охоте за оленями, носили войлочное [шерстяное] одеяние; летом — холщовое. Они проводили [лето] в юртах, в игре в мяч и шахматы». Надо: «Осенью, надев войлочную шубу, кликали [приманивали] оленей и стреляли их. Летом из холста делали юрту; пользуясь ковром, играли в облавные шашки и в кости».

Составитель настоящего собрания не ставит себе целью исследование публикуемого материала. Такая обработка — задача последующего этапа, которому необходимо предшествует подбор фактического материала. Следовательно, эта книга является не более как сводкой переводов китайских текстов, которая дополняет труд Иакинфа Бичурина.

Текст воспроизведен по изданию: Кюнер И. В. Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М. Издательство восточной литературы. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.