Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КАТАЛОГ ГОР И МОРЕЙ

ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН

Цзюань XII

КАТАЛОГ СЕВЕРНЫХ [ЗЕМЕЛЬ] ВНУТРИ МОРЕЙ

/1/ [Охватывает земли] между морями от Северо-западного до [Северо-]восточного края.

На горе Прародительницы-Змеи стоит человек, держит кубок, обернувшись на восток. Еще называют гора Черепахи 1.

Бабка[-Хозяйка] Запада опирается на столик (для жертвоприношений), на голове носит пышный убор, [держит] посох 2. К югу от нее обитают три зеленые птицы, они приносят Бабке[-Хозяйке] Запада еду. [Она] живет к северу от горы Куньлунь.

Человек по имени [Бог-]Дядя Больших Путешествий держит копье. К востоку от него лежит царство Дарованное собаке 3.

/1а/ Ши Эрфу обитает к востоку от |Бога-]Дяди Больших путешествий.

Царство Дарованное собаке называется [еще] царством Собачьих жунов (Собак-воинов). [Его жители] похожи на собак. Там женщина совершает жертвоприношение, преклонив колено, подносит [вино] 4 и еду. Там белые кони в яблоках 5 с красной гривой, с глазами как золото (хуанцзинь). Называются цзилян. Проедешься на такой, проживешь тысячу лет. [138]

Царство Демонов 6 находится /2/ к северу от Ши Эрфу. Там обитают существа, у которых человеческие лица и один глаз. Иные говорят, что бог Эрфу живет к востоку от них. У этих существ человеческие лица и змеиные туловища.

Собака (Тао) зеленого [цвета]. Пожирает людей, начиная с головы.

Цюнци 7 похож на тигра, но с крыльями. Пожирает людей, начиная с головы, шерсть тогда встает дыбом. [Он] живет к северу от собаки (Тао). Иные говорят: [начинает пожирать] с ног.

В жертвенниках Предка Яо, Предка Ку, Предка Киноварно-Красного, Предка Шуня по два алтаря в каждом. Жертвенники четырехугольные, находятся к северо-востоку от Куньлуня 8.

/2а/ [Дух] Большой Пчелы (Дафэн) похож на кузнечика, [дух] Красного Мотылька (Чжуи) по виду напоминает муравья.

Цяо 9. У этих людей [на теле] татуировка, [изображающая] тигра (цяо — полосатые человеко-тигры); вместо ног у них руки. [Они] живут к востоку от Цюнци. А еще говорят, [что они] похожи на людей; обитают к северу от горы Куньлунь.

У Тафэй 10 человеческие лица и звериные туловища зеленого цвета.

Ши Цзюйби имеет облик человека, с кривой шеей, всклокоченными волосами, без одной руки.

Собаки Хуань (Хуаньгоу) — это люди со звериной головой и туловищем как у человека. Иные называют: Вэй, похожие на собак желтого цвета.

Мо — животное с человеческим туловищем, /3/ черной головой, глаза расположены один над другим.

Жун (Воины) 11.У них человеческие головы с тремя рогами.

Царство Лесного рода 12. [Там] водится редкостный зверь величиной с тигра, весь разноцветный; хвост у него длиннее туловища. Называется цзоуу (Белый тигр) 13. За один день на нем можно проскакать тысячу ли.

К югу от горы Куньлунь растет роща Заводи (Сы) окружностью в триста ли.

/3а/ Глубина Пучины Цунцзи — триста жэней. Это постоянная обитель Ледяного Лучника (Бинъи) 14. У Бинъи [139] человеческое лицо, [он] восседает на двух драконах 15. Еще называют: Пучина Чжунцзи.

Гора Янъюй 16. Здесь берет начало Река. Гора Врата Холода (Линмэнь), здесь берет начало Река.

/4/ У Трупа (Ши) Ванцзые 17 отрублены обе руки и обе ноги, грудь, голова и челюсти. Они лежат порознь.

Жена Шуня из рода Дэнби 18 родила [дочерей] Ночной Свет и Свет Светильника. [Они] поселились в Большом озере [около] Реки. Божественные души этих женщин могут освещать местность на сто ли вокруг. Еще их называют родом Дэнбэй.

Царство Гай 19 находится в Большом Яне (Цзюйянь). Южные Карлики (Во), северные Карлики (Во) 20 принадлежат Янь.

/4а/ [Страна] Утренняя Свежесть (Чаосянь) 21 находится к востоку от Леяна 22, в горах у Северного моря. Южный Леян принадлежит Янь.

Храбрые Охотницы-Прорицательницы 23 живут на острове в Океанской реке.

Царство Охотниц-Прорицательниц лежит в море, [оно] принадлежит Храбрым Охотницам-Прорицательницам. С юго-запада его закрывают горы.

/5/ Исполинский краб 24 обитает в море.

Рыба Холм. [У нее есть] руки и ноги, человеческое лицо, туловище рыбы; обитает в море.

[Рыба] Большая бянь живет в море. Город Светлый Цзу находится в море.

Гора Пэнлай 25 высится в море.

/5а/ Город Великанов 26 стоит у моря.


Комментарии

1. Взаимозаменяемость названий горы Прародительницы-Змеи и горы Черепахи, возможно, производна от характера культа женских божеств, тесно связанных как с культом змеи, так и с культом черепахи.

2. Чжан — посох. Связь слова с текстом неясна. Комментаторы полагают, что это случайная интерполяция.

3. Царство Дарованное Собаке (Цюаньфэн), или Собачьих жунов, Собак-воинов (Цюаньжун) — очевидно, одно из племен жунов (воинов); с каким-то конкретным племенем не отождествляется. Комментаторы пытаются идентифицировать его с южными народами, чьим тотемом была собака, что не согласуется ни с местом обитания жунов, ни с помещением царства на севере.

4. Значение знака бэй неясно. Предполагается искажение написания. В исправленном варианте этот знак должен означать «чарка», «кубок» (Ошанин, № 7981).

5. Вэнь ма — переведено как «кони в яблоках». Комментаторы и словари на основании древних текстов и глоссов к ним предлагают несколько толкований. Одно из них, иллюстрированное цитатой «Каталога», — метафорическое название сказочного коня («Цыхай», с. 609).

6. Царство Демонов (Гуй) — название мифической страны Демонов, душ умерших; применялось также для названия отдаленных стран (Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 156). Ван Чун цитирует в «Критических рассуждениях» фрагмент «Каталога» о царстве Демонов, который не сохранился в данной редакции: «В "Каталоге гор и морей" говорится: "На севере есть царство Демона. Тот, кого называют Безрогим Драконом, — из существ драконов. Демоны и драконы между собой родственны"» (с. 221). Этот фрагмент отличается от сохранившегося текста «Каталога» более развернутым изложением.

7. Цюнци — один из зооморфных богов, чей культ восходит к тотему; известен как по описанию «Каталога» (см. также «Каталог Западных гор», с. 27а), так и по упоминанию в других источниках. При описании обряда Большого Изгнания, отправлявшегося в Древнем Китае в цикле земледельческих обрядов накануне Нового года (проводы зимы), в числе 12 богов-животных (зооморфных богов), участвовавших в изгнании нечисти, фигурировал и Цюнци (см. «Историю Поздних Хань», гл. 5, с. 79). Участие Цюнци в обряде, генетически восходившем к охотничьим ритуальным пляскам, в которых покровителями рода и племени выступали звери-тотемы, говорит о древности его образа и связи с тотемистическими представлениями. О том же свидетельствует и каннибализм Цюнци. Возможно, что некогда ему приносились человеческие жертвы. Существование подобных представлений подтверждается изображением на ритуальном бронзовом сосуде полуантропоморфного божества, поедающего человека. Описание Цюнци в «Каталоге Западных гор» отлично от данного. Очевидно, имеет место передача различных традиций.

8. По-видимому, речь идет о каком-то крупном культовом центре, где были сосредоточены святилища целого ряда богов — мифических предков. Имеется ли в виду реальный географический пункт, или это святилище мыслилось где-то за пределами обитаемого мира, неясно. Перечисленные предки-боги вошли в «исторический» царский список Сыма Цяня. У ранних конфуцианцев предок Ку отсутствует.

9. «Цяо» записано знаком, в котором имеется детерминатив «червяк». В современном языке этот знак отсутствует. Согласно «Шовэнь», цяо — насекомое. Возможно, это название народа по его тотему, хотя татуировка как будто свидетельствует, что тотемом у них должен быть тигр. В комментариях к средневековому словарю рифм «Гуанъюнь» фрагмент цитируется в ином виде: «"Люди долины". Тело их татуировано [изображением] животного» (цит. по комментариям Хэ Исина).

10. Тафэй — как и перечисленные ниже Цзюйби, Собаки Хуань, Мо, засвидетельствованы только «Каталогом».

11. Этнический термин, в который вкладывалось различное содержание: им могли обозначаться западные и северо-западные племена.

12. Царство Лесного рода (Линь) — известно также по записям несохранившегося памятника «Предания Чжоу», цитируемого комментаторами: «Некогда был Лесной род. Он пригласил править государя из жунов Ли и подчинялся ему... Лесной род вступил в борьбу с родом Шанхэн. Все были перебиты, царство погибло».

13. Цзоуу — омофон слова цзоуюй, означающего название Белого тигра — священного животного Севера. В «Книге песен» сохранился заговор, направленный на Белого тигра (Хрестоматия по истории Древнего Востока. С. 428).

14. Ледяной Лучник (Бинъи) — очевидно, речь идет об одном из местных речных богов и его святилище. Божество не вошло в общеханьский пантеон, и комментаторы отождествляют его с известным по другим памятникам речным богом Фэнъи (Лучник Фэн), которого традиция, в свою очередь, идентифицирует с богом Хуанхэ — Дядей Реки (Хэбо). Это отождествление богов по функциональному признаку произошло в ходе создания общеханьского пантеона на основе местных пантеонов.

15. Го Пу сообщает: «Его (т. е. Ледяного Лучника — Бинъи) рисуют с четырьмя лицами, едущим на божественной (чудесной) колеснице, влекомой двумя драконами».

16. Янъюй (Живая вода) — согласно традиции, один из девяти священных источников Китая, местопребывание бога Хуанхэ и других речных богов. Упоминается как святилище царства Цинь («Хуайнаньцзы», с. 55; «Весна и Осень Люя», с. 125; «Эръя», кн. 3, с. 69). Однако локализация его очень неопределенна — оно помещается в различных местах пров. Шэньси. Согласно мифологической традиции, Великий Юй принес здесь себя в жертву, чтобы остановить потоп («Хуайнаньцзы», с. 332). Запись названия варьируется в источниках.

17. Ши Ванцзые — имя божества не засвидетельствовано другими памятниками.

18. Согласно канонической версии, у Шуня было две жены — дочери Яо. Появление третьей жены — женщины из рода Дэнби — нарушение канонических версий жития этого патриарха. Рождение у Шуня дочерей — богинь явлений природы — представляет и самого Шуня, и его жену божествами, что также входит в противоречие с его образом историзованного патриарха в традиционной историографии. Имена богинь Ночной Свет (Сяомин) и Свет Светильника (Чжугуан) упоминаются в «Хуайнаньцзы» (с. 63).

19. Царство Гай — в «Истории Поздних Хань» (гл. «Описание Восточных варваров») и в «Истории Вэй» (гл. «Описание Восточных варваров») отождествляется с Гайма — областью и горой, локализуемыми на территории Кореи (Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. II. С. 28).

20. Карлики Во, Ва — упоминаются в «Истории Ранних Хань» в «Географическом описании», где отнесены, как и Чаосянь (см. ниже), к народам, входящим в царство Янь (с. 275). Не исключено, что название в древности присваивалось и другим прибрежным и островным племенам, обитавшим на востоке или северо-востоке Китая.

21. Утренняя Свежесть (Чаосянь) — политическое объединение древнекорейских народов (кор. Чосон) второй половины I тысячелетия до н. э. Вопрос о его местонахождении (в пределах Северо-Восточного Китая и Кореи) является дискуссионным.

22. Леян — согласно комментаторам, локализуется в районе Лолана — области, образованной на территории Чаосянь ханьским императором Уди.

23. Храбрые Охотницы-Прорицательницы (Легушэ) — согласно комментаторам, название горы. Однако из дальнейшего изложения следует как будто, что речь идет о государстве или народности. В «Каталоге Восточных гор» под таким названием упоминаются горы, локализовавшиеся в пров. Шаньси (с. 5). Поскольку данное государство или народность помещаются памятником на востоке, комментаторы затрудняются их отождествить. По-видимому, в этом нет необходимости, так как подобное название было распространенным и являлось отзвуком родоплеменных культов женских предков и богинь охоты. Сообщение «Каталога» о царстве Охотниц-Прорицательниц (Легушэ, Гушэ или Шэгу) на Востоке находит параллель в «Лецзы» и «Чжуанцзы». Судя по их изложению, традиция о нем носила мифологический характер. В литературной обработке даосских памятников царство Охотниц-Прорицательниц — сказочная страна женщин, где царствует вечная гармония, люди не знают зла, страданий, где нет пороков и несчастий (см.: Позднеева Л. Д. Атеисты... С. 53, 137).

24. Исполинский краб — как и перечисленные ниже мифологические животные, засвидетельствован только «Каталогом».

25. Пэнлай (перевод названия, предложенный Л. Д. Позднеевой, «Приют Презревших Благо») — согласно мифологической традиции, один из островов Блаженных (Бессмертных), расположенных в Восточном море. Литературная обработка сюжета известна по «Лецзы», согласно которому на островах жили бессмертные мудрецы. Острова ничем не прикреплялись ко дну, и, чтобы они не уплыли в море, Верховный бог распорядился поставить их на гигантских черепах. Из-за великана из страны Драконовых дядей, поймавшего черепах, острова унесло в океан; бог наказал великанов, уменьшив их рост, но из пяти островов осталось только три (Позднеева Л. Д. Атеисты... С. 85). Очевидно, мифологические представления древних китайцев об островах Бессмертных сходны с подобными представлениями других народов — греков (см.: Альтман С. В. Греческая мифология. С. 145), индийцев и др. О вере в реальность этих островов свидетельствует сообщение Сыма Цяня об экспедиции, снаряженной императором Цинь Шихуаном для поисков островов, с целью добыть эликсир бессмертия. См.: «Исторические записки», гл. 28, с. 235.

25. Город Великанов — ср. с царством Великанов «Каталога Заморья Севера», с. 1; см. также «Каталог Великих пустынь Севера», цз. XVII, с. 2.

Текст воспроизведен по изданию: Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М. Наталис: Рипол Классик. 2004

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.