Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРИМЕЧАНИЯ

Работая над своими книгами и статьями, Н. Я. Бичурин, как уже знает читатель, основывался на выполненных им переводах китайских текстов и собственном опыте жизни в Пекине. Это, несомненно, делает его труды весьма ценными, однако данное обстоятельство также приводит к необходимости сопроводить их при переиздании хотя бы краткими примечаниями. Синология в последующие полтора столетия существенно продвинулась вперед и сейчас китаистам есть чем дополнить то, что написал Бичурин. Кроме того, представленная в его книгах картина внутреннего устройства Китайской империи зачастую являлась лишь совокупностью норм, зафиксированных в документах, и была только одним из элементов реальной жизни или даже не всегда совпадала с действительностью. Усердное следование тексту китайских источников повлияло также на восприятие автором ряда исторических событий и этнического ландшафта Китая.

При подготовке данного издания не ставилось цели выявить все неточности текстов Никиты Яковлевича (которых ему, как и любому исследователю, не удалось избежать). Ниже приводится перечень работ, в которых содержится информация, дополняющая, уточняющая или опровергающая сведения, содержащиеся в книгах Бичурина. При составлении списка работ учитывалась доступность тех или иных текстов. По этой причине в него вошли преимущественно публикации на русском и английском языках, имеющиеся в отечественных библиотеках. Литературу на китайском языке можно отыскать, обратившись к библиографиям в указанных работах и к упомянутым ниже справочным материалам В случае необходимости китаеведы также могут найти соответствующие места в тех источниках, которыми пользовался Бичурин, и уточнить его переводы, включая фактический и статистический материал.

В отечественном китаеведении пока отсутствуют новые книги, которые могли бы дать читателю основные сведения о цинском Китае конца XVII — первой половины XIX века на современном уровне и в том же объеме, что и бичуринские труды. Обширная информация о Китае тех лет содержится в работе М. В. Крюкова, В. В. Малявина и М. В. Софронова (Крюков М, В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987), где, однако, преобладают материалы этнографического характера.

Обратясь к работам западных синологов, основные сведения о Китае XVIII века читатель найдет в книге американских авторов С. Нэкин и Э. Равски (Naquin S., Rawski E. S. Chinese Society in thc Eighteenth Century. New [435] Haven, 1987), а о Китае после 1800 года — в многократно переиздававшейся работе И. Сюя (Hsu I. C. Y. The Rise оf Modern China. N. Y., 1995). Более подробная информация о цинском Китае содержится в девятом, десятом и одиннадцатом томах «Кембриджской истории Китая». См. также Feuerwerker A. State and Society in Eighteenth-Century China: The Ch'ing Empire in Its Glory. Ann Arbor, 1976; Smith R. J. China's Cultural Heritage: The Ch'ing Dynasty, 1644-1912. Boulder, 1983. Обзор источников о цинском Китае имеется в справочнике Э. Вилкинсона (E. Wilkinson. Chinese History: а Manual. Cambridge (Mass.) London, 2000 ).

Готовя книги Н. Я. Бичурина к переизданию, я старался максимально сохранить оригинальный текст и, в то же время, сделать его более удобным для современного читателя. Были сохранены все особенности оригинала, включая архаизмы и неправильности, которые рассматривались как одна из составляющих авторского стиля. Одновременно, язык книг был по мере возможности приведен в соответствие с нормами современной орфографии и пунктуации, было унифицировано использование курсива, прописной и строчной букв, написание числительных, оформление примечаний; использованные автором сокращения были заменены полными формами слов. При этом, как правило, варианты написания, к которым тяготел сам Бичурин, брались за основу и распространялись на весь текст. Исключение было сделано лишь в одном случае: там, где можно было выбрать между написанием, чаще встречавшимся в тексте, но непривычным для современного читателя, и вариантом, употреблявшимся Бичуриным реже, но соответствующим современным нормам, всегда выбирался последний (так, обычно использовавшееся Бичуриным название Усури было заменено на изредка встречавшееся Уссури, буддайский — на буддийский, осемь — на восемь). Остальные внесенные изменения были достаточно незначительными (например, не с большим везде заменено на с небольшим, внос — на взнос, маньчжуский — на маньчжурский, пред — на перед, чрез — на через).

При переиздании текстов Н. Я. Бичурина была сохранена авторская транскрипция китайских слов, отличающаяся от общепринятой. В целом, основные отличия бичуринской транскрипции от современных норм сводятся к тому, что в начале слога вместо кх сейчас стояло бы к, вместо пх и пьх п, тх и тьх т, х с, цс ц, а в конце слога вместо е (после шипящих) — э, вместо ей эй, ен эн, ень энь, еу (эу) оу, ияо яо, ио юэ, уо ио, ы (после большинства шипящих) — и, ын — эн или ин, ынь энь. Таким образом, слоги, обозначающие отдельные иероглифы, в современной транскрипции записывались бы так: кхун кун, пху пу, пьхин пин, тхай тай, тьхянь тянь, хин син, цсе це, чже чжэ, юе юэ, лей лэй, чей чэн, жень жэнь, чжень чжэнь, чжеу чжоу, дэу доу, мэу моу, биао бяо, ио юэ, сио сюэ, суо со, нын нэн, дын дин, вынь вэнь. Звук, переданный в бичуринской транскрипции как ву, сейчас принято записывать как у, слоги хо и кхо сейчас записываются как хэ и кэ. [436]

В ряде случаев, когда одни и те же звуки транскрибировались Бичуриным по-разному, их написание унифицировалось на основании того варианта, который является наиболее близким к современному. Так, бпа было везде заменено на ба, гк — на г, дт — на д, жинь — на жень, шы — на ши, эрр — на эр.

Полная унификация транскрипции не была проведена, так как сам автор, обычно ориентировавшийся на пекинское чтение китайских иероглифов, порой следовал чтению, восходящему, как полагал он сам и некоторые его современники, к южному произношению (в начале XX века некоторые отечественные востоковеды считали, что этот вариант написания восходит к маньчжурской транскрипции китайских звуков). Иногда вторая транскрипция становилась для него нормой (использование еу (эу) вместо оу), а иногда два чтения использовались параллельно (в ряде случаев вместо цз (пекинское произношение) в начале слога писалось г гинь вместо цъинь или Шу-гин вместо Шу-цзин). Там, где сознательное параллельное использование Бичуриным двух вариантов транскрипции было очевидным, в обоих случаях было сохранено авторское написание.

Даты в бичуринских текстах приведены по принятому тогда в России юлианскому календарю.

Структура примечаний соответствует структуре публикуемых работ. В связи с тем, что некоторые темы были рассмотрены Н. Я. Бичуриным в обеих книгах, часть примечаний присутствует как в первом, так и во втором томе данного издания.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КИТАЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Введение

После выхода Статистического описания Китайской империи Н. Я. Бичурин опубликовал весьма критическую рецензию на суждения Гютцлафа о китайской религиозной жизни, китайском языке и китайской словесности (см. Миссионер Гютцлаф. Современник, 1851, т. XXVH, No VI, отд. VI, с. 111-126). О книге П. Добеля (Путешествия и новейшие наблюдения в Китае, Манилле и Индо-Китайском архипелаге бывшего российского генерального консула на Филиппинских островах, коллежского советника Петра Добеля. Составил и с английского перевел А. Дк. В двух частях. Ч. I-II. СПб., 1833) см. рецензию, опубликованную Н. Я. Бичуриным еще в 1833 г., где он высказывается о ней в более благожелательных тонах, чем здесь (см. Замечание о Китае и китайцах. [Рецензия на книгу] «Путешествия и новейшие наблюдения в Китае, Манилле и Индо-Китайском Архипелаге, Петра Добеля и проч. СПб., 1833, 2 тома». Московский телеграф. 1833, ч. 50, No V, с. 83-97).

Упомянутая в числе данников Китайской империи страна Сянь-ло — это Сиам (совр. Таиланд). Говорить о включении Сиама в состав Бирманского государства в тот период, конечно, не приходится. В предшествующие [437] столетия, однако, имели место неоднократные попытки бирманцев подчинить себе тайские государства, осуществлявшиеся с переменным успехом. Слово Тонкин происходит от вьетнамского Донгкинь (так с начала XV до начала XIX в. назывался Ханой). Это слово действительно означает восточная столица, однако вьетнамцы при этом не склонны были считать Пекин (букв. : северная столица) второй столицей своего государства. Название Донгкинь было дано как парное к названию прежде существовавшей столицы Тэйдо (букв, западная столица) (устное сообщение В. И. Антощенко).

Часть первая

I. Границы. Наименования

Общее описание границ Китайской империи приводятся в работе З. Л. Матусовского (Матусовский З. Географическое обозрение Китайской империи. СПб., 1888). Сведения о том, как именовали китайцы свое государство присутствовали едва ли не во всех его отечественных описаниях. Исследователей XX века в основном интересовала проблема использования китайцами тех или иных названий для обозначения себя самих и других народов. Интересная информация об этом содержится, в частности, в лекциях П. П. Шмидта (Шмидт П. П. Конспект лекций по политической организации Китая. Владивосток, 1911, с. 1-3). В 1970-90-е годы самоназвания китайцев анализировались М. В. Крюковым в контексте изучения их этнического самосознания (см. Гл. 6. Этническое самосознание. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987; Гл. 9. Этническое самосознание. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В., Чебоксаров H. H. Этническая история китайцев в XIX — начале XX века. М., 1993).

II. Естественное состояние

Среди отечественных работ по географии Китая, подготовленных в те годы, когда в Китае еще существовала империя, следует прежде всего назвать уже упомянутую книгу З. Л. Матусовского (Матусовский З. Географическое обозрение Китайской империи. СПб., 1888). В настоящее время наиболее обстоятельным описанием географии Китая на русском языке является Физическая география Китая. М., 1964.

Из классических англоязычных географических работ о Китае см. Cressey G. B. China's geographie foundations. N. Y., 1934; Cressey G. B. Landofthe 500 million. N. Y., 1955. В последние десятилетия весьма значительное влияние на западное и, отчасти, на отечественное китаеведение имели теоретические работы Дж. Скиннера, посвященные выделению в Китае макрорегионов и локальных сообществ (Skinner G. W. Marketing and Social Structure in Rural China. Part 1. The journal of Asian Studies. 1964, vol 24, No 1, p. 3-43; Skinner G. W. Marketing and Social Structure in Rural China. Part II. Journal of Asian Studies. 1964, vol. 24, No 2, [438] p. 195-228; Skinner G. W. Marketing and social Structure in Rural China. Part III. The journal of Asian Studies. 1964, vol. 24, No3, p. 363-399; Skinner G. W. Sities and Hierarchy оf Local Systems. City in Late Imperial China. Stanford, 1977).

III. Произведения трех царств природы

В последующие сто лет (вторая половина XIX — первая половина XX века) отечественные исследователи активно изучали Маньчжурию и западные земли Китая. Обширные сведения о природе Маньчжурии содержатся в работах В. Л. Комарова (см., прежде всего, его трехтомный труд Флора Маньчжурии, опубликованный в Санкт-Петербурге в 1901-1907 годах), В. Н. Алина, А. И. Баранова, Б. В. Скворцова, других русских биологов, работавших в этих местах в 1900-1950-е годы (см. издания Общества изучения маньчжурского края и Харбинского общества естествоиспытателей и этнографов, а также многочисленные статьи в харбинских журналах). Описание флоры, фауны, ландшафта и геологии западной и северо-западной частей Китайской империи можно найти в трудах российских путешественников Г. Н. Потанина, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева и других. О флоре Китая см. также Комаров В. Л. Введение к флорам Китая и Монголии. М.-Л., 1947 (Собрание сочинений В. Л. Комарова. Т. 2). Из работ последних десятилетий см. уже упомянутую работу Физическая география Китая. М., 1964.

IV. Народонаселение

О населении Китая в тот период см. Дикарев А. Д. Некоторые проблемы роста и учета населения в эпоху Цин. Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. М., 1991, с. 58-91. Из англоязычных работ см. книгу Хэ Бин-ди (Но Ping-ti. Studies on the Population of China, 1368-1953. Cambridge (Mass.), 1959). Из работ, опубликованных в России в XIX веке, наиболее значительной была статья И. Захарова (Захаров И. Историческое обозрение народонаселения Китая. Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Т. I. СПб., 1852, с. 247-360.)

V. Религия

Основную информацию о китайских «грех учениях» читатель может найти в следующих изданиях; Е. А. Торчинов. Даосизм. Дао дэ цзин. СПб., 2000; Е. А. Торчинов. Даосские практики. СПб., 2001; Е. А. Торчинов. Введение в буддологию. СПб., 2001 (Лекция 9); Л. С. Переломов. Конфуций. «Луньюй». М., 1998; А. С. Мартынов. Конфуцианство. «Лунь юй». В 2-х тт. СПб., 2001. Сведения о маньчжурском шаманизме содержатся в фундаментальной работе С. М. Широкогорова (Shirokogoroff S. M. Psychomental Complex of the Tungus. London, 1935); о китайских синкретических религиях («китайском сектантстве») см. Overmyer D. L. Folk Buddhist Religion: Dissecting Sects in Late Traditional China. Harvard, 1976; Jordan D. K., Overmyer D. L. The Flying Phoenix. Aspects of Chinese Sectarianism in Taiwan. Taipei, 1986. [439]

VI. Просвещение

Об образовании в цинском Китае см. Rawski E. S. Education and Popular literacy in Ch'ing China. Ann Arbor, 1978. Что касается шэньши (конфуцианских книжников) и экзаменационной системы, то здесь до сих пор классической остается работа Чжан Чжунли, опубликованная почти полвека назад (Chang Chung-li. The Chinese Gentry. Seattle, 1955). Об эволюции экзаменационной системы см. Franke W. The Reform and Abolition of the Traditional Chinese Examination System. Cambridge (Mass.), 1960. Эволюция описания экзаменационной системы и связанных с ней реалий в китайской литературе проанализирована в статье Д. Н. Воскресенского (Воскресенский Д. Н. Человек в системе государственных экзаменов. История и культура Китая. М., 1974). Сатирическое изображение мира конфуцианских книжников см. в романе У Цзин-цзы «Неофициальная история конфуцианцев» (У Цзин-цзы. Неофициальная история конфуцианцев. М., 1999).

Подробная библиография работ по проблемам грамотности и образования в Китае собрана на сайте Б. тер Хаара в разделе «Literacy, Writing and Education» ( Особого внимания заслуживает упомянутый там сборник статей Education and Society in Late Imperial China. 1600-1900. Berkeley, 1994. См. также Elman В. А. Political, Social and Cultural Reproduction via Civa Service Examinations in Late Imperial China Journal of Asian Studies. 1991, vol. 50, No 1.

Читателю следует учитывать, что занятия в упомянутых Бичуриным уездных и окружных школах обычно не носили регулярного характера, как это было в европейских учебных заведениях. Студенты этих школ должны были преимущественно принимать участие в сдаче экзаменов. Упомянутые в тексте «годичные испытания» на самом деле происходили раз в три года.

VII. Военное образование

См. раздел «Военные силы».

VIII. Народная промышленность

Общие сведения об экономике Китая цинского периода см. в статье А. Н. Хохлова (А. Н. Хохлов. Социально-экономическое развитие Китая с середины XVII до середины XIX в. Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. М., 1991, с. 9-57). О китайских цехах см. Авенариус Г. Г. Китайские цехи. Краткий исторический очерк и альбомы цеховых знаков в красках. Харбин, 1928. Специального исследования о китайских ремеслах и промышленности XVIII — первой половины XIX века на русском языке пока нет. Перечень отдельных статей на эти темы см. в справочнике П. Е. Скачкова (П. Е. Скачков. Библиография Китая. Москва, 1960, с. 369-379). Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что обширную информацию о традиционном китайском ремесленном производстве можно найти и в более поздних описаниях, составленных 1920-30-е годы российскими китаеведами, [440] работавшими после октябрьского переворота в Маньчжурии (см. работы А. Е. Герасимова и В. Я. Толмачева, опубликованные в «Вестнике Маньчжурии» и «Известиях общества изучения Маньчжурского края»). Следует также отметить небольшой раздел Горное дело и его роль в социально-экономическом и политическом развитии Юго-Западного Китая в монографии В. Л. Ларина (Ларин В. Л. Юго-Западный Китай во второй половине XVII 70-х годах работ отечественных и зарубежных исследователей XIX в. (проблемы региональной истории). М., 1994, с. 146-155). Из англоязычных работ (помимо разделов в уже упомянутых книгах) см. Sun Zen E-tu. Ch'ing Government and the Minerai Industries before 1800. — The journal ofAsian Studies. 1968, vol. XXVII, No 4.

IX. Торговля

О внутренней торговле в Китае см. Хохлов А. Н. Внутренняя торговля Китая в конце XVIII первой половине XIX в. Страны Дальнего Востока (история и экономика). М., 1971. Из работ западных синологов см. Ch'uan Han-sheng, Kraus R. A. Mid-Ch'ing Rice Market and Trade: An Essay in Price History. Cambridge (Mass.), 1975; Rowe W. T. Hankow: Commerce and Society in a Chinese City, 1796-1889. Stanford, 1984. Об организации китайской торговли вскоре после падения империи, когда коммерция еще сохраняла многие традиционные черты, писал И. Г. Баранов (см. Баранов И. Г. Организация внутренней торговли в Китае. Вестник Азии. Харбин, No 44, 1917; Варанов И. Г. Очерк торгового быта в Китае. Экономический вестник Маньчжурии. Харбин, No 22, 1922). Последняя статья была недавно переиздана в сборнике его этнографических работ (И. Г. Баранов. Верования и обычаи китайцев. М., 1999, с. 68-84).

Сведения о внешней торговле Китайской империи см. в следующих работах: Хохлов А. Н. Внешняя торговля Китая с 90-х годов XVIII в. до 40-х годов XIX в. Государство и общество в Китае. М., 1978; Хохлов А. Н. Русско-китайская торговля через Кяхту с 20-х годов XVIII в. до середины XIX в. Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. М., 1984; Wakeman Г., Jr. The Canton Trade and the Opium War. The Cambridge History of China, vol. 10. Part I. Cambridge, 1978, p. 163-212.

X. Меры. Весы. Монета

Хронологические таблицы по истории Китая, справочные материалы о традиционных китайских системах измерения веса, длины, площади и объема см в первом (справочном) томе «Большого китайско-русского словаря» (Большой китайско-русский словарь. Т. 1. М., 1983, с. 63-182). Специальную работу по данному вопросу выпустил в 1930 году А. В. Маракуев (Маракуев А. В. Меры и весы в Китае. Владивосток, 1930). О китайских весах см. Толмачев В. Я. Китайские весы и их применение в Северной Маньчжурии. Вестник Маньчжурии. 1930, No 8, с. 27-30. [441]

XI. Почтовые сообщения

Сведения о работе китайской почтовой системы в Монголии в период правления цинской династии можно найти в работе Г. Н. Потанина (Потанин Г. Сайр-усинский почтовый тракт в Монголии. Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, т. XXIV, 1893, вып. 2, с. 56-63).

XII. Государственные доходы

О налогах в цинском Китае см. Wang Yeh-chien. Land Taxation in Imperial China, 1750-1911. Cambridge (Mass.), 1974. Интересные сведения о процессе сбора налогов приводятся в работе Цюй Тунцзу (Ch'u T'ung-tsu. Local Government in China under the Ch'ing. Cambridge (Mass.), 1962).

XIII. Государственные расходы

Краткие сведения о расходах китайского бюджета см. Hsu I. C. Y. The Rise of Modem China. N. Y., 1995, p. 62-63.

XIV. Политические перемены

Существующая в настоящее время литература по истории Китая огромна. Лучшим путеводителем по китайским историческим источникам на сегодняшний день может считаться справочник Э. Вилкинсона (E. Wilkinson. Chinese History: a Manual. Cambridge (Mass.) London, 2000), a наиболее фундаментальным исследовательским трудом — «Кембриджская история Китая» (с 1978 по 2000 год вышло 15 томов, включая The Cambridge History оf China, vol. 9. Early Ch'ing, 1644-1800. Cambridge, 2000; The Cambridge History of China, vol. 10. Late Ch'ing, 1800-1911. Part I. Cambridge, 1978; The Cambridge History of China, vol. 11. Late Ch'ing, 1800-1911. Part II. Cambridge, 1980).

В отечественном китаеведении анализ китайской цивилизации на протяжении всего периода ее существования был предпринят в серии монографий, авторами которых были М. В. Крюков, В. В. Малявин, Л. С. Переломов, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров (Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978; Крюков М. В., Переломов А. С, Софронов М. В., Чебоксаров H. H. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В., Чебоксаров H. H. Этническая история китайцев в XIX — начале XX века. М., 1993).

Из отечественных работ о древнем и средневековом Китае, опубликованных в последние годы, см. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998; Крюков В. М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. [442] M., 1997; Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М, 1999.

О мифических правителях древности, деятельность которых Н. Я. Бичурин был склонен рассматривать как часть китайской истории, см. в статьях и монографии Б. Л. Рифтина (Б. Л. Рифтин. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979; Б. Л. Рифтин. Фу-си. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 572-573; Б. Л. Рифтин. Хуан-ди. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 605-606; Б. Л. Рифтин. Шунь. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 654; Б. Л. Рифтин. Шэнь-нун. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 654; Б. Л. Рифтин. Юй. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 678; Б. Л. Рифтин. Яо. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 684-685).

XV. Нынешнее политическое разделение

Общие сведения об административно-территориальном делении Китайской империи содержатся в лекциях П. С. Попова (Попов П. С. Государственный строй Китая и органы управления. СПб., 1903). Более подробная информация имеется в фундаментальной работе И. С. Бруннерта и В. В. Гагельстрома (Бруннерт И. С, Гагельстром В. В. Современная политическая организация Китая. Пекин, 1910) и в книге З. Л. Матусовского (Матусовский З. Географическое обозрение Китайской империи. СПб., 1888).

Для провинции Шэньси в тексте сохранено использованное Н. Я. Бичуриным наименование Сань-си. И современное Шэньси и бичуринское Сань-си возникли из стремления различать в текстах на русском языке две китайские провинции, первый слог в названии которых читается по-китайски разными тонами и записывается разными иероглифами, но по-русски при транскрибировании по существующим правилами должен был бы записываться одинаково. Еще читатель найдет в тексте провинцию Чжи-ли (приблизительно соответствующую современной провинции Хэбэй). Это единственный случай в тексте книги, когда Бичурин передает слог, записываемый в современной китайской транскрипции как zbi через русское чжи, а не через чжы, как он это делал обычно. При переиздании авторское написание было сохранено. Происхождение самого названия объяснено в тексте, однако хотелось бы отметить, что сам термин чжили правильнее было бы переводить не управляющий или управлять, а непосредственного подчинения, непосредственно подчиняться (см. Большой китайско-русский словарь. Т. 2. М., 1983, с. 305).

XVI. Образ правления

Об образе правления в Китае см. лекции П. С. Попова (Попов П. С. Государственный строй Китая и органы управления. СПб., 1903). Об идейных основах императорской власти в цинском Китае см Л. С. Мартынов. Традиция и политика в период Цяньлун. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982, с. 207-230. [443]

XVII. Порядок государственного управления

Основные сведения о государственном устройстве Китайской империи содержатся в лекциях П. С Попова (Попов П. С. Государственный строй Китая и органы управления. СПб., 1903) и в работе И. С. Бруннерта и В. В. Гагельстрома (Бруннерт И. С, Гагельстром В. В. Современная политическая организация Китая. Пекин, 1910). Следует, однако, учитывать, что в первой из этих книг описывается ситуация, сложившаяся к началу XX века, когда китайская государственная машина претерпела определенные изменения по сравнению с периодом, описываемым Н. Я. Бичуриным, а во второй — положение дел непосредственно перед крушением империи, когда органы власти прошли еще более существенную модернизацию. См также Хохлов А. Н. Цзюньцзичу (Военный совет) и его место в политической системе цинского Китая. — // I научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1972. Из англоязычных работ см. Hsieh Pao Chao. The Government of China (1644-1911). Baltimore, 1925. Среди работ последних лет следует отметить книгу Б. Бартлетт о Цзюньцзичу (Bartlett B. S. Monarch and Ministers: The Grand Councu in Mid-Ch'ing China, 1723-1820. Berkeley, 1991).

Система административных единиц Китайской империи была рассмотрена в упоминавшейся уже монографии Цюй Тунцзу (Ch'u T'ung-tsu. Local Government in China Under the Ch'ing. Cambridge (Mass.), 1962). В этой же работе можно найти обширную информацию о работе уездной (окружной) управы. Весьма интересные сведения на этот счет содержатся также и в книге Этьена Балаша (Balash Е. Political Theory and Administrative Reality in Traditional China. L, 1965). О роли шэнъши (конфуцианских книжников) в административной и социальной жизни империи см. упомянутую выше работу Чжан Чжунли (Chang Chung-li. The Chinese Gentry. Seattle, 1955).

XVIII. Уголовное законодательство

О традиционном китайском праве прежде всего см. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права (VII-XIII вв.). М., 1986. О китайском праве времен династии Цин см. Е. Алабастер. Заметки и комментарии на китайское уголовное право, сост. Е. Алабастером по материалам, собранным сэром Чалонером Алабастером, бывшим генеральным консулом в Китае. Пер. с англ. А. Д. Дабовского. Владивосток, 1903 и Bodde D., Morris С. Law in Imperial China. Cambridge (Mass.), 1967.

XIX. Военные силы

Сведения о китайской армии XVIII — первой половины XIX века, в отечественной литературе можно найти главным образом в переводах китайских текстов. Одним из наиболее значительных достижений российского китаеведения XVIII века был перевод «Баци тунчжи» (Описание Восьми знамен), сделанный И. К Россохиным и А. Л. Леонтьевым (Обстоятельное описание происхождения и состояния Манчжурского народа и войска, осьми знаменах состоящего (в шестнадцати томах). T. I-XVI. СПб., 1784), к нему также прилагались составленные теми же [444] авторами и изданные отдельным томом Примечания на все манджурские и китайские слова, имена, звания, титулы Хана Китайского, также на все чины и достоинства знатных и простых людей. Б. м, Б. г. Краткое описание маньчжурской армии содержится в переведенных о. Палладием (Кафаровым) материалах из книги «Шэн у цзи» (Записки о священных походах), подготовленной китайским историком и географом Вэй Юанем (1794-1857) (Вэй Юань. Извлечение из китайской книги Шэн-ву-цзи. Записки о военных делах. (Образование маньчжурской армии, употребление войск, военные расходы, географические сведения о государствах). Пекин, 1906). Об истории китайской армии в Маньчжурии см Рудаков А. В. История развития военных сил в Гириньской провинции. Известия Восточною института. Т. V, 1902-1903 акад. год (опубл. в 1903), с. 131-202; Т. VI, 1902-1903 акад. год (опубл. в 1903), с. 113-248. Об общем состоянии китайских войск к началу XIX века весьма яркое впечатление можно составить по эдикту китайского императора, изданному в июле 1800 г, переведенному С. Липовцевым и опубликованному Е Ф. Тимковским (Тимковский Е. Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах. Часть вторая: Пребывание в Пекине. СПб., 1824, с. 151-157). Жизнь пекинских «знаменных» маньчжур в последние годы правления цинских императоров описана в незаконченном романе Лао Шэ (Лао Шэ. Под пурпурными стягами. Лао Шэ. Избранное. М, 1981, с. 301-433). О системе управления Восемью знаменами см Мелихов Г. В. Система военного и гражданского управления восемью знаменами как часть государственного аппарата маньчжуров. Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. История. Экономика. М., 1970. Из работ западных исследователей см. Elliot M. The Manchu Way. The Eight Banners and Ethnie Identity in Late Imperial China. Stanford, 2001.

В целом, к середине XIX века боеспособность китайской армии, в сравнении с армиями европейских держав, была весьма невелика. В дальнейшем Китай будет проигрывать одну войну за другой, а усилия властей по реформированию и модернизации армии не дадут ощутимых результатов практически до последних лет существования Китайской империи.

Часть вторая

Маньчжурия

Литература о Маньчжурии весьма обширна. Работы отечественных исследователей представлены в указателе Библиографический указатель трудов по истории Маньчжурии на русском языке. М., 1981. Перечень публикаций о Маньчжурии на китайском, японском и западноевропейских языках см в справочнике История Северо-Восточного Китая XVI1-XX вв. Библиографический указатель. В 2-х частях. М., 1986. Сведения по истории Маньчжурии цинского периода читатель найдет в следующих работах Мелихов Г. В. Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.). М., 1974; История Северо-Восточного Китая: XVII-ХХ вв. Владивосток, 1987.

На русском языке имеются также переводы китайских описаний этого края (см. Васильев В. П. Описание Маньчжурии. Записки Императорскою Русскою географическою общества, XII, 1857, с. 1-78; Васильев В. П. Записки о [445] Нингуте. Записки Императорскою Русского географическою общества, XII, 1857, с. 79-109; Рудаков А. Материалы по истории китайской культуры в Гириньской провинции (1644-1902 гг.). Т. 1. Пер. Цзи-линь-тун-чжи, с дополнениями по новейшим китайским официальным данным). Владивосток, 1903).

Монголия

Описанию Монголии того времени посвящена одна из ранних работ самого Бичурина — Записки о Монюлии. Т. 1-2, СПб., 1828. О Монголии под властью Цинов см. также Поэднеев А. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. Т. 1. СПб., 1896; Т. П. СПб., 1898. Из современных работ об этом периоде монгольской истории см Ермоленко И. С. Политика маньчжурской династии Пин в Южной и Северной Монголии в XVII веке. М., 1974; Горохова Г. С. Очерки по истории Монголии в эпоху маньчжурскою господства (конец XVII — начало XX века). М., 1980.

Исследователями уже не раз отмечалось стремление Бичурина отождествить с монголами все народы, жившие в прошлом на той же территории, где жили современные ему монголы, и на некоторых сопредельных землях. Реальная этническая история этих народов имела иной, более сложный характер. Сведения о них см, прежде всего, в книге Е. И. Кычанова (Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997). В этой работе приводится и основная литература по данному вопросу. Из переводов китайских текстов следует упомянуть цикл книг, подготовленных В. С Таскиным (Таскин В. С. Материалы, по истории древних кочевых народов группы дунху. М., 1984; Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Выпуск 1. Сюнну. М., 1989; Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Выпуск 2. Цзе. М., 1990; Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Выпуск 3. Мужуны. М., 1992) О происхождении самих монголов см Викторова А. А. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980.

Восточный Тюркистан

О Восточном Туркистане (у Бичурина — Тюркистане) и его взаимоотношениях с цинским Китаем см. Зотов О. В. Китай и Восточный Туркистан в XV-XVIII вв. М., 1991. Имеются также описания этого края, составленные путешественниками, посетившими его в годы правления цинской династии (Г. Е. Грум-Гржимайло, H. M Пржевальский, Г. М. Потанин), и военными, служившими тогда в российском Туркестане.

Тибет

Общие сведения о Тибете, его истории и культуре см. в книге Кычанов Е. И., Савицкий А. С. Люди и боги Страны снегов. Очерки истории Тибета и его культуры. М., 1975. О Тибете времен правления цинской династии см. Г. Ц. Цыбиков. Буддист-паломнику святынь Тибета. — Г. Ц. Цыбиков. Избранные труды. Т. 1, Новосибирск, 1981. О восприятии Тибета властями Китайской империи см. Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в [446] традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978. Много интересных сведений читатель найдет в сводке материалов, опубликованной в начале XX века Н. В. Кюнером (Кюнер Н. В. Описание Тибета. Часть первая, географическая. Вып. 1. Имя, границы, обзор путешествий. Владивосток, 1907; Вып. 2. Очерк физической географии Тибета. Владивосток, 1907. Часть вторая, этнографическая. Вып. 1. Состав и быт населения. Владивосток, 1908; Вып. 2. Экономический очерк Тибета. Владивосток, 1908).

Прибавления

I. Великая стена

О постройке Великой стены см. Переломов Л. С. Империя Цинь первое централизованное государство в Китае. М., 1962, с. 169-171.

II. Чайное растение

О чаеводстве в Китае см. Краснов А. П. Чайные округи субтропических областей Азии (Культурно-географические очерки Дальнего Востока). Вып. П. Китай, Индия и Цейлон, Колхида. СПб., 1898.

III. Водяные сообщения в Китае

О путешествии по китайским водным путям см. в третьей части русского перевода записок Дж Стаунтона, сопровождавшего британского посла лорда Джорджа Маккартнея ко двору китайского императора (Макартней Дж, Стонтон Дж. Путешествие во внутренность Китая и в Татарию, учиненное в 1792, 1793, 1794 гг. лордом Макартнеем. . ч. III. М., 1804, с. 214-269).

Весьма критические суждения по поводу практики перевозок по Великому каналу можно найти в опубликованных фрагментах пекинского дневника В. П. Васильева (Б. П. Васильев. Выписки из дневника, веденного в Пекине. Русский вестник. 1857, т. IX, май, кн. 2). Подробное описание Великого канала и его последующей судьбы приведено в монографии «Физическая география Китая» (Физическая география Китая. М., 1964, с. 233-237).

IV. Инородцы в Китае

Классификация народов, использованная Бичуриным в данном разделе, во многом основывается на представлениях и терминах, существовавших в Китае того времени. О неханьских народах в Китайской империи см. раздел Этнический состав населения во второй главе монографии Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

V. Поколение Цзинь-чуань

О Цзиньчуани и вообще о положении народов Юго-Западного Китая в период правления династии Цин см. Ларин В. Л. Юго-Западный Китай во второй половине XVII 70-х годах работ отечественных и зарубежных [447] исследователей XIX в. (проблемы региональной истории). М., 1994 (там же см. библиографию по данному вопросу).

VI. Описание реки Амура

Наиболее полное описание бассейна Амура в последние годы перед тем, как его правый берег и нижнее течение отошли от Китайской империи к России, содержится в работе Р. Маака (Р. Маак. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского Русского географического общества в 1855 году. Р. Мааком. СПб., 1859). См. также перевод китайского текста, выполненный М. Цивильковым (Описание больших рек, впадающих в Амур. Вестник Императорского русского географического общества. Т. XIX, вып. 2, 1857, с. 109-125; Т. XXIII, 1858, с. 25-36).

VII. Жемчужная ловля в Маньчжурии

См примечания к разделу «Описание реки Амура».

VIII. Женьшень

О женьшене и его промысле в Маньчжурии см Васьков В. А. Женьшень. (По китайским источникам). — Вестник Маньчжурии, 1930, No 8, с. 63-67; Стариков В. С. Материалы по изучению жэньшэневою промысла в Восточном районе Северной Маньчжурии (уезд Вэйхэ провинции Сунцзян). Записки Харбинского общества естествоиспытателей и этнографов. No 1, 1946, с. 40-48.

IX. Пограничный мирный договор с Россией

О Нерчинском договоре 1689 года и обстоятельствах его заключения см первые два тома документов по истории российско-китайских отношений (Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. Т. 1. М., 1969; Т. 2. М., 1972).

X. Монгольская степь

Более подробные описания природы Монголии можно найти в многочисленных записках российских путешественников XIX века (см. работы П. К. Козлова, Г. Н. Потанина, H. M. Пржевальского).

XI. Монгольские законы

Первые переводы законов, установленных властями Китайской империи для монголов, были опубликованы самим Бичуриным (см Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Т. П. СПб., 1828). Из современных работ см Цааджи бичиг (Монгольское уложение). Цинское законодательство для монголов. 1627-1694 гг. М., 1994.

XII. Замечания о древнем и нынешнем народонаселении Маньчжурии

См примечания к разделу «Маньчжурия». [448]

XIII. Тибетские законы

См. примечания к разделу «Тибет».

XIV. Королевство Чао-сянь

Краткий очерк Бичурина о Корее, основывающийся на китайских материалах (по этой причине корейские имена и названия приведены в нем в китайском чтении), относится к числу первых отечественных корееведческих работ.

Приводимые Бичуриным исторические сведения читатель может сверить со сведениями, содержащимися в работах современных корееведов (см. Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979; История Кореи. Т. 1. М., 1974). Общие сведения о Корее конца XIX века, когда жизнь там во многом еще сохраняла свои традиционные черты, см. в «Описании Кореи» (Описание Кореи. Ч. 1-3. СПб., 1900). Из работ последних десятилетий, посвященных Корее XVIII-XIX веков, см. Ионова Ю. Н. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее (середина XIX начало XX в.). М., 1982; Катков А. И. Политическая борьба в Корее XVI-XVIII вв. СПб., 1995.

XV. Граница с Китаем

О процессе формирования российско-китайской границы см в следующих сборниках документов: Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. Т. 1. М., 1969; Т. 2. М., 1972; Русско-китайские отношения в XVIII в. Материалы и документы. Т. 1. М., 1978; Т. 2. М., 1990.

Древние китайские названия странам, городам, горам, озерам и рекам, принадлежащие к I и II частям описания Китайской империи

Обширная информация по топонимике этих мест содержится в примечаниях к упомянутым выше работам В. С Таскина (Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. М., 1984; Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Выпуск 1. Сюнну. М, 1989; Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Выпуск 2. Цзе. М., 1990; Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Выпуск 3. Мужуны. М., 1992) и работе А. Г. Малявкина (Малявкин А. Г. Историческая география Центральной Азии. (Материалы и исследования). Новосибирск, 1981).

Заключение

Автором рецензии в «Библиотеке для чтения» был О. И. Сенковский (см. Библиотека для чтения. 1841, No 14, с. 33-37).

К. М. Тертицкий

Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин. Статистическое описание Китайской империи. М. Восточный дом. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.