Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я.

КИТАЙ В ГРАЖДАНСКОМ И НРАВСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ

Часть III

Отделение II

Гражданские учреждения по хозяйственной части

XI. ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ПОДАТЬ

Поземельная подать (Первоначальное введение поземельной подати в Китае подает нам великое понятие о гражданском образовании в сем государстве почти за 25 веков до Р. X) в первых временах в Китае была единственным источником государственных доходов. Удобные земли были измерены и раздавались хлебопашцами, а раздача для уравнения налогов производилась с соразмерением количества с качествами почвы. Первоначальное введение такого кадастра приписывают государю Хуан-ди, который разделил поля на колодцы, описанные нами ниже, но его разделение земель основано на одних преданиях. В древней истории Китая происхождение кадастра и введение поземельного налога представлено в следующем виде: в 2297 и следующих годах до христианской эры были в Китае великие наводнения от дождей, которыми разрушены берега рек и разработанные поля превращены в беспредельное болото. Двадцать лет правительство занималось устроением суши, и наконец усилиями многих народов достигло желаемой цели. Реки и озера введены в новые берега, и суша освободилась от долговременного заключения под водами (Наводнение сие, по донесению князя Юй, простиралось от Пекина на юго-восток до Хан-чжеу-фу и по всем низменным местам по рекам Цзян и Хан с их притоками). Управляющий работами князь Юй, впоследствии основатель династии Ся, при обсушивании болот тщательно замечал почвенные пласты и местные произведения каждой страны и в то же время, выравнивая землю под хлебопашество, приводил ее в участки, названные колодцами (Колодезные пашни получили название от сходства в размежевании мерного участка земли с китайскою буквою, обозначающею колодезь), а поля перерезал различной величины каналами, которые необходимы были в наводнении для стока вод, а в засуху — для орошения полей.

Каждый колодезь содержал в себе девять участков земли, из коих восемь принадлежали восьми землепашцам, а девятый [262] общими их силами был обрабатываем для владетеля. Налог того времени довольно любопытен по его простоте. В великокняжеском округе, который от столицы во все стороны простирался на 500 ли, с первой сотни ли представляли хлеб целиком, то есть необмолоченными снопами; со второй сотни одни срезки, то есть колосья -или кисти проса без соломы; с третьей сотни доставляли солому и перевозили в столицу хлеб из четвертой и пятой сотни, с четвертой сотни вносили просо, а с пятой — пшено, то есть ободранное просо. На таком же положении владели землями хлебопашцы удельных княжеств, а из удельных владетелей каждый представлял главе империи дань из местных исключительных произведений своей страны.

Подобное разделение земель на колодцы продолжалось и при династии Шан; но дальние сведения о подробностях уложения, существовавшего при помянутых двух династиях, утрачены были совершенно, и впоследствии несколько оттенены в законах династии Чжеу, уцелевших до нашего времени под заглавием Чжеу-ли.

При династии Ся каждому семейству в надел давали 50 му, потому что после обсушения болот еще мало было земель, выровненных для хлебопашества, а с другой стороны, и народонаселение было недостаточно для обработки новых земель. В царствование династии Шан и Чжеу количество пашенных земель умножалось, почему при первой давали каждому тяглу или семейству по 70, а при последней — по сто му.

При династии Чжеу в каждом колодце восемь семейств обрабатывали 80 му для правительства, а из остальных 20 му давали по 2 1/2, на семейство под двор и усадьбу. Каждому крестьянину, достигшему 20 лет, отводили колодезный участок, при котором он должен был оставаться 40 лет, по достижени 60 лет он передавал участок или сыну, или другому кому, поступающему в землепашцы. Недоросли получали по 25 му на душу, старшины — по два участка. Из служащих, торговых и ремесленников пяти человекам давали участок земли против одного землепашца, то есть по 20 му на мужескую душу. Чиновникам отводили по 50 му для вспоможения в жертвоприношениях предкам.

Государь Юй разделил земли по качествам почвы и местоположению на три разряда: добрые, средние, худые. При династии Чжеу земли разделены были на 12 разрядов, определяемых наиболее свойствами их к произращению того или другого хлеба и овоща, а по [263] доброте почвы разделялись на непеременяемые, переменяемые и дважды переменяемые. Непеременяемые земли засеваемы были ежегодно, переменяемые — через год, дважды переменяемые — через два года в третий. Доброй земли давали каждому семейству в надел по 100, второй — по 200, последней — по 300 му. В сем состояло уравнение полевых участков. Семейству, состоящему из семи душ и выше, давали добрую землю, семейству из шести душ — среднюю, семейству из пяти душ — худую. Это делалось для уравнения сил в содержании семейства. В числе переменяемых пашен заключались и выгонные земли.

Поземельный налог состоял в десятой части урожая. Налог на усадьбы платили произрастениями владеемой земли, как то: с тутовой усадьбы — шелком, с садовой — плодами и проч. Горы, леса, рыбные ловли также обложены были налогом и составляли особливую ветвь государственных доходов. Исключая военной службы и трех дней работы, не было никаких других повинностей.

В Китае с самого открытия земледелия правительство непосредственно руководствовало землепашцев в полевых работах. Оно указывало им время запашки и посева сообразно родам хлеба, образ пропалывания, то есть пропашки и уборки каждого хлеба, средства к удобрению и поправлению земель соответственно их почве. При династии Чжеу в каждой общине землемер цзян-жень заведывал содержанием каналов в исправности и определением межей, навозный цао-жень заведывал удобрением полей, бороздной суй-жень определял разряды земли доброй, средней и худой и, сверх сего, заведывал посевами.

Существенная цель такого раздела земель кроме уравнения поземельного налога и земских повинностей состояла в том, чтоб: 1) не было в государстве ни чрезмерно богатых, ни чрезмерно бедных, то есть нищих и бродяг, 2) чтоб жители, привязанные к оседлости законом, без крайней необходимости не могли оставлять своего местопребывания, и 3) чтобы, работая под непосредственным надзором начальства, не могли предаваться лености и праздности.

Но древнее уложение о колодезных пашнях не могло не ослабевать по мере упадка династии Чжеу. В период Брани царств сильные вассалы овладели землями мелких владельцев, а в период Разноцарствия изменилось многое в самом уложении. Почему [264] неудивительно, что дом Цинь с уничтожением союзно-удельного правления в 221 году перед Р. X. нужным счел уничтожить и самое уложение о поземельном налоге. Вслед за сим и земли, составлявшие общее, и народное и государственное, имущество, проданы были в частное владение. В это время богатые и сильные домы имели случай захватить множество лучших пашен, а из бедных и малосильных многие остались без клочка земли, почему последние, не имея средств к пропитанию себя, разбрелись в разные стороны. Отсюда родилось бродяжничество, праздность, леность, воровство, обманы, разорительные тяжбы о землях, разные пороки в народе, разные беспорядки в правлении, и это зло в короткое время столь умножилось, что самый виновник оного, государь Цинь-ши-хуан, принужден был из бродяг и негодяев составить огромное ополчение (До 500 000 семейств) и отправить для завоевания нынешней губернии Гуан-дун.

Поземельный налог, хотя и на другом основании, по-прежнему существовал, но правительство чрезвычайно много потеряло в уменьшении государственных доходов, потому что вместо прежних 10/100 оно не могло получить более 5/100 прочие выгоды оставались в руках землевладетелей; кроме сей невыгоды еще невозможно было составить верной описи ни количеству пашенных земель, ни разрядам их по качествам почвы. Местные начальники и землевладельцы старались для личных своих выгод частию скрывать и то и другое. Сбор поземельного налога нередко встречал препятствия по разным случайным причинам, и государственные чины для восстановления нравственного порядка в государстве единогласно полагали восстановить прежнее уложение о колодезных пашнях. Но этого уже невозможно было достигнуть без насильственных мер, ибо надлежало отнять у богатых излишек, чтобы снабдить безземельных и пополнить недостаток у малоземельных, а сия мера произвела бы неудовольствие в целом государстве. Наконец, умеренные предложили постепенно достигнуть цели, ограничив законом количество земли, которым каждый должен владеть соответственно своему состоянию, и это принято было под названием владения личными землями (Под личными землями разумели известное количество земли, законом положенное на одно лицо). [265]

Первое представление по сему предмету было в 122-м, второе в 20 году перед Р. X., но правительство в оба раза принужденным нашлось уступить общему сопротивлению землевладетелей, а для поправления расстроенных финансов ввести сбор с продажи соли, вина, железа, а впоследствии и с чая, учредили таможни для сбора пошлин с проходных товаров (В это время уже введена была медная монета, и как поземельный, так и прочие налоги собирались частию натурою, частию деньгами).

Ву-ди, первый государь из дома Цзинь, в 270-х годах по Р. X. снова решился приступить к уравнению земель посредством ограничивающего закона. Он предполагал тем легче достигнуть цели, что после опустошительной войны, около полувека продолжавшейся в разных частях империи, оставшиеся без владетелей земли бесспорно могли перейти в казенное ведомство. Но комиссары, на коих возложено было привесть закон в действие, встречены были повсеместным ропотом народа — и предположенное уравнение в самом начале было остановлено.

По прошествии 700 лет от уничтожения колодезных пашен Сяо-вынь-ди (Шестой государь из дома Тоба, вступивший на престол в 471 году. Указ состоялся в 485 году) первый имел некоторый успех в восстановлении уравнения в Севернолл Китае. Не отнимая земель у владельцев, он положил земли, оставшиеся без наследников, и земли конфискованные превращать в государственное имущество и раздавать землепашцам в пожизненное владение, а касательно владельческих земель ограничил законом количество, которым каждому можно владеть по его состоянию. С сею целью допустил продажу излишних земель, а покупку излишних против законного количества и продажу казенной земли, в надел данной, безусловно запретил.

По уложению государя Сяо-вынь-ди, землепашец, достигший 16 лет, получал пашенной земли 40, а крестьянка, жена землепашца, 20 му и, сверх сего, по 20 му под усадьбу. Кто в течение трех лет не засадит усадебной земли, у тех отбирали оную, а посадить на 20 му предписано было 50 тутовых деревьев (Для усиления шелководства), пять жужубов и три ильма, но не возбранялось садить и разные плодовые деревья. Усадебная земля, считая и под домом, давалась в потомственное владение с правом продажи, на земле [266] же, данной под хлебопашество, ничего садить не дозволялось. Малолетки сироты по достижении 11-го года и устаревшие бездетные получали участок пашенной земли вполовину против землепашца, престарелые, то есть за 70 лет, освобождались от налогов с пожизненным удержанием полученной земли, оставшиеся жить во вдовстве получали женский участок пашенной земли, но от поземельного налога все были освобождены. Мужчине, достигшему совершеннолетия, еще отводили 10, а женщине—5 му под конопляник. Сия земля, так как и пашенная, по смерти владетеля возвращалась правительству. Переселяться дозволено было только на новые и пустопорожние земли. Водворяющимся на новой земле — землепашцам на три, а невольникам, из пленников, на пять душ — под дом отводили только один му земли, чиновникам отводили землю на месте их служения. Областной правитель получал 15, окружной — 10, два помощника его по 8, уездный правитель — 6 цин. Сия земля принадлежала должности, а не лицу, и продавший свою часть подвергался суду. Новый год назначен был как для возвращения земли после умерших, так и для раздачи оных вновь. При наделе казенными землями прежде давали бедным, а потом уже богатым семействам, ибо главная цель уравнения земель заключалась в том, чтоб в государстве не было бродящих нищих. Но с кончиною сего государя кончилось и действие столь благодетельного закона.

Династии Ци, Чжеу и Суй также без затруднения вводили закон об уравнении земель с небольшими изменениями в разделе и ограничениями во владении, но их царствование было кратко для укоренения самого закона.

По прошествии 120 лет государь Тхай-цзун в 627 году ввел уложение о наделении крестьян подушными и потомственными землями. По его уложению, при измерении земли принят шаг в пять футов длиною, 240 шагов составляли му, 100 му составляли цин (И ныне употребляется эта же мера поверхности). Каждый мужчина, достигший 18 лет, получал от правительства один цин пашенной земли, из сего количества 80 му считались подушным паем, а 20 под домом и усадьбою давались ему в потомственное владение. Устаревшие, неизлечимые и увечные получали по 40, жены и наложницы вдовые — по 30 му, многосемейным прибавлялось по 20 му. У всех двадцать му из данного [267] количества считались потомственными, а остальные — подушным паем, или участком. В малоземельных волостях отводили вполовину менее против многоземельных, тощих земель отводили двойное количество. Ремесленным и торговым в многоземельных слободах отводили половину против землепашца, а в малоземельных ничего не давали. Землю, данную в потомственное владение, при крайней нужде имели право продать, а подушный пай по смерти владельца опять поступал в ведение правительства. Прием и раздача земель производились в ноябре, то есть по окончании полевых работ. Бедным и отправляющим земские повинности давали землю прежде других. Но не в продолжительном времени тот же государь принужден был уничтожить свой закон. По прошествии 230 лет, в 954 году еще государь Ши-цзун пытался ввести уравнительное разделение земель, но землевладельцы сильно воспротивились его установлению. Таким образом, в продолжение десяти веков все усилия правительства утвердить ограничивающий закон были тщетны. Почему дом Гинь, вступивший на престол империи в 1115 году, произвел только измерение земель и определил поземельный налог по качествам почвы, не входя в разбор, кто владел землями. Дом Мин, вступивший на престол империи в 1387 году, предписал произвести съемку земель, означить в межевых книгах имена владетелей и количество владеемой земли и показать различие земли по местоположению и почве их, а передачу земель через продажу вносить в книги, дабы прежние владетели исключены были от взноса подати. Для уравнения поземельного налога земли, лежавшие близ столицы, поставлены были в первый, дальние — в средний, отдаленные — в последний разряд. Ныне царствующая династия Цин приняла за правило касательно поземельного налога во всем сообразоваться с постановлениями предшествовавшей династии. Она получила престол Китая после долговременных внутренних потрясений в сем государстве, почему в самом начале ея царствования оказалось много земель, оставшихся без владельцев. Но правительство не воспользовалось ими, а вызвало искусных и опытных хлебопашцев из разных губерний, роздало им порожние земли с правом потомственного владения и в первый год снабдило их волами для распашки и семенами на посев. Ныне казенными считаются те только земли, которые отобраны в казну за растрату государственного имущества, также рисовые поля, которые из бесплодных [268] болотных мест первоначально обработаны иждивением правительства. Поземельный налог определен по качеству почвы и собирается частью хлебом, частью деньгами, а пользующиеся местными выгодами в большей против других мере обложены разными другими местными повинностями. Ныне при измерении земель правительство обращает внимание на произведения, по ценности которых и поземельный налог определяется. [269]

Меры народного продовольствия

XII. ХЛЕБНЫЕ МАГАЗИНЫ

1. Основание хлебных магазинов

Положение запасать хлеб для удовлетворения нуждам народа в неурожайные годы существует в Китае с незапамятных времен. Оно делится на древнее и настоящее, и разделение сие заключается только в образе сбора и раздаче запасного хлеба.

В древности земли считались собственностью государства и поровну разделены были между землепашцами, а землепашцы за право владения платили произведениями земли, и наиболее хлебом, который доставляли в местопребывание своего владетеля. Эта подать составляла государственный доход, и владетели употребляли его на содержание своих дворов, а четвертую часть от трехлетнего урожая оставляли в запасе на случай неурожая от наводнения или засухи.

В те времена еще не знали строить ни деревянных, ни каменных амбаров для содержания хлеба, а хранили его в ямах. Это были подземные магазины. Хранение хлебных запасов от порчи состояло в обмене старого и залежавшегося хлеба на новый через ссуду. Весною раздавали хлеб нуждающимся в нем землепашцам, а землепашцы осенью возвращали новым хлебом. В неурожайный год выдавали хлеб без возвращения и сим остановляли возвышение цен на хлеб на рынках. Таковое положение, при небольшом изменении, продолжалось более двадцати веков.

За два с небольшим века до Р. X. прежнее союзно-удельное правление уничтожено, а вместо него введено монархическое. Столица, основанная в середине империи, от всех пределов была слишком удалена, и доставление в нее податей, собираемых произведениями земли, сделалось затруднительным, почему государственные земли проданы были частным людям, и с сего времени прежнее положение о запасе хлеба хотя не прекратилось, но необходимо должно было измениться и впоследствии, в продолжение последних двадцати веков почти при каждой династии изменялось, и это изменение заключалось в [270] постепенном улучшении способов как для сбора, так и для самого употребления хлеба.

Дом Хань, получивший монархический престол империи за 202 года до Р. X., в самом начале увидел необходимость завести, и действительно завел в некоторых местах запасы хлеба в большом объеме, нежели сколько местные подати доставить могли. Последующие династии продолжали это, почему в окрестностях столицы, где обыкновенно содержится многочисленное войско для охранения престола, и в важных в стратегическом отношении областях находились обширные хлебные магазины; например, в 606 году построены были два магазина, один в Гун-чен с 3000 ям, обведенных стеною в 20 ли, другой — по северную сторону города Ло-ян с 300 ям, обведенных стеною в 10 ли. Каждая яма вмещала в себя до 800 мешков. Таковые магазины наиболее располагаемы были при судоходных реках, что облегчало доставку хлеба в сии магазины и развозку его в другие места. Это были казенные складочные магазины, в которые поступал податной хлеб, собираемый с землевладетелей и употребляемый на содержание войск и гражданских чиновников. В сих же магазинах в древности заключались и запасные магазины, потому что из них отпускали хлеб для продовольствия народа, постигнутого голодом от засухи, наводнения или саранчи. Во время сильных урожаев закупали хлеб в магазины с повышением рыночной цены, иногда через меру упадавшей. Например, в необыкновенный урожай, бывший в начале IV века, мешок проса продавался по 1 1/4 копейки серебром. Но затруднения, встречавшиеся в доставлении хлеба голодающим жителям в местах, удаленных от складочных магазинов, побудили правительство придумать другие способы для удовлетворения нуждам народа в неурожайные годы. И так последовательно заведены были хлебные магазины под названием ценоуравнительных, запасных, общинных и общественных. Каждый из помянутых магазинов основан был с целью, соответствующею его названию, а общее и существенное их название в том состояло, чтобы: 1) при большом неурожае продовольствовать бедный народ безденежно; 2) при среднем неурожае снабжать хлебом взаимообразно; 3) при дороговизне отпускать хлеб из магазинов с понижением, а при дешевизне закупать в магазины с повышением цены против рыночных цен. Время основания помянутых магазинов, равно и правила для сбора и раздачи хлеба из них ниже увидим. [271]

2. Ценоуравнительные хлебные магазины

Ценоуравнительные хлебные магазины по-китайски называются чан-пьхин-цан, что от слова в слово значит: всегда равный магазин. Это собственно суть казенные запасные магазины. Учреждение сих магазинов последовало еще в царствование старшего дома Хань. Министр Гын-шеу-чан за 60 лет до Р. X. первый представил, чтоб в пограничных областях построить магазины, в которые хлеб при дешевизне его закупать — для поддержания земледелия — с повышением, а при дороговизне продавать — для пособия народу — с понижением цены против рыночной. Итак, главная цель учреждения ценоуравнительных магазинов была, чтоб на рынках поддерживать средние цены на хлеб. С падением старшего дома Хань и ценоуравнительные магазины почти уничтожились.

История показывает, что ценоуравнительные магазины почти при каждой династии вновь были учреждаемы, но не показывает ни времени, ни причин их уничтожения. Это место требует предварительного пояснения. Ценоуравнительные магазины существовали при всех династиях, но при малых династиях краткость времени не позволяла им утвердиться, а при больших, то есть долго царствовавших династиях нередко надзиратели магазинов, при слабом смотрении высшего начальства, мало-помалу уклонялись от цели своего назначения, и магазины от их злоупотреблений исподволь сами собой уничтожились, в смутные же времена внутренней войны иногда они существовали только в одном имени, а действие их совершенно прекращалось по неимению капиталов, истощенных долговременною войною или разграбленных воюющими народами, — вот самые обыкновенные причины упадка ценоуравнительных магазинов, случавшегося почти при каждой династии.

В царствование младшего дома Хань, в 67 году по Р. X., полагали восстановить ценоуравнительные магазины, и большая часть государственных чинов признавала это учреждение полезным, но некоторые доказывали, что сии магазины носят только имя полезных для народа, а в самой вещи разоряют народ, ибо сильные производят здесь злоупотребления и народ вовсе не пользуется уравнительностью цен. Доказательства последних были найдены основательными, и восстановление ценоуравнительных магазинов отменено.

В конце пятого столетия последовало изменение во внутреннем составе ценоуравнительных хлебных магазинов. В Северном Китае слишком упали цены на рис, просо, шелк и хлопчатую бумагу — [272] главные произведения сельской промышленности, почему заведены были ценоуравнительные магазины для поддержания цен на все помянутые предметы и в 488 году отпущено из государственного казначейства 50 000 лан серебра для закупки хлеба, шелковых и бумажных изделий.

В начале династии Суй, в 582 году учреждено было главное правление ценоуравнительных магазинов, но на каких основаниях, неизвестно. В начале династии Тхан, в 618 году вновь учреждено главное правление ценоуравнительных магазинов, в 655 году заведены два магазина в столице, в 719 году то же сделано в разных значительных по народонаселению областях и установлено, чтобы в магазинах на сухих местах без перемены хранить просо 8, а рис — 5 лет, на мокрых местах хранить просо 5 лет, а рис — 3 года.

Со времени Тхай-цзун, второго государя из дома Тхан, то есть с 627 года, в одно время с ценоуравнительными магазинами заведены общественные магазины на случай неурожая. Но при его преемнике, с 650 года хлеб из общественных магазинов обращен на другое употребление, а к 706 году сии магазины были уже совершенно опорожнены. Юань-цзун по вступлении на престол восстановил их. Вслед за сим Ди-ву-ци представил, чтобы завести ценоуравнительные магазины на счет государственного казначейства, но что сделано по его представлению, неизвестно. В 780 году министр Чжао-цзан, выставив пользу ценоуравнительных магазинов, в столице существовавших, просил государя завести их по всем значительным городам империи, составить для них собственные капиталы, на которые закупать в магазины рис, просо, шелковые и бумажные ткани, хлопчатую бумагу и шелк, при дороговизне продавать все это с понижением, а при дешевизне опять закупать с повышением цены против рыночной, для основания же собственных капиталов предложил на переправах через реки собирать с купеческих капиталов по два, а с бамбука, леса, лака и чая по одному проценту. Но вскоре эти суммы обращены были на военные издержки и таким образом еще до учреждения магазинов были истрачены. В 836 году постановлено было во всех областях, в которых находятся ценоуравнительные и общественные магазины, собирать и с казенных и с частных земель по гарнцу проса, чтобы с продолжением времени, наполнив общественные магазины хлебом, сделать их постоянным источником пособия народу при неурожае.

При династии Сун, царствовавшей в Южном Китае с 992 года, указано завести ценоуравнительные магазины под управлением чиновников, которые обязаны были на основании прежних [273] постановлений в урожайные годы закупать хлеб в магазины с повышением, а в скудные годы продавать сей хлеб с понижением цены против рыночной. Сверх сего, определено было количество хранимого запаса ограничить одним мешком на семейство, а понижение цен не простирать ниже собственной, то есть покупной цены хлеба. Впоследствии еще постановлено было, чтобы капиталы и хлеб ценоуравнительных магазинов отнюдь не переводить на другое какое-либо употребление. При последнем постановлении магазины наполнились хлебом; напротив, оказался недостаток в хлебе в военных магазинах, почему указано было занять из ценоуравнительных магазинов миллион лан серебра на издержки по армии. От повторения таких займов магазины истощились. В это же время случился голод в столичном округе, почему указано было сделать маломощным ссуду хлеба из ценоуравнительных магазинов по мешку на семейство. Вслед за сим в столице стали отпускать бедным хлеб из ценоуравнительных магазинов с надбавкою на покупную цену, желая тем поддержать рыночные цены, но эта мера по прошествии нескольких лет отменена. Между тем из юго-восточных губерний донесено было, что по областям и военным округам продажа хлеба из ценоуравнительных магазинов производится с наддачею от 10 до 15 чохов на покупную цену, что противоречит понятию вспоможения народу, почему указано было прекратить взимание наддачи, а хлеб отпускать из магазинов по первоначальным, то есть покупным ценам. При династии Сун еще постановлено было вместо закупа хлеба выдавать из ценоуравнительных магазинов деньги под залог хлеба на корню. Вследствие чего один из министров подал голос следующего содержания: «Заведение ценоуравнительных магазинов есть установление святых государей первых трех династий, а не Ли-хын и Гын-шеу-чан положили начало сим магазинам. Дешевизна хлеба не вредит земледелию, дороговизна хлеба не вредит народу. Народ получает продовольствие из магазинов, а правительство получает от них выгоды. Это есть один из лучших законов, но он с некоторого времени потерял свою силу не от того, чтобы сам в себе был худ, но нет способных чиновников. Еще положено капиталы ценоуравнительных магазинов выдавать под залог хлеба на корню, а хлеб переводить в провиантское ведомство. Это значит совершенно уничтожить ценоуравнительные магазины и следовать одной системе залогов под новый хлеб. Прежде сего правительство при каждом неурожае хлеба имело единственную надежду на капиталы и хлеб в ценоуравнительных магазинах, а ныне все деньги обращены в раздачу под залог нового хлеба. Если случится неурожайный год, то где [274] возьмем деньги для закупки хлеба в магазины? Если случится неурожай, то где возьмем хлеб для продовольствия народа? В прошлое время выдано было из государственного казначейства миллион связок медной монеты, чтобы составить капиталы для ценоуравнительных магазинов в империи. Впоследствии сей капитал умножался до 10 миллионов мешков хлеба, а ныне без достаточной причины все без остатка роздано. Если впоследствии нужным найдут восстановить ценоуравнительные магазины, то скоро ли можно будет довести их до прежнего цветущего состояния? Еще не велик вред от раздачи денег под залог хлеба на корню, но сею мерою крайний вред нанесен ценоуравнительным хлебным магазинам».

Тот же министр о тогдашнем состоянии ценоуравнительных магазинов пишет: «Учреждение ценоуравнительных магазинов и для казны и для частных людей выгодно. На прошедших годах хотя и были урожаи, но как в магазинах по округам не было основных капиталов, то и не могли закупать хлеб; сверх сего, чиновники, отягощаясь приемом и отпуском хлеба, не слишком пекутся о закупе, притом же они не всегда могут иметь верные сведения о рыночных ценах, а чаще, полагаясь на уверение маклеров и хлебных торговцев, вместе с ними производят злоупотребления. В то время, когда землепашцы, имея нужду в деньгах для вноса податей, привозят хлеб в магазины, то не покупают его, и от этого весь хлеб поступает в амбары хлебных торговцев. Когда же пройдет это время и рыночные амбары наполнятся хлебом, то правительство приступает к закупу хлеба с надбавкою цены, и сим образом в казенные магазины хлеб поступает по высоким ценам. Что касается до хлеба в ценоуравнительных магазинах по округам и уездам, жители нередко получают залежавшийся и попортившийся хлеб, не стоящий первоначальной, то есть покупной цены. Итак, не сами в себе законы, худы., а люди делают их худыми».

При той же династии Сун представлено было, чтоб наличные деньги ценоуравнительных магазинов, пока народ не внесет все подати без остатка, употреблять на закупку хлеба. Государь, утвердив это постановление, сделал министрам достопамятное замечание, «что постановлениями запрещается капиталы ценоуравнительных магазинов употреблять на посторонние расходы, а только на продовольствие народа в голодное время. Взятое у народа и возвращать должно народу».

При династии Гинь, царствовавшей в Северном Китае, ценоуравнительные магазины основаны в 1170-х годах с целью в урожайные годы закупать хлеб с надбавкою 20%, а в скудные — отпускать с [275] понижением 10% против рыночных цен. В 1192 году государь заметил своим министрам, что ценоуравнительные магазины во многих местах существуют только в имени, а не на самом деле, ибо землепашцы отдаленных уездов не в состоянии ездить в областные города продавать или покупать хлеб из казенных магазинов, почему нужным нахожу завести хлебные магазины в каждом уезном городе и заведыва-ние магазинов поручить областным и уездным правителям. И так сделано было постановление, чтоб из уездов, лежащих в пределах 60 ли от областных городов, ездили в областные магазины, а в уездах вне 60 ли учредить магазины с запасом хлеба на три месяца, в уезде, в котором находится более 20 тысяч семейств, иметь в запасе 30 тысяч, где выше 10 тысяч семейств — иметь 15 тысяч, где менее 5 тысяч семейств — иметь 5 тысяч мешков хлеба.

При династии Юань положение о ценоуравнительных магазинах утверждено в 1264 году, то есть с восшествия Хобилаева на престол Китайской империи, магазины построены в 1269-м, а в 1271 году начали во всех областях закупать хлеб.

При династии Мин учреждены ценоуравнительные магазины в 1500-х годах, а в 1530 году государь предписал местным начальствам учинить распоряжение для закупки риса и проса в большем количестве и поступать с сим хлебом по положению о ценоуравнительных магазинах, то есть весною отпускать хлеб бедным землепашцам на условии после осенней уборки возвратить без наддачи.

При настоящей династии Цин, в 1650 году, определено «хлеб, хранящийся в ценоуравнительных магазинах, весною и летом продавать, осенью и зимою закупать новый по средним ценам, а заимообразно данный принимать без наддачи, имея в виду единственно выгоду народную. Если же случится неурожайный год, то безденежно раздавать бедным, потерпевшим от неурожая, а местным начальствам поставить в обязанность производить это на самом деле».

В 1694 году еще издано следующее постановление: «Количество риса и проса в ценоуравнительных магазинах иметь в наличности по положению, а излишний хлеб продавать на серебро. В местах, ближайших к губернскому городу, сдавать это серебро в губернское казначейство, а в отдаленных сдавать в областные казначейства. Если случится голодный год, то местным начальствам дозволяется с хранящимся в казначействах серебром отправлять чиновников закупать хлеб в урожайных местах смежных губерний, доставлять водою в места, потерпевшие от наводнения или от засухи, а отпускать по ценам не выше покупных. Что касается до риса и проса, хранящегося в [276] магазинах, обменивать на новый хлеб по положению. В удаленных гористых местах области Чао-чжеу-фу цены на хлеб в неурожайный год поднимаются весьма быстро, почему предписано на непредвидимый случай всегда иметь в тамошних магазинах 48 700 мешков риса и проса в наличности». Таково есть настоящее положение ценоуравнительных магазинов. Но сколько должно храниться запасного хлеба в них, на это нет положительных постановлений, и потому и количество наличного хлеба, хранящегося в сих магазинах, неизвестно.

3. Запасные магазины

Запасные магазины на китайском языке от слова в слово называются юй-бэй-цан. Они поздно заведены в Китае, ибо не ранее как уже при династии Мин, в 1390-х годах, указано было завести в каждом уезде по четыре магазина, закупать хлеб для них на счет казны и каждый магазин в заведывание поручить честному старику из местных жителей. Сии магазины построены были в четырех сторонах каждого уезда — с той целью, чтобы в неурожайные годы снабжать голодающих хлебом, но в 1410-х годах переведены в уездные города.

Запасные магазины, по переводе их в города, не в продолжительном времени были запущены совершенно, почему в 1440 году указано еще шести палатам и Прокурорскому Приказу «избрать чиновников и поручить им в обоих столичных округах (В это время были две столицы: Пекин в Северном и Цзян-нин-фу в Южном Китае) и во всей империи завести запасные магазины и на счет казны закупать хлеб для них с надбавлением цены против рыночных цен». Если кто из военных и разночинцев изъявит желание сделать пособие казне хлебом, о таковых начальства должны были представлять к награде чином или похвальною надвратною надписью.

В 1474 году в предписании казенным палатам касательно запасных магазинов сказано: «В прошлое время заведены были в каждом округе и уезде по четыре запасных магазина, в которых заготовляли хлеб для продовольствия народа при неурожае от наводнения и засухи, но эти магазины давно запущены, почему ныне следует освидетельствовать количество хранящегося в них хлеба, снова пополнить их покупным хлебом, при недостатке же хлеба на рынках пополнять годичными остатками хлеба из казенных магазинов и, сверх сего, внушить достаточным поселянам делать пособие казне [277] пожертвованиями хлеба. Надзирателями магазинов избирать достаточных и добросовестных людей из местных жителей». Вслед за сим, в 1490 году сделано было новое распоряжение, чтобы в каждом округе и уезде на пространстве 10 квадратных ли иметь хлеба в запасе 15 тысяч, на пространстве 20 ли — 20 тысяч мешков, в военном округе из 1000 семейств иметь в запасе 15 тысяч, из ста семейств — 300 мешков, а когда магазины будут наполнены, то освидетельствовать.

Несмотря на такое распоряжение, запасные магазины год от году приходили в худшее состояние. В 1530-х годах местные начальства представляли, что в последнее полустолетие запасные магазины ежегодно были пополняемы казенным рисом, оставшимся от годового расхода, почему всегда был наличный хлеб на непредвидимые случаи, а ныне хлеба осеннего сбора достает только для отправления в казенные магазины, а в запасных магазинах нет ни зерна риса, и посему просили поспешить с заготовлением хлеба. На сие представление указано губернским начальствам принять меры к заготовлению риса и проса, так чтобы в каждом областном городе было 10 тысяч, в уездном от 2 до 3 тысяч мешков, далее постепенно умножать количество запаса так, чтобы на пространстве 800 квадратных ли было не менее 190 тысяч мешков. Предписание приведено было в исполнение, но впоследствии стали продавать хлеб бедным землепашцам, и запасы оттого мало-помалу уменьшились. В 1570-х годах в каждом большом городе находилось не более 6 тысяч, а в малом — не более 1000 мешков. С продолжением времени количество запасов еще уменьшилось, так что в 1600-х годах большой город в запасе имел не более 3000, а малый — не более 100 мешков. Несмотря на что местные начальства в своих донесениях описывали состояние магазинов в самом удовлетворительном положении и таким образом обманывали государя. При нынешней династии Цин вместо запасных магазинов введены деревенские и общественные магазины. Итак, хлебные магазины под названием запасных существовали только при династии Мин и были в прямом смысле запасные.

4. Деревенские хлебные магазины

Деревенские хлебные магазины на китайском языке называются ше-цан, что от слова в слово значит общинный или околоточный магазин. В постановлениях ясно раскрыты состав и цель общинных магазинов.

Еще в исходе VI века по Р. X., именно в 585 году, Чжан-сунь-пьхин, президент Строительной Палаты, представил императору, [278] чтоб «переписать, и военным и земледельцам составить общины, и в каждой общине учредить общественный магазин, в который каждый член общины, после уборки хлеба обязан внести количество проса или пшеницы, смотря по урожаю, содержать этот хлеб в магазине своей общины, а обязанность собирать хлеб, записывать в книгу, поверять и хранить его от растраты возложить на старшин общины, которые должны в неурожайные годы снабжать голодающих в своей общине хлебом». По прошествии 10 лет, то есть в 596 году, еще определено было производить для деревенских магазинов троякий сбор хлебом: с богатых домов брать по мешку, с средственных по семи, а с малосильных по четыре дэу ежегодно.

Постановления о содержании деревенских хлебных магазинов при династии Тхан были улучшены, а [при] династии Сун доведены до большей определительности. Почему Лю-син-цзян в своем представлении о них писал следующее: «Общинные магазины одолжены своим существованием династии Суй, при династии Тхан они умножены. Ныне царствующая династия Сун продолжает следовать высшим двум. В самом начале первой династии Чжан-сун-пьхин представил, чтобы поселяне составили общины и в каждой общине завели общественный магазин. Каждый член общины должен был после уборки хлеба внести в магазине известное количество проса или пшеницы. Старшины общин обязаны были вносить сборный хлеб в книгу и поверять, а в неурожайные годы раздавать его бедным. Впрочем, постановления династии Суй были несовершенны. При династии Тхан, в 640-х годах, Дай-чжеу представил, чтоб предписать повсюду завести общественные магазины, в которые землевладельцы, от князя до поселянина, должны ежегодно после осенней уборки вносить количество хлеба соразмерно количеству владеемой земли. Тхай-цзу, основатель нынешней династии Сун, скорбя, что в неурожайные годы смотрители деревенских магазинов не в свое время выдают хлеб народу, в 990-х годах постановил выдавать хлеб, не ожидая именного повеления, но впоследствии, досадуя, что чиновники производят злоупотребления и отягощают народ доставкою хлеба, отменил помянутое постановление. Оно вновь введено было с 1068 года, и народ поныне пользуется выгодами его, но производство раздачи хлеба еще не совсем согласно с древними положениями. Настоящая цель учреждения общественных магазинов в том заключается, чтобы хлеб, сбираемый с народа, обратно раздавать народу, и потому здесь в строгом смысле должно наблюдать равенство. Ныне хлеб, собираемый в общественные магазины, [279] раздают в голодные годы только в больших городах, а из живущих в удаленных местах редкие пользуются сим благодеянием, потому что не многие в состоянии ехать в город за хлебом, притом полученное не вознаграждает издержек проезда, и посему во время неурожая очень многие принуждены бывают оставлять родину и скитаться в самом жалком положении. Не эта цель учреждения общинных магазинов. Хлеб, собираемый в сии магазины, должен храниться не в городах, а по селениям в амабарах и ямах, и притом, сколь возможно, должно уравнять расстояние между складочными магазинами, а где еще нет амбаров и ям, там складывать хлеб в монастырях или в богатых домах. Правитель уезда должен заведывать сборный хлеб в своем уезде и по временам свидетельствовать, а при неурожае хлеба письмоводители его должны отправляться по селениям, делать исчисление жителям и по числу душ раздавать хлеб. Сим образом жители удаленных мест примут равное участие в получении хлеба, не пускаясь в отдаленный путь».

Вслед за сим Чжу-си, знаменитый писатель XII века, представил 13 статей, в которых изложены порядок приема, способы хранения и правила для раздачи хлеба из общественных магазинов. Его постановления найдены основательными и обнародованы по всей империи для исполнения. Чжу-си в прежних постановлениях находил два главных недостатка: 1) хлеб ценоуравнительных и общественных магазинов хранился в городах, где только бродяги из торговцев и лентяи из поселян могли пользоваться им, а жители отдаленных гор и долин, настоящие землепашцы и плательщики податей, даже умирая, не в состоянии были ехать в город для получения хлеба; 2) чиновники, заведывающие хранением хлеба, уклоняясь от хлопот и опасаясь ответственности, смотрели на простой народ как на ничтожное сословие и неохотно отпускали хлеб им, напротив, нередко сдавали друг другу магазины с хлебом в целости, не отпирая замков и не распечатывая дверей, а иногда хлеб в магазинах десятки лет не был свидетельствован и при выдаче его во время большого неурожая от гнилости превращался в пыльную землю. Напротив, некоторые укоряли самого Чжу-си, что он из надбавок на возвращаемый хлеб полагал составить основные капиталы деревенских магазинов. Чжу-си, при беспримерной его попечительности и бескорыстии, действительно сделал это в одном из деревенских магазинов, которому он ссудил из казенного магазина 600 мешков риса. Через 14 лет деревенский магазин возвратил занятое количество и столь же имел у себя в запасе, исключая хлеба, безденежно розданного в голодные годы. [280]

При династии Юань Чжао-тьхянь-линь в представлении своем о состоянии хлебных магазинов писал следующее: «В шестое лето правления Чжи-юань, 1264, состоялся указ об учреждении в каждой общине по одному общественному магазину под главным смотрением старшины общины, с устранением земских чиновников от вмешательства при сборе и раздаче хлеба. Как скоро в голодный год приведется раздавать хлеб жителям общины, то старшина должен был сделать расписание, кому следует получить хлеб, чтобы не растратить по-пустому. Но ныне большая часть общинных магазинов без хлеба, почему нужно предписать, чтоб замлепашцы в каждой общине избрали голову и старосту и общими силами построили амбар или яму, и когда хлеб убран будет с полей, то сделали бы сбор его по количеству запашки. Что касается до количества вносимого хлеба, взимать с му земли по гарнцу проса, а риса по два гарнца, при большем урожае предоставляется по силам вносить и более, а после наводнения, засухи или саранчи дозволяется освобождать от взноса. Как урожай не может быть одинаков в одной и той же общине, то в скудных местах можно освобождать от взноса, а в голодных раздавать хлеб по числу душ. При раздаче хлеба полагается на каждую душу по гарнцу, а при множестве запаса можно выдавать и по два гарнца в день (Ныне выдают возрастному 1/2 и малолетнему 1/4 гарнца). Голова и староста общины не могут частно употреблять, а земским чиновникам запрещается взаимообразно брать хлеб из магазинов. Сим образом поселяне будут взаимно вспомоществовать друг другу, и справедливость в полном смысле будет соблюдена».

При династии Мин, в 1539 году предписано было завести по всем областям общинные магазины. Сим предписанием предоставлено народу составить общины из 20 до 30 домов, в каждой общине избрать из достаточных и честных людей голову, старосту и писаря, который мог бы вносить в книгу приход и расход хлеба, для сего ежемесячно, в дни новолуния и полнолуния, они должны собираться в одно место. Каждый дом обязан ежегодно вносить в магазин до четырех дэу риса с надбавкою пяти пригоршней на дэу. Домы разделялись на высшие, средние и низшие. Высшим домам поручалось распоряжение при неурожае. При недостатке хлеба они могли брать его из магазина взаимообразно, а в урожайный год возвращать взятое, средним и низшим домам хлеб раздавали без возвращения. Местное начальство представляло [281] губернатору и председателю казенной палаты ведомости о приходе и расходе хлеба для справок. Если недоставало хлеба в магазине, то голова общины штрафуем был вносом риса за целый год. Это положение, по-видимому хорошее, на деле оказалось неудобоисполнимым, почему по прошествии 20 с небольшим лет подано было государю представление следующего содержания: «Самая лучшая мера для устранения голода при неурожае заключается в древних общественных магазинах. Но если завести магазины только по областям и окружным городам, то отправляющиеся к магазинам за хлебом во время неурожая могут в течение десяти дней помереть с голода. Надобно запасти хлеб по селениям и постановить правила как для сбора, так и выдачи хлеба, в селениях составить народные сборы (То есть общины), соединив в каждом сборе от двух до трех сот домов. Поселяне на мирской сходке должны разделить домы на высшие, средние и низшие, и по сим трем разрядам делать пожертвование хлебом, который хранить в магазине, поставить честного человека главою общины, а другого, расторопного и расчетливого, помощником ему. Если случится несчастный год, то раздавать хлеб по числу домов, прежде средним и низшим, а потом высшим, но высшие домы должны в урожайный год возвратить взятое, а средние и низшие освободить от сего. Раздачу и ссуду хлеба предоставить самим поселянам, а степени урожая вносить в ведомость для справок земскому. Сим образом высшее начальство освобождается от пересмотра, а жители — от дальней поездки за хлебом». Сие представление утверждено было, но в нем ни слова не сказано о мере хлеба по числу душ в семействе.

При настоящей династии Цин, в 1703 году дано государственным чинам предложение следующего содержания: «Хотя по всем областям учреждены ценоуравнительные магазины для сбора и хранения запасного хлеба, но нельзя утвердительно сказать, чтобы этого хлеба достаточно было для продовольствия народа в неурожайные года. Надобно по всем селениям завести еще общинные магазины для сбора и хранения запасного же хлеба. В губернии Чжи-ли находятся земли, жалованные маньчжурам. На таких землях несколько деревень в сложности могут завести один магазин, а для управления действиями по общинному магазину избрать из крестьян желающего принять на себя должность сию и поручить ему сбор и хранение хлеба. Свободные землепашцы могут общими [282] силами завести в своем селении общинный магазин, и желающему принять на себя распоряжение поручить сбор и хранение хлеба, запасаемого на случай неурожая. Сообщить этот указ губернатору в Чжи-ли, и ежели учреждение общинных магазинов на изложенных началах окажется незатруднительным для народа, то и в прочих губерниях по селениям завести подобные общинные магазины для сбора и хранения запасного хлеба. Предоставляю это предложение рассмотрению кабинетных министров обще с государственными чинами». Вследствие сего предложения в совете государственных чинов положено: «Учредить по селениям общинные магазины и пожертвованный хлеб каждому селению хранить в своем магазине, поручать добросовестному человеку в хорошие годы тщательно собирать и хранить, в средственные — взаимообразно выдавать для обмена на новый хлеб, а в худые — безденежно раздавать для пропитания».

В 1724 году последовало подтверждение постановлений для общинных магазинов. В подтвердительном указе сказано: «На местных чиновников возлагается через поощрение к благотворительным делам возбуждать усердие в поселениях к исполнению верховной воли, а не производить ропота принудительными мерами. Что касается до сбора и содержания хлеба, предписывается до времени хранить его в казенных местах и общественных зданиях, а когда от надбавок умножится количество сборного хлеба, тогда для содержания его построить магазины и амбары и завести книги, в которые вносить хлеб каждого урожая. Из хлеба, жертвуемого по мелочам, со временем может составиться довольное количество. Кто по расположению к благотворительности пожертвует от 10 до 50 мешков, тем давать, смотря по количеству хлеба, разные поощрительные отличия, а кто, продолжая благотворение в течение нескольких лет, пожертвует от 300 до 400 мешков, о тех генерал-губернаторы и губернаторы должны представлять к награде шариком, то есть чином, 15-го класса. В каждой общине определять старшину и помощника ему. Для сего избирать в селениях из достаточных домов двух степенных и способных людей, которых ежегодно должно поощрять. Кто из них беспорочно прослужит 10 лет, о тех генерал-губернаторы обязаны представлять к награде шариком 15-го класса, а кто из них, действуя по своекорыстию, будет расхищать хлеб, тех подвергать суду по законам. Что касается до количества надбавок, на каждый мешок полагается 2/10, то есть два дэу, наддачи. Как скоро в течение десяти лет количество надбавочного хлеба удвоится [283] против капитального хлеба, то надбавка навсегда превращается в половинную, то есть надбавлять по одному дэу на мешок. Старшина обязан в начале майской луны предварительно донести местному начальству о взаимообразной ссуде хлеба с назначением дня для раздачи, а в начале ноябрьской луны донести о приеме хлеба по положению. Прием и раздачу хлеба производить должно мерами, сделанными по образцу казенных мер, насыпая вровень. Желающие взаимообразно взять хлеба должны перед раздачею объявить старшинам общины, а окружные и уездные правления должны отпускать хлеб по числу душ. Перед возвращением хлеба старшины общины должны предварительно объявить о сроке и кончить прием в положенный срок. Что касается до записи урожаев, в каждой общине должны быть две ведомости за казенною печатью, одна из них остается у старшин общины, а другая представляется земскому начальству для справок. Записи о числе урожаев не должны быть взаимно смешиваемы. В каждый раз по окончании действия старшины общин обязаны о количестве хлеба в целом уезде донести начальству, а если местные чиновники с насилием занимали или покупали хлеб из общинных магазинов, то старшинам общины дозволяется доносить высшему начальству, а высшее начальство обязано донести государю». На этом положении существуют хлебные магазины в настоящее время.

5. Общественные магазины

Общественные магазины на китайском языке называются и-цан, что от слова в слово значит справедливый, то есть на справедливости основанный. Они имеют одну цель с деревенскими, или общинными, магазинами, с которыми в одно время и заведены, но в средствах сбора хлеба разнствуют. Деревенские магазины заведены и содержатся самими землепашцами, а общественные — разными сословиями.

Президент Чжан-сунь-пьхин в 583 году первый представил ежегодно осенью собирать с разночинцев (То есть со всех сословий, занимающихся промышленностью и торговлею, а не земледелием, исключая, впрочем, чиновников) просом или пшеницею по мешку и менее с дома, смотря по состоянию, хранить сборный хлеб в селениях на случай неурожайного года и назвать сии магазины общественными. В самом начале общественные магазины находились [284] в домах частных людей, и много хлеба было в растрате, почему в 585 году в именном указе сказано, что общественные магазины «заведены на случай голода от наводнения или засухи, но простолюдины не помышляют о будущем и легкомысленно растрачивают запасы, а впоследствии терпят крайнее стеснение в пропитании себя, почему надзор за общественными магазинами поручается местным начальствам».

При династии Тхан общественные магазины заведены в 627 году. Положено было каждый раз, когда случится голод, отворять магазины для безденежной выдачи хлеба. В сентябрьской луне 651 года обнародовано новое положение, в котором сказано: «Прежде для основания общественных магазинов собирали местный акциз, что в самой вещи было отяготительно, вместо сего впредь производить сбор хлеба с домов. Самые богатые домы могут вносить по пяти мешков, а из прочих каждый по своему достатку». Но президент Дай-чеу подал мнение, чтобы «землевладетели, начиная с князей, после осенней уборки вносили хлеб в общественные магазины соответственно количеству владеемой земли (Здесь разумеются пашенные земли, принадлежащие владельцам разных сословий, лично не занимающихся земледелием), и этот хлеб в худые годы раздавать для продовольствия народа. Его мнение было одобрено и потому указано: собирать по два гарнца с му просом, пшеницею или рисом смотря по свойству почвы, при недороде 4/10 прощать половину, а при недороде 7/10 совершенно освобождать от вноса, безземельных торговцев разделить на девять разрядов, и по сим разрядам каждый дом обязан вносить хлеб в общественные магазины от пяти мешков до пяти дэу, самые бедные домы, также инородцев, освободить от вноса хлеба. Если случится неурожай, то выдавать хлеб народу безденежно, а кто будет взаимообразно брать хлеб для посева, тот осенью должен возвратить новым хлебом».

При династии Сун, в 964 году, указом предписано: «Областным начальникам во всех уездах завести общественные магазины, в которые ежегодно дважды вносить хлеб с надбавкою на каждый мешок по одному дэу. Ежели голодающий селянин имеет нужду взаимообразно взять хлеб для посева или для пропитания, то окружные чиновники обязаны выдавать и потом уже доводить до сведения государя». Но как и внос и доставка хлеба были затруднительны, то впоследствии общественные магазины были уничтожены. Уже в 1033 году указано было составить совет о восстановлении [285] общественных магазинов, но и это повеление не было приведено в исполнение. В 1035 году подано было новое представление, которым полагали домы разночинцев разделить на пять разрядов, вносить в магазины хлеб в два раза, летом и осенью, с надавкою по гарнцу на два дэу, при засухе и наводнении освобождать от вноса, выбрать в уездах места, удобные для постройки магазинов; в средних областях, в которых податного хлеба собирается до 800 000 мешков, получать от пристава сплавной доставки не менее 5000 мешков в общественные магазины. Но это представление по разногласию в общем собрании чинов не было утверждено. В 1041 году утверждено было представление о заведении общественных магазинов и вскоре потом отменено. Впоследствии еще было указано, чтоб поставить сбор хлеба на случай неурожая, но в это время все увлеклись общими обстоятельствами, и государево предписание не приведено в исполнение. Итак, при династии Сун общественные магазины почти не существовали, а вместо сего большое внимание обращено было на деревенские хлебные магазины, которые, по сущности своей, суть одно и то же с общественными хлебными магазинами. Надобно припомнить, что династия Сун царствовала в одном Южном Китае.

При династии Ляо, в 995 году, и в Северном Китае заведены общественные магазины, в которые ежегодно после осенней уборки должны были вносить с каждого дома количество хлеба смотря по урожаю. Заведывающий магазином обязаны был иметь ведомость вносимому хлебу и в неурожайный год раздавать сей хлеб народу. В сие время в областях по северной границе учреждены были магазины, в которые закупали хлеб с надбавлением цены, старый хлеб обменивали на новый, а народу дозволено было взаимообразно брать хлеб из сих магазинов на условии возвращать с наддачею двух дэу на мешок. Сим образом в пограничных магазинах скоплено было до 300 000 мешков.

При династии Юань общественные магазины заведены по селениям в 1264 году, а в 1286-м наполнены хлебом, который с надбавкою цен куплен был на пошлинный сбор с железа. Но вероятно, что сии магазины мало-помалу были запущены, потому что в 1317 году указано восстановить их по селениям.

При династии Мин не было общественных хлебных магазинов, а вместо их заведены были запасные магазины, которые заключали в себе основания и деревенских и общественных магазинов, потому что наполнялись хлебом сбором с народа и через пожертвования частных людей. [286]

При нынешней династии Цин, в 1726 году соляные откупщики в Лян-хуай пожертвовали 300 тысяч лан серебра, чтоб в Цзян-нань (Страна Цзян-нань заключает в себе две губернии: Цзян-су и Ань-хой) закупить рис, а для хранения сего хлеба построить магазины под названием общественных магазинов соляных откупщиков. Указом дозволено было построить сии магазины в Ян-чжеу-фу и ежегодно по временам продавать из них 3/10, чтобы через продажу старый рис обменивать на новый и в то время, когда рис дорог, отворять магазины для продажи его с понижением цены, а осенью пополнять их покупкою нового риса с повышением цены против рыночных цен.

Из обзора хлебных магазинов видно, что ныне государственные хлебные магазины составляют часть государственного дохода, употребляемого на содержание войск, ценоуравнительные хлебные магазины составляют основание народного продовольствия в голодные годы, деревенские и общественные хлебные магазины суть вспомогательные силы для казенных магазинов. Ценоуравнительные магазины постоянно существовали при всех больших династиях, при династии Сун — деревенские магазины, а при династии Мин запасные магазины заменяли места общественных магазинов. Ныне китайское правительство наполняет государственные и ценоуравнительные магазины поземельным сбором разного хлеба в зерне. Деревенские магазины содержатся пожертвованиями одних землепашцев и потому находятся в непосредственном их распоряжении, исключая губернии Сань-си, где они основаны были на счет казны и потому состоят в казенном ведомстве. Общественные магазины основаны пожертвованиями разных сословий и по той же причине состоят в распоряжении членов общества основателей.

Кроме описанных выше хлебных магазинов в конце V века учреждены были по всем областям хлебные магазины под названием магазины богатых людей, но ни состав, ни цель сих магазинов неизвестны.

В царствование династии Сун, вступившей на престол империи в 960 году, заведены были хлебные магазины под названием: благотворительных для народа хой-минь-цан, ссудных дай-цан, воспитательных — цзюй-цзы-цан. Благотворительные магазины наполнялись хлебом, который покупали на штрафные деньги, а в неурожайные годы продавали его народу с понижением рыночной цены. [287]

В ссудные магазины поступал хлеб, собираемый с земель, никому не принадлежавших и потому считавшихся казенными. Цель последних была взаимообразно ссужать хлебом во время неурожая.

Воспитательные магазины введены были в одной области в губернии Фу-цзянь в 1210-х годах для воспитания детей мужского пола, которых родители по бедности не в состоянии были прокармливать. Детей принимали пяти месяцев от рождения и вносили в ведомость, а по отнятии от груди отдавали их на воспитание с платежом 13 дэу риса на месяц. Хлеб в сии магазины поступал с конфискованных земель, но с 1250 года они присоединены к ценоуравнительным магазинам.

6. Построение хлебных магазинов

Хотя китайское зодчество в правилах как строения, так и самого расположения зданий совершенно отлично от зодчества европейского, однако в построении хлебных магазинов существенные принадлежности сих зданий суть те же, какие требуются и в европейских хлебных магазинах, потому что цель построения хлебных магазинов и в Европе и в Азии есть одна и та же, то есть содержание и хранение зернового хлеба, в больших количествах запасаемого. Надобно еще заметить, что Китай, по различию в климатических свойствах, делится на Южный и Северный. Южный Китай имеет мокрую почву и более производит различные виды риса, проса и пшеницы — мало. Северный Китай имеет сухую почву и более производит пшеницу и различные виды проса, риса — мало. Почему хлеб, собираемый и закупаемый правительством в Северном Китае, состоит из пшеницы, ячменя, волчьих бобов, из различных видов проса и частью из риса, а в Южном Китае наиболее из риса. Все это поступает в магазины в зерне. Такой хлеб, ссыпанный в одно место в большом количестве, боится, во-первых, снизу сырости, а сверху течи, во-вторых, вредны для него мелкие птицы и крысы. Но средства к устранению этой опасности для хлеба находятся во власти человека и заключаются в самом построении хлебных магазинов.

Каким образом хлебные строились в древности, неизвестно. Правила их построения в XV и XVI веках в истории подробно описаны. Законами настоящей династии Цин предписано при построении хлебных магазинов наблюдать следующие правила: [288]

1. Для построения хлебного магазина должно избирать возвышенное место и площадь под двор выровнять с небольшим возвышением к средине. Запретить смежным жителям копать поблизости магазина ямы для скопления воды. Нарушителей сего правила штрафовать починкою магазинов.

2. Ров, вырытый под магазинное здание, крепко убить. Если есть камень, то выбутить камнем, по недостатку ж в камне употребить большой, хорошо прожженный кирпич (Большой кирпич, употребляемый более для кладки городских стен, имеет в длину 1 2/10 фута, в ширину — 7, в толщину до 4 дюймов) и так гладко обтесать его, чтобы швы были весьма плотны. Боковые стены должны иметь не менее трех футов в поперечнике и, для предосторожности от землетрясения, переплетом продольных кирпичей связаны в одно целое. Отделения или закромы для ссыпания хлеба должны быть просторны и высоки. Если закромы просторны, то прели не бывает, если высоки, то воздух не может спираться. Кровельную черепицу, как исподнюю, так и верхнюю, должно смачивать в квасцовой воде, отчего и при самых продолжительных дождях не будет течи сквозь кровлю. Переведены, распорки, столбы, стропилины и решетник должны быть из самого старого соснового леса, взятого с южной стороны хребта. Лучше в один раз издержать двадцать вместо десяти и построить прочно. Если, жалея денег, построить непрочно, то через несколько лет приведется перестраивать, и тогда прежние малые издержки окажутся убыточнее больших, а здание со всем тем не прочнее прежнего будет.

3. Слуховые окна на кровле для того делаются, чтобы хлеб не портился от спершегося воздуха, но через эти окна мелкие птицы расхищают хлеб и, сверх того, загаживают его своим извержением. Для отвращения сего должно в слуховые окна вставлять решетки, плетенные из бамбуковых драночек, с такими ячейками, сквозь которые можно только палец просунуть, а мелкие птицы пройти не могут. После складки стен в магазине надобно открыть слуховые окна, чтоб к исходу осени стены могли просохнуть. Пол прежде надобно покрыть изгарью (то есть золою) каменного угля, на полфута в толщину, сверх изгари еще насыпать слой пшеничного обмола, на полфута же в толщину, а сверху настлать один ряд большим кирпичом, густо растворить известь на отваре клейкого риса и этою известкою (В Китае находится рис особенного вида, называемый клейким. Известь, растворенная на отваре сего риса, употребляется в строении каменных плотин. Клейкий рис не употребляется в пищу) замазать [289] швы между кирпичами. Если есть излишний лес, то внутри обшить стены досками, швы между ними обить соломенною рогожею.

4. Если магазин в пять звеньев (Сим образом каждое звено составляет закром), то крайние звенья, восточное и западное, отгородить от стен досками наравне с дверною притолокою, звенья также перегородить досками, хлеб насыпать только в четыре звена, пятое оставлять порожним. Когда от продолжительного ненастья в лунах июльской и августовской воздух сделается влажным или принят будет новый хлеб еще не совершенно просохший, то, если не дать свободного выхода воздуху, хлеб может сопреть. Для предупреждения сего должно хлеб пересыпать из звена в звено. Когда же хлеб, пересыпанный сим образом, весь будет переворочен, то спершийся воздух выйдет, хлеб удержит свойственный ему вкус и не подвергнется затхлости.

Ныне для поправления воздуха в хлебных магазинах изобретен воздушный насос. Этот насос имеет вид цилиндра, внутри пустой и с распорками в несколько рядов, плетется из бамбуковых прутьев, в поперечнике содержит около фута, в вышину до двадцати футов, к нижнему концу несколько шире, чтобы удобнее ставить его. В каждом звене хлебного магазина ставят пять или шесть таких насосов смотря по мере звена и по количеству хлеба. Иногда хлеб в магазинах и житницах от долговременного лежания сопревает или отсыревает на несколько футов, а рис даже изменяется в желтый цвет и мало-помалу начинает гнить. Это нередко и казну и частных людей приводит в убыток. Воздушный насос вытягивает спершийся воздух, через что рис делается тверд и сух. Это есть такая вещь, без которой не могут обойтись домохозяева, имеющие большие запасы хлеба.

Ныне хлебные магазины строятся по правилам зодчества, общего для зданий всякого вида, но касательно размера не одинаковы. Государственные магазины, назначаемые для временной складки податного хлеба, обширны (Хлеб, складываемый в государственные магазины, хранится в мешках). Магазины ценоуравнительные по уездным городам, деревенские и общественные по селениям вообще средственны и строятся корпусами, содержащими в себе от 3 до 7 звеньев, звено содержит в себе в вышину 13 6/10 фута, в ширину 11 2/10, в глубину 16 футов и вмещает не менее 400 мешков зернового хлеба. Хлебные магазины, и большие и малые, на [290] китайском языке имеют общее название цан, но по видам их разделяют на:

1) открытые магазины — бин;

2) глухие магазины — ао-фан;

3) круглые амбары или житницы — кхун;

4) четыреугольные житницы — цзин.

Открытый хлебный магазин есть здание с кровлею, но без стен. Такие магазины служат для свалки хлеба в колосьях, начало их восходит к тем древним временам, когда податной хлеб собирали снопами и колосьями, то есть за 2200 лет до Р. X.

Глухой хлебный магазин есть здание с кровлею и глухими стенами. Ныне все магазины, назначенные для содержания хлеба в зерне, строятся глухие.

Круглая житница делается из прутьев, обтягиваемых вкруг кольев, в землю воткнутых, внутри обмазывается глиною, сверху накрывается травяным колпаком. Это деревенские житницы, употребляемые в Северном Китае, где возвышенность местоположения и сухость почвы дозволяют держать зерновой хлеб в мазанках.

Четыреугольная житница есть хлебный амбар, состоит из столбов, вкопанных в землю, и досчатых стенок между ними. Употребляются в Южном Китае, где низменность местоположения и сырость почвы не дозволяют употреблять круглых мазанок.

В Северном Китае для содержания зернового хлеба еще употребляются ямы с большим и малым отверстиями. Первые на китайском языке называются яо, а последние — дэу. Это подземельные житницы, введенные в глубокой древности. Ямы сначала обжигаются хворостом и дровами, посыпаются мякиною и наполняются просом. Сверху накрывают их соломою и засыпают землею, так что сторонние люди не могут приметить. Большие ямы вмещают в себе по нескольку сот, а малые по нескольку мешков. Из всех родов хлеба только просо может очень долго лежать в яме без порчи. Иногда, насыпав яму просом, для долговременного хранения без перемены сажают над нею деревцо, которое вырастает до толщины в объеме. Когда просо начнет приближаться к порче, тогда дерево прежде начинает желтеть и сохнуть. В это время надобно просо пересыпать в другую яму. Употребление ям в Северном Китае возможно потому, что почва глубока. В странах около рек Хуай и Цзян подражают этому только на местах возвышенных, где почва также глубока бывает. [291]

XIII. МЕРЫ ДЛЯ ОТВРАЩЕНИЯ ГОЛОДА

Голодом называется неурожай хлеба в какой-либо стране, обыкновенно случающийся от естественных причин, как то: засухи, наводнения, градобития, несвоевременных инеев и проч. Неурожай хлеба считается общим народным бедствием, это общее бедствие в отношении к мере неурожая имеет степени. Китайские законы определили его в десять степеней, и при бедствии выше пяти степеней правительство принимает меры к успокоению народа на счет продовольствия.

Хлеб, запасаемый в магазинах для продовольствия народа в неурожайные годы, есть первое и главное, но не единственное средство к отвращению голода. Есть меры побочные, содействующие к отвращению опасных последствий, могущих произойти от недостатка в хлебе, и даже к предупреждению самого недостатка в хлебе. Таковые меры суть:

1. Поощрение земледелия.

Земледелие в Китае доведено до такого совершенства, что правительство никаких указаний по сей части не делает народу, а только предписывает местным начальникам поощрять и усиливать земледелие. Почему правители округов и уездов, желая поставить нескольких землепашцев в пример другим, избирают из них трудолюбивых, бережливых и благонравных и представляют их к награждению шариками 15-го класса. Этот незначительный чин очень важен для крестьянина, потому что он с чином получает некоторые права китайского дворянства. Если в какой-либо губернии откроются пустопорожние земли, удобные для возделывания, то местные начальства должны вызывать желающих распахать нивы и на счет казны снабдить сих крестьян волами и семенами на посев. На земле, удобной для посева хлеба, запрещается садить табак.

2. Истребление саранчи.

Весною в теплых странах саранча показывается на низменных местах близ больших озер и рек, почему местные начальники ежегодно в продолжение лун февральской и мартовской обязаны наблюдать приближение превращения личинок саранчи, и только что саранча появится, то немедленно собирать солдат и крестьян, чтобы ловить ее и, перекапывая землю, истреблять ее личинки, а в сухое время выжигать, пуская огонь по осенней ветоши. Но если саранча успеет окрылиться и подняться с места, то местные начальники предаются суду за недеятельность. [292]

3. Вспоможение при наводнении.

При необыкновенном разливе рек от дождей и горных потоков местные начальники должны собирать народ для спасения погибающих, тех, у кого домы разрушены или унесены водою, снабжать деньгами для постройки хижин, утопших хоронить на счет казны, потерпевшим от наводнения выдавать денежное пособие. Если у кого пашенные земли занесло илом, тех ссужают деньгами для поправления почвы. О количестве денежных пособий по сему случаю существуют особенные положения для каждой губернии.

4. Безденежная раздача хлеба.

Неурожай от наводнения, засухи и саранчи называется общим народным бедствием, о котором начальник губернии немедленно обязан донести государю. Вслед за донесением он должен отворить хлебные магазины и предварительно снабдить бедных жителей хлебом на один месяц, потом, определив степени общего бедствия и по сим степеням разделив жителей на бедных и крайне бедных, представить государю о продолжении вспоможения хлебом. Мера общего народного бедствия определяется в десять степеней. При общем бедствии в десять степеней крайне бедным прибавляется хлебное вспоможение на четыре, а бедным на три месяца. Далее сие вспоможение понижается по степеням общего бедствия так, что при шести степенях прибавляется вспоможение только крайне бедным на один месяц, а еще далее прекращается. Выдача хлеба производится ежедневно. Возрастным выдается по пяти пригоршней, то есть по полугарнцу китайскому, а малолетним — вполовину менее. Эта раздача относится и к городам, и к селениям.

5. Продажа хлеба из магазинов по умеренным ценам.

В неурожайных местах иногда цены на хлеб непомерно возвышаются. В таком случае открывается продажа хлеба из казенных магазинов по ценам, низшим против рыночных. Начальник губернии, определив по своим соображениям, сколько должно понизить цены, предварительно о том доносит государю. Если недостанет хлеба в магазинах, то на счет казны производится закуп в смежных губерниях. По окончании всего проданный хлеб заменяется вновь купленным, а суммы, употребленные на покупку хлеба в других губерниях, возвращаются в казначейство.

6. Ссуда хлеба.

Если после неурожайного года в следующую весну маломощные землепашцы будут нуждаться в хлебе на посев, то взаимообразно [293] выдается им хлеб и на посев, и на пропитание. Если общее бедствие от чего-либо воспоследует летом, то кроме вспоможения, законом определенного, еще ссужают хлебом и на осенний посев. Сия ссуда хлеба производится из казенных магазинов на условии возвратить занятое количество при осеннем уборе следующего года, притом без наддачи.

7. Прощение окладных податей.

Потерпевшим при общем бедствии прощаются государственные подати также сообразно степеням бедствия. При бедствии десяти степеней прощается 7/10 при бедствии девяти степеней — 6/10, при бедствии шести и пяти степеней — 1/10.

8. Отсрочка податей.

По отправлении к государю донесения о народном общем бедствии немедленно остановляется сбор податей, и то, что следует собрать, за исключением прощенного, раскладывается при бедствии от 8 до 10 степеней на три года, а при бедствии семи, шести и пяти степеней — на два года. Бедствие же пяти степеней не считается бедствием, и если с разрешения государева бывает отсрочка, то до летней уборки только, а летний сбор сего времени откладывается до осени.

9. Приглашение хлебных торговцев.

При неурожае потребен большой подвоз хлеба для народного продовольствия, почему испрашивают у государя дозволения приглашать торгующих хлебом. В сем случае хлеб, отправленный в неурожайные места на продажу, освобождается от таможенных пошлин, а торговцам, отправляющим хлеб, правительство выдает свидетельство, которое они по прибытии в назначенное место должны предъявить местному начальству. Если же продадут хлеб, не доехав до назначенного места, или тайно провезут его в другие губернии, то сверх взыскания двойной пошлины предаются суду.

10. Дозволение частным людям делать пожертвования хлебом. Кто из купцов в неурожайный год объявит желание сделать пожертвование хлебом, тот должен подать прошение в казенную палату, после чего дозволяется ему самому распоряжаться своим пожертвованием, а окружным и уездным чиновникам отнюдь не вмешиваться в его распоряжение. Об учинившем значительное пожертвование начальник губернии должен представить к награждению чином, а за малые пожертвования давать похвальные надвратные надписи. [294]

11. Открытие казенных работ.

В неурожайные годы жители деревень затрудняются в снискивании пропитания, почему предписывается начальникам губерний производить нужные казенные работы, как то: прочищивание каналов, починку городских стен и плотин, — дабы сим средством доставить бедному народу способы к пропитанию.

12. Попечение удержать народ на местах своего жительства.

Местные начальства обязаны пещись, чтобы бедные жители, постигнутые общим бедствием, без крайней нужды не переселялись в другие места. А если ушедшие, услышав о производимом от правительства вспоможении хлебом, пожелают возвратиться на прежние места, то позволяется опять внести их в ведомость.

Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М. Восточный дом. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.