Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИЧУРИН Н. Я.

КИТАЙ В ГРАЖДАНСКОМ И НРАВСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ

Часть III

Просвещение. Меры народного продовольствия

Отделение I

VI. ЦЕРЕМОНИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СТЕПЕНИ МАГИСТРА

Церемония при получении степени магистра заключает в себе три обстоятельства: утверждение новых магистров, угощение их и благодарение, приносимое ими в храм мудреца Кхун-цзы.

Перед объявлением кандидатов, получивших на дворцовом испытании степень магистра, становят два стола: один в тронной Тхай-хо-дянь, другой перед тройною на красном крыльце. Один министр и президент Обрядовой Палаты становятся вне тронной, на восточной стороне под свесом. Князья и вельможи дежурные, чтецы и разные чиновники, бывшие при испытании, становятся позади церемониального кортежа, у восточного крыльца; кандидаты становятся от кортежа на юг по обеим сторонам. Три чиновника, для трех передач приказов, порознь становятся по церемониалу (Глашатаи имеют место, определенное им общим церемониалом придворных собраний). Лишь только государь вступит в тронную и сядет на престол, чиновники совершают обряд троекратного коленопреклонения с девятью земными поклонами. После сего министр входит в тронную восточною дверью, берет со стола объявление о получивших степень магистра и по выходе передает президенту Обрядовой Палаты, а президент, приняв оное с коленопреклонением, полагает на желтый стол, поставленный на красном крыльце, кланяется троекратно на север и потом отходит на прежнее место под свесом. Новые магистры выстраиваются у классных горок, перед которыми становятся лицом на север. Как скоро глашатай провозгласит: указ, то они становятся на [234] колена. Чтец указа становится на восточной стороне, лицом на запад, и читает указ: «Такого-то года месяца и дня производимо было дворцовое испытание на степень магистра. Государю благоугодно было магистрам первого разряда дать титул магистров цзинь-ши; магистрам второго разряда дать титул вышедших из магистров цзинь-ши чу-шень; магистрам третьего разряда дать титул вместе вышедших из магистров тхун-цзинь-ши чу-шень». После сего чиновник, сообщающий объявление, возглашает: «Первый магистр первого разряда такой-то». Когда сие объявление передано будет по красному крыльцу вниз, то распорядитель ведет сего магистра к классным горкам 12-го класса и становит на колена. Вторично возглашают: «Второй магистр первого разряда такой-то». После двух передач объявления ведут сего к классным горкам 13-го класса и становят на колена. В третий раз возглашает: «Третий магистр первого разряда такой-то». После трех передач объявления ведут его к классным горкам 14-го класса и становят на колена. Глашатай возглашает в четвертый раз: «Первый магистр второго разряда такой-то, и с ним столько-то; первый магистр третьего разряда такой-то, и с ним столько-то». О магистрах второго и третьего разряда три раза передают, но их не выводят из рядов. По выслушании указа магистры делают троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами. После сего президент Обрядовой Палаты подходит к столу, с коленопреклонением снимает объявление и сходит с крыльца средним сходом. Член отделения церемоний принимает объявление на блюдо и, предшествуемый желтым зонтом, выходит из ворот Тхай-хо-мынь средним проходом; за ним идут три магистра первого разряда, а потом и прочие. По выходе из дворца они становятся у ворот Ву-мынь, а чиновник полагает объявление в драконовый портшез и делает три поклона. Как скоро служители дворцовой экипажной вынесут объявление за ворота Чан-ань-мынь, то вывешивают на городской стене.

Церемониал угощения магистров состоит в следующем.

Как скоро новые магистры выйдут из дворца за ворота Чан-ань-мынь, то главноуправляющий, областной правитель и помощник его приглашают магистров в балаган, нарочно устроенный на сей случай при помянутых воротах. По учинении взаимного приветствия три первые магистра из первого разряда надевают приготовленное для них почетное одеяние. Главноуправляющий, областной правитель и помощник его троекратно подносят гостям вино, которое и сами с ними пьют, стоя на ногах; после сего по учинении взаимного [235] приветствия садятся на верховых лошадей и, предшествуемые музыкою, приезжают в областное правление. Первый магистр с товарищами входит по западному, а главноуправляющий правитель и помощник его — по восточному сходу и на крыльце перед столом с курениями совершают обряд поклонения, а по вступлении в зал приветствуют друг друга легким наклонением головы. Главноуправляющий, правитель и помощник его, подчивая магистров вином, двукратно кланяются; магистры тем же ответствуют и потом, взаимно подчиная, также кланяются двукратно, на что им тем же ответствуют. Чиновники Правления, поздравляя магистров, двукратно кланяются, на что магистры тем же ответствуют. По окончании пира совершают обряд поклонения перед столом с курениями, после чего главноуправляющий, правитель и помощник его, переодевшись в обыкновенное платье с нашивками, провожают первого магистра до его квартиры.

Вслед за сею церемониею новые магистры являются в Педагогический Институт снять шерстяное одеяние, перед которым обыкновенно совершают обряд предложения яств. Они входят в ограду храма учителя Кхун-цзы; потом становятся перед храмом в ряды и, по возгласу церемониймейстера, совершают перед табелью с титулом государя троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами. После сего первые три магистра первого разряда совершают обряд предложения: первый магистр — перед табелью Кхун-цзы и сопредстоящих ему четырех святых, второй — перед табелями мудрецов на восточной, третий — перед табелями мудрецов на западной стороне. В то же самое время первый магистр второго разряда совершает предложение в восточном, а первый магистр третьего разряда — в западном флигеле. Прочие магистры исполняют сей же обряд, стоя в рядах. По окончании сего обряда ведут магистров к храмовой кладовой снять шерстяное одеяние (То есть переменить прежнее одеяние на новое, пожалованное государем). Когда же ректоры и инспекторы в церемониальном одеянии войдут в зал собрания, то магистры из храма идут в Институт и на площади перед залом делают им приветствие наклонением головы, которое ректоры и инспекторы сидя принимают. После сего первых трех магистров первого разряда вводят в зал собрания, причем ректоры и инспекторы встают на ноги. Служители подносят магистрам вино. После трех кубков магистры выходят, а ректоры и инспекторы провожают их до дверей. Таким же образом угощают и прочих магистров, стоящих на дворе. [236]

VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

В Педагогическом Институте присутствуют: главноуправляющий, два ректора и три инспектора. Они заведывают образованием учителей.

Воспитанники Института — все из студентов и частию из учеников казенных училищ в Пекине.

Студенты разделяются на представляемых ко двору под разными наименованиями и на принимаемых по милости государевой под названием студентов Института.

Представляемые поступают в Институт из уездных училищ под шестью наименованиями, которые суть:

1. Студенты, ежегодно представляемые. Под сим названием посылаются в Институт студенты, долго пользовавшиеся казенным содержанием. Из них старший по времени назначается старшим, а два, следующие за ним, — младшими кандидатами, и сие назначение утверждается попечителем училищ. Положением определено отправлять из областного училища ежегодно по одному студенту, из окружного — по два в три года, из уездного — по одному в два года.

2. Студенты, представляемые по государственной милости. Сих студентов по случаю милостивого манифеста отправляют в Институт по одному из каждого областного, окружного, уездного и военно-окружного училища.

3. Студенты, представляемые по превосходству. Под сим названием посылаются в Институт студенты, одобряемые начальством отличными по учению и поведению. Попечитель училищ по окончании трехлетней своей службы вместе с начальником губернии производит им особливое испытание, на котором задается сочинить одно рассуждение, ответ на политическую задачу и стихи. Оказавшиеся на сем испытании лучшими посылаются в Институт. Таковых студентов дозволено отправлять из больших губерний не более шести, из средних — не более четырех, из малых — не более двух.

4. Студенты приобщенные. Известное число из студентов, оказавшихся отличными на губернском испытании, получают степень кандидата, а остальных, то есть лучших, приобщают к списку сих и отправляют в Институт.

5. Студенты, представляемые по положению. Сие название носят студенты всех трех отделений, поступающие в Институт по положению. [237]

6. Студенты, представляемые из отличнейших. Студентов под сим названием представляют в Институт по прошествии каждых 12 лет. Педагогический Институт входит по сему предмету с докладом к государю, а по получении указа попечители училищ производят выбор студентов и делают им два испытания, из коих на первом задают сочинить два рассуждения и изъяснение на классические книги, а на другом — одно рассуждение, ответ на политическую задачу и стихи. Перед губернским испытанием попечитель училищ обще с начальником губернии производит таковым студентам еще одно испытание и потом препровождает их в Пекин. Здесь Обрядовая Палата представляет государю о произведении им испытания во дворце. Государь дает одно предложение из Четырехкнижия для рассуждения и одно предложение для стихов. В конце каждой тетради прикладывают печать, означающую губернию. При подаче задач прозвания и имена бывают заклеены. Государь назначает первых государственных сановников для просмотра задач, которые, по разделении на разряды, представляют ему на утверждение. Задачи с неправильным слогом и сбивчивыми суждениями уничтожаются; с погрешностями обращаются в училища, и попечители училищ с начальниками губерний подвергаются ответственности. О студентах, поставленных в первом и втором разряде, Обрядовая Палата представляет государю, чтобы произвести им дополнительное испытание в тронной Бао-хо-дянь. Государь сам дает предложение и назначает высших государственных сановников для пересмотра задач, которые опять представляются ему на утверждение. После сего одни получают 14-й класс и распределяются по палатам для приучения к делам; другие для испытания определяются уездными правителями или учителями; остальные поступают в очередь избираемых для определения в учители.

Студенты в Институте разделяются на четыре разряда, кои суть:

1. Студенты Института по государевой милости. Сие наименование получают:

а) студенты из потомства славных ученых, поставленных в храме учителя Кхун-цзы, бывшие при посещении государем Педагогического Института;

б) отличные студенты, определенные для жертвоприношения предкам их;

в) отличные ученики из военных училищ и студенты из китайцев, обучающиеся математике.

2. Студенты Института по службе отцов. По случаю милостивого манифеста у гражданских чиновников в столице от 1-го до 8-го, [238] а в губерниях от 1-го до 6-го, у военных чиновников в столице от 1-го до 4-го класса один сын принимается в Институт студентом.

3. Сверх того, у каждого чиновника, в пути по делам службы погибшего от бури на море, на большом озере или реке, один сын принимается в Институт студентом. Все сии получают название студентов Института по службе отцов.

4. Студенты Института по отличию. Сие название получают поступившие в Институт лучшие студенты всех трех разрядов.

Ученики казенных училищ разделяются на два разряда:

1. Казенные ученики Восьми Знамен.

2. Обучающиеся математике. Последние избираются из лучших учеников военных училищ и лучших уездных студентов.

Воспитанникам в 15-й день каждого месяца производится испытание, а ученикам военных училищ — через полгода. Первым ректор или инспектор Института дает одно предложение для сочинения в прозе, а другое — для стихов; а ученики Восьми Знамен дважды в году, весною и осенью, собираются в Институт, где упражняющимся в китайской словесности дают одно предложение из Четырехкнижия для прозаического сочинения и другое — для стихов. Задачи рассматриваются обще всеми ректорами и инспекторами. Обучающихся маньчжурскому языку испытывают в переводе, а задачи их пересматривают ректор и инспектор из маньчжуров. Таким же образом производится испытание упражняющимся в монгольской словесности. Сверх сего, военных учеников испытывают в конном и пешем стрелянии из лука и в списках по успехам разделяют их на три разряда.

В конце каждого года учители Института и казенных училищ пересматривают обыкновенные упражнения студентов и учеников за весь год и потом, при списках о степени их прилежания, представляют присутствию. По сим спискам производится исключение ленивых.

По прошествии времени, определенного для образования, успешные студенты представляются к определению в службу; а полный срок учения ограничивается 36 месяцами. По истечении сего времени о студентах, представляемых под названиями: по государевой милости, отличнейших и приобщенных, — сообщают в Палату Чинов с одобрением к определению их в уездные учители; о студентах под названиями: представляемых ежегодно, представляемых по превосходству и по положению из казеннокоштных — сообщают в Палату Чинов для определения в младшие уездные учители. О прочих студентах таковые же распределения делаются. Штатным [239] ученикам Восьми Знамен полагается на учение десять лет. Если в течение сего времени упражняющиеся в китайской словесности не получат на испытании степени студента, а упражняющиеся в переводе не получат степени битэши, то есть переводчика-письмоводителя в Государственном Кабинете, то обращают их к своим начальникам для определения в фрунтовую службу, где они дослуживаются до унтер-офицерского чина.

По способу обучения в Институте введено упражнение в известных предметах. Занимающимся словесными науками преподают изъяснение на классические книги, занимающимся политикою дают политические задачи. О студентах, которые в течение трех лет окажутся отличными в словесности или в знании политики, присутствие Института представляет государю, и после сего еще на три года оставляют их для дальнейшего образования. По прошествии трех лет производят им испытание, после которого представляют их государю и определяют уездными правителями.

В Институте находятся:

1) правление по надзирательской части,

2) правление по учебной части,

3) правление письменных дел,

4) библиотека,

5) казначейство.

В правлении по надзирательской части заседают два инспекторских помощника, которые заведывают:

1. Принятием и определением воспитанников.

Воспитанники допускаются в Институт по свидетельству за печатью местного начальства или единоземца, служащего в столице. Принятые в штат казеннокоштных помещаются в Институте, а прочие живут в частных домах не далее 30 ли от Института. Живущие в столице не принимаются в штат казеннокоштных.

2. Наблюдением за упражнениями воспитанников.

Если казеннокоштный воспитанник без законной причины пропустит одно классическое упражнение, то помещается в штат своекоштных; ежели же прогуляет три классические упражнения, то исключается. Кто прогуляет упражнение, заданное учителем, и, сверх того, дважды будет замечен в проступках, у того вычитается освещение за один месяц, а за три замечания он перемещается в штат своекоштных. Из своекоштных, кто дважды прогуляет и трижды будет замечен в проступках, у того вычитается за месяц из платяной суммы. Неисправляющийся выключается из Института. [240]

3. Запискою поступков в книгу.

Кто из воспитанников поступает несообразно с правилами, введенными в Институте, тех поступки записывают в книгу.

4. Наблюдением срочного времени, положенного разным разрядам студентов для окончания учения в Институте.

5. Надзором за упражнениями учителей в казенных училищах в Пекине.

Упражнения учителей в училищах Восьми Знамен в Пекине ревизуются через каждые три месяца и, как прилежание, так и нерадение отмечаются в книге. По истечении срочных трех лет по сим отметкам определяют их к другим должностям.

В правлении по учебной части присутствуют два профессора словесности, коих обязанность состоит:

1. В изъяснении классических книг.

В 1-е и 13-е числа каждого месяца собирают воспитанников в одно место и читают им изъяснение на классические книги, изданные правительством; при сем стараются, чтобы воспитанники правильно понимали смысл оных. Сверх сего, приказывают воспитанникам выучивать книжные изъяснения на память; дают им текст из классических книг для сочинения изъяснения и политическую задачу.

2. В рассматривании упражнений воспитанников Института и казенных учеников.

Порядок упражнения воспитанников есть следующий. В 1-е число каждого месяца правление по учебной части дает предложение; в 11-е число отбирает задачи, а в 21-е представляет оные присутствию на рассмотрение. В 3-е число каждого месяца учители дают предложение воспитанникам, а в 11-е число представляют через правление задачи их на рассмотрение присутствия. В 18-е число младшие учители дают воспитанникам предложение, а 26-го представляют через правление присутствию задачи их. По прошествии срока задачи не принимаются, а время считается в прогуле. Воспитанникам имеются списки, в которые поденно вносят, что выучено было на урок, и сии списки в 1-е и 15-е числа каждого месяца представляются присутствию. Порядок упражнения казенных учеников состоит в следующем. Упражняющиеся в языках маньчжурском и монгольском обязаны ежемесячно выучивать на память и замечать известное число слов, что назначают учители смотря по способностям учащихся и через каждые три месяца подают в правление записки, а правление представляет записки их маньчжурскому ректору на рассмотрение. О ежемесячных упражнениях в переводе с китайского на языки [241] маньчжурский и монгольский учители в 1-е число следующего месяца подают записки в правление, а правление представляет присутствию на рассмотрение. Упражняющиеся в китайской словесности обязаны ежедневно выучивать на память известное число строк из классических книг, что учители назначают смотря по способностям учащихся и записки по сей части через каждые три месяца подают в правление, а правление представляет присутствию на рассмотрение. Занимающиеся сочинением задач обязаны сверх месячных упражнений выучить известное число глав из новейших сочинений, известное число статей из уложений, что назначают учители смотря по способностям учащихся и записки по сей части через каждые три месяца представляют правлению, а правление представляет присутствию на рассмотрение. Что касается до ежемесячных упражнений в сочинении, учители в 1-е число следующего месяца обязаны подавать в правление записки, а правление, по вписании в журнал, в 6-е число представляет присутствию. В конце года учители, собрав упражнения за весь год, помечают оные и через правление представляют присутствию на рассмотрение. При поступлении ученика в училище вносят в список его, какие изучил он классические книги и какие учит в настоящее время. Ученикам, упражняющимся в китайской словесности, дозволяется, по их желанию, учиться и маньчжурскому языку.

Правление письменных дел заведывает исправлением письменных дел, надзором за писарями и служителями и, сверх сего, хранением жертвенных сосудов, употребляемых в храме учителя Кхун-цзы.

В библиотеке Института находятся:

1) все сочинения государей настоящей династии;

2) все сочинения, изданные Приказом ученых при настоящей династии в течение 1644—1847 гг.; к сим должно присовокупить полное собрание книг — Сы-кху-цюань-шу, составляющее дворцовую библиотеку;

3) разные сочинения, вырезанные на камнях; памятники разных династий;

4) стереотипные доски разных огромных книг, изданных государями настоящей династии.

К сей библиотеке причислены каменные памятники с надписями на покорение разных народов государями настоящей династии и памятники, поставленные разными государями в честь учителю Кхун-цзы и четырех сопредстоящих ему древних святых.

Образование воспитанников разделено на шесть зал, из которых в каждой есть один старший и два младших учителя. [242]

Сии шесть зал суть:

1) Шуай-син-тхан,

2) Сю-дао-тхан,

3) Чен-син-тхан,

4) Чжен-и-тхан,

5) Чун-чжи-тхан,

6) Гуан-е-тхан.

Принимаемые в Институт воспитанники разделяются на казенных и своекоштных. В каждом из шести классов положено 25 казенных и 20 своекоштных воспитанников. Полный штат состоит из 270 человек. Как скоро откроется вакантное место в котором-либо классе, то доносят правлению по учебной части, а правление по ежемесячному испытанию отмечает студентов, представленных из губерний, и по порядку определяет их на открывшиеся места.

В казначействе присутствуют два чиновника из правления и два старших учителя, назначаемые по усмотрению присутствующих. Они заведывают приемом и расходом суммы, употребляемой на содержание, награды и пособия воспитанникам.

На содержание воспитанников ежегодно отпускается по 5000 лан серебра (Сия сумма исключительно употребляется на содержание воспитанников. Чиновники получают жалованье из Палаты Финансов, а поправка зданий производится на счет Строительной Палаты). Из сей суммы каждому воспитаннику производится по 2 1/2 лана на стол, а в 11 и 12 месяцев прибавляется по полулану на дровяные уголья. Из своекоштных воспитанников каждому выдается по полулану серебра в месяц на одеяние. После годичного испытания первому из первого разряда выдается в награду 1 1/10 лана серебра, второму и третьему — по 8 чин и т. д. Ученикам казенных училищ после весеннего и осеннего испытания дают в награду кисти и бумагу. Если воспитаннику Института по смерти отца или матери нужно отправиться на родину или сам он умер от болезни, то выдается денежное пособие смотря по расстоянию. Отправляющемуся в дальние губернии выдается 8 лан, а умершему от болезни — 12 лан серебра, отправляющемуся в средние губернии — от 6 до 10 лан, а в ближние — от 4 до 8 лан. По окончании года представляют государю отчеты.

В ведении Института состоят восемь училищ Восьми Знамен в Пекине; в каждом училище находится по три старших и по семи младших учителей. Число учащихся ограничено положением, как-то в каждом училище положено: [243]

из маньчжурской дивизии — 60 человек

из монгольской — 20 человек

из китайской — 20 человек

Всего в Восьми Знаменах — 300 человек

Начальник каждой дивизии сам избирает понятных мальчиков от 12 до 15 лет и при сообщении препровождает их в Институт со старшими учителями, которые представляют их присутствию для освидетельствования и выбора. Каждому ученику из маньчжуров и монголов ежемесячно производится на содержание по 1 1/2 лана, ученикам из китайцев — по одному лану серебра в месяц.

Ученики порознь обучаются маньчжурской и китайской словесности. Учители маньчжурского языка ежедневно задают ученикам уроки на маньчжурском языке, а 3-го и 8-го числа каждого месяца — задачу в прозе и задачу в стихах для перевода. Таким же образом поступают и монгольские учители. Упражняющимся в китайской словесности дают в те же дни одно предложение для рассуждения и одно — для стихов. Кто не в состоянии сочинить полного рассуждения, дозволяется подавать половину.

Ученикам производится испытание. Старшие и младшие учители ежемесячно один раз собираются в одно место и дают старшим ученикам по китайской словесности предложение для сочинения рассуждения, а младших заставляют на память читать выученное. Обучающихся языкам маньчжурскому и монгольскому испытывают в переводе. Все это вносят в запись и представляют в правление по учебной части для справок.

Казенных учеников, имеющих свыше 12 лет, обучают пешему стрелянию из лука, а имеющих выше 16 лет обучают конному стрелянию из лука. Сим занимаются младшие учители из монголов. Старшие учители ежемесячно со всеми учениками выходят за город для испытания их в стрелянии из лука, а весною и осенью собираются в Институт, где ректор и инспекторы лично испытывают их.

К Институту принадлежит отделение математических наук, в котором находится главноначальствующий высший чиновник, назначаемый государем, и два учителя из китайцев.

В сем училище положено 12 учеников из маньчжуров и шесть из монголов, которым производится по 1 6/10 лана серебра на содержание; еще шесть человек из дивизионных китайцев, которым производится по 1 лану серебра. Курс учения ограничен пятью годами. По прошествии каждых трех месяцев производится им частное [244] испытание, а в конце года — главное испытание в присутствии чиновников из Астрономического Института. По прошествии пяти лет производится им окончательное испытание.

VIII. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Астрономический Институт состоит из присутствия и трех комиссий, из коих:

1) для сочинения месяцеслова,

2) для астрономических наблюдений,

3) для наблюдения водяных часов.

В Институте присутствуют главноуправляющий, назначаемый государем, два председателя, два вице-председателя и четыре советника

В первый день среднего весеннего месяца, мартовской луны, Институт представляет государю месяцеслов на будущий год; по получении же указа приступают к печатанию.

Месяцеслов бывает двоякий; один, сочиняемый для государя, другой для всей империи. В обоих определяется: астрономическое разделение времени на месяцы, два поворота, два равноденствия, начало весны, лета, осени и зимы; сверх сего, показано восхождение и захождение солнца в разных местах империи, время точное рождения, полнолуния и четвертей месяца. Сверх сего, означены счастливые и несчастливые дни с показанием, что в который день следует и не следует делать, и мифологическое распределение стран света разным духам в годовое управление. Государев месяцеслов отличается от общего небольшим распространением последней статьи и, сверх того, представляется только на маньчжурском и китайском языках, а общий месяцеслов порознь печатается на трех языках: маньчжурском, монгольском и китайском. Сверх обыкновенного месяцеслова еще издается месяцеслов, показывающий ежедневное явление планет.

Институт, кончив печатание месяцеслова, в 1-й день 4-го месяца, майской луны, препровождает в Военную Палату по одному для каждой губернии экземпляру на китайском языке, а Палата рассылает их председателям казенных палат, которые печатают по сим образцам нужное для своих губерний число экземпляров и в свое время рассылают по областям, округам и уездам (Всем чиновникам в империи календари раздаются от правительства безденежно). Институт подносит государю один письменный экземпляр на маньчжурском и китайском языках, [245] один печатный экземпляр на трех языках и один печатный же экземпляр о явлениях планет на двух языках, в шелковой желтой оболочке и без приложения печати. Государыне подносят один экземпляр на трех языках, один экземпляр о явлениях планет на двух языках, таковое же число трем первым побочным супругам, всем в желтой оболочке и без печати, а четвертой побочной супруге — без оболочки. После сего Институт рассылает месяцесловы куда следует. Каждому князю посылает по одному экземпляру на маньчжурском и китайском языках. В канцелярии Восьми Знамен, палаты, приказы и разные присутственные места каждому чиновнику по одному экземпляру, маньчжурам — на маньчжурском, монголам — на монгольском, дивизионным китайцам — на китайском языке.

Сверх сочинения месяцеслова Институт занимается еще наблюдением ветров. На пекинской обсерватории поставлена веха с флюгером, показывающим направление ветров. По сей вехе на Новый год в первом часу пополуночи, в оба поворота, в оба равноденствия и в начале четырех годовых времен, в минуту между окончанием одной и началом другой перемены наблюдают, с какой стороны дует ветер, и через три дня доносят государю. Таким же образом наблюдают, в какой стране услышан будет первый гром, и также доносят государю.

Что касается до солнечных и лунных затмений, Институт еще за пять месяцев до затмения вычисляет, в каких местах, в какое время и какое затмение видимо будет, и представляет государю чертеж, который при указе сдается Обрядовой Палате, а Палата обнародывает этот чертеж по империи. Перед самым затмением председатели Института с своими чиновниками Обрядовой Палаты входят на обсерваторию для наблюдения, а в присутственные места отправляют воспитанников, которые при затмении солнца и луны показывают начало и средину, полноту и конец затмения. В пасмурные дни не делают наблюдений.

В комиссии для сочинения месяцеслова находится 33 астронома и 63 воспитанника, которые занимаются сочинением месяцеслова, вычислением солнечных и лунных затмений, определением явлений планет.

Для сочинения месяцеслова предварительно вычисляют:

1. Годовые перемены в атмосфере.

Годовых перемен в атмосфере считается 24. Они вычисляются по истинному течению солнца. Эклиптика разделяется на 12 звеньев. Каждое звено содержит в себе 30 градусов. В 1°, то есть в [246] первом градусе первого звена эклиптики, зимний поворот — средина 11-го месяца; через 15 градусов милые морозы — колено 12-го месяца. В 1° второго звена большие морозы — средина 12-го месяца; через 15 градусов начало весны — колено 1-го месяца. В 1° третьего звена дождевые воды — средина 1-го месяца; через 15 градусов пробуждение животных и насекомых в лёжке — колено 2-го месяца. В 1° четвертого звена весеннее равноденствие — средина 2-го месяца; через 15 градусов ясность — колено 3-го месяца. В 1° пятого звена хлебный дождь — средина 3-го месяца; через 15 градусов начало лета — колено 4-го месяца. В 1° шестого звена налив — средина 4-го месяца; через 15 градусов созревание — колено 5-го месяца. В 1° седьмого звена летний поворот — средина 5-го месяца; через 15 градусов малые жары — колено 5-го месяца. В 1° восьмого звена большие жары — средина 6-го месяца; через пятнадцать градусов начало осени — колено 7-го месяца. В 1° девятого звена конец жаров — средина 7-го месяца; через 15 градусов белая, то есть холодная роса — колено 8-го месяца. В 1° десятого звена осеннее равноденствие — средина 8-го месяца; через 15 градусов мерзлая роса — колено 9-го месяца. В 1° одиннадцатого звена падение инея - средина 9-го месяца; через 15 градусов начало зимы — колено 10-го месяца. В 1° двенадцатого звена малые снега — средина 10-го месяца; через 15 градусов большие снега — колено 11-го месяца.

Начало двадцати четырех перемен атмосферы в 1835 году определено в Пекине в следующее время.

1) Начало весны — 24 января, в 5 ч. 17 мин. пополудни.

2) Дождевые воды — 8 февраля в час и 12 мин. пополудни.

3) Пробуждение окостеневших в лёжке — 23 февраля в час и 52 мин. пополудни.

4) Весеннее равноденствие — 10 марта в 3 час 19 мин. пополудни.

5) Ясность — 25 марта в 5 ч. 51 мин. пополудни.

6) Хлебный дождь — 10 апреля в 3 ч. 45 мин. пополуночи.

7) Начало лета — 25 апреля в 2 ч. 36 мин. пополудни.

8) Налив — 11 мая в 4 ч. 24 мин. пополуночи.

9) Созревание — 26 мая в 5 ч. 38 мин. пополуночи (Другое название: посев риса, ибо в это время сеют рис).

10) Летний поворот — 11 июня в 51 мин. 1-го часа пополудни.

11) Малые жары — 26 июня в 6 ч. 28 мин. пополуночи.

12) Большие жары — 9 июля в 11 ч. 42 мин. пополудни. [247]

13) Начало осени — 27 июля в 4 ч. 22 мин. пополудни.

14) Конец жаров — 12 августа в 6 ч. 32 мин. пополуночи.

15) Белая роса — 27 августа в 6 ч. 25 мин. пополудни.

16) Осеннее равноденствие — 12 сентября в 4 ч. 21 мин. пополуночи.

17) Мерзлая роса — 27 сентября в 9 ч. 19 мин. пополуночи.

18) Падение инея — 12 октября в 11 ч. 35 мин. пополуночи.

19) Начало зимы — 27 октября в 11 ч. 20 мин. пополуночи.

20) Малые снега — 11 ноября в 7 ч. 58 мин. пополуночи.

21) Большие снега — 27 ноября в 2 ч. 48 мин. пополуночи.

22) Зимний поворот — 10 декабря в 6 ч. 20 мин. пополуночи.

23) Малые морозы — 25 декабря в час и 19 мин. пополудни.

24) Большие морозы — 9 января в 6 ч. 35 мин. пополуночи.

2. Новолуние и полнолуние.

Через вычисление расстояния луны от солнца доходят, когда солнце и луна сходятся в одном градусе одного которого-либо звена эклиптики, и сие соединение называется рождением луны. Удаление луны от солнца на три звена эклиптики, или на 90°, производит первую четверть; расстояние на 180° производит полнолуние; расстояние на 270° производит последнюю четверть.

3. Восхождение и захождение солнца в разных местах империи.

Время восхождения и захождения солнца на каждом месте вычисляется по градусам географической широты, иначе высоты над Северным полюсом.

4. Определение года, месяцев и дней.

Год есть двоякий: солнечный и лунный. Первый считается от точки зимнего поворота и содержит в себе 365 дней 5 часов 48 минут и 51 секунду. Лунный год считается с 1-го дня 1-го месяца до истечения 12-го. В нем остатки против солнечного года простираются до 11 суток. Когда из сих остатков составится целый месяц сверх обыкновенных 12 месяцев, то определяется високос и месяц, не имеющий средины, поставляется високосным, в котором время выше колена соединения относится к предыдущему, а время ниже колена соединения — к последующему месяцу, например, в 1835 году второй шестой месяц был високосным. Он начался 14 июля, кончился 11 числа августа. Средина высшего месяца была 9 июля, а средина последующего — 12 августа. Таким образом, високосный месяц между 14 июля и 11 августа не имел средины. Месяц бывает большой и малый, иначе полный и краткий. Первый имеет 30, второй 29 дней, или суток. Сутки содержат в себе 12 часов. Час делится на первую и вторую половину, или на два малых часа. Малый час [248] содержит в себе четыре четверти. Сутки начинаются 11-м часом пополуночи, а оканчиваются 10-м часом пополудни.

5. Определение счастливых и несчастливых дней.

Разделение дней на счастливые и несчастливые и приноровление дел к оным производится не на основании влияния небесных светил, а на мнении, что в какой день приличнее делать, сообразуясь с свойствами духов, которым известные дни поручаются для благотворения.

Вследствие сего в числе счастливых дней в году помещены:

1) дни, в которые Небо милости оказывает;

2) дни, в которые Небо прощает;

3) дни, любимые Небом;

4) дни, счастливые для хлебных магазинов;

5) благодетельные дни луны;

6) четыре взаимносходных дня;

7) день соединения луны с солнцем.

Дней, в которые Небо милости оказывает, считается пятнадцать в шестидесяти. В 1835 году сии дни были: в первом месяце от 21 до 25 в январе, от 4 до 9 в феврале; во втором месяце от 7 до 11 в марте включительно. Дни, в которые Небо прощает, были: весною 4 февраля и 5 апреля; летом 4 июня и 2 августа; осенью 1 октября, зимою 30 ноября и 16 января 1836 года.

Государь имеет 67, а подданные 37 дел, которых исполнение приспособляется к счастливым дням; почему таковые дела начинаются или производятся в те дни, которые в месяцеслове означены благоприятствующими для исполнения их.

В Комиссии наблюдений на обсерватории находится 11 астрономов и 43 воспитанника, которые занимаются наблюдением небесных явлений, как то:

1) измерением дней по солнечной тени, что производят в полдень весеннего и осеннего равноденствия;

2) измерением ночей по средней звезде;

3) измерением взаимного расстояния планет между собою;

4) наблюдением явлений в солнце, луне и планетах;

5) замечанием разных воздушных явлений, прохождения комет и блудящих звезд. Сии наблюдения денно и нощно производятся на обсерватории с помощью математических орудий.

В Комиссии наблюдения водяных часов находится 13 астрономов и 18 воспитанников. Они занимаются:

1) определением истинного времени дня и ночи на разных местах;

2) наблюдением времени по водяным часам; [249]

3) назначением счастливых дней для тех жертвоприношений, для совершения которых нет определенных дней;

4) назначением счастливых дней для тех выездов государя, для которых нет определенного времени;

5) выбором мест, имеющих счастливое расположение.

Примечание. Последняя статья составляет науку, приведенную в систему. Местоположение, хорошее во всех физических отношениях, почитается счастливым, то есть имеющим счастливое влияние на здоровье и обстоятельства жизни живущих на оном. По сему мнению китайцы часто домашние несчастия приписывают обитаемому месту, если оно имеет неблагоприятное положение.

IX. ПРИКАЗ УЧЕНЫХ

Приказ Ученых разделяется на присутствие и канцелярию.

В присутствии заседают главноуправляющий, назначаемый самим государем из министров, президентов и советников палат, и два сио-ши.

Канцелярия разделяется на ученый комитет и камеры: журнальную и корректурную.

Ученый комитет состоит из 25 членов, в числе коих 10 маньчжуров и 15 китайцев. При них находится неопределенное число старших и младших сочинителей и корректоров (Должность корректора просматривать сочинения в рукописях, нет ли прописок или ошибок в буквах).

После каждого дворцового испытания первый магистр первого разряда поступает в старшие сочинители. Второй и третий магистр, также магистры 2-го разряда поступают в младшие сочинители. Магистры 3-го разряда поступают в корректоры.

Из членов комитета составляются частные комиссии, которым поручается сочинение книг, правительством издаваемых. От начала нынешней династии в Китае до настоящего времени, 1664—1847, трудами их издано 132, большею частью многотомных сочинений, как то: история и статистика Китая, разные словари и энциклопедии (Пространную историю Китая составляют 270, статистику 18, энциклопедию 20, словарь б огромных томов), разные исторические описания, естественная история с чертежами, изъяснения на все священные, то есть классические книги, и проч. (В Европе еще не напали на эту мысль; и по сей причине всеобщая история и землеописание в верности описания еще далеки от совершенства). [250] Но первое место между всеми сочинениями занимает полное собрание всех доныне изданных книг, составляющее дворцовую библиотеку, собранное трудами Приказа Ученых.

Сверх сего, члены комитета обязаны сочинять:

1) молитвы для случайных жертвоприношений;

2) грамоты на получение царской печати;

3) грамоты на возведение в княжеские достоинства;

4) молитвы, посылаемые государем покойной особе, удостаиваемой им жертвоприношения.

Членам ученого комитета обще с членами Наследничьего Правления производится большое испытание. Время сего испытания не определено: оно бывает через несколько лет. Государь сам дает предложение для двух пьес стихов, доклада и рассуждения, а для пересмотра задач назначает высших чиновников. Испытуемые делятся на четыре разряда. Поставленные в первый разряд преимущественно повышаются; поставленные во второй разряд или повышаются чином, или при повышении других и об них упоминают в докладе. Поставленные в третий разряд оставляются при прежней должности, иногда штрафуются вычетом жалованья, понижаются чинами с переводом. Поставленные в четвертый разряд штрафуются вычетом жалованья, понижаются чинами с переводом, иногда исключаются из службы. Все это производится по утверждению государеву.

В журнальной камере исправляют письменные дела, заведывают канцелярскими служителями и сторожами и имеют в своем ведении библиотеку.

В корректурной камере занимаются проверкой бумаг как на маньчжурском, так и на китайском языках, также переводом китайских бумаг на маньчжурский язык.

К Приказу Ученых принадлежат еще: Академия словесности, Комиссия придворных журналистов и Общество историческое.

В Академии словесности два учителя, маньчжур и китаец, занимаются высшим образованием магистров, поступивших в Приказ Ученых. Сии учители назначаются государем из сио-ши, управляющих Приказом Ученых, из сио-ши Государственного Кабинета, из министров-президентов и советников палат. Образующимся академикам ежемесячно дважды задают по две пьесы стихов. Сверх сего, управляющий Приказом сио-ши и несколько членов ученого комитета высшего образования назначаются младшими учителями, которые также ежемесячно дважды задают упражнения академикам. Некоторым из них назначается обучаться маньчжурскому языку. [251]

Комиссия придворных журналистов состоит из 22 членов, отряжаемых из членов ученого комитета и членов Наследничьего Правления. Они занимаются составлением дворцового дневника.

Ведение дворцового дневника заключается в замечании дел и бумаг, то есть фактов и актов при разных событиях при дворе. На сей конец придворные журналисты обязаны присутствовать:

1) при торжественных собраниях при дворе.

Когда в три главные торжества, то есть в день государева рождения, в Новый год и в зимний поворот, бывает большой выход в тронной Тхай-хо-дянь, то четыре журналиста — в церемониальном одеянии — прежде являются перед тройною Чжун-хо-дянь и становятся по западную сторону царской мостовой. По совершении поклонения государю в Чжун-хо-дянь они переходят в тронную Тхай-хо-дянь и становятся на западной стороне у третьей колонны от дверей. Как скоро государь, по принятии поздравления, возвратится в свои комнаты, то и журналисты расходятся. То же исполняют они и при обыкновенных, то есть малых выходах при дворе, для которых государь входит в тронную;

2) когда государь совершает ученый пир или посещает Би-юнь;

3) когда государь производит большой смотр войскам;

4) когда государь совершает обряд землепашества;

5) когда государь сам совершает жертвоприношение где-либо;

6) когда государь является на царские кладбища своих предков.

Журналисты пишут дневник по возвращении из церемонии. Они ведут его в следующем порядке: во-первых, вписывают именные указы, потом доклады палат, далее доклады из губерний, донесения государю из Восьми Знамен, потом донесения столичных и губернских высших чиновников. Что касается до порядка по делам, то прежде записывают казенные дела, потом частные; наконец, записывают представление чиновников государю от палат, приказов и разных присутственных мест, после сих представление офицеров из Восьми Знамен. Именные указы каждого дня вносятся прежде по важным, а потом по маловажным делам; по делам же, касающимся до жертвенников, храма царским предкам и кладбищ их, в самом начале пишутся. Из палатских докладов прежде вписывают доклады Государственного Кабинета, потом доклады Княжеского Правления, Приказа Ученых, шести палат и Приказа Внешних Сношений. Если же случатся доклады Обрядовой Палаты о поздравлении государя или доклады комитета Тхай-чан-сы о жертвоприношении, то вписывают сии выше докладов Государственного Кабинета. Из губернских докладов прежде [252] вносят доклады от генерал-губернаторов, потом от губернаторов, и притом по старшинству губерний одной перед другою. Касательно чиновников, представляемых государю Палатою Чинов, прежде вносят ежемесячно выбираемых, потом из Приказа Ученых; далее присутствующих в столичных судебных местах, членов шести контор и 15 отделений Прокурорского Приказа, чиновников, служащих в палатах, и низших чиновников, служащих в столице. Губернских чиновников вносят по старшинству классов. В дневнике записывают происшествия с означением года, месяца, дня, прозваний и имен дежурных журналистов и потом полагают в ящик; а в конце года препровождают дневник сей в Государственный Кабинет и сдают в архив.

Сей дневник сочиняется ежемесячно в двух книжках, что в продолжение года составит 24 книжки (Это составляет современную хронику Китая). Прежде сочиняют вчерне, и старшие журналисты, просматривая книжку по статьям, прибавляют или убавляют что-либо и потом представляют управляющим Приказом сио-ши на рассмотрение и утверждение. Потом, подписав год, месяц и дни, прозвания и имена журналистов, скрепляют печатью Приказа Ученых, полагают в железный ящик и запирают замком с печатью, а в конце года препровождают сей дневник в Государственный Кабинет, где сио-ши обще с журналистами еще пересматривают его и сдают в архив.

Примечание. Дворцовый дневник собственно есть собрание материалов для государственной истории Китая. Ежедневная пекинская газета есть сокращение сего дневника, составляемое из дневных выписок палатских контор.

Историческое общество состоит из главноуправляющих, назначаемых государем в неопределенном числе, четырех смотрителей, десяти историографов, 34 сочинителей и 18 корректоров. Оно занимается сочинением современной истории Китайского государства; штатных членов не имеет, а для исправления должности смотрителей отряжают членов отделений из Государственного Кабинета и членов ученого комитета; для исправления должности историографов отряжаются чиновники из Государственного Кабинета, палат, Прокурорского Приказа в члены ученого комитета. Состав истории заключает в себе:

1. Записки о государях.

Записки о государях извлекаются из жизнеописания каждого государя, составляемого преемником его. [253]

2. Жизнеописания (некрологи) чиновников.

Сия статья делится на некрологию вельмож, верных престолу чиновников, ученых, искусных делопроизводителей, почтительных и дружелюбных, целомудренных жен и девиц, инородческих чиновников и иностранцев.

3. Записки о разных предметах.

Это записки об астрономии, месяцеслове и обрядах; о войске, уголовном праве и музыке, о науках и художествах, о землеописании; о реках и каналах, то есть путях водяного сообщения, об экипажах и костюмах, о царской свите, о промышленности, о чинах и выборах чиновников.

4. Изложения.

Под изложением разумеются: 1) поздравительные адресы государю от чиновников; 2) описание заслуг, оказанных князьями царствующего дома, и 3) некрологи монгольских и туркистанских князей.

Примечание. К обзору просвещения в Китае можно было бы присовокупить Врачебный Приказ; но в этом месте нет воспитанников, и медицине вообще частно обучаются у лекарей. Полный курс врачебной науки издан правительством в восьми больших томах.

X. ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Между тем как европейские государства одно другому соревнуют как в учреждении, так и в улучшении разных училищ по военной части, в Китае вовсе не помышляют об основании общественных заведений для образования офицеров. Восемь Знамен, то есть корпусов иностранных войск, доставивших престол Китая ныне царствующей династии, составились из постепенного соединения разноплеменных мелких владетелей, которые, пожертвовав своим состоянием общему благу, имели право на вознаграждения, обеспечивающие потомство их в содержании себя; по сей причине многие офицерские места в знаменах оставлены наследственными. Напротив, в войсках Зеленого Знамени, состоящих из коренных китайцев, офицерские места предоставлены одним кандидатам и магистрам военной гимнастики.

В каждом из Восьми Знамен учреждены училища для образования юношества, по происхождению принадлежащего к Знаменам. Китайцы, напротив, получают образование в военной гимнастике у частных учителей, и притом по собственному произволению; а кандидатами государственной службы делаются с того времени, когда объявят правительству о своем желании служить в войсках Зеленого [254] Знамени. После сего им надлежит испытание в военной гимнастике, которое, подобно испытанию в свободных науках, производится на степень студента в областном или окружном, на степень кандидата — в губернском городе, на степень магистра — в столице.

Таким образом, достигший известной степени образования в военной гимнастике должен явиться в областной или окружной город, в ведомстве коего родился. Здесь производят им испытание на степень военного студента — ву-сю-цай. Число учеников, допускаемых к испытанию на сию степень, в каждой губернии определено законом, как то:

в Чжи-ли — 2 411

в Сань-си — 1 624

в Цзян-су — 915

в Цзян-си — 1 318

в Чже-цзян — 1 064

в Ху-нань — 1 088

в Гань-су — 865

в Гуан-дун — 1 154

в Юнь-нань — 1171

в Шань-дуне — 1 812

в Хэ-нань — 1 648

в Ань-хой — 841

в Фу-цзянь — 1 030

в Ху-бэй — 1 153

в Шань-си — 1 057

в Сы-чуань — 1 361

в Гуан-си — 931

в Гуй-чжеу — 876

Всего: — 22 319

В этом числе только 80 студентов из китайцев Восьми Знамен, прочие все из коренных китайцев; маньчжуры и монголы Восьми Знамен не допускаются на испытание, потому что они по самому происхождению принадлежат к военному званию и военно-гимнастические упражнения составляют существенную их обязанность.

Каждый, получивший степень военного студента, обязан отправиться в главный своей губернии город держать испытание на степень военного кандидата — ву-цзюй-жень; а для удостоверения о своем происхождении должен представить свидетельство от местного начальства. По сим свидетельствам казенная палата составляет список прибывших на испытание и представляет начальнику губернии, занимающему при сем испытании место главного экзаменатора, который, впрочем, должен производить испытание в присутствии одного из высших военных начальников смежной губернии.

Получивших степень военного кандидата в следующий год отправляют в столицу проходить испытание на степень магистра военной гимнастики — ву-цзинь-ши. Испытание на сию степень производится лицами, назначаемыми самим государем. Должность пристава обыкновенно поручается советнику Военной Палаты из китайцев; в случае [255] же отлучки его по должности назначается из других палат советник из китайцев же. При испытании должны присутствовать все прочие члены Военной Палаты; а чиновники для исправления поручений при сем назначаются из разных присутственных мест. Если отряженный чиновник имеет в числе прибывшего на испытание близкого родственника, то сам должен донести о том; в противном случае он отрешается от должности, а родственник исключается из списка кандидатов.

По получении указа об испытании пристав и члены Военной Палаты не могут возвратиться в свои дома; равно не могут ночевать вблизи от места испытания. Уроженец губернии Чжи-ли не может быть назначен экзаменатором на губернском испытании в Пекине. Экзаменаторы на столичном испытании не могут смотреть задачи кандидатов из одной с ними губернии. Неявившиеся на испытание без достаточных причин требуются через начальство для ответа. Кандидатов, имеющих более 60 лет от роду, запрещается представлять к столичному испытанию.

Губернское военное испытание производится через два года в третий — в десятой луне. В числа 7-е и 8-е испытываются в конном стрелянии из лука, в числа 9, 10 и 11-е — в пешем стрелянии из лука, в ловкости и силе. В 12-е число отмечают, кто в одном и кто в обоих предметах искусен. В 14-е число выбранные проходят внутреннее испытание в письме и немедленно выпускаются из экзаменального двора.

Столичное испытание производится в следующий год после губернского и открывается в 9-й луне. В числа 5, 6 и 7-е испытывают в конном стрелянии из лука, в числа 8, 9 и 10-е — в пешем стрелянии из лука, в ловкости и силе; в 11-е число отмечают, кто в одном и кто в обоих искусен. В 14-е число кандидаты являются на испытание в переписке с диктования. По обнародовании списка получивших степень военного кандидата еще приводят их в экзаменальный двор, где каждый из них собственноручно должен написать свой послужной список, и сии списки вместе с экзаменальными задачами препровождаются в Военную Палату.

Число долженствующих получить степень военного кандидата в каждой губернии определено законом, как то:

в Чжи-ли — 151

в Цзян-нань — 63

в Фу-цзянь — 50

в Гань-су — 50

в Шань-дун — 46

в Гуан-дун — 44

в Маньчжурии — 3

в Чже-цзян — 50

в Шань-си — 50

в Хэ-нань — 47

в Цзян-си — 44

в Юнь-нань — 42 [256]

в Сань-си — 40

в Гуан-си — 30

в Ху-нань — 24

в Сы-чуань — 40

в Ху-бэй — 25

в Гуй-чжеу — 23

Всего — 822

Что касается до имеющих получить степень военного магистра, то по окончании столичного испытания представляют государю список кандидатов по разделению на губернии. На сем списке государь сам отмечает удостаиваемых степени магистра.

Списки губернского испытания Военная Палата представляет государю в 5-й луне следующего года; а военное испытание во дворце полагается в 15-е число 10-го месяца. Палата, назначив дни как испытания в письме и гимнастике, так и объявление военных магистров, представляет государю на разрешение: угодно ли ему самолично производить испытание, или вместо себя назначить кого из князей и вельмож-чиновников. За день до испытания назначаются чиновники для исполнения разных поручений при оном. В первый день испытания ведут кандидатов, получивших степень магистра, во дворец и расставляют по обеим сторонам против красного крыльца. С ними вместе становятся чиновники, назначенные для исполнения поручений. Чиновник Государственного Кабинета выносит из тронной Тхай-хо-дянь задачу для переписки с диктования и под навесом перед тройною передает члену Военной Палаты, который с коленопреклонением полагает ее на приготовленный стол, а потом делает троекратное коленопреклонение перед ним. Церемониймейстер становится подле стола, и чиновники делают по его возгласам троекратное коленопреклонение с девятью поклонами в землю; а вслед за ними тот же обряд совершают и военные кандидаты. После сего чиновники Военной Палаты раздают кандидатам бумагу для переписки задачи, а кандидаты по принятии бумаги делают троекратное поклонение. По окончании переписки отбирают у них переписанную задачу и, запечатанную, относят в комиссию, назначенную для пересмотра.

Через день после дворцового испытания в письме члены Военной Палаты вносят желтый (То есть написанный на листе, окрашенном в желтый цвет) список кандидатов в Цзы-гуан-гэ (Цзы-гуан-гэ есть здание, построенное при настоящей династии на западном берегу озера в дворцовом саду Си-юань. Государь Жень-ди в сентябре собирал сюда высших офицеров для конного стреляния из лука, и сей случай впоследствии принят законом в этом же месте производить испытание военных магистров. См. в Описании Пекина No 34) и [257] ожидают прибытия государева. В первый день государь производит испытание в конном и пешем стрелянии из лука, в действовании бердышом и поднимании камня, причем на желтом списке сам государь отмечает отличившихся кандидатов. В третий день Палата представляет государю кандидатов, получивших степень магистра, и ожидает его разделения кандидатов на разряды. Если же не сам государь производит испытание, то представляют ему список на утверждение.

В 20-й день девятого месяца совершается церемония объявления военных магистров. Императорский кортеж расставляется перед тронной Тхай-хо-дянь. Князья и чины становятся в своих рядах. Военные магистры — в общем их костюме, в шляпах с султаном из трех веток с девятью листочками — становятся на красном помосте в конце рядов. В тронной на восточной и западной стороне поставляют по одному столу с объявлением и еще один стол посреди красного крыльца. После сего члены Военной Палаты просят государя в тронную. Государь выходит из дворца в церемониальном одеянии. На крепостных воротах, называемых Ву-мынь, бьют в колокол и литавру. Члены Военной Палаты открывают государю шествие в тронную. Бьют три раза плетью, и начинается музыка. Чиновники, назначенные быть при испытании, совершают обряд поклонения. Министр выносит из тронной объявление о магистрах и под кровельным свесом передает члену Военной Палаты, который, с коленопреклонением приняв объявление, полагает на стол. После сего ставят военных магистров в ряд. После провозглашения о сошествии указа магистры становятся на колена. Чтец, став на восточной стороне красного крыльца, читает: «По испытанию военных кандидатов империи, произведенному в таком-то году и месяце, первому отделению дается титул магистров первого разряда, второму отделению — титул магистров второго разряда, третьему отделению — титул магистров третьего разряда». Далее читает: «Такой-то поставлен первым, такой-то поставлен вторым, такой-то третьим в первом разряде». Каждый из провозглашенных выступает из рядов и становится на колена. Чтец читает далее: «Во втором разряде первый магистр и прочих столько-то, в третьем разряде первый магистр и прочих столько-то». Магистров последних двух разрядов не выводят из рядов. Чиновники, по совершении троекратного коленопреклонения с девятью поклонами в землю, отходят на прежние свои места. Член Военной Палаты, взяв объявление, сходит вниз и полагает его на блюдо. Член отделения [258] из Военной Палаты, приняв блюдо с объявлением, выходит из ворот Тхай-хо-мынь; за воротами Ву-мынь ставит блюдо в драконовый портшез и делает перед объявлением три поклона в землю. Служители дворцовой экипажной выносят портшез за ворота Чан-ань-мынь на запад и вывешивают объявление на стене императорского города. Военные магистры следуют за объявлением. Между тем члены Военной Палаты докладывают государю, что совершение обряда кончилось. После сего государь возвращается во дворец, а чиновники расходятся.

Вслед за объявлением государь награждает первого магистра из первого разряда латами с шлемом, луком со стрелами, тесаком, колчаном и сайдаком, поясом и чулками, а прочим магистрам жалует по пяти лан серебра. В следующий по объявлении магистров день учреждается в Военной Палате пир аая новых магистров и чиновников, бывших при испытании. На другой день первый магистр из первого разряда со всеми прочими магистрами изготовляет благодарственную речь государю и с членом отделения из Военной Палаты относит ее в Государственный Кабинет. Сим образом военное испытание производится на основании одних правил с учеными испытаниями; но разнится от последних в некоторых действиях в отношении к предметам испытания.

Испытание в военной гимнастике заключается:

а) В конном стрелянии из луки. Для конного стреляния из лука ставят три соломенных снопа, в 175 футах один от другого. В двукратный бег мимо сих снопов на лошади пускают шесть стрел и еще одну стрелу — в глиняный болванчик. Попасть в сноп тремя стрелами считается достаточным.

б) В пешем стрелянии из лука. Для пешего стреляния из лука ставят холщовую мишень вышиною в 5 1/2, шириною в 2 1/2 фута. Перестрел полагается в 175 футов. Испытываемые становятся по 10 человек в ряд; каждый из них, один за другим, должен пустить шесть стрел, из коих двумя попасть в цель считается достаточным. Для конного стреляния берут лук в три силы, то есть самый слабый, а для пешего — в пять сил. В пешем стрелянии требуется попасть в самый центр мишени; кто обвысит или обнизит, считается промахом.

в) В ловкости и силе. Ловкость и сила показываются в натягивании тугого лука, в действовании огромным бердышом и поднимании камня (*). Лук есть восьмисильный, десятисильный, [259] двенадцатисильный. Бердыш есть в 80,100 и 120 гинов. При испытании в ловкости и силе лук должно натянуть вполне, бердышом сделать несколько приемов, а камень приподнять на фут от земли. Сделать одно или два из сих считается достаточным.

(* Экзаменальный лук содержит 3 7/100 фута длины, с тетивою из оленьей кожи; делится на три степени. Лук первой степени в 12, лук второй в 10, лук третьей степени в 8 сил. Тугой лук делится на шесть степеней — от 13 до 18 сил.

Бердыш имеет вид молодого месяца и весь, то есть и с рукояткою, скован из железа. Он также делится на три степени. Бердыш первой степени весит 120 гинов; в длину содержит 8 15/100 фута. Бердыш второй степени весит 100 гинов; в длину содержит 7 37/100 фута. Бердыш третьей степени весит 80 гинов; в длину содержит 7 4/10 фута.

Камень имеет вид четвертоугольного подстолбия; с правой и левой стороны высечено углубление, чтоб удобнее поднимать камень руками. Также делится на три степени. Камень первой степени весит 300 гинов; в вышину содержит 1 5/100, в ширину 1 3/10 фута, в толщину 8 дюймов. Камень второй степени весит 250 гинов; в вышину содержит 1 6/10, в ширину 1 8/100 фута, в толщину 7 6/10 дюйма. Камень третьей степени весит 200 гинов; в вышину содержит 1 5/10, в ширину 1 5/100, фута, в толщину 7 дюймов. См. на чертеже номер I)

Что касается до переписки задач, то и на губернском, и на столичном испытании внутренний экзаменатор назначает одну статью из книг Ву-цзин Военные правила, содержащую в себе около ста букв; а на дворцовом испытании сам государь назначает. Переписать с диктования без упущения и погрешности считается достаточным.

Испытание в военной гимнастике производится на поле и потому называется внешним, в противоположность испытанию в письме, которое производится в экзаменальном дворе и потому называется внутренним. На внешнем испытании в первый день испытывают в конном, а во второй — в пешем стрелянии из лука, в действовании бердышом и в поднимании камня. Экзаменаторы отмечают лучших искусными — с различением, кто в одном и кто в обоих предметах искусен; и в экзаменальных списках тайно полагают печать над их прозваниями с именами. Ввечеру кладут сии списки в ящик, который, запечатанный и запертый, отдается приставу, а ключ препоручается надзирателю из юй-ши. По окончании внешнего испытания запечатанный ящик со списками препоручается приставу для представления в Государственный Кабинет, куда надзиратель из юй-ши и ключ представляет.

Для внешнего испытания еще изготовляются два списка, из которых в одном каждый из отмеченных искусным в конном стрелянии из [260] лука обязан сам написать свой послужной список; отмеченный искусным и во второй день пишет то же во втором списке. По сличении почерка в обоих списках допускают их на внутреннее испытание, куда препровождаются и списки вышеупомянутые. По окончании испытания задачи, писанные с диктования, сличаются с почерками в списках; и если окажется несходство, то производится следствие.

Оказавшийся недостаточным в конном стрелянии из лука не допускается на испытание в пешем стрелянии. Оказавшийся недостаточным в пешем стреляний не допускается на испытание в ловкости и силе. Оказавшийся недостаточным в ловкости и силе не допускается на внутреннее испытание. По окончании внешнего испытания составляется на маньчжурском языке список отмеченных и объявляется всенародно, а отмеченных отправляют на внутреннее испытание. О непоступивших в выбор также обнародывается с изложением причин, по которым они исключены.

По обнародовании о столичном испытании государь назначает трех человек из князей и вельмож произвести кандидатам вторичное испытание в каждом из тех военных упражнений, в которых незадолго перед сим были испытываемы. Если окажется несходство в чем-либо, то кандидат один раз не допускается на дворцовое испытание, а экзаменаторы подлежат ответственности. Кто на дворцовом испытании окажется посредственным, тот впредь не допускается на дворцовое испытание, а князья и вельможи, поверявшие столичное испытание, подвергаются ответственности.

Что касается до воспитанников в Восьми Знаменах, то приготовляющиеся к испытанию на степень студента, кандидата и магистра в словесности предварительно испытываются начальниками дивизий в конном и пешем стрелянии из лука, а потом препровождаются списки об них куда следует. Потом еще их свидетельствуют князья и вельможи; и кто окажется достаточным в конном стрелянии из лука, то допускаются на гражданское испытание. Близорукие увольняются от стреляния из лука. Кто имеет слабость в руках, должен взять свидетельство от ротного начальника. Кто имеет ниже 13 и свыше 55 лет, тот испытывается только в пешем стрелянии из лука.

Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М. Восточный дом. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.