|
ТИХОНОВ Д. И. ОПИСАНИЕ СЕВЕРНОГО ДАГЕСТАНА 1796 г. Описание Северного Дагестана, владений: шамхалова, уцмиева и Али Султана дженгутейского, сделанное во время снятия земли на карту оберквартирмейстром майором Данилом Тихоновым в 1796 г., под распоряжением оберквартирмейстра подполковника Федора Лена Северный Дагестан граничит с севера с владениями аксайских и андреевских князей и кумыков; от востока омывает берега Каспийское море, от юга по натуре разделяется Табасаранскими горами по реку Дарбах; от запада хребтом бывших гор с народами: казыкумыками, акушинцами и салатавцами. Простирается же в длину на 150, а в ширину на 65 верст, которой разделился на три главные владения. Первое владение, шамхалово, определяется с севера от вышесказанной границы рекою Кара Койсу по устье реки Сулака; от востока берегом Каспийского моря; от юга начинается сухою границею с уцмиевым и Али Султановым владениями, от урочища Урусай-Булака, от которого подымается хребтом, а потом наклоняется к северу от хребтов гор, лежащих между рек Большого и Малого Манаса, до границы уцмиевой, от коей, паки повернется хребтом же на запад, между вершинами рек Манаса и Торкали-Озени и дойдет до западных гор, за которыми граничит с народами акушинцами и салатавцами. Второе владение, Али Султана женгутайского, граничит со владением шамхала; от севера хребтом гор, лежащих между вершин рек Торкали-Озени и Манаса; от востока переходит чрез хребет гор, лежащих между Малого и Большого Манаса, до хребта, лежащего от юга, которым граничит с владением уцмиевым, а от запада с вольным народом акушинцами. Третье владение, уцмиево, определяется от севера шамхаловым и Али Султановым владениями, частью и акушинцами; от востока также омывается Каспийским морем; от юга рекою Дарбахом до вершины, от коей хребтом горы, между рек Гургени и Буама, со владениями Дербентским, кадиевым и Девек [126] Елемиевым; от запада вышесказанным хребтом гор с народом вольным казыкумыками. Климат по всему Дагестану не одинаков, по разделению натуры около четырех полос; в самых первых от запада зима бывает чрезвычайно жестокая, а в последних двух умеренная. О горах, реках, речках, озерах и колодцах Горы чрезвычайно большие, находятся к западной стороне, протяжение свое имеющие по покатости к востоку, не доходя берега Каспийского моря, которые начало подают рекам, речкам и ручейкам, суть следующие. Во владении шамхаловом Речка Быкас.на которой есть мост, называемый Дурма-копир. Оная речка начало свое имеет недалече от подошвы невысоких гор из колодца; в ней вода горькая и потому неспособная для употребления; грунт ее земли вязкий, ширина же не более 8 сажен, а глубина ее по времени дождей и погоды переменяется. Речка Торкали-Озень имеет две вершины, одна выходит из гор, из владения Акушинского, а другая также из гор владения Салатавцов, и текут каждая по особому местоположению, а при деревне Капчугай, соединясь в одно место, течет уже в море. Тако же из ней проведены жителями водяные каналы, которыми во время сухого лета напоевают засеянную разным хлебом землю для лучшего произрастания; а притом есть довольно по полугорам ключей, из которых протекают небольшие ручьи и впадают во оную речку, грунт ее земли каменистый, ширина же не более как 10 сажен, а глубина 1/2 аршина, а в другое время и менее. Речка Черкас-Озень вытекает из гор не в дальнем расстоянии; вода в ней посредственная, грунт ее земли каменистый; ширина же и глубина ее по малости не имеет никакого особливого замечания, Ручей, называемый Аилутчи, по малости своего течения и чрезвычайной мелкости оставлен без замечания. Река Манас имеет три вершины в горах и течет из ключей довольно в дальнем расстоянии от моря. Все три вершины течение имеют по особому местоположению. Первая соединяется со второй между деревень Губден и Урумы и течет до деревни Карабудака и при оной, соединясь с последнею в одно место, впадает в Каспийское море. Из нее также проведено довольно каналов, которыми во время посева хлеба напоевают землю. Также впадают в сию речку Манас много небольших ручьев, вытекающих из ключей, по полугорам имеющихся, а особливого примечания достоин один чрезвычайной величины ключ, который от Карабудака верстах в трех. В нем вода чрезвычайно хорошая для употребления. А сверх того и великое множество выходит с шумом из-под каменьев воды. В речке же Манасе вода хорошая, грунт ее земли каменистый, берега же довольно круты; ширина оной не более как сажен 8, а глубина бывает в полтора аршина, а в сухое время и менее полуаршина. Речка Горькая выходит [127] из небольшой горы из земли и течет между весьма крутых берегов и впадает в море. На оной речке сделан по причине ее топкости исправный мост шириной в 6 сажен, называемый Аджи-кюреи. При устье же ее падения в море есть мельница об одном камне. Вода во оной речке горькая и для употребления неспособная. Ручей, называемый Урусай Булак, вытекает из ключа того же имени; оный колодец сделан еще в бытность великого государя императора Петра Великого российскими войсками, и потому сей ручей получил имя от жителей дагестанских. В недальнем расстоянии от берега морского близ оного ручья при самой большой дороге, идущей из Кизляра в Дербент, сделано было небольшое земляное укрепление, которое и поныне еще видно. Сверх всех вышеписанных речек и ручьев есть еще несколько весьма малых ручейков, которые, не имея никакого имени и величины, оставлены без описания. Есть еще в шамхаловом владении два колодца с минеральной горячей водой. Один недалеко от Таркова, в горе Каранай, а другой близ деревни Губден при речке Манасе. Также имеется минеральный колодец с весьма холодной водой при горе вышепоказанной Каранай, и оная вода имеет свойство, по словам жителей, помогать от болезней ломоты и колики, ибо к оному колодцу из дальних мест приезжают народы для купания и получают пользу. Еще есть против самых Тарков близ берега морского черное болото, называемое Батман; оное сверху покрыто весьма мало водою, которая во время жаров очень много садится, и выходит из ней весьма чистая слабительная соль, которую сравнять можно с сибирскою или еще преимущественнее. К оному болоту приезжают верст за 10 и более горские и другие жители и, зарываясь в оном болоте по шею, лежат часа по три, а после обмывают от себя оную грязь в море; жители уверяют, что оным болотом вылечивают самую сильную чесотку, слабость корпуса и многие припадки болезненные. Сверх того, есть еще многие озера с горькой и соленой водой, о которых нет никакого достойного примечания. Во владении уцмиевом Речка Инчке вершину имеет не в дальних горах от берега морского и течет из ключей в море: в ней вода довольно хорошая; грунт ее земли каменистый; ширина не больше как три сажени, а глубина четверть аршина, а в другое время от дождей бывает и более. Из ней проведены жителями каналы, которыми напоевают засеянную хлебом землю для лучшего произрастения. Речка Хамрюзен вершину свою имеет из хребта больших гор, во владении вольных народов, называемых гуряки, и течет из ключей; в ней вода довольно хорошая; грунт ее земли каменистый; ширина не больше как 9 сажен, а глубина 1/2 аршина и бывает от дождей более. В нее также впадают несколько ручьев, текущих из ключей, в полугорах имеющихся, с хорошею водою, и впадает с левой стороны ее небольшая речка, называемая Сырга. Также проведено из ее несколько каналов для напоения засеянной земли. Речка Башлынской Озень вершину свою [128] имеет в средней полосе, в горах, и течет из соединяющихся в одно место ключей; в ней вода пресная и довольно хорошая к употреблению; грунт земли каменистый; ширина оной речки не более как три сажени, а глубина четверть аршина, а иногда меньше и бывает больше; из нее проведены каналы для напоения засеянной хлебом земли. Ручей Мурзасу вершину свою имеет близ подошвы гор, течение свое имеет из ключа и впадает в озеро, называемое Улукегиу; в ней вода посредственная, грунт ее земли вязкий, глубина же не больше как 1/2 аршина, а ширина полторы сажени сверх того имеет по местоположению близ себя довольно топких мочажин и впадающих в оный других ручьев. Речка Большой Буам вершину свою имеет близ границ казыкумыцких и табасаранских, течение же свое имеет большей частью между гор по устьям, а к морю по плоскости. Около ж ее по обеим берегам есть строевой и дровяной лес. Вода в ней ко употреблению довольно хорошая. Грунт ее земли каменистый, ширина же до 10 сажен, а глубина в полтора аршина, а в дождевое время бывает и около 3 аршин. Близ же устья ее впадения в море на большой дороге, идущей из Кизляра в Дербент, сделан посредственный мост. Сверх того, проведено из нее много каналов для напоения засеянной разным хлебом земли, А при том впадают в Буам из имеющихся в горах ключей протекающие небольшие протоки. Речка Малый Буам выходит из речки Большого Буама повыше местечка Мажалиса и оттоль течет по особому местоположению и впадает в море. Около же ее берегов по обеим сторонам имеется довольно годный к строению лес. Вода в ней хорошая; имеет грунт земли каменистый; ширина же ее до 5 сажен, а глубина 1 аршин, но бывает от дождей и более, а в сухое время гораздо меньше. Близ устья ее падения в море на большой дороге, идущей из Кизляра в Дербент, сделан исправный мост. Сверх того, проведены по полям жителями из нее каналы для напоения засеянной хлебом земли. Речка Дарбах вершину свою имеет в горах Табасаранских и обмывает подошвы оных гор. По правой стороне ее течения до самого почти места укрепления персидского шах Надира, называемого Иранхараб, принадлежат земли табасаранским владельцам Махмуту, а в верх речки - кадию и Махметбеку. С левой же стороны от самой вершины до устья ее падения, земли уцмию принадлежат. В ней вода хорошая, грунт земли имеет каменистый, ширину имеет не более 6 сажен, а в иных местах и менее. Глубина бывает 1 аршин, а в другое время и меньше. При устье же ее падения в море на большой дороге, которая идет из Кизляра в Дербент, есть исправный мост. Сверх того, впадают небольшие ручьи, кои вытекают из имеющихся в горах ключей. Также из речки Дарбаха жителями проведено довольное количество каналов для напоения засеянной хлебом земли. Сверх сих рек есть на плоскости между горами и морем 6 озер с горькою и соленой водой, в коих однакож соль не садится, а только есть одно сделанное жителями соленое озеро, в которое вода течет из ключей, и в оном садится довольно соли. Есть также минеральные два колодца с горячей водой; один между речек Хамри-Озень и Буама при самой большой [129] дороге, идущей из Кизляра в Дербент, и от речки Хамри-Озень, к южной стороне, в шести верстах, а другой близ местечка Мажалис, вверх на речке Большого Буама лежащего. О почве земли и о произведениях Нагорная часть отменно способствует к скотоводству и к разведению отчасти пчел и коноплей, но не имеет много земли, удобной к хлебопашеству, а производит большей частью ячмень по причине имеющегося по горам отчасти известкового камня и по высотам строевого и дровяного лесу. Фруктовые же лучшие деревья при речке Манасе находятся, с которых довольное количество плода получают. Плоская ж половина сверх изрядного скотоводства произрастает довольно разных родов хлеба, хлопчатую бумагу, мариону, сарачинское пшено, садовые ж и лесные плоды, овощи и шелковичные черви весьма малой частью произрастают; а лесу на плоскости совсем нет. Мариона же родится в довольном изобилии. О народах, населяющих Дагестан Во владении шамхаловом есть один город Тарки, в котором имеет шамхал свое пребывание, расположенное на покатости горы каменной, по которому местами имеются небольшие ключи, разливавшиеся под горой по полям. В городе ж персидских около 1500 (В другом списке:1400. – Ред. ) домов находится. Есть еще одно местечко Буйнаки, в котором шамхалова сын пребывает,а домов в оном до 950 (В другом списке:1400. – Ред.) будет; да в 24 деревнях есть до 2950 (В другом списке:1400. – Ред.) домов. В сих деревнях живут только одни кумыки, веру исповедующие магометанскую, секты Омаровой, да в Тарках немного жидов находится, также исповедающих свой закон. У подошвы гор на плоскости: 1-я деревня Янгиюрт при урочише Алагасе Хум Торкали при речке Торкали-Озень
В горах и по-над речками и при ключах, впадающих по обеим сторонам в речку Торкали-Озень:
По левой стороне реки Манаса и при ключах
Оные деревни имеют своих, князей и узденей, которым должны жители один день в лето работать, хлеб пахать и прочее, а шамхалу не работают, а только ему пашут один день в лето, а жители, обитающие в Тарках, а сыну его Махтию работают, то же самое и жители буйнакские. Сверх того, в его владении довольно родится марионы, которую он имеет власть отдавать на откуп армянам или другим каким купцам с тем, что из подвластных ему деревень, в которых жители роют мариону, не могут другому купцу продавать, как только тому, кто взял на откуп, и не свыше положенной от шамхала за каждый пуд цены. Съестных же припасов, как-то: масла, меда и других деревенских продуктов, с жителей не собирает. Ежели ж случится надобность ему в войске, то они должны итти без всякого отлагательства; кто же ослушается, того раззоряют весь дом и грабят имение. О кутанах, или хуторах Имеющиеся кутаны в его владении одни принадлежат шамхалу, и он их отдает горским жителям на зимнее время в наем, смотря по величине кутана и его способных выгод. Берут в зиму за один кутан по 200 баранов, а за иной и менее, а другие кутаны принадлежат частным жителям, которые по своей воле отдают также их на зимнее время горским жителям в наймы по договору. О нагайцах кочующих От устья реки Сулак и вверх к югу по берегу Каспийского моря до самой речки Торкали-Озень их считают до 300 кибиток. Оные нагайцы принадлежат шамхалу и работают ему, когда только надобность его востребует, а большей частью в летнее время дают своих быков для орания ему земли, а иногда и косят сено, а больше никаких других сборов с них не собирает. Во владении Али Султана женгутайского есть одна деревня главная, Дургели, лежащая на правой стороне Малого Манаса, в которой он имеет свое пребывание, а домов во оной до 750 считается, да в 18 деревнях около 3000 домов есть. Женгутайский Али Султан и брат его Аджи Агамет хан имеют свое правление и от них самих зависит власть определять казни преступникам. А шамхалу хотя и считаются принадлежащими, но о внутреннем устроении их земли ему не относятся и податей с их никаких собирать не может. Ежели же надобность возымет шамхал в войске, то в то время посылает к им своего чиновника с требованием от них помощи вооруженного войска в чем они ему в это время послушны бывают. Показание деревень и при каких местах имеют население. По обе стороны речки Малого Манаса:
Над речкою Большого Манаса:
Также и в сих деревнях больше живут кумыки, веру исповедывающие во всем с вышеписанными сходно. О акушинцах и цудагаринцах, считающихся под протекцией шамхала Сии народы вольные живут в горах при вершинах речки Манаса с правой стороны реки Койсу к западу. К Акушинскому владению принадлежат народы, называемые: первые мыкяга, вторые окуша, третьи мига, и они все вообще называются акушинцами, и зависит внутренней устроение земли от самих себя. Сверх того, еще есть также народ вольный цудахарцы, и имеют свои жилища вверх по правую сторону реки Койсу, выше акушинцов, к самым границам казыкумыцким владениям Хамутая. Все сии вышепоказанные народы, по причине их жительства в непроходимых почти горах и чрезвычайных стремнинах, к которым только с трудностью можно проехать верховой ездой, но с повозками нет никакой возможности, и потому называют их вообще горцами дарго. Они шамхалу податей никаких не дают, но ежели случится, что нужно будет ему вооруженное войско, то просит их по доброй воле, а иногда и с заплатою, а принудить их не может. Но главная их нужда состоит в шамхале та, что в рассуждении их в горах жилища, где в зимнее время свои стада со скотом продержать никак не могут по причине малости подножного корму, а больше еще и стужи, а потому необходимо принуждены нанимать на зимнее время завсегда в шамхаловом владении лежащие на плоскости кутаны, и по той самой причине его уважают. Еще же они имеют то преимущество, что во время нового преемника шамхальского достоинства акушинцы посылают несколько чиновников в Тарки, и по приезде их сажают его на камень четвероугольный, и по окончании сей церемонии шамхал, вставши, дарит их по его рассмотрению, и в то время уже признан будет от всех народов шамхалом. О народах, населяющих уцмиево владение Во владении уцмиевом населяющие деревни жители суть: терекемейцы, хайдаки, каракайдаки, сырга, гуряки. Все сии народы есть коренные и говорят языком, называемым тюркю, исповедывают Магометов закон и следуют секте Омаровой; жиды же живут своими дворами в местечке Мажалис до 200 домов, исповедуют свой закон и имеют своего рабина, а больше по другим деревням жительств своих не имеют. О внутреннем устроении Уцмиево владение разделяется на 13 округ, из коих суть: Терекемейская, Ирчамурская, Ширкулаламская, Хайдатская, Гамринская, Каракайдацкая, Кочегенская, Девекская, Муире, [132] Кубечинская, Карбукская, Сирга и Кабардигенская. К ним принадлежат деревни следующие: К Терекемейской:
К Хайдатской лежащие близ плоскости в небольших горах:
К Гамринской лежащие на плоскости:
К Каракайдацкой лежащие в горах между речек Большого Буама и Дарбаха:
К Кочегенской: 1. Деревня Кочеген, главная в округе 2. Шире К Ирчамурской: 1. Деревня Ирчамур, главная в округе К Ширкулаламской: 1. Деревня Ширкулалам, главная в округе К Девекской: 1. Деревня Девек, главная в округе 2. Гапил 3. Калаги К Муире лежащие в горах между речек Большого Буама и Хамри-Озень к стороне моря ниже Кубечинской округи:
К Кубечинской-лежащие в горах между речек Большого Буама и Хамри-Озень:
К Сиргской - лежащие в горах на вершинах речки Большого Буама: 1. Деревня Ургали, главная в округе 2. Иштуганчи К Карбукской - лежащие в горах между вершин речек Большого Буама и Хамри-Озень: 1. Деревня Карбук, в округе главная 2. Мескеры 3. Дибгачи К Кабардигенской - лежащие в горах в вершине речки Хамри-Озень:
Примечание. В уцмиевом владении из некоторых округ небольшие деревни оставлены описанием в рассуждении расположения их в чрезвычайных горах и стремнинах, по коим с трудностью проехать к им можно, а при том более по опасности самовольства жителей во оных. В сем затруднительность и в нынешнее время. Упросить нужно провожатым лучшего из их владельца, но на то потребны великие издержки. Владение хотя разделено на 13 округ, но от уцмия не на все наложены подати. А дают из следующих двух округ. Терекемейцы. Хлеба с разного рода посеву ежегодно десятую долю. Роющие мариону с каждой лопатки в лето по одному батману, или по 20 фунтов. Также еще дают масла по 4 фунта и такое же число меду, у кого есть пчелы. Ходят и на другую работу по требованиям. Имеют в своих деревнях управителей. Хайдаки. Берется с них масло и мед, да и сие по состоянию земледельца. Мариону отдают на откуп по договору посторонним купцам теми владельцами, которым принадлежат оные деревни. Имеют некоторые узденей, а другие и князей. Каракайдаки зависят от своих князей и узденей. Округа Гамринская. Главным почитается в ей местечко Отемиш. Она имеет своих князей, которые прежде назывались султанами и были в давные времена сильными. С государем императором Петром Великим имел отемишский султан в своих границах супротивления, но российскими войсками был разбит и прогнан в свое владение. [134] Кочегенцы, ирчамурцы, ширкуламцы, девекцы, муире, кубечинцы, карбукцы, сиргы и кабардигенцы - зверский народ и упражняющийся большей частью в воровстве. Произведения из своих округ никуда не вывозят, а продают армянам и жидам, которые приезжают к им всегда с их проводниками и им за провод платят много денег. Уцмия владения все жители на случай надобности в войске на зашищение границ своих дают с каждого двора по одному человеку. Если же угодно будет уцмию их войском сделать пособие другому владельцу, в таком случае просит их согласия и с заплатою им за то денег, а насилием к таковой сторонной войне их не принудит. Кутаны, или хуторы, уцмием некоторые отданы его чиновникам за услуги. Они же отдают оные в наймы на зимнее только время горским жителям, а летом вообще во всем Северном Дагестане бывают пустые. Мельниц мучных тамошними жителями сделано в довольном количестве. Стоят на каналах, проведенных из текущих речек близ самых гор. Расположены одна от другой в близком расстоянии. Сделаны ж об одном коле. Жолобы деревянные, по каскаду вода сильное течение имеет. В сутки муки получают 2 четверти с небольшим; молоть же более не в состоянии по причине малости на сих камней. Берут сии каменья лучшие на речке Большом Буаме при деревнях Карагурайш и Катьтечено. Мельниц на пространных речках иметь нельзя в рассуждении их мелкости и течения по каменистому грунту. Торговлю все жители производят по большей части с соседними владениями, как-то: скотом, хлебом, медом и воском. Мариону продают в Дербент, а иногда доставляют и в Кизляр. Из шерсти овечей делают на продажу ж и домашние употребления простые сукна: синие, черные, белые, и разные ковры, делают и бумажный холст. Сами покупают: привозимые из России и Персии парчи и сукна, медь, олово и железо, а свинец и селитру от дербентцов и кубинцов. Серебро и золото достают из России и Персии. Ружья, пистолеты, сабли и кинжалы с оправой серебряной делают сами, также и порох. Кремни имеют и в своем владении, но лучшие покупают из шамхалова владения в деревне Губден. Фруктов разных родов, как-то: груш, слив, больших орехов, винных ягод, абрикос, винограда и прочих, во всех деревнях в довольном изобилии. Серу находят в горах к западу. Соль берут без заплаты денег; получают же близ берегов моря Малого Буама и Дарбаха в нарочито вырытых ими ямах, где садится довольное количество. Нефть получают из колодцей близ моря между Большим и Малым Буамом же. Известь делают в каракайдацких деревнях. Лесу в горах и на плоскости к морю разных родов в довольном изобилии и годного для строения в множайшем количестве. Шамхала владения Дорог четыре. 1-я большая, лежащая на плоскости между подошвы гор и берегов Каспийского моря. Идет из Кизляра до [135] Дербента и далее в Ширван; по ей проходили и с артиллериею российские войска. Но по дорогам последним трем, идущим: первой из Тарков чрез деревню Казажим в Авары, другой чрез женгутайцы и третей из Тарков же чрез деревню Губден к акушинцам, проехать в сказанные места можно только верховою ездою по причине больших гор и ям. Мельниц мучных тамошними жителями против уцмия сделано менее. Торговлю жители производят по большей части с соседними владениями, как-то: уцмиевым, с кумыками и акушинцами, а также с Россией, скотом, пшеницей, медом и воском. Мариону продают в Кизляр, а иногда доставляют и в Астрахань. Из шерсти овечьей делают на продажу и на домашние употребления простые сукна: синие, черные и белые, посредственные ковры. Делают и хлопчатую бумагу. Сами же покупают: сукна лучшие и материи на свои одежды из России и Персии, также из сих мест получают серебро, золото, медь, свинец и железо. Ружья, пистолеты, сабли и кинжалы и другие веши делаются довольно хорошие в деревне Кадаре при речке Малом Манасе и покупают у уцмия во владении в местечке Кубечах. Порох делают сами ж. Селитру достают в Акушинском владении и во многих деревнях и сами делают по малой части. Соль получают: близ Тарков, в 4 верстах, из озера Турали, имеющего окружности 5 верст, в котором довольное количество садится белой и чистой, а во-вторых, и из озера Алагаш при деревне Анги-юрт, которое к стороне моря. Пользуются без платы. Нефть берут в горе Каранай и в горах на половине дороги к южной стороне. Сия дорога идет из Тарков в деревню Карабудак. Железные руды: одна близ деревни оной, поименованной пред сим Карабудак: жители из ее железа получают немного, поелику в делание употребить ее они не в таком умении. Другая близ кутана, называемого Геик Солгана. Свинцовые руды близ пред сим упомянутого кутана, называемого Геик Солгана. Шамхал и уцмий в своих владениях получают доходу поименного. С провозимых посторонними купцами чрез их владения товаров серебряной российской монетой с каждой повозки, как бы оная нагружена не была товарами, по 2 руб. по 50 коп., с Фруктов с одной повозки по 1 руб. 30 коп., с красок с каждого пуда по 2 р. 50 коп., с канцелярского семя 5 руб. с пуда, с лошади по 50 коп., с овец и с рогатого скота с 20-ти голов по одной овце и скоту, с рыбы с 10-ти по одной же. С людей: на лошади верхом едущего и пеших с россиян, армян и жидов с каждого по 1 рублю. С магометанов же ничего не сбирают. Шамхал, кроме жалованья, высочайше положенного, от кутанов и от пошлин с провозимых чрез его владение товаров и прочего, равно с деревень, ханами ему подаренных в Шамахинской, Бакинской и Кубинской провинциях, получает всего доходу до 80 000 руб. Уцмий от пошлин кутанов и прочего, всего доходу имеет до 60 000 руб. ЦГАДА, ф. Ермоловых, д. 317, лл. 1-18; копия Комментарии 1. Публикуемое описание Северного Дагестана составляет часть рукописи на 62 листах, содержащей также описание Южного Дагестана Ф.Ф.Симоновича и описание Ширвана И.Т. Дренякина. Эти описания публикуются ниже. 2. Описание Северного Дагестана Тихонова существует также в ЦГВИА в четырех списках: а/ ф. ВУА, д. 18474, ч.2, под заглавием: "Описание Северного Дагестане, владений: шамхалова, уцмиево и Али Султана дженгутайского, сделанное во время снятия земли на карту обер квартирмейстром майором Данилом Тихоновым, с помощью Черноморского гренадерского баталиона майора Аверьяна Сереброва, по знаемости его как тех мест, так и языков национальных обитающим там жителям, в 1786 году, под распоряжением оберквартирмейстра подполковника Федора Лена": б/ ф. ВУА, д. 18474. ч. 1 под заглавием: "Географическое описание Северного Дагестана, владений: шамхала, уцмия и Али Султана женгутайского, учиненное Черноморского гренадерского баталиона майором Аверианом Серебровым, по энаемости его тех мест и языков обитающих там жителей, во время снятия земли на карту квартирмейстром Данилою Тихоновым, при помощи его же, Сереброва, в 1796 году, пол распоряжением оберквартирмейстра подполковника Лена"; в/ ф. ВУА, д. 18474, ч. З, под заглавием: "Топографическое описание Северного Дагестана в 1790 году"; г/ ф. ВУА. д. 18474, ч.6, под тем же заглавием. Список "а" имеет значительную правку карандашом, которая осуществлена в списке "6". Списки 'в' и "г' содержат некоторые разночтения против списка "б". Сравнение всех этих списков со списком ЦГАДА обнаруживает разночтения, причем список "б" содержит некоторые добавления против списка ЦГАДА, обнаруживая и следы своего рода редактирования текста этого последнего списка. Текст списка ЦГАДА является, по-видимому, старейшим; текст списка "б" ЦГВИА - наиболее пространным. 3. Нельзя не обратить внимания на изменения заглавия данного документа: приведенное в заголовке настоящей публикации заглавие списка ЦГАДА называет автором Д.Тихонова, не упоминая о каком-либо участии Сереброва. Заглавие списка ЦГВИА 'а', называя автором Тихонова, говорит о "помощи" Сереброва, и. наконец, в списке ЦГВИА "б" автором назван Серебров и говорится, что описание составлено "во время снятия земли на карту" Тихоновым, причем 'при помощи его же, Сереброва'. Совершенно очевидно, что действительным автором данного описания Северного Дагестана является один Тихонов; Сереброву же принадлежат те добавления, надо сказать вообще незначительные, и редакционные изменения, которые обнаруживаются в списках ЦГВИА. Прямой инициативе Сереброва принадлежит, очевидно, превращение его сначала в "помощника" Тихонова, а затем даже в автора, оказавшего Тихонову помощь и "в снятии земли на карту". Таким же образом поступил Серебров и с описаниями Южного Дагестана Симоновича и Ширвана Дренякина, о чем ниже, в примечаниях к соответствующим публикациям. 4. При публикации настоящего документа принят за основу список ЦГАДА. причем введены те имеющие значение добавления и поправки, которые сделаны в списках ЦГВИА, в частности по тексту списка "б", как наиболее пространного и совершенного. Необходимо отметить, что все списки донного оп игл ни я сильно испорчены ошибками и описками переписчиков, содержат явные искажения, в особенности в написании географических названий, этнонимов и собственных имен. В этом отношении гораздо более совершенен текст ЦГАДА. По мере возможности все явные ошибки, описки и искажения исправлены, различные написания названий и собственных имен, встречающиеся не только в различных списках, но даже в одном и том же списке, по возможности унифицированы и приближены к правильному. В разных списках и в одноми том же списке существует крайний разнобой грамматических форм, который также по возможности сглажен путем унификации этих форм с приближением их к современному написанию. 5. Даниил Исаевич Тихонов /1764-1806/ участвовал в качестве дивизионного квартирмейстра в войне с Турцией 1787-1791 гг. и Персидском походе 1796 г., затем служил в Грузии; умер в чине полковника в Петербурге /о нем: "История Генерального штаба генерал-адъютанта Нейдгардта, 1833 г.*, рукопись ЦГВИА, ф. ВУА, д. 18245, стр.68 и 70; Н.П. Глиноецкий, История Русского Генерального штаба, т. I, СПб., 1883, стр. 115; "Петербургский Некрополь"/. 6. Федор Лен участвовал в должности оберквартирмейстра в войне с Турцией 1787-1791 гг., в начале 1796 г. служил в Финляндии, в том же году назначен в Персидский корпус /о нем: Н .П. Глиноецкий, Указ. соч., стр, 115 и 394/. 7. О Сереброве - ниже, в примечаниях к публикации его историко-этнографического описания Дагестана. Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958
|
|