Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 78

1787 г. 11 мая. — Рапорт полк. С. Бурнашева ген. П. Потемкину о взаимоотношениях Картл-Кахетинского царства с соседними ханствами и о внутренних распрях в Имеретинском царстве

Высокородному и высокопревосходительному господину, генералу порутчику, действительному камергеру, правящему должность Кавказского и Саратовского генерала губернатора и многих орденов кавалеру Павлу Сергеевичу Потемкину. Рапорт. От 13 прошлого месяца царские посланцы из Ахал-Циха доносят его высочеству, что Сулейман паша высылает уже лезгин из своей области, но они якобы не соглашаются.

От 16 апреля пишут они: что Джонготай с частию лезгин не послушались и потому высланы в Джобихеви, (*** «урочище в границах грузинских», ***) что князь Церетели из Имеретин прислал с просьбой к паше о войсках, на что последней и согласился, требуя детей его аманатами, что приехал туда турок с уведомлением о следовании из Константинополя Капиджи, с повешением от Порты — утвердить мир с царем Ираклии и не делать Грузии вреда, и что [99] и что от Шушинского и Хойского ханов посланцы следуют к паше и уже приехали в Ахал-Калаки, ко неизвестно зачем.

19-го Джонготай, с 500 лезгинами в провождении князя Баратова переправился через реку Арагу у Цхеты, следуя в Дагестан.

20-го князь Баратов, бывший с Джонготаем, возвратись, доносил, что препроводил его по левому берегу Куры до Казахских селениев и что Джонготай направил путь свой в Нухию.

Его высочество изволил послать, к оставшимся в Отабеге лезгинам, с предложением — если пожелают он принять его службу, он приемлет их на жалование, а когда не согласятся, позволитца им безопасно возвратитца через Грузию восвояси.

Хотя Сулейман паша и отпустил часть лезгин поц видом примирения с царем, а об оставших, коих еще до 800, извиняетца, якобы выгнаны за границу, но в сем поступке скрываетца несомненно коварство новое: Джонготаю и с ним следующим нужда была в безопасном проходе чрез Грузию, ибо многие лезгины давно желали по надобностям своим возвратитца. Особливо те, которые набогатились грабежами, но они могут паш на осень возвратитца в Ахалцихе, а Джонготай уповательно отправлен с комиссиями в Дагестан. Оставшие же, под видом изгнанных и шатающих своевольно, по свободному им ныне житию по ущельям, лесам, будут чинить населению хлебопашцев и проезжих частые набеги.

21-го, партия лезгин, в 2.000 человек, отогнав скот у некоторых селениев казацких, расположилась при Левцхара, Моврави тамошней собрав поселян, атаковал их и по долгом сражении принудил ретироватца за Алазан, удержав место сражения. Бой был довольно упорной, ибо более 200 человек, с обоих сторон, убито, по знаменам приметно было, что и Джонготай находился в сем скопище, хотя он и прислал письмо к его высочеству, уверяя, что он не был тут участником. Известный враг царю, Рапий-оглу, убит на сем сражении.

Того ж дня сообщено мне сведение о возвратившемся от Фет-али хана посланца царского. Перевод с оного вашему высокопревосходительству при сем имею честь представить.

28-го, его высочество получил известие с нарочными, присланными от Нахичеванского и Ереванского ханов, что Ибраим хан завладел Нахичеваном, Джапхарь Кули хан заперся в замке над рекою Шарур, но, ненадеясь удержатца, просит помощи царской. Его высочество, по сим известиям, приказал собирать воиски, а между тем послал наскоро в Еревань князя Багратиона со 1.000 грузин и татар.

То же числа получено известие, что оставшие в Ахалцихе пошли к князю Церетели в Имеретию.

29-го, Аварской хан прислал к его высочеству с требованием положенного 5.000 жалования. Присланные его оказывают, что он собирает большие воиски, разглашая, как и всегда, якобы против Фет-Али хана, но в самом деле приуготовляетца он по призыву Ибраим хана к стороне здешней. Андреевцы, Яхсайцы и Ахуш-Кади дали уже свое согласие, его высочество имеет о сем и из других сторон подтверждение, да и в письме книжны Абашидзе, плененной в Вахане, которая теперь у Аварского хана в женах, находит его высочество двусмысленное изъяснение. [100]

4-го сего месяца, получен мною от капитана Токмачева из Сурама рапорт, что 28 апреля в вечеру в 10 часу, уведомлен будучи он от грузин, о следовании лезгин к Сураму, то тот же час выступил с ротами навстречу к ущелью при Борджоме, обыкновенному их проходу, но, простоя ночь, никово не видел, а по утру получил известие, что они прошли еще в сумерки мимо деревни Хошули к стороне Имеретии, грузины, как видно, нарочно объявили о том после, чтоб не воспрепятствовали наши им туда пробратца, ибо с ними приехал князь Абашидзе, брат князя Абашидзе Ваханского.

то получен мною от него ж рапорт, что 2-го числа сего месяца, в 4 часу по полудни, упомянутые лезгины в числе 820, следуя обратно из Имеретии, тянутся от деревни Чалы к ущелью Борджум, о чем он известись от пасущих скот на поле немедленно опешил атаковать, но как они были конные, то, увидя наших, бросились к ущелью, и он их догнать был не в состоянии, грузинских же войск, ни конных, ни пеших, там не обретаетца, при сем случаю выстрелена из нашего орудия одна граната, из грузинского ядра. Лезгины сий были посланы от Сулейман паши к Церетели, неизвестно, однако ж, по каким причинам возвратились они поспешно, убоясь ли собранных царем Давыдом войск, как здесь слышно, или по отзыву самого паши.

Прибывший из Мингрелии, от Дадиана Кацио, архимандрит Герма» к его высочеству с просбой о исполнении данного за несколько лет слова, сечетать браком дочь царевича Георгия, княгиню Нину, за сына Дадиана и о князе Ериставе по причине также бывшего сговора за него дочери царской. О сей материи с письма Сулейман паши к его высочеству перевод при сем имею честь представить.

Архимандрит Герман, в присутствии его высочества и чрез его, непосредственно изъяснился мне от имени Дадиана Кацио, понеже он по причине его к России преданности навлек на себя гнев Порты и от того спасаетца следствиев, и как он из области своей выгнал турок и завладел крепости Анаклею и Рухи, из коих первою, по положению своему на мороком берету, яко удобную к принятию судов военных, отдает во власть Российскую и чтоб ввести туда наш гарнизон. Ответ мой был на то, чтоб его светлость, Дадиан Кацио, изволил бы послать чиновника своего к вашему высокопревосходительству, яко пограничному главному начальнику. Архимандрит Герман извинялся, что неможно им послать своих чиновных в рассуждении опасности от турков, дабы не открить дела, но пришлют они ко мне письма на имя вашего высокопревосходительства и его светлости князя Григория Александровича. Полковник Степан Бурнашев, № 9, 11 мая 1787 г. Тифлис.

Связка № 121, д. 1 лл. 235-238

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.