|
ЯКОВ ШТЕЛИН ОПИСАНИЕ ЧЕРКЕСИИ Яков Яковлевич Штелин (1709-1785) родился в Швабии, окончил Лейпцигский университет. Занимался гравированием на меди аллегорических изображений, в связи с чем был в 1735 году приглашен в Россию. Штелин был близок к императорской семье, в течение трех лет являлся воспитателем будущего императора Петра Ш. По предложению Штелина с 1768 года Академия наук стала издавать календари: исторический, географический, экономический и т. д. В «Географическом месяцеслове на 1772 год» опубликована его заметка «Описание Черкесии» (заголовок на немецком языке, текст на русском). На Кавказе Штелин не бывал. Самое известное его литературное произведение — «Подлинные анекдоты о Петре Великом». О ЧЕРКАССКОЙ, ИЛИ КАБАРДИНСКОЙ, ЗЕМЛЕ Мы старались в каждом месяцеслове сообщать что-нибудь новое из географии. Издаваемое в нынешнем месяцеслове есть подлинно новое известие о преизрядной земле и знатном народе, о котором еще весьма мало или ничего не находится в напечатанных по сие время описаниях земного шара. Мы говорим о лежащих при северной подошве Кавказских гор землях, а именно о Большой и Малой Кабарде и о их жителях-кабардинцах, причем упоминаем и о двух с ними смежных особливых народах, коих в России знают под именем кистов или ингешов и чеченцев, и которых, может быть, и имена в прочих землях Европы едва ли известны. И так легко можно рассудить, что мы все оное не из книг, но из обстоятельных и достоверных известий, также из разговоров с бывшими в тамошних странах офицерами, да и с одним знатным князем и жителем оных земель собирали. По словесным же объявлениям поправили мы снятую российскими инженерами, но еще на меди не вырезанную карту, во многих местах, и в первый раз сообщаем оную публике сокращенною мерою под заглавием «Течение реки Терека». Земля, о которой мы намерены издать краткое описание и которая ныне называется Большой и Малой Кабардой, окружена к западу Кубанью и кубанской Татарией, к юго-западу и югу — Кавказскими горами, к северу и северо-востоку — рекой Терек и Астраханской степью, а к востоку — рекой Аксай. Длина ее на земном шаре простирается почти от 77-го до 60-го градуса, а ширина — от 44-го до половины 47-го градуса. Я говорю «почти», потому что подлинное положение точно еще не определено астрономическими наблюдениями. Во времена древних греков и римлян нынешняя Кабарда составляла часть той азиатской Скифии, которая заключалась в великом пространстве от северного берега Черного моря до Каспийского моря. Во времена Греческой, или Византийской, империи в Константинополе причисляли оную ко владению азиатских сарматов. Византийские писатели называют тамошних жителей то аланами, то коранами, то гениохами, [160] то цихами, то сванами, церцетами и мардами, так как кубанцы назывались тогда цинхами, псезами и гуннами. В новейшие времена она названа Черкасией, и ныне еще многие географы, не имея обстоятельных сведений о тамошних странах и их жителях, да и на многих наших новейших ландкартах смешали с лежащей между Кабардой и Кубанью, а ныне Большой Кабарде принадлежащей гористой страной Черкесией, и вообще Черкесской землей называли точно так же, как прежде, да и не очень давно, иностранные народы великое Российское государство, или Россию вообще, называли Москвой. Итак, прежние жители сей Кабардинской земли были скифы, а после них сарматы, Что же сии последние около времени греческих христианских императоров, хотя и не все, однако по большой части обращены были в христианскую веру, и, следовательно, тогдашние жители нынешней Кабарды, имевшие свои жилища как на ровной земле, так и по Кавказскому хребту, да и в самих горах, несколько сот лет исповедовали православную греческую веру, то с нарочитою вероятностью можно заключить как из византийских писателей, так и из многих еще и ныне там находящихся следов, ибо во многих местах находят еще надгробные камни, которые отчасти крестом, отчасти христианским знаком, а отчасти обыкновенным в греческой церкви сокращением имени Христа Спасителя нашего, а именно греческими буквами ХР или РХ, то есть Христос, означены. Возле большой Кабарды у живущего в горах особливого народа, называемого ингуши, или кисты, видны еще развалины каменной церкви, и в ямах оной, как сказывают, лежат сгнившие книга и пергаментные листы. За несколько сот лет до падения восточной греческой монархии, а именно в ХII-ХШ веках, когда татары Чингисхана воздвигнулись на весь Восток и рассеяли в нем свою магометанскую веру, тогда, конечно, и жители Кабарды подверглись оному злоключению, что и имя их исчезло. С того времени в оных землях, начиная от Крыма и Кубани до Астрахани, на Кавказе было слышно только о татарах, да и само имя Кабарда — слово татарское, так как названия всех смежных областей и их жителей — авхазы, осеты, ингуши, кисты, чеченцы и прочие — суть татарские. Куда делись прежние жители? Они сами ничего об этом не знают. Полковник Гербер говорит, что Иван Грозный обладал этими землями и восстановил там греческую веру, но об этом ничего сказать нельзя, ибо нет следов церквей, которые должен был построить этот благочестивый царь. Во всех этих странах обитают вольные и никому не подвластные народы, которые по различию областей составляют особые аристократические правления, так что в каждой области некоторые знатнейшие роды, как, например, мурзы, князи и прочие имеют особые владения, жилища и подсудные им земли, также большее или меньшее число семей простого народа, которые им некоторым образом подданы, следовательно, повинны служить и оброк платить и потому вокруг них живут. Сии многие владения можно себе вообразить наподобие прежних [161] так называемых рыцарских владений в Немецкой земле, где каждый такой владелец живет сам собой и самовластно управляет своими подданными, а в общих делах, как во время войны и защиты своей земли и свободы, стоят все за одно, и в нужном случае составляют соединенное войско. Мы объявим наперед еще и то, что во всех землях, которые будем описывать, нет городов, но только одни деревни, и кое-где где малое местечко. Жилище черкесского или кабардинского князька состоит в построенном без всякого украшения деревянном, очень редко каменном доме и в превеликом дворе, который окружен избушками, кибитками его рабов и стойлами и обычно находится при какой-нибудь реке или речке. Такое жилище их князя называется по-ихнему «кабак», и вокруг него находятся его деревни в большем или меньшем расстоянии, смотря по обширности его владения. В деревнях живут подданные, отчасти в деревянных хижинах, отчасти в кибитках, сделанных из белых и серых войлоков. Абхазия, или Алтикезер, делится на Верхнюю и Нижнюю Абхазию. Верхняя составляет границу Кубани и Кабардинской земли, Нижняя находится между Малой Кумой и Большой Кумой. Вся сия земля, в которой сейчас обитают абхазы татарского происхождения, есть настоящая Черкесия, по которой обычно вся Кабарда так называется, ибо Черкесская земля составляет только одну провинцию Кабарды. Там много свинцовых рудников, хорошая пастьба, много овец и лошадей быстробегающей породы. Большая часть абхазских деревень принадлежит княжеской фамилии Арас Ламбег-Лепулу, знатным вельможам Большой Кабарды, а прочие деревни принадлежат другим кабардинским князьям, особенно Бамат-Кургоку, Кассаю Аташукину и Шембулату Кайтукину, которые со своих подвластных берут десятую часть баранов, хлеба и всех прочих плодов и, сверх того, получают иногда известное число лошадей и рогатого скота. Впрочем, вся Абхазия почитается за провинцию Большой Кабарды и служит ей преградой против вечных их неприятелей — кубанцев. БОЛЬШАЯ КАБАРДА От запада к востоку, или в длину, простирается от реки Малки до Терека, а за Тереком еще больше 30 верст далее к востоку до передних гор хребта, Малую Кабарду на сей стороне от Большой Кабарды и от окружающей оную реки Кистина отделяющего, впадающего в реку Терек около крепости Моздок. Оттуда Большая Кабарда простирается к югу, то есть в ширину, до снеговых гор и до Грузии. На всем земном шаре нет, кажется, такой земли, которая, заключаясь в таких тесных пределах, имела бы столько много рек и речек, сколько есть в одной Большой Кабарде. Она, длиной едва 140 верст, имеет 20 знатных рек: 1) Большая Кума, 2) Малая и Большая Малка, 3) Куричин, 4) Черная, 5) Кунделей, впадает в Баксан; 6) Баксан; [162] в нее впадают Кусбер, или Кинчик, Чечень, Нальчик, или Каник; 7) Черек. В Терек впадают: Лескен, или Будан, Псехут, Терстед, Кирзиалдкинил, Архун. Между помянутыми реками Большой Кабарды в больших и плодородных землях до подошвы гор находятся жилища князей, а вокруг оных живут их шляхтичи и подданные, или крестьяне, разделенные на деревни, а именно: между Малкой и Куричином находится деревня Бабугов и уезд княжеских фамилий Бамат-Кургок и Иказая-Аташукин (Кази Агажукин. — В. А.) называемых. Затем уезд князей Кашкатова, Хамурзы, Асламбега и при реке Кулкужине жилище князя Мугамеда Агашукина. Между Черной, Кунделеем и Баксаном — каменное жилище князя Мугамеда Кургока и его сына Бамат-Куршкин-Музоса со многими к тому принадлежащими деревнями. Напротив, на высоком берегу Баксана, находятся остатки каменной церкви, которая издревле называется Геог-Гергечах, то есть Божий храм. Затем 5 деревень и жилище отпавшего от Кабарды князя Аслан-Кирова, который со своими подданными в 1743 году во время правительства Джай-Хоты (Джанхота. — В. А.) Татарханова ушел в Кубань и перешел в партию Кашкатова. Между Кусбером, или Кинчиком, Баксаном и Чеченью находится много деревень князей Балогат-Кургокина и Агашукина. Между Чеченью и Каником, или Нальчиком, лежит поместье князя Кайтукина, также жилище князя Арасланбега и несколько его деревень. Между Нальчиком и Череком находятся деревни князя Чембулат-Кайтукина, его братьев и дядей; далее, к вершинам гор — многие деревни князя Арасламбега; в горах при реках Газа и Курюфе — деревня Курашовская, жители которой почитаются христианами. Они имеют над собой старшину Карашова, состоящего под защитой князя Хамурзы и за то дающего ежегодно князю дань рогатым скотом, овцами и полевыми плодами. Между Череком, Лескеном и Буданом, Урюфом, Боком, Орданом, Терстетом, Арханом и Тереком к Кабарде принадлежит только северная часть этой земли. В ней много деревень, поместьев и жилищ кабардинских князей Кайшокина (Канчокина), Тасултанова, Алдигерая и Казия, родичи которых имеют владения в Малой Кабарде. Верхняя часть этих земель принадлежит осетам. МАЛАЯ КАБАРДА Окружена горами, с севера граничит по Тереку с Россией, в длину имеет 150 верст, ширина 100 верст. Три большие реки: Кистин, Сунжа, Терек. Здесь много целительных ключей. У реки Брагун есть нефтеключ; поблизости Петровы теплицы, которые по поручению Петра исследовал Шобер. [163] Сия Малая Кабарда, как и Большая Кабарда, населена кабаками, или жилищами знатных татарских фамилий, и многими деревнями их подданных, которые живут хлебопашеством, скотоводством, конскими заводами и немного от торговых промыслов. Большими урочищами владеют знатнейшие татарские фамилии Татардубские, Куртеров, Кайзин или Кайшокин. Прочие не столь знатные фамилии имеют по 6, 8, 10 деревень и называются Алдигерей, Казия, Батимурза, Чачан и Мигис. Хотя все владельцы Малой Кабарды составляют независимое от Большой Кабарды владение, однако как союзники состоят с владельцами Большой Кабарды и в нужном случае с ними соединяются. ГОРСКИЕ, ИЛИ ГОРНЫЕ, ТАТАРЫ Обитают в южной и юго-западной части сей земли, то есть в северной части Кавказских гор. Князья Большой Кабарды почитают всех горских татар своими подданными, разделяющимися на осетов, гораченсков, малкарцев, дугорсков, чеченцев и бальцопов, да и сами они причисляют себя к кабардинцам как к знатнейшим и порядочным жителям тамошних землиц, в нужном случае с ними советуются, получают от них помощь и могут почитаться вассалами кабардинцев, а так же, как и сии сами, непосредственно подданными России. Но в Кизляре, где русская власть, смотрят за ними, как за прочими. Эти земли делятся на 4 уезда: Ксенолокский, Кутаицкий, Валагарский и Таргапский, которые составляют три отдельных народа: 1) кубанские (горные) татары; 2) осеты, обитающие в северной части Кавказских гор в начале упомянутых рек; 3) кисты, или ингуши, населяющие полуденную часть земли и находящиеся между Тереком и Сунжей по обе стороны Кумбелея и граничащие с Малой Кабардой. Эти горные татары, из которых каждый может выставить по 510 тыс. человек конницы, уже за 200 лет до этого, при Иване Грозном, были покорны России; это свидетельствуется в титуле русского царя. Россия всегда считала их под своей защитой, нежели в подданстве, и им оставлены собственное управление, вера, нравы и поведение. В1739 году при заключении мира с Турцией они были объявлены свободными и не подвластными России или Турции, однако они больше расположены к России. Кабардинцы тоже, и потому время от времени присылают в столицу своих князей для уверения о их дружелюбии. Все эти народы — суровый, крепкий, трудолюбивый, храбрый, но по большей части склонный к грабежу народ, который, с малых лет занимаясь скотоводством, заблаговременно привыкает к воинским орудиям — копью, сабле и лукам, почему и совершают набеги на соседей и укрываются с добычей в горах. Они живут, как и кабардинцы, многими деревушками в горах, где в долинах много корма для скота, и особенно по вышинам и горам для многочисленных овечьих стад. В деревнях у них редко бывает больше 20-30 хижин, но они стоят очень близко одна к другой, [164] так что на ровных местах по примеру ингушей одна от другой отстоит едва на несколько сот шагов. Почти в каждой деревне построена четырехугольная обширная каменная башня, в которую во время неприятельского нападения, чинимого обычно конницей, скрываются жены и дети, а вверху для обороны становятся мужи. Горцы, как и кабардинцы, несут магометанский закон, но больше по имени, чем на деле, ибо об исламе знают очень мало или совсем ничего, поэтому у них редко есть мечети и мулла. Ингуши никакой веры не имеют, но веруют в единого Бога и Создателя всей твари, а об учителях христианства или ислама не имеют понятия и не могут сказать, откуда у них есть деление недели на 7 дней и что в 7-й день, то есть в воскресенье, от всех дел отдыхают, однако при этом они не отправляют никакого богослужения, наоборот, дважды в году, а именно 6 февраля и летом, содержат пост и после жатвы ездят для поклонения в отдаленное в горах место, где они приносят годовую жертву, а именно определенный к тому человек — «цанистаг», то есть чистый муж, закладывает несколько овец, которых дают знатнейшие фамилии, при великом собрании народа и приносит в жертву на каменном жертвеннике. Сей человек должен быть холост и непорочного жития, и жить в отдаленном месте в горах, где и поныне, как говорят, находятся развалины бывшей каменной церкви, статуи и надписи на камнях. Откуда это все произошло — ни ингуши, ни их соседи не помнят, ибо письмо им неизвестно. Они все говорят татарским языком, но столь разными наречиями, что соседи друг друга не понимают, да и сами кабардинцы говорят особым языком, не схожим ни с каким другим; они говорят, что не имеют письма потому, что на их языке писать невозможно. Я сам недавно сделал опыт и прилежно примечал произношение говоривших между собой кабардинцев, и нашел, что у них очень мало слов, которые можно записать нашими буквами: столь мало явственно и столь глубоко из горла, да и многие слова носом и небом без помощи языка и зубов выговариваются протяжно при их произношении, и что больше слышно неявственное и очень протяжное мычание, нежели ясные и различимые между собой слоги. Итак, кажется, нужно сперва выдумать новые буквы для таких тонов или установить особые характеры для каждого слова, как у китайцев. При этом нужно упомянуть, что многие почтенные особы в юности учатся у муллы татарской и арабской грамматике; живущие же у Кизляра и Астрахани и торгующие здесь знают русский язык. КУМЫЦКАЯ, ИЛИ ЧЕЧЕНСКАЯ, ЗЕМЛЯ Занимает юго-западное пространство, граничит к западу с Сунжей, с Малой Кабардой, к северу — с Тереком и тянется до Кизляра, с востока — с Дагестаном, с юга — с Кавказскими горами. Она проименована по татарскому слову «кум», то есть песок, ибо многие местности песчаные; есть много плодородной земли. [165] Главные реки здесь: Ендери, Асаи, Мартан, Гик, или Еох, Рахнар, Алда, Аргунка, Дишалка, или Даплик, Карасу, Хунчамес, Мушак, Харкалан. Между ними находятся деревни и жилища князей и дворян трех народов: чеченцев, карабулаков, атахизов. К ним можно прибавить и четвертый народ — тавлинцев. Чеченцы имеют над собой особого хана из поколения Али-Солтана. Карабулаки состоят под княжеской фамилией Алдамир и под кабардинским князем Девлет- Гиреем, который живет в Гребенчуке. Местом впадения Сунжи в Терек владеет князь Такмазов и его братья. Атахизы и мичкизы принадлежат княжеской фамилии Каплан. По ту сторону Аксая лежат земли княжеских фамилий Алима и Темиргамзии, которые, как и тавлинцы, больше в союзе с дагестанцами, чем с кабардинцами, и признают над собой персидское начальство. Впрочем, это народ грубый и склонный к грабежу. Это кочевые народы, которые больше 2-3 лет не живут на одном месте... В обеих Кабардах каждый князь имеет при своем жилище мечеть и содержит муллу с 12 причетниками. Если у князя много разбросанных деревень, то у него и мечетей больше. Муллу обычно призывают из ближайшей турецкой провинции. Он не только отправляет всякую службу и церемонии, как чтение и толкование Алкорана, обрезание, погребение и т. д., но и содержит школу для детей знатных фамилий, где учит их читать и писать по-арабски и по-турецки. Он обычно избирает себе одного из способных учеников в помощники при школе и божьей службе, который у него живет, им воспитывается и назначается к будущему отправлению его должности и который всегда освобождает свое отечество от труда и иждивения, употребляемого на вызов муллы из Турции. Впрочем, он состоит в отменной знатности у народа и во всех судебных делах бывает судьей вместе со старшинами. Князь, получая десятину, отдает мулле сотую часть своих доходов. Сверх того мулла получает от народа доход за обрезание, венчание, погребение и т. д., следовательно, живет богато. По правилам ислама многоженство допускается, но кабардинцы не пользуются этим; если кто хочет иметь наложницу, тот должен содержать ее тайно, особенно от жены. Жена не только смотрит за домашними делами, но и управляет всеми служанками, а в отсутствие мужа — и всем хозяйством, рабами и надзирателями, и потому могла бы и удалить свою соперницу. От крепких напитков, вина и водки, свинины и других нечистых яств воздерживаться, в определенные часы молиться и т. д. — соблюдают у них все. Каждый уезд подсуден князю или своему владельцу, который с приглашением старшин и муллы 1-2 раза в неделю производит суд и все поступающие дела и жалобы по-турецки, то [166] есть без строгого разбора, тотчас решит, заставляя виновного удовольствовать обиженного; смотря по преступлению, приговаривает к телесному наказанию, а за смертоубийство повелевает тут же удавить или голову отрубить. За малые преступления наказывают осуждением в тяжкую работу, за воровство — двойным платежом, а если похититель не в состоянии заплатить, то его передают в неволю тому, у кого он украл, на то время, пока ущерб не будет возмещен вдвое. За блуд виновный берет опозоренную к себе без всяких отговорок и кормит ее до самой смерти. Незаконно прижитые дети считаются законными. Прелюбодейница лишается права и почета хозяйки, и ее содержат как невольницу. Всеобщие земские дела обеих Кабард решаются в публичном собрании и на совете у одного или другого князя. Если созыв на войну, то каждый должен поставить определенное число своих вооруженных подданных, и притом конных. Большая и Малая Кабарда могут выставить 30-40 тыс. человек, которые, имея только саблю, дробовик и ружье, но быстрых и надежных лошадей, составляют отважный татарский корпус, и по их суровому обычаю берут с собой немного провианта, сверх того — войлок, одеяло в ночи и плащ днем. Богатство князей состоит не только в деньгах, но и в хлебе, обозах, меде, воске, скоте. Многие русские и персидские скупщики покупают у них много скота и других вещей на наличные деньги или выменивает на всякие другие товары. Поэтому у них есть русская, турецкая и персидская золотая и серебряная монета. Медные деньги у них неизвестны. Некоторые князья имеют по 3-4 тыс. домов и подданных, не считая женского пола; от каждого они получают десятину, 2 барана, быка, 2 теленка, лошадь; отсюда можно судить о его доходах. Получает он еще рыбу и диких зверей; с оружейных, холщовых, войлочных, кожевенных и других фабрик, заведенных в его земле; также с конских заводов. Поэтому их князья живут роскошно и великолепно. При княжеском доме находится много слуг, рабов и рабынь. Мед не хуже литовского, пиво не хуже английского. Делают водку из разных плодов, подцвечивают ее соками. Обычно в пищу употребляют турецкий пилов или вареное сарачинское пшено, отборную говядину, телятину, баранину и ягнят, птиц (кур, индеек, гусей, трапов, фазанов, лебедей), кабанов. Во время пира ставят на стол восковые свечи, очень толстые, толщиной в руку. Простые кабардинцы, среди которых есть и купцы, продают свои товары русским купцам в Астрахани и Кизляре, иногда в Персии, живут земледелием и скотоводством. Имеют многих ремесленников и некоторые фабрики войлочные, сукновальные и другие. Белый войлок идет на кибитки, толстое белое сукно — для простого народа; шерсть ткут ю всех деревнях. Холст ткут женщины, и каждая мать делает чулки, башмаки и прочую одежду для своих [167] детей. Их одежда почти такая же, как у поляков, и больше сходна с украинским шитьем, а именно: они носят широкие сверху, а от колен до лодыжки узкие штаны, сверх которых надеваются сафьяновые сапоги до икр. Они надевают полукафтанье с узкими рукавами, подпоясываются кушаком, а еще сверху кафтан с широкими разрезными рукавами. Знатные носят такое платье по большей части из персидского шелка, а также нередко штофное и парчовое. Голова, на которой волосы до половины лба вокруг подстрижены, покрыта стеганой шапкой, а шея голая. У них много искусных мастеров по изготовлению вороненого огнестрельного оружия, сабель, кинжалов, ножей и других вещей с серебряной и золотой насечкой, притом по турецкому и персидскому вкусу. Исправляют также слесарную и кузнечную работу. Сталь покупают у русских купцов, железо тоже, так как у себя добывают мало. Делают много пороха с помощью ручных мельниц. Селитру покупают из Астраханской губернии, серу у себя. Мельницы и другая техника малоизвестны, так же как рисование, скульптура, архитектура. Доски тешут топором. Мельницы для помола зерна построили им русские. В остальном пользуются ручными мельницами. Из огромного числа шкур употребляют очень немногие, выделывают превосходные овчины, лисьи, волчьи, рысьи меха, сафьян на обувь и на седла. Много кож продают русским. Из всех мехов наиболее почитаемые белые, серые и черные курчавые мерлушки, которые употребляются на шапки и опушки, подкладывают под платье и делают обшлага. Снимают эти мерлушки с новорожденных ягнят. Экспортная торговля кабардинцев: невыделанные шкуры, меха, мерлушки, овчина, мех куницы, воск, мед, говяжье и баранье сало, масло, пенька, лен, зерно (особенно пшеница), белый и черный войлок, толстое белое сукно, шафран и сафлор для крашения. Импорт: олово, свинец, железо, сталь, красная и желтая медь, металлическая посуда, нитки, полотно, сибирский соболь, другие меха, английское и голландское сукно, серебряная и золотая канитель для вышивания, такая же проволока для насечки, зеркала, хрусталь, иглы, московская столярная работа, табак, сарачинское пшено, сахар, специи (для знатных, простой же народ пользуется шафраном и другими дикорастущими травами), российские сапога, турецкие и персидские камлоты, парча, штоф, шелк и прочее. Необходимо отметить в конце, что торг пригожими кабардинскими девками — это басня, ибо у мусульман можно торговать только невольниками, а мусульманин не может быть невольником. Возможно, некоторые красотки были похищены, названы христианками и проданы в сераль. Текст воспроизведен по изданию: Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2010 |
|