Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложение 5

Церемониал объявления в армянском тифлисском соборе Высочайшего манифеста о присоединении Грузии.

1801 года февраля 17 дня в день чтения Высочайшего Императорского манифеста в грузинском столичном городе Тефлизе, которым объявлено было принятие Его Императорским Величеством всей Грузии в вечное и непосредственное подданство, в кой день было совершено сие великолепное торжество армянским патриархом и кафоликосом всего армянского народа и кавалером князем Иосифом Аргутинским-Долгоруковым при их светлости господине генерал-лейтенанте Грузинском Царевиче и Наследнике Давиде Георгиевиче и царевичах и командирах Иоанне и Багратионе и их превосходительствах генерал-майорах командующем деташаментом войск в Грузии Лазареве и Гулякове.

17-го числа февраля после отправления утренней службы все армянское духовенство, князь мелик Дарчи Бебутов, все князья и народ всего звания были собираемы в крепостную армянскую церковь, где приготовлен был портрет Всеавгустейшего Великого Государя Императора Всероссийского и Высочайший Его манифест, а оттудова шли через город в загородную соборную церковь, ванк называемую, где его святейшество патриарх должен был отправлять божественную литургию в честь сему торжественному дню, нижеследующим порядком:

1) В начале шли три дьячка, облаченные в стихари, один по среде оных нес большой серебренный крест, и прочие большие возженные свечи.

2) Шли два дьякона, кои имели в руках свечи и кадилы.

3) Три дьячка, облаченные в стихарях, в средине нес хоругвь, а другие большие мозженные свечи.

4) Шли три дьячка, в средине нес крест, а прочие возженные свечи.

5) Четыре дьячка, облаченные в стихарях, двое в средине несли образ Пресвятые Богородицы.

6) Три дьячка, в средине нес хоругвь, а другие свечи.

7) Шли два дьякона, облаченные в церковное одеяние имеющие в руках кадилы и свечи.

8) Два священника в полном облачении и несли образ [81] Господа нашего Иисуса Христа, а два дьячка с правой и левой стороны несли возженные свечи.

9) Шли три дьячка, двое несли большие свечи, а третий хоругвь.

10) Шли три дьячка в стихарях, один нес большой серебренный крест, а прочие по сторонам большие возженные свечи.

11) Шли два священника во облачении, и несли образ Пресвятые Богородицы, и по правую и левую сторону два дьячка со свечами возженными.

12) Шли три дьячка в стихарях, один образ хоругви нес, а прочие со свечами.

13) Шли певчие и дьячки, облаченные в стихарях, которые пели духовное пение, приличное сему торжеству.

14) Шло все духовенство в облачении, разделяясь на две линии, один за другим порядком, числом семьдесят четыре.

15) Шли в облачении восемь архимандритов.

16) Шли три дьячка, в средине нес большой серебренный крест, а двое свечи.

17) Потом шли два первостепенные из общества армянского и несли портрет Всеавгустейшего Всероссийского Монарха.

18) Шел архимандрит и кавалер Григорий во всем приличном архимандритском облачении, без митры, имев на голове Высочайший Государя Императора манифест на серебренном подносе, покрытый красным флером.

19) Шли два дьякона, один нес вышереченную архимандрита митру, а другой его посох.

20) За ними шли два архимандрита и несли образ Пресвятые Богородицы.

21) Шел архиепископ Сергий, архиерей сего города, во всем облачении, имев в своих руках крест и посох.

22) Потом все князья, дворяне и всякого звания народ обоего пола, все вообще за сей церемонией тихим образом и благочинием.

23) В сей многолюдной церемонии благоустройство было наблюдаемо с армянской части патриаршим племянником, мбашею князем Соломоном Аргутинским-Долгоруковым городским меликом Дарчи князем Бебутовым.

24) По выходе сей церемонии из крепостных ворот встретил Его Светлость Царевич и Наследник Давыд Георгиевич с братьями Царевичами Иоанном и Багратом, [82] генерал-майорами Лазаревым и Гуляковым с штаб и обер-офицерами и всем знатным княжеством и дворянством, кои, подходя к манифестоносцу, с приличной почестью шли за оным.

Таким порядком входили в ограду соборной церкви, и становилось духовенство по обеим сторонам, кое встречал патриарх во всем приличном облачении с четырьмя архиепископами и архимандритами; подходя к Императорскому портрету, отдав из рук своих крест и посох близ стоящим архиепископам, сам взял кадило, кадил портрет Императора, потом поклоняся в землю, облобызал оный и, подняв на руках в вид всему предстоящему народу, велегласно восклицал: да здравствует Великий и Всеавгустейший Монарх со всею Высочайшей Своей фамилией, и народ весь единогласно восклицал—да будет, да будет, аминь; вруча паки носцам приближался к архимандриту принесшему манифест; приняв оный в руки и подняв на главу свою, всему народу говорил вслух; всенебесный Творец да возвысит и укрепит царство Великого Павла, яко солнце и яко луну в вечным и потомственным временам, паки народ закричал —аминь, аминь.

Потом прежним порядком следовал в церковь, портрет и манифест Государя Императора внесены в церковь, и был поставлен самим патриархом на приготовленном пред алтарем столе, покрытым золотой парчою.

После сего началась патриархом отправляться божественная литургия, при коей находились вдовствующая царица Дария и дочь ее царевна Фекла с супругою Царевича Ивана Георгиевича и со всей находящеюся при них свитою, а также и его святейшество грузинский царевич и кафоликос Антоний с восьмью первостепеннейшими архиепископами, архимандритами и прочим духовенством, Царевич и Наследник Давыд Георгиевич с братьями своими—Царевичами Иоанном и Багратом и со всеми грузинскими и армянскими князьями.

По отправлении божественной литургии, по причине великой тесноты в церкви, и чтобы не лишить всего народа, коего весьма много находилось в ограде, слушания монаршего благоволения, патриарх со всем сиклитом вышел в ограду и посреди оной говорил к народу речь, столь сильно и проницательно, что всякий чувствовал в сердце своем полную и неизреченную радость, обнадеживал и одобрял весь предстоящий народ, а более царевича грузинского, кафоликоса и все [83] духовенство грузинское и наставлял, по долгу звания своего, хранить непоколебимую верность к Всеавгустейшему Российскому престолу, коему ныне по промыслу Всевышнего Творца они входят в подданство, объявил благодарность от лица всего армянского народа здесь обитающего Его Светлости Царевичу и Наследнику Давыду Георгиевичу и его превосходительствам, командующим войсками гг. генерал-майорам Лазареву и Гулякову за их доброе и кроткое управление, и, потом, обратя паки к народу, восклицал: “какие радостные знаки описаны видимо на лицах ваших благочестивый христианский народ, я узрев, оные, побуждаюсь с благоговением, коим теперь сердце мое преисполнено, глаголати в день спасения нашего, в день благоденствия, в день ведущий нас в настоящее наслаждение и спокойствие, в день укрепления благоденственного жребия нашего, день, которому не постигли предки наши, что же мы принесем к Всевышнему Творцу? благодарение ли, моление ли, низкие ли укорения души нашей за все от него происходящее и яко создавшееся от него? но не престанем проливать слез, не престанем прославлять всечестное имя его и подобающим щедротам и человеколюбию Всеавгустейшего Великого Императора Павла, что от высоты святого престола своего, снисходя на униженное моление наше о принятии нас в верное подданство, не токмо не отчуждает, но яко щедрый отец усыновляет, обещает все благоденствие и спокойствие, ожидая от нас ничего иного как только верности и справедливости к богохранимому престолу своему; янижайший пастырь Ваш молю непрестанно всеблагого Бога, да продлит дни Всеавгустейшего нашего монарха со всей парфироносной своей фамилией; но по окончании сей речи по благословении патриарха народ весь восклицал единогласно: да укрепить Бог дни нашего Государя Великого Павла, Всероссийского Императора.

Всем читан был Высочайший манифест на российском языке, армянском и грузинском языках, а засим начался благодарный молебен с коленоприклонением, по совершении сей церемонии в честь сего торжественного дни были приглашены к обеденному столу светейшего патриарха Иосифа, изготовленному в той же церковной ограде, в полатке: Царевич и Наследник Грузинский Давыд Георгиевич с братьями своими Церевичами Иоанном и Багратом Георгиевичами, Российско-Императорского войска генералы штаб и обер-афидеры, грузинский кафоликосе Антоний с первейшим [84] духовенством, грузинского и армянского общества знатные князья и дворяне, всех до двух сот человек и во весь оный день в церквах был колоколный звон и в вечеру город был иллюменован и по азиатским обычаям лавки украшены были разными парчами и всеми имеющимися в них выкладенными на лицо товарами, а в тот же самый день бывшей троур в Царском доме и во всем народе снять.

Подписал: Григорий архимандрит и кавалер его светейшества Арарадского армянского верховного патриарха наместник.

Текст воспроизведен по изданию: Начало сношений Эчмиадзинского патриаршего престола с русским правительством. Историческое исследование по неизданным документам // Кавказский вестник, № 10. 1901

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.