|
№ 98 1769 г. апрель. — Записка о положении Грузии, составленная кн. Амилахвари, в основном, по рассказам митрополита Максима Кутатели (Кутаисского) /л. 94/ От статского советника, князя Амилахорова. В силу даннаго мне повеления, с присланным от имеретинскаго владетеля Соломона митрополитом Максимом имел я неоднократно разговоры об Имеретинских обстоятельствах. Все его мне объявления были не иное, что как точное повторение тех обстоятельств, которые им и прежде письменно уже представлены. По выслушании оных, спросил я: каким случаем владетель Соломон в третьем году своего престола отрешен был? И где по отрешении, находился? Уверяя при гом его, митрополита, что сие произшествие партикулярно нам известно стало. На то митрополит ответствовал, что Соломона утеснение турками последовало чрез имеретинскаго князя Еристова происки, по которым ево, Еристова, зять, а Соломонов брат двоюродный, Тей/л. 94об./мураз имеретинским владетелем в городе Кутаисе турками объявлен, и от большой имеретинскаго народа, (которой всегда при нем и находился), половины за законнаго владетеля признан. А Соломон при таких крайностях укрывался там же по разным местам и напоследок у тамошняго князя Церетелева в крепости засел; а в прошлом году, собрав в Имеретин войско из державших его сторону, напал на турков и, разогнавши их, опять утведился во владении, примирясь с помянутым своим братом, коего за безпокойство его Соломон под присмотром своим содержит. Из сего ответа следовало от меня следующее требование: что ж по утверждении соломоновом в своем владении за такие дерзновение поступки князю Еристову учинено? И следующим он, митрополит, удовольствовал меня объявлением: как де только возвратил Соломон /л. 95/ отнятое у себя владение, тотчас во владение Еристово, называемое Раче, принудил его, оное оставя, уйти и по разным там же местам крыться, а родной брат Еристова каталикос из Имеретии ушел в турецкой город Ахалцыхе к паше с требованием от него помощи на избавление гонимаго Соломоном ево брата. Однако от турецкаго паши не только помощи (как из полученной оным митрополитом из Имеретии в бытность ево в Кизляре ведомости известно) не зделано, но и сам католикос в том городе Ахалцихе взят под караул, из под котораго бежавши, пришел паки в Имеретию. По сих разговорах оный митрополит просил меня его сиятельству графу Никите Ивановичу доложить, чтоб по всеподданнейшему к ея и. в. от его владетеля прошению его сиятельство принял великодушно на себя труд в при/л. 95об./стойном случае у ея и. в. учинить ему вспомоществование. На то сказал я, что не премину изыскивать способнаго времени донесть его сиятельству ево, митрополита, прозьбу. Наконец, напомянул ему о том, что целой свет ясно видит, сколь чрез все годы от благополучно ныне в России царствующей премудрой и всемилостивейшей самодержицы нашей великия [318] государыни императрицы, яко от попечительнейшей матери как на Российскую империю, так и на всех, прибегающих к подданству ея и. в. излито и непрестанно изливается ожидаемых от нея матерных щедрот. А понеже от него, митрополита, между прочим, письменно объявлено, что де в Имеретин князья Дадиан, Гуриель и Еристов во всем Соломону /л. 96/ покорны и ослушания зделать не могут, то сие я за неосновательное или, по последней мере, за сумнительное признаю для того, что оные князья уже от давных лет по елику от имеретийских владетелей ни в чем не зависят, состоя только под единым игом Порты, то нередко случается, что против имеретиских владетелей оружие подымают и некогда победителями, некогда ж и побежденными становятся. А князья Дадиан и Еристов у соломоновых предков знатное, в Имеретии лежащее владение, при их пограничных местах завоевали, так что и поныне из имеретиских владетелей онаго никто возвратить не мог. Из протчих же в Имеретии находящихся князей и дворян в подданстве состоят некоторый у владетеля имеретинскаго, а другие у /л. 96об./ вышеписанных князей Дадиана, Гуриела и Еристова, а из них сильнейшим и почитается и самою вещию есть Дадиан. При берегах Чернаго моря пристани и гавани корабельныя хотя имеются в Имеретии, однако оные все во владении у князей только Дадиана и Гуриела, да в Абхазии у владельца, именуемаго Шервашидзе. Сей владелец со всем своим родом содержит православную веру; но, выключивши малое число той нации в вере ему последующих, протчую, самую большую часть, составляют ныне идолопоклонники разных сект, который прежде православнаго же были исповедания. Вышеписанной турецкой город Ахалцихе, от Имеретии и от грузинскаго города Тифлиса в ближнем находящейся разстоянии, имел в себе прежде, а при нем и вся та /л. 97/ провинция грузинских православных народов, которые ныне все, кроме некоторых, содержащих греческой, армянской и римской законы, туркам в магометанстве последуют. Князь ахалцихевской Атабаки, когда еще во владении не зависел ни от кого, был православнаго же исповедания, но по приведении себя в давных летах от турков в подданство, зделался магометанином со всем своим потомством, которое ради сего имеет от турок право в городе Ахалцихе и во всей при нем состоящей провинции производиться в паши. Впротчем, все сего города жители как и сам паша говорят и поныне грузинским, равно как и турецким, языками. Между турками и Соломоном несогласие воспоследовало по той причине: при предках соломоновых имеретиское дворянство имере/л. 97об./тинскаго ж народа обоего пола людей продавали туркам, от чего подлинно что почти всех дворян содержание зависело: но в Имеретии чрез сие многие опустошались селения, и так, по принятии правления в Имеретии, Соломон и, усмотри могущее со временем воспоследовать совершенное всего владения от сея непристойной продажи опустошение, не только никого до сего не допустил, но и разными способами дворян намерению его противившихся, употребляя иногда строгость, иногда силы, усмирял. О сем, противном для турков, поступке уведомившись, ахалцихевской паша [319] представлял к своему об оном двору; почему неоднократно, многочисленное турецкое войско в Имеретинскую землю вступало. /л. 98/ А Соломон при таких обстоятельствах, оставляя свои жилища принужден был с своими поселянами в самых крепких гористых и лесистых укрываться местах. Турки, с своей стороны, не находя никого при жилищах Имеретинских, останавливались на одном месте, разсылая иногда в разные стороны для поисков свое войско. При таких то способных оказиях, когда уменьшалися чрез россылку турецкие силы и, когда по большой части имел Соломон помощь от кого из князей Дадиана, Гуриела, или Еристова, зделанными тайно выласками разбивал турецкую армию неоднократно, в противном же случае обратно в свои места ретировался. Из вышеписанных околичностей заключить небезнадежно, что, хотя неболь/л. 98об./шое число войска вооруженнаго с принадлежащими к нему потребностями от ея и. в. послано будет, означенный князья Дадиан, Гуриель и Еристов с Соломоном, соединятся в разсуждения, что ея и. в. всемилостивейшей государыни покровительством Соломоново владение наипаче подкреплено будет. Однако при том имеющему отправиться главному над войсками командиру осторожный, добрыя и благоразумный делать необходимо надлежит разпоряжения, дабы чрез то полезными увещаниями и советами и бывшия успокоить совершенно и до могущих воспоследовать между ими раздоров не допустить, и, наконец, предупреждать предприятия, естли б /л. 99/ к туркам кто из их пристать вознамерился, ибо от сего почти единственно совершенно добраго успеха ожидать надлежит. А потом от ея и. в. денег на содержание войска послано быть имеет столько, чтоб, несколько тысяч в армии в Имеретин людей набрав, содержать в способных и удобных тамо при настоящих обстоятельствах местах, ибо во всей турецкой Азии почти ничего войска не находится, почему не токмо тому Российскому главному командиру с здешним войском и с имеретинским корпусом в турецкия границы вступить, но и в тамошных неприятельских городах засесть можно с твердою надеждою, что едва ли /л. 99об./ удобно будет туркам принудить их к выступлению из оных. Что касается до находящихся, по объявлению митрополита, золотых, серебреных и других металлов руд в Имеретии, то оныя (когда для усмотрения оных искусный из России рудокопный офицер отправится и, естли им совершенно найдены будут), доставая на содержание и умножение тамо армии употреблены быть могут, а из того туркам там великая воспоследовать имеет опасность, что неприятельское войско к одному месту готовое отделиться и к той стороне необходимо принуждено будет. Сверх сего, мастеровых /л. 100/ людей послать в Имеретию необходимо надлежит, которые бы там могли пушки лить и делать лафеты, ибо до Грузии и до Имеретии, естли Малая Кабарда в подданстве ея и. в. находиться будет, чрез Осетию войско с орудиями без данной нужды провесть можно, в разсуждении, что осетинцы, живущие в Малой Кабарде, черкесов весьма боятся. И, следовательно, свободную дорогу при их помощи дадут, которую не всегда сторонним людям открывают, а проводят дальними, трудными и гористыми местами. [320] Что касается до Грузинскаго и Кахетинскаго /л. 100об./ владетеля Ираклия (хотя у него и есть лесистыя и гористыя, надежныя ко укрывательству при крайности места), — явным образом против Порты вооружиться уповательно не отважится, по той причине, что его город Тифлис (из коего получает он все свои доходы и потому без него себя и содержать не в состоянии), лежит близ турецких границ, имеет от стороны турецкой открытой к себе доступ и ко овладению турками удобен; почему при замешании в Персии авганцов, прошлаго 1722 года, как скоро турки вознамерились завоевать Грузию, то владетель грузинский, встре/л. 101/тив на границах турецкую армию, поднес оной ключи городския и тогда всею Грузиею, даже до областей последняго персицкаго шаха Надира турки завоевали. Впротчем, Ираклий скрытным образом всячески вспомоществование делать как людьми, так и прочими потребностями в состоянии. Ираклий туркам вспомоществование делает в том, что, когда лезгинцы, проходя чрез Кахетию и Грузию в турецкие области, около ахалцихевской провинции отгоняют скот и получают себе в добычу, что ни удастся, и, хотя они с турками и в одном законе состоят, однако /л. 101об./ и единоверцов своих в полон таскают. Но понеже лезгинцам другой дороги нет, как только чрез Грузию и Кахетию проходить надобно, то Ираклий в Грузии и Кахетии на них, встречающихся с добычею, нападает, отнимает все взятое из турецкой области, и пленных освобождает турков, оставя протчия у себя добычи. Чрез то Ираклий у турков не только в большой кредит пришол, но сверх сего они ему никакого зла не делают. Хотя в Грузии также и другие находятся владельцы, однако Ираклий тамо такой обселют и протчих владельцов грузинских так /л. 102/ себе покорил, что ныне никто из них ему противиться не может, и что от давных уже лет в Грузии такого владетеля не бывало, ибо, содержа за собою наследственное кахетинское владение, владет при том и состоящими вблизи персицкими местами. Сверх сего ныне Персия и шаха не имеет, а следовательно, нет никого, кому бы, представив свои обиды, жаловаться могли. Лезгинцами Грузия и Кахетия весьма много разхищается воровски, ибо они в лесах по разным местам укрываяся, по 10 по 20 человек и более, проходящих и на по/л. 102об./ле работающих грузинцов в полон забирают, от чего и многое жилище опустошилось, а Ираклий к защищению своих подданных еще и поныне способу сыскать не может. А когда бы большим числом войско лезгинцов в Грузию и Кахетию вошли, то б Ираклий всегда над ними был победителем. Тифлис город, не в пример преимущественее протчих в Имеретии находящихся городов, как строением, так и камерциею, другие же в Имеретии городы имеют крепостцы невеликие и весьма подлаго строения домы. Из Санктпетербурга прошлаго года 30 но/л. 103/ября, а из Кизляра сего года генваря от 14 числа в Имеретию к владетелю Соломону с нарочным офицером отправленное письмо как в Имеретии, так и в Грузии какое действо произвело, весьма бы нужно для нынешней экспедиции распоряжения ведать, да и уповательно, что в непродолжительном времени те обстоятельства сюда дойти могут. [321] Что касается до рек, урочищ и протчаго в Имеретии, то от помянутаго митрополита со описанием представлено. Князь Егор Амилахаров. АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1761 г., оп. 110/2, д. 2, лл. 94- 103. Подлинник. (Опублик. См.: Грамоты, I, с. 31-37). |
|