Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 80

1768 г. конец ноября — нач. декабря * — Справка о Грузии, составленная в ответ на указ императрицы от 28 ноября 1768 года

(* - Поскольку рапорт является справкой, составленной в ответ на указ императрицы от 28 ноября, то он мог быть составлен в конце ноября или в начале декабря 1768 года)

/л. 81/ Грузинская земля известна была древним под имянем Иверия, а настоящее звание в последующее время уже получила по великомученике Георгии, к которому тамошния жители особливое почтение имеют.

Окружается она Турецким владением, Черным морем, Персиею и Кавкаскими горами.

Ближния к Грузии сих гор народы ни от кого не зависят и имеют разныя звания, но грузинцы именуют их вообще оссы и лезги, разумея под первым званием всех варваров, обитающих между тех хребтов, которыя от Чернаго моря до Персии /л. 81об./ простираются и в которых по другую сторону, то есть ближнюю к здешним границам, живут кабардинцы, бесленейцы, темиргайцы и другия народы, по большой части, мелкия. А под имянем лезгов, или лезгинцов, разумеют всех, имеющих жительство в хребтах, прилегших к Каспийскому морю и Персицким владением окруженных.

Все сии народы и в Европе также под двояким имянем известны: первыя, вообще, называются черкесы, а другия дагестанцы. [295]

Многия, или едва ли и не все /л. 82/ горския жители, которых грузинцы вообще оссами нарицают, были напредь сего христиане, развалины церквей по разным их местам и ныне еще видимыя и сохраняемыя ими некоторыя обряды и посты, а притом и доброжелательство к грузинскому народу довольное тому свидетельство подают.

Грузинския владетели, по недостатку природных своих людей, наполняют ими свои войска, к чему их добровольно склоняют наймом. Напротив того, лезги, или лезгинцы, злейшия для грузинцов неприятели, ибо, будучи также их /л. 82об./ соседи, но множайшия, не содержа никакого закона и потому все пылая хищением, а те, который из них магометанство приняли и ненавистию к християнству упражняются в том только, чтоб производить там злодейство и во многолюдстве и малолюдстве.

Грузия разделяется на разныя области, оныя суть: Мингрелия, Имеретия, Гуриель, Карталиния, Кахетия.

Первыя три, то есть Мингрелия, Имеретия и Гуриель, издавна подвержены турецкому подданству, а две протчия персицкому.

Напредь сего, вся Грузия /л. 83/ повиновалась одному владетелю, но потом оных умножилось.

Ныне в Имеретин особливой владетель или царь, известной Соломон, в Гуриеле особливой князь, и едва ли от Имеретин зависимой, а в Карталинии, или собственно Грузии, и Кахетии особливой же владетель — Ираклий, а во время жизни отца его, Теймураза, он был царем одной только Кахетии. Мингрелия не имеет ли собственнаго властелина или во власти Имеретийскаго состоит, или же под непосредственным турецким управлением, — известия нет, но вероятнее совершенное сей области порабощение, для того, что об ней /л. 83об./ отнюдь не упоминается при случае грузинских настоящаго времяни деяний.

Тефлис, лутчей и знатнейшей во всей Грузии город, лежит в середине земли и в удалении от Чернаго и Каспийскаго морей, из которых до Каспийскаго и совсем Грузия не доходит, будучи отделена от онаго персидскими провинциями, но Черное море, хотя и обливает немалую часть грузинской земли, не чаятельно однако ж, чтоб тамошния владетели имели на оном в своей власти некоторыя порты и пристанища; ежели напредь сего и были, то политика Порты отоманской долженствовала их по нужной /л. 84/ для нея предосторожности сих выгодностей лишить или завладением или учинением оных неудобными, не теряя она в сем случае ничего, ибо на том же кряжу, и не в дальном от Грузии разстояния, имеет в совершенной своей власти великой порт при Трапезонте, и како сколько нибудь иногда слышно было б о плавании грузинском по Черному морю, или по малой мере, о производимой на берегу их торговле другими народами, равно как, естли б употребленная от Порты предосторожность не оградила ускаго пролива, Азовскую пазуху с Черным морем соединяющаго, построением на обоих онаго пролива /л. 84об./ берегах, с крымской и кубанской стороны, крепостей, совершенная удобность оставалась бы с Дону в Грузию, а имянно, в Мингрелию, Гуриель и Имеретию, морем проезжать.

Хотя на некоторых в КИД имеющихся картах грузинския [296] места и означены, но как оныя при том не составляли главнейшая предмета, то на сих картах, которыя сверх того сочинены не на месте, но собраны из разных и с малым искусством, совсем утвердится не можно, и так представляется здесь только изображающая единственно Грузию, по поколику и сия достоверна или в чем неисправна, /л. 85/ совсем неизвестно; хотя последнее обстоятельство и скорее предположить можно, потому что поныне ни повода, ни случая не было к получению верных описаний тамошним местоположениям, а между тем, невежество в подобных делах грузинцов сего недостатка не наградило по примеру европейских народов, поставляющих в том славу и нужду, чтоб издавать в свет землям своим описания и карты, сколько возможно исправныя. (Составитель настоящего сведения неправ, карты составленные Вахушти Багратиони, стояли на уровне знаний своей эпохи и получили высокую оценку европейских ученых)

Теймураз, владетель грузинской, предъявил в Кизляре притчиною приезда своего в Россию принятое /л. 85об./ им желание и намерение, по примеру предков своих, из которых некоторыя бывали на поклоне у всероссийских монархов, чтоб и ему сподобиться видеть и воздать почтение блаженныя и вечнодостойныя памяти государыне императрице Елизавете Петровне, но здесь при дворе будучи, просил о даче ему войска для защищения своего отечества от лезгинцов или о снабдении его, для того чрез некоторыя годы знатною денежною суммою, обещая оную при первом поправлении своего состояния возвратить, а между тем, по приведении владения своего в безопасность, стараться /л. 86/ укротить и в Персии мятежи и доброжелательнаго здешним интересам шаха на персидской престол возвести.

Сколько сын его, настоящей грузинской владетель Ираклий, в вере греческаго исповедания тверд, или не отступил ли уже от онаго в другое исповедание — в Коллегии известия нет.

Нижеследующей, однако же, случай сумнение наводит: едва-ли не возымел он склонности к католицкому закону.

Грузинской патриарх, или каталикос, Антонии, владетеля Теймураза родной племянник будучи обличен в принятии им римскаго /л. 86об./ закона и от места своего, хотя и покаялся, отрешен, а по приезде своем сюда определен в Володимир архиепископом, оставался здесь только до кончины Теймуразовой, но потом возвратился в Грузию, несмотря на то, что главнейшею причиною изгнания его был Ираклий, чего кажется архиерей сей не мог бы учинить, естли б не был удостоверен о снискании у Ираклия благоприязни, но по сему отчасти и подается повод некоторую предугадывать в мыслях ираклиевых перемену.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1761 г., оп. 110/2, д. 2, лл. 81- 86. Подлинник (Опублик. см.: Грамоты, I, с. 9-12).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.