Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 32

1766 г. октября 20. — Письмо царя Соломона І кизлярскому коменданту о том, что царь запретил продажу христианских пленных, поэтому султан, для того чтобы наказать его, неоднократно посылал в Грузию многотысячное войско; в случае неудачи царь Соломон готов отказаться от всех благ и богатств и переселиться в Россию, он просит ходатайствовать перед императрицей о разрешении

/л. 371/ ПЕРЕВОД (Подлинник см, док. № 31) С ГРУЗИНСКАГО ПИСЬМА, ПРИСЛАННОГО ОТ ИМЕРЕТИНСКАГО ЦАРЯ СОЛОМОНА К ГЕН.-М. И КИЗЛЯРСКОМУ КОМЕНДАНТУ ПОТАПОВУ ОТ 20 -ГО ОКТЯБРЯ 1766-ГО, А В КОЛЛЕГИИ ПОЛУЧЕННАГО ПРИ РЕПОРТЕ ЕВО ПАТАПОВА В 9-Д Е ГЕНВАРЯ 1767-ГО.

(Второй экземпляр перевода имеет отметку: «сего чистая копия и с оригиналом послана к его высоко пр-у Никите Ивановичу в 17 де генваря 1767 году» (АВПР, ф. Сн. России с Персией, оп. 77/5, д. 13, лл. 286-289))

Всей Имеретин царь Соломон объявляю его степенству госп. Кизлярскому судии госп. ген.-м. Николаю Алексеевичу.

Нынешняго году в юле месяце, по указу салтанскому, сераскир ахалцихской паша Асан, амасис паша, сузи паша Аджи-Али-бек капучи и протчия под ними начальствующия, будучи с восьмью десятью тысячами и более войска отправлены для раззорения и истребления моего царства. По вступлении во оное много святых церквей раззорили, осквернили и сожгли, множество же святых икон изломали и восемьсот человек христиан себе в плен забрали. /л. 371об./

Причиною тому нашествию турок и раззорения моего царства следующее: хотя правда и предки мой имеретинские цари отнюдь никогда не дозволяли своему имеретинскому народу продавать туркам христианских пленников; но когда по салтанскому повелению турецкия войска в Имеретию присылаемы были с принуждением к той им продаже христианской, то предки мой по сей необходимости и принуждены были поданным своим имеретинцам на такую продажу дозволять.

Но я как скоро во владение Имеретии вступил, тотчас указом запретил всему своему имеретинскому народу, чтоб отнюдь никто християн туркам не отважился продавать, что поныне ими и исполняемо было; когда же /л. 372/ о сем моем запрещении салтан сведал, то весьма прогневался и на три партии в великом числе войска против меня отправил; мне однако ж над оными удалось победу одержать: ибо вдруг по семи и по пяти тысяч я побивал. Затем же достальныя принуждены были с посрамлением в бег обратиться. После чего салтан ко мне два раза писал, что б я по примеру предков моих дозволил имеретинскому народу христиан туркам продавать, обнадеживая за то меня всегдашнею с своей стороны милостию; но от меня на сие салтану ответствовано, что как предки мой плотили ему салтану некоторыя подати, то и я от того не отрекаюсь, выключая християнских пленников, а что б оных /л. 372об./ подданныя мой туркам продавали, на сие в жизнь мою [228] позволить й не могу. Салтан, получа такой мой ответ, больше прежняго на меня озлобился и повелел нескольким тысячам из армии своей назад возвратиться, а протчим остаться в Имеретин в Кутаиской крепости, где обыкновенно турецкой гарнизон стоит.

Вашему степенству известно, сколь ненавистливы магометанцы к христианскому роду. Ежели мое царство останется при моем повелении, что б пленников туркам не продавать, а турки к тому принуждать не будут, то и я могу попрежнему пребывать в своем царстве; но буде салтан на оное силою станет наступать и принуждать к продаже им христиан, то я /л. 373/ ни для чего поступить не намерен на такое душепогубное позволение своему народу и лутче желаю лишится всего богатства и величества нежели душу свою погубить и себя в порицании оставить. И в таком случае, ежели паче чаяния не удастся мне выше означенное преодолеть, я намерен мое царство оставить и прибегнуть под протекцию благочестивейшей и всемилостивейшей государыни, почему и прошу ко двору ея и. в. представить, в которых местах повелено будет нам поселиться с теми князьями, дворянами и служителями, кой со мною выедут и с каким матерным милосердием приняты мы будем, что же вы на оное в резолюцию /л. 373об./ получите, то прошу об оном обретающемуся в Осетии проповеднику игумену Григорию дать знать, которой как я ведаю, что он верен ея и. в., может и меня о том секретно уведомить; а посланник от меня к вам с письмом князья сардара Кояхос Церетерии ( Кайхосро Церетели) и Егора Абдушаризе (Георгий Абдушеридзе) прошу ваше степенство из Кизляра ко мне назад вскоре отправить.

(Приписка переводчика Д. Абазадзе: «На оригинале во окончании того письма приложена чернильная печать, в середине которой изображено царь Соломон имеретинской. А в округ той печати: Давидова отрасль неприятелей победитель»)

АВПР, ф. Внутренные коллежские дела, 1766-67 гг., оп. 2/6, д. 7174, лл. 371-373. Перевод с грузинского.

(Заглавие дела: «Опробованные доклады ея и. в. 1766-1767 гг)

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.