Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 209

1769 г. декабря 16. — Грамота имп. Екатерины II имеретинскому царю Соломону и князям Дадиани, Гуриели и Эристави (Рачинскому) — прекратить междоусобную борьбу, являющуюся одним из причин бездействия Зап. Грузии, и единодушно выступить против общего врага — Турции

/л. 65об./ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ И ПРОТЧАЯ, И ПРОТЧАЯ, И ПРОТЧАЯ.

СВЕТЛЕЙШЕМУ ИМЕРЕТИНСКОМУ ЦАРЮ СОЛОМОНУ И КНЯЗЬЯМ ДАДИАНУ, ГУРИЕЛЮ И ЭРИСТОВУ

Настоящее Имеретии бедственное состояние крайняго достойно сожаления: закон утеснен и народ расхищается.

Нещастие происходит с одной стороны от известной магометан ненависти к християнам, а особливо нашей православнаго исповедания церкви, которой и Имеретия последует, но, с другой, главнейше от внутренняго сей области неустройства, неприятельския покушения и предприятия облехчающаго.

В глубокую древность относится просвещение имеретийскаго народа святым крещением, напротив того, Порта оттоманская предуспела его подвергнуть неудобносимому игу во времяна новейшия. Два обстоятельства, которыя совершенно доказывают, что сия магометанская держава дотоле не была в состоянии, невзирая на все/л. 66/стремительства, намерения своего исполнить, пока внутреннее согласие царствовало и общая всей земли польза предпочиталась особенной.

Всякое превосходит удивление смущающий ныне Имеретию разврат! Клатвенный христянства неприятель ищет из всех мест истребить совершенно евангельское Познание и [482] расхитить природных жителей, а владетели тамошния, вместо того, чтоб совокупными силами стараться о предварении толь вредных следствий, пекутся токмо о взаимном искоренении, оставляя бедствию свободное течение, к явной пагубе своего отечества. Весьма болезненно слышать о таких между християнами произшествиях.

Мы, будучи убеждены вступить в войну против Порты, которая бывшей с нашею империею мир без всякой законной причины, но по свойственному ей вероломству, нарушила, простираем виды не к собственной нашей пользе, но к общей всего християнства.

Сие есть время, которым буде и Имеретия воспользуется, может худому своему жребию /л. 66об./ благополучную зделать перемену и привесть себя в отраду, в свободу, в благоденствие.

Мы, по усердию нашему к православному християнскому закону и по соболезнованию к народам, неповинно утесненным, всемилостивейше и увещеваем всех вообще имеретийских владетелей вступить при подающейся ныне удобности, какой может быть они впредь во весь свой век больше не дождутся, в достохвальной подвиг, чтоб избавиться от поноснаго порабощения и доставить своему отечеству прочную безопасность.

Предпринимая они такое намерение — исполнят должность попечительных начальников и прямых християн. Общая, но существенная польза земли, от чего главнеише зависит и их особенная и самое душ их спасение и всех под их ведомством находящихся народов — суть побуждения, каких ничего не может быть важнее.

Они сносят уже и ныне все труды и беспокойства, но по взаимному несогласию. Пускай подобныя же труды, оставя свои ссоры и распри, понесут в разсуждении общаго /л. 67/ неприятеля и для того в единомыслие совокупятся; но в таком случае могут приобресть вечное нашей Империи себе, потомству и своим владениям покровительство, и мы не оставим пещись о утверждении их жребия на прочном основании при заключении с Портою мирнаго трактата. А между тем, по пресечении внутренняго смятения, которым Имеретия терзается, взаимныя их притязания по самой справедливости со всем нужным досугом разсмотрены быть могут, причем мы всевозможныя способы подавать будем и к тому, чтоб сия область и в домашних своих распоряжениях, касающихся до удобности жизни, поправилась. Одним словом, наше старание распространится до снискания ей возможнаго благоденствия по внешним и внутренним обстоятельствам, коль скоро усмотрим, что владетели тамошния признают по достоинству всю цену чинимаго им чрез сие увещания об оставлении междуусобных распрей и подысков, и употребят себя единодушно при настоящей у нас Портою воине против сего общаго християнства врага. Но, естли вопреки /л. 67об./ нашего справедливаго ожидания и после сего, однако ж, пристрастиями своими руководствоваться будут, — мы предадим их на произвол собственной их участи. А в произходящем из того печалном следствии, действующем и на все последующий веки, сами они и будут пред богом ответствовать. Порта не успела довершить злоключения Имеретии за возгоревшеюся токмо с нашею империею войною, но по [483] окончании оной и когда, однако ж, за сию область никто вступаться не будет, неминуемо оная совсем уничтожится и в самое небытие обратиться имеет.

Мы не оставили, между тем, его св-сти Карталинскому и Кахетинскому дарю Ираклию препоручить, чтоб воспособствованы и подкреплены были, с его стороны, все из имеретийских владетелей и князей, которыя благонамеренными окажутся, а нашего генерала, находящагося в Грузии с войском, которое знатным числом и умножено будет, точным же о том и повелением снабдили; от помянутых же владетелей требуем, чтоб они во всех предприятиях соглашались с его св-ью и с нашим /л. 68/ генералом. Равным образом, желаем, чтоб с надлежащим уважением приемлемы были представления и надв. сов. кн. Моуравова, находящегося в Грузии же иоверенным от нашего высочайшего двора.

Мы сию нашу императорскую граммату, дабы оной совершенная вера подана была, собственною нашею рукою подписали и государственною нашею печатью укрепить повелели, а в вротчем, какое бы ни возымела действие в Имеретии, но довольны, что исполнили любовь христианскую и долг человеколюбия, моля всевышняго о возбуждении имеретинских владетелей от небрежния, в каком они поныне находясь, предстоящую опасность нимало не уважали единственно по окаменелости, почти невероятной, а воспричинствованной исканием польз разделенных, а посему, и тщетных и о исполнении всех их, напротив того, совершенною ревностию к избавлению /л. 68об./ своего отечества, не токмо в разсуждении жизни времяннои, но и вечной напаствуемаго. Дана в Санкт Петербурге, нашей столице. Декабря 16 дня 1769 года.

Подлинная грамота подписана собственною ея и. в. рукою тако: Екатерина.

АВП, фф. Сн. России с Грузией, 1768-1771 гг., оп. 110/2, д. 6, лл. 65 об. — 68. Копия. (Опубл. см.: Грамоты, I. с. 82-85).

(Второй экземпляр копии публикуемой грамоты имеет приписки: а) «Отправлена 5-го геваря 1770-го года Преображенского полку с капитаном порутчиком Иванов Львовым» (см. АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1769-75 гг., оп. 110/2, д. 11, л. 27) и б) «Подлинная грамота писана на большой галанской бумаге, в длину листа на одной стороне с грузинским переводом, на особливом листе написаны и припечатана государственною среднею печатью» (См. там же, л. 27 об.))

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.