Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИОГАНН АНТОН ГЮЛЬДЕНШТЕДТ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И КАВКАЗСКИМ ГОРАМ

Иоганн Антон Гюльденштедт (1745-1781) родился в Риге, образование получил в Германии. В1768 году был приглашен в Россию и вскоре отправился в экспедицию на Кавказ, которая продлилась пять лет с 1769-го по 1774 год. Исследования Гюльденштедта при его жизни не были опубликованы. Их подготовил и издал на немецком языке академик П.-С. Паллас в двух томах в 1787-1791 годах под названием «Путешествие по России и Кавказским горам». В1809 году был издан сокращенный перевод этой книги на русском языке, называвшийся «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа», который предназначался для чиновников, отправлявшихся служить на Кавказ, поэтому в нем многие страницы были опущены.

Перевел В. Аталиков


Том 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРЫ

...2 марта 1770 года началось мое путешествие из Моздока к горскому народу, который называется ингуши, или кисты. Они обитают у подножия снежных Кавказских гор примерно в 80 верстах от Моздока к югу от Малой Кабарды. В 20 верстах от Моздока мы встретили первое селение Малой Кабарды, принадлежащее князю Кургокову, который несколько лет назад принял крещение и русское подданство. Его вдова живет в Моздоке на русскую пенсию. В 2 верстах отсюда на речке Псидахе находятся три другие деревни, принадлежащие князю Кайтуко.

... В середине июня я сопровождал генерала фон Медема в его походе против чеченцев...

27 июля я прибыл в лагерь генерал-майора фон Медема в 10 верстах от Моздока, надеясь пройти под его охраной вверх по Малке и Баксану в горы и через них в Грузию. Но генерал отговорил меня от моего намерения, так как Большая Кабарда грозила неприятельскими действиями. Вместо этого он поручил меня заботам знатного князя из Малой Кабарды Арсланбека-Таусултана. С ним и его отцом Девлетуко Келеметом я вышел из Моздока и перешел через Терек в Малую Кабарду, где мы и путешествовали до 15 августа. За это время я побывал в доселе невиданных мною округах этой горной страны и в северной части кавказских Альп, особенно у реки Урух, или Иреф. У ее истоков живут дугоры.

Притоки Терека, сверху вниз: 1) около истоков в альпийских горах находятся три ручья с несколькими грузинскими и осетинскими селами; 2) речка Кизил с осетинской областью Тагаур; 3) Пфок, Фог, или Пог по-черкесски. У этой реки находится осетинский район Куртат; 4) Ара-дон, называемый еще Ордан, или Иордан, впадает в Терек слева. У ручья Хиттегипс находится черкесское село Етмурза; 5) речка Пшух с притоками Чиран и Куррупи; 6) речка Дурдур с одноименной деревней; 7) истоки Кумбелея, как его называют черкесы; кисты [229] называют его Галун. На его берегах находятся уезды Гелаксан, Аккинюрт, Ангуш, Шалха, Вали, Хакал; 8) истоки Уруха, или Ирефа. На его притоке Дугор находится уезд Дугор; 9) истоки реки Аргудан; в нее впадает река Лескен; 10) истоки реки Малка, Малкар, или Балк, слева от Терека, в альпийских горах. В округе Басиания в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. В Малку впадает Баксан, в который в свою очередь впадают Чегем и Черек; И) ниже Малки в Терек впадают справа Карука и Сунжа. Сунжа заслуживает отдельного описания. Так ее называют черкесы и русские; кисты называют ее Солч. Она берет свое начало в кавказских известняковых горах около притока Терека — Кумбелея. Длина ее около 150 верст. Ее верховья занимают преимущественно кистинские племена. Около ее истоков расположен уезд Аккинюрт.

Все значительные притоки Сунжи впадают в нее с правой стороны: 1) Ендерсу, или Ендирсу, получил свое название по имени кабардинского князя; 2) Назран. В начале этого столетия на Ендерсу и Назране жили гелаксанские кабардинцы, сейчас там их нет, и никто там не живет; 3) Ассай, или Асси, по-черкесски Шадур. На нем и его притоках Сосланхи и Базерен стоит много деревень, которые граничат с грузинской областью Кевсурети. Ниже Кевсурети, у Ассая, находится кистинский уезд Меести, также уезд Гулга, или Халха, который простирается от Кумбелея, Терека и Сунжи до Ассая. Затем уезд Мередши, где есть рудные прииски, уезд Галашка и уезд Дабах. У Базерена есть ручьи с поваренной солью; 4) ручей Шемилгор, на котором стоит карабулакское село Боко; 5) Мартан, на местном языке Фартан, на котором находится уезд карабулаков; 6) ручьи Асиган, Валарек, Чалаш необитаемы; 7) река Топли, в ней черная вода, она никогда не замерзает. На ее берегах раньше жили гребенские казаки; 8) ручей Гехе, в устье которого стоит село Гехе, или Кихи; 9) речка Рошни и ее приток Арджин-корт («Черноголовый», поскольку берет начало в Черных сланцевых горах). На ней стоят несколько селений. На Рошни находится кистинский уезд Анашки, а у Арджин-корта — кистинский уезд Чишник; 10) второй Мартан и Гойе, или Кой, необитаемы, но в низовьях Коя стоит село Алда, у Сунжи; И) Аргун (по-татарски Улу-Аргун, по-чеченски Докон-Аргун, то есть Большой Аргун) — самая большая река, впадающая в Сунжу. В верховьях в нее впадает Малый Аргун (по-татарски Кичи-Аргун, по-чеченски Шареин-Аргун). Далее вниз Каенхи (Белая река). В верховьях Аргуна находится уезд Шарел, Шабут или Шабол; у Каенхи — уезд Джанти, ниже — уезд Чабрил. Ниже Каенхи, на самом Аргуне, расположены Шахкейри, Шарейо и Докон Атага чеченцев. У Аргуна, ниже слияния обеих рек Аргун, на равнине между горами и предгорьями стоят большие селения Чечен и Хаджи-аул; 12) ниже Аргуна в Сунжу справа впадает Джалк. На нем находится селение Шали, а в долине между горами и предгорьями — Герменчик, или Керменчик. Из него князь Девалкирер переселил несколько своих подданных к Екатерининскому источнику, отчего и основалось нынешнее селение Девалкарегент. Между устьями Аргуна и Джалки есть равнина с густым лесом, в котором растут дуб, граб, ильма и различного рода кустарники. Из этого ильма казаки изготовляют свои лодки для плавания по Тереку; 13) речка Карасу; 14) речка Хулхулау самый нижний приток Сунжи. [230]

В нее впадает мощный ручей Гунтимер, или Гумис, на котором стоит кистинское селение Майретип, или Мертип; 15) Аксай, или Яхсай, который обычно называют «Сухой», потому что летом он пересыхает.

Терек и оба его больших притока, Малка и Сунжа, похожи друг на друга тем, что начинаются высоко в горах, имеют одинаковые берега, глинистое и песчаное дно, быстрое течение и в них мутная, но хорошая вода; наконец, водятся одинаковые породы рыб.

...Все поселения на берегах Терека от Моздока до Червленой называются Моздокской линией, а оттуда вниз — Кизлярской. Моздок — пограничная крепость и сборное место Моздокской линии. Она расположена на лесистой низменности левого берега Терека и доступна только с одной стороны. Сама местность — открытая высокая степь, поэтому погода у Моздока яснее и здоровее, чем у Кизляра. В его учредительном акте значится, что к Моздоку могут быть приписаны только азиатские и христианские жители — армяне или грузины и новообращенные из татар, осетин и других горских народов.

Политическая география и описание народов Кавказских гор

В Кавказских горах проживает большое число остатков разных народов, которые с древних времен обитали в них, или при переселении народов в походах на Европу могли остаться там, или позднее могли прийти из Европы по разным причинам. Так, в ХII веке генуэзцы овладели берегами Черного моря, и их остатки, как говорят, ушли в Кубешу (Кубачи. — В. А.).

Все эти толпы и остатки разных народов проживают в бесчисленном количестве округов и уездов, которые частью общаются друг с другом, частью живут полностью сами по себе, и говорят на совершенно различных языках; некоторые имеют господ, другие таковых не имеют и подчиняются только власти избранных ими старейшин, не имея ни законов, ни подчинения. О своей истории они не знают ничего достоверного, и многие не знают даже свое название, которое к тому же часто искажается.

Так как Россия имеет отношения с этими народами в течение трех столетий, то я счел своим долгом как можно лучше исполнить этот пункт данной мне академической инструкции и пролить столько света в эту темноту, сколько будет возможно для меня, и я сделал все, что смог.

Посредством сбора и сравнения образцов языка, наблюдений и сравнений государственных устройств, исторических данных, физического сходства и так далее, я выяснил, что различные диалекты сводятся к немногим коренным или родственным языкам, и также многочисленные остатки народов можно свести к немногим нациям, а множество уездов и округов — к немногим провинциям. Я применил такой метод, чтобы избежать путаницы и смешения. Так я определил следующие провинции, округа и уезды, в которых был единообразный язык или в которых можно было определить по диалектам один коренной язык. [231]

ПРОВИНЦИЯ БАСИАНИЯ

Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге — с Грузией, Имеретией и Сванетией, западнее — с Абхазией, на севере — с Черкесией. Жители ее определенно татарского происхождения, и их язык является ногайским диалектом татарского языка. Этот язык не мог быть воспринят от соседей, так как они говорят на других языках. Вероятно, они переселились в эти безопасные горы для того, чтобы избежать преследования со стороны их врагов. Разные округа говорят на мало отличающихся друг от друга диалектах упомянутого ногайско-татарского языка.

Их округа:

Малкар по-басиански, Балкар по-черкесски, Басиани по-грузински. Небольшое количество их живет на Аргудане, больше на Череке, притоке Терека. К востоку от них находится осетинская Дугорен, на юге имеретинская Радша, на севере часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау. В этом округе проживает около 1000 семей, и они живут в маленьких деревнях Улумалкар, Мухол, Ишканта, Шаарда, Хурдаира, Гобсарта, Аджалга и других. Фамилия Басиат считается в округе княжеской и признается за таковую черкесами. Вероятно, от нее грузины и назвали всю область Басианией.

Бизинге, или Бизниге, у Черека. В нем около 100 семей.

Хулам, также у Черека; такой же маленький. Жители живут в очень маленьких селениях.

Чегем, по-грузински Джики. Жители — чехи. Округ занимает всю верхнюю горную область реки Баксан и ее притоков. Здесь 360 семей, и они проживают в 10 селениях: 1) Улу-Ельт — главное село и самое нижнее на Чегеме и вверх по этой реке, 2) Мимала, 3) Тобениндшил-Бердеби, 4) Аче, 5) Чеге, 6) Кам, 7) Орсундак, 8) Булунгу, 9) Джерлиге, 10) Устоширт.

Карачаи. Черкесы называют его Каршага, грузины — Кара-чагети и Кара-джики. Округ расположен около истоков Кубани, на западе граничат с абазинским округом Башилбай, на юге — со Сванетией; горный хребет Чалпак отделяет округ от кабардинцев, живущих на Баксане. В этих горах берут начало реки Малка и Кума.

БАКСАН

Вероятно, все басиане некогда были подданными грузинских правителей, при которых они и стали христианами греческого обряда, от которого у них остались некоторые старые церкви, празднование Воскресенья, соблюдение Великого поста и употребление в пищу свинины. Каменная церковь длиной в 4 сажени есть в округе Чегем у села Улу-Ельт, возле которой беременные женщины дают обет принести в жертву животное и устроить торжественное его поедание. Вообще они не знают идолопоклонства и многобожия, а верят лишь в одного Бога, подателя всех благ. Некоторые их знатные стали со временем мусульманами, но не [232] имеют ни мечетей, ни мулл. Сейчас у них нет ничего общего с грузинскими правителями, так как последние частью бессильны, частью потому, что их страна лежит высоко в ледовых горах. Из деревни Они в Имеретию до Чегема 2 дня пути. Туда малкары ходят с грубым сукном, кошмами и прочим в определенные дни и покупают там хлопчатобумажные материи и другое. Басиане больше общаются с кабардинцами, князьям которых они платят подать в размере одной овцы в год с семьи.

Басиане гонят свой скот зимой в кабардинские владения, и уже поэтому они должны подчиняться. В Кабарде они получают русскую соль, хлопчатобумажные материи, холст, сафьян. Сами приносят сюда шерсть, грубое сукно, кошмы, шкуры лисиц и куниц, серу, которую они достают у Устоширта в округе Чегем, и огнестрельный порох. В верховьях Чегема у горы Каргашин-тау они добывают свинцовую руду.

Обычные имена у басиан: Мухамет, Мусласали, Девлет, Хамза, Басмурза и другие.

В предисловии к изданному в Берлине Катехизису утверждается, что несколько веков назад, по некоторым сведениям, в 1480 году, богемские и моравские братья, чтобы избежать преследований со стороны римских единоверцев, переселились в Кавказские горы, и в начале этого года попросили прислать сюда учителей из Берлина. Сходство названий Богемии, Цихен с Чегем и имеющиеся здесь следы христианства будто подтверждают это, но мне это кажется неправдоподобным, потому что Чехом происходит от Цихен или константиновской Цихия, или Джикия грузин, а следы христианства, очевидно, из Грузии. Богемские братья, конечно, сохранили бы богемский язык и не сменили бы его на татарский, в котором невозможно найти никакого сходства со славянским.

Басиания. Грузины называют самый большой прилежащий к ним округ Мал кар словом Басиани, поэтому я выбрал это название как название провинции.

АБХАЗЫ, АБХАЗЕТИ ИЛИ АБАЗА

Грузины называют эту провинцию Абхази и Абхазети, так же зовут и жителей, которые сами себя называют «абазие»; черкесы называют их «абаза». В давние времена страна имела своих правителей. Позднее она долго находилась под властью грузинских царей. Впоследствии они освободились от Грузии, но у них нет единого правителя. Некоторые округа признают турецкое владычество, другие являются подданными черкесских князей. Князья их обеднели, поэтому, хотя они и выбирают себе в округах старейшин, при их свободе они часто воюют друг с другом.

При таком государственном устройстве у них, как и у остальных кавказцев, христианство угасло. От прежнего христианства у них, помимо церквей и их руин, остались следы в виде Великого поста, Воскресенья и поедания свинины. У них есть калтакос, который живет при одной из старых церквей; он должен иметь безупречную репутацию и освящать мясо после поста. Его титул есть искаженное грузинское «католикос». [233]

Абхазетский и черкесский языки имеют единый корень, но являются такими различными его диалектами, что не везде можно установить их родство, которое можно обнаружить с большим трудом. Диалекты юго-западных, северо-западных и северо-восточных округов также несколько различаются между собой.

Абхазы вообще миролюбивы, и если отправляются в набеги, то большей частью чтобы отомстить за обиды, нанесенные им. Готовый к нападению отряд собирается под старым дубом, вонзают в него сабли, несколько раз обходят вокруг него и говорят: «Мы идем на врага, пусть мы его поймаем и убьем». Их оружие — ружья, сабли, луки и стрелы. В последней войне такой отряд приблизительно в 3 тыс. человек напал на русское войско, но был отброшен с потерей 300 воинов и 7 предводителей.

В домашнем быту они больше всего походят на черкесов. Они одеваются так же, только носят более короткие кафтаны. Живущие на границе с Имеретией носят имеретинские шапки. Их дома, как и черкесские, состоят из легкого клетчатого строения со стенами из плетня, но дома не стоят друг возле друга, но, как в Имеретии, разбросаны в рощах. Их земледелие ограничивается в основном гоми, а высоко в горах сеют немного яровой пшеницы и ячменя.

Продукты этой страны — мед, воск, лисьи и куньи меха, грубые суконные кафтаны и бурки. Первые четыре товара продают в Крым, два последних — в Кизляр; самшитовое дерево продают в Турцию. Взамен они покупают грубое полотно, хлопчатобумажную и шелковую материю, сафьян, юфть, мелочной товар. Торговцы по большей части армяне.

Абхазия разделяется на три части: 1) юго-западная, которая располагается на склонах гор напротив моря, между реками Кубань и Энгури; последняя отделяет Абхазию от Мингрелии, 2) северо-западная часть, 3) северо-восточная часть Алти-Кесек.

1. К юго-западной части, которая и является собственно старой Абхазией, относятся округа Хирпит, Чадши, Саде и Аипка, которые черкесы называют Кушхасип, то есть загорские. Этой частью управляют турки через пашу, который располагается в крепости Сокункала у Черного моря и обычно избирается из абхазской княжеской фамилии Мудавио. Прежний паша носил имя Абай, которое грузины переделали в Сабар, и оно попало в русский атлас под названием Сабаици.

2. Северо-западная Абхазия включает в себя округа Туби, Убух, Шапсих, или Шапсо, Ахе и Кокуш у рек Хуадж и Сахи и у кубанских рек, которые граничат с черкесскими округами Бжана и Сатукаи. Турки имеют в крепости Шочуккала у Черного моря надзирателей над этими округами, однако им мало повинуются.

3. Северо-восточная часть самая маленькая. Когда еще в прошлом столетии кабардинские князья переселились далее на восток к Тереку, то абхазы захватили их области и стали подданными кабардинских князей. Алты-Кесек, то есть 6 частей, поскольку они насчитывают [234] родов, расположен между черкесскими округами Кабарда и Беслен, около кубанской реки Инджик и Уасп, или Арга, и верховий Кумы. Уезды называются Кизилбек, Там, Шеграи, Барокаи, или Бах, с 300 семей, Башилбай с 1000 семей и Сабар. На эти уезды кроме собственных князей претендуют князья черкесского уезда Беслен и потомки собственных князей из родов Мудавио и Шараша, которые еще не отказались от своих прав и потому живут в постоянных распрях; они увеличили их в 1769 году своим враждебным отношением к России, за что генерал фон Медем жестоко наказал их.

Главный город провинции — Анакопис, прежний Никопсис. Другие населенные места называются: Анаклея, Бичвинта, Бедиа, Макви, Драндели, Илори, Кодори, Чоми, Цалумка, Цупу, Бовудиак, Джанкета-хабла — большое село у реки Пшага; его старейшина в 1772 году именовался Арсланбек Херсисгукой.

ПРОВИНЦИЯ ЧЕРКЕСОВ

Жители называют себя «адиги», турки и татары называют их «черкас», грузины — «черкесиани», русские — «черкесы», осетины — «казах», которое, возможно, во времена императора Константина было общим названием черкесов. Черкесов, осетин и кистов русские называют всех вместе горцами, или тавлинцами, из-за их общего обитания на северных склонах Кавказа. Эта страна занимает на северной стороне Кавказа преимущественно равнинную часть у подошвы Главных гор и предгорья от Черного моря вверх по Кубани и далее на восток до устья Сунжи, впадающей в Терек. Поэтому от Абхазии она расположена к северу, от Кистетии — к западу. Следовательно, по ней протекают Кубань, Кума и притоки Терека.

Черкесы являются особым народом, который, судя по языку и другим обстоятельствам, не приходится родственным ни одному другому народу, кроме абхазов. Оба эти народа говорят на одном коренном языке, но на таких различных диалектах, что они сами друг друга без привычки не понимают.

У черкесов много князей, сильное дворянство, и народ подчинен им. Княжеские фамилия: Джамбулат, Картук, Бекмурза, Моисохл, Каргокин — все в Большой Кабарде.

В Черкесии нет одного общего правителя страны, между ее округами нет регулярных отношений, хотя государственное устройство страны является республиканским. Князья постоянно воюют между собой и подчиняют один другого, и часто объявляют себя сторонниками совершенно противоположных партий. Вообще страна, особенно Кабарда, признает русское владычество, и князья дают клятву в верности, а также для большей надежности спокойного и мирного их поведения дают заложников из лучших фамилий, которых содержат в Кизляре. Все же они чрезвычайно переменчивы и требуют время от времени военных наказаний. Удерживать их в их пределах нужно было особенно в прошлую турецкую войну с помощью военного корпуса. Над некоторыми черкесскими округами, кроме Кабарды, господствуют турки, которые назначают им сераскера, проживающего в Копиле у Кубани. [235]

Усилиями русского и грузинского духовенства, особенно при русском царе Иване Васильевиче, черкесы стали христианами греческого обряда, следами чего являются старые каменные церкви, кресты на могилах у Кумы и прочее, а некоторые жители до сих пор соблюдают пост. Но здесь случилось то же, что и в Абхазии. При свободном государственном устройстве христианская религия, не вытесняемая никакой другой, угасла. Сегодня большая часть знати — магометане, но не имеют ни священнослужителей, ни мечетей, ни школ, и являются невежественными. Народ живет без религии.

Внешне и по характеру черкесы похожи на абхазов, но первые смелее, тоньше, в высшей степени непостоянны, в договорах совершенно ненадежны.

Обычные мужские имена у черкесов: Али, Магомет, Моисей, Арсланбек (сильный лев), Хам-мурза (собачий князь), Тамаша (Томас), Джантемир (железная душа) и т. д.

Женские имена: Кенша, Фатме, Тепсике, Кистамер, Дженет (блаженство) и другие.

Главное их занятие скотоводство, а в нем преимущественно овцеводство. Их овцы — простые европейские овцы, но у них очень хорошая шерсть. У них есть также очень красивые лошади. Шерсть они частью перерабатывают в грубое сукно и кошмы, частью продают.

Их земледелие ограничивается почти одним просом, потому что пшено у них заменяет хлеб. То, что сказано о продуктах и торговле абхазов через армян, полностью действительно и для черкесов.

У них нет городов, а живут они в больших селениях, но дома у них не рассеяны, как у абхазов, а стоят рядом друг с другом. Дома такие же, как уже описанные у кавказцев, из легкой клетчатой постройки с плетеными и побеленными стенами.

Если им нравится новая местность из-за лучшей почвы, воды, пастбищ, леса и соседства, то они покидают свои селения и строят новые на этой лучшей местности.

Округа Черкесии:

Большая и Малая Кабарда, которые занимают пространство у подножий северных склонов гор и на предгорьях от Верхней Кубани с запада до Сунжи и обе разделяются рекой Аргудан, притоком Терека, а ниже устья Аргудана — самим Тереком. «Кабарда» на грузинском языке означает «в стороне, сбоку, на другой стороне». Таким образом, название, возможно, грузинское и принято от местоположения по отношению к Грузии.

Беслен у Улу-Лабы, притока Кубани.

Темиргой у реки Шагваша.

Мамшах и Адимос на той же реке.

Абазех у реки Пшасиа. [236]

Бжедух у реки Кизларкаткен.

Хатукай и Бшанер у реки Кара-Кубань.

Апахи. Все названные реки впадают в Кубань.

ПРОВИНЦИЯ КИСТЕТИЯ, ИЛИ КИСТИЯ

Я даю это название множеству уездов или округов, которые располагаются в высоких горах около Сунжи, занимают значительную часть плоскости и имеют на западе Малую Кабарду, на севере Терек, на восток татарские и лезгинские, на юге грузинские округа. Жители этих округов не живут мирно между собой, частью состоят в открытой вражде. Немногие имеют независимых правящих князей, как, например, чеченцы; у некоторых нет знатных и они выбирают старейшин из своих самых богатых, особенно если у них много родственников, однако подчиняются им в такой степени, в какой сами захотят. Некоторые подвластны своим более могущественным соседям, частью платят им дань, но иногда освобождаются или переходят под власть другой владетельной особы. Так, округа Вапи, Ангушт, Галга и Карабулак были подвластны то оксайским, то кабардинским князьям, но недавно они дали присягу на верность России и дали заложников, которые содержатся в Кизляре. В древние времена весь этот народ был подвластен Грузии.

Грузины называют жителей большинства этих округов «кисты», поэтому провинцию удобнее назвать Кистия, или Кистетия.

На андийском языке кисты называются «мицдшегис бутурул» (народ мицджегский). Так же их называют татары и черкесы. Следовательно, их можно называть «мицджеги», а страну — «Мицджегия». Народы этой провинции говорят на разных, сильно отличающихся один от другого диалектах. Кистинский, или чеченский, язык не родствен ни одному из кавказских языков и вообще никакому известному мне языку.

У кистов употребляются следующие мужские имена: Али, Таштаруква, Гере, Чоч, Эльберт, Шока, Борщ, Екаш, Нога, Магамет и др.

Женские имена: Саувалик, Бадиги, Балакай, Тутай, Патума, Юма, Цаби, Арагус и др.

Кисты живут в селениях примерно в 20 домов, которые расположены близко одно к другому. В селении стоит обычно каменная башня, в которой при нападении спасаются женщины и дети, а мужчины защищают их с верхнего этажа.

Их занятия, как и у всех кавказцев, — скотоводство и земледелие. Побочный их промысел, из которого многие делают главное занятие, — это набеги во владения соседей, чтобы воровать скот и людей, небольшие открытые войны, в ходе которых они грабят и опустошают все огнем. Они все хорошо вооружены и военизированы, и снаряжение их похоже на казачье. [237]

Мужчины у них статные, хорошего роста, предприимчивые и хитрые. Так как они сражаются ради грабежа и добычи, а не за честь и отечество, то было бы глупо с их стороны противостоять регулярным или сильным врагам. В таких случаях они спасаются бегством. Русских они грабят не только в своих округах, но и на русской земле за Тереком, захватывают людей, угоняют скот и лошадей у казаков, убивая при этом всех, кто сопротивляется, а также, если могут, сжигают казачьи станицы. Так, в 1774 году они разграбили станицу Наур и угнали у казачьего полка больше тысячи лошадей. Если приближаются русские войска, превосходящие их числом в 5-10 раз, то они пытаются нанести им вред и напасть на них. Если это не удается, они разбегаются, отдают свои селения, приносят клятву на верность и дают заложников в Кизляр. Но при первой же возможности они вероломно поступают как и раньше.

Поскольку их устройство и суровость нравов сохраняются с древнейших времен, а ни школ, ни грамоты, ни известий, ни даже преданий у них нет, то невозможно заглянуть в глубь их истории.

По неимению подобных известий [об этом народе], я могу назвать только некоторые округа этой провинции и обитающие в ней народы.

ИНГУШИ

Округ ингушей, или кистов, лежит между истоками Сунжи и Терека и рекой Кумбелей, впадающей в Терек. На севере округ граничит с Малой Кабардой, на западе — с Осетией, на востоке — с чеченами, на юге — с ледяными горами. Этот народ, который сам себя называет обоими названиями, может выставить в поле примерно 5 тыс. боеспособных мужчин. Они совершенно свободны и не подчиняются никакому князю, как это есть почти у всех остальных кавказских народов; ими управляют несколько выборных старейшин. До сих пор ингуши состояли под властью кабардинских и аксайских князей. Давно обсуждавшееся предложение о подчинении России осуществлено недавно через посредство моздокского коменданта полковника фон Неймча.

Мы остановились в деревушке, насчитывавшей около 20 жилищ. Их деревни расположены близко одна к другой. Они прилежные земледельцы и скотоводы. По кавказскому обычаю они всегда ходят вооруженные. Во многих деревнях имеются каменные башни, в нижней части которых они во время войны укрывают своих женщин и детей; с верхней части мужчины защищают свою собственность.

Ингуши говорят одним языком с чеченцами и тушетами, но совсем отличается от татарского и других языков кавказских народов; в конце этого путешествия я составлю их словарь. Письменности у них нет, и поскольку с древнейших времен у них не происходило каких-либо значительных перемен, то трудно узнать что-либо достоверное об их происхождении. Они называют себя «галга» и до сих пор пользуются щитом во время военных действий. [238]

Их религия очень проста, но несет в себе следы христианства. Они почитают бога, которого называют Даиле, но в их религии нет святых или каких-либо примечательных персон. В воскресенье они не совершают богослужений, а только отдыхают от работы. Весной они соблюдают большой, а летом меньший пост. Ни при рождении, ни при смерти человека они не совершают особых обрядов. У них разрешено многоженство, и они едят свинину. Все же у них есть один вид жертвоприношений. В определенное время один мужчина, которого они называют «цани-сатт», то есть «чистый муж», принадлежащий к роду жрецов, режет для них баранов. Он должен быть неженатым; живет в одной старой каменной церкви глубоко в горах. По слухам, в этой церкви есть каменные статуи и надписи, также много книг, но к ним никто не смеет прикоснуться. Не ингуши, а снег помешал мне посетить это достопримечательное место, о чем я весьма сожалел, поскольку там должны были быть минералогические примечательности. Мне показали небольшие штуфы свинцового блеска, медной лазури и медной сини, которые, вероятно, были отломаны от церкви. Я отложил более подробное исследование до другого случая.

Мужские имена ингушей: Таштаруква, Али, Гере, Чоч, Елберд, Шора, Борш, Екаш, Ного, Тотур, Чоджора, Саик, Хасбулат, Матай, Дахка, Цавиенек, Гиртс, Келасха, Батирби, Махамет, Бимурза, Мосост, Артцаг, Джан, Карте, Джанай, Бердква.

Женские имена у ингушей: Сауварлик, Бадирги, Белакай, Тугай, Патума, Арсамек, Соскейо, Дашау, Паха, Тума, Атагис, Холак, Деше, Рустаман, Арагус.

Через три дня после рождения ребенка женщины собираются на совет и выбирают имя ребенку.

Округа ингушей:

Ендре и Яхсай. Здесь следующие селения: Бенедат, Белегулар, Цаунтагол, Гурдасерал, Елерира, Елмакирол, Ангетирал, Гендугирал, Дадагирал, Гинасирал, Сандокол, Елмакирал, Тиливол, Аккуарал, Билилот, Кашгелде, Курчилор, Науруссш, Алираант, Нуиве, Ойсунгур, Иссезу, которую русские называют «Горячий». Оба наименования взяты от тамошних горячих источников, которые я назвал Орловскими теплицами. Эта деревня расположена при Сунже, в 20 верстах выше теплиц Св. Петра, возле Барагуна. В ней насчитывается около 500 дворов, жители которых известны как опасные разбойники.

Другие кистинские округа: Ахкингурт, Ардахли, Ват, Ангушт, Шалха, Чечен, Атаги, Кулга, или Гданти, Галгай, Дшанти, Чабрилло, Шабет, Чишрикакер, Карабулак, Меести, Мереджи, Галашка, Дубан.

Округ Ахкингурт лежит в верховьях Сунжи и Кумбелея, впадающего в Терек.

Округ Ардахли — в верховьях Рожени, впадающей в Сунжу.

Округа Вапи, Осет и Макарл лежат на ручье Терек, впадающем близ осетинской деревни Чима в Терек, между Тереком и Кумбелеем. [239]

Округ Ангушт находится в широкой долине в верховьях Кумбелея.

Округ Шалка, называемый русскими Малый Ангушт — по причине связи его с предыдущим округом, лежит у основания горного хребта. К этим обоим округам относятся следующие деревни: Галга, Тирол, Ака, Беци, Бушу, Кирхеретсели, Голай, Ялггор, Цорай, Ной, Гой, Кахкой, Местой, Нашах, Цулай, Мелер, Корби, Махши, Ахсай, Шадгия, Асдар, Хейзехи, Цисди, Паланг. Последние три предпочли российское покровительство заступничеству кабардинских князей, присягнули на верность Российскому престолу и дали аманатов.

Округ Чечен. Он занимает область нижнего Аргуна и Бюстена, впадающих в Сунжу, и весьма обширен, вследствие чего под именем его обитателей чеченов часто понимают весь кистинский народ. Чечены имеют своих собственных князей. Правящая фамилия называется Туркан, она состоит в родстве с Авар-ханом.

Князь Ахмет-хан поднял было в 1770 году восстание против России, но скоро был усмирен. Вскоре после этого он и его старший сын скончались. Преемника его звали Али-Султан; он был вынужден послать в Кизляр малолетнего своего сына в залог верности.

Князя Хасбулата убили сами чечены. Внуки его, Хасбулат и Алхани Татархан, в 1773 году были еще в юношеском возрасте.

Из многочисленных деревень, относящихся к этому округу, я узнал только некоторые.

Чечен, главная деревня, большая, находится в 20 верстах от устья Аргуна.

Гадшиаул почти такой же величины, находится напротив Чечена. Янгегерт — около Сунжи, Гадшиаул — при Аргуне; там же — Шактери, Шарейн, Тага, Докан, Атага и другие деревни. Округ Атаги состоит всего лишь из нескольких деревень в верховьях Аргуна, населенных так называемыми атахузами, князя которых зовут Арслан-бек.

Округ Кулга, или Гданти, находится в горах возле округа Туши.

Округ Галгай (по-грузински Галга) находится в верховьях Асая, впадающего в Сунжу. В деревне Саглаис, относящейся к этому округу, прежде стояла большая церковь.

Округи Дшанти, Чабрилло и Шабет находятся на Сунже; округ Чисхрикакер — при реке Рошни, впадающей в Сунжу.

Чечены живут между Барагуном и Аксаем в 7 деревнях. Они народ беспокойный и хищный.

Карабулаки — кочевой народ, имеющий свои деревеньки в горах к северу, в верховьях Сунжи, и ее 6 притоках. Земля карабулаков лежит при Мартане, или Фартане, впадающем в Сунжу справа, ниже ручья Шемилгора. У них нет князей, а только старейшины. Они говорят на кистинском, чеченском или мицдшегинском наречиях. На ручье Шемилгора, с правой стороны Сунжи, находится селение Боко, названное так по правящей фамилии; в этом селении около 40 фамилий.

Округ Карабулак (по-татарски «черный источник») лежит на реке Мартан, там, где она вытекает из гор. Черкесы дали этому округу татарское название «Бальсу», то есть Медовая река. Чечены именуют его Арши-Тояй, а ингуши и сами карабулаки — Арште. Он платил раньше дань аксайским князьям, но в 1772 году и от него взяты в Кизляр заложники. [240]

Округу карабулаков принадлежат и текущие ниже Мартана ручьи Ашган, Валарек и Чалаш, где у них находятся пастбища для их скота.

Округ Меести находится при Аксае, впадающем в Сунжу.

Округ Мередши — ниже предыдущего.

Округ Галашка — при реке Осте, ниже предыдущего.

Округ Дубай — ниже Галашки.

Следующие деревни относятся к различным кистинским округам: Махки, Хамха, Таргем, Аги, Картни, Цулуй, Бештузи, Азик, Тимгай, Лалах, Хани, Таш, Арцхой, Салгай, Фалхал, Перек, Малар, Дшайрак, Арапе, Берех, Кушги, Кала, Нарает, Бархан, Тори.

СЛЕДЫ ДРЕВНИХ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В Малой Кабарде между ручьями Ассокайя и Мандах я видел колонну из песчаника в форме креста. Она высотой в 8 парижских футов и имеет греческую надгробную надпись, которая извещает о некоем Теодоре, сыне Ноя.

Другой камень в виде параллелепипеда с крестом и надписью находится у левого берега Баксана недалеко от устья речки Гунделен. Надпись сделана на греческом языке.

Недалеко отсюда находится еще один камень с испорченной греческой надписью. Все надписи скопировал для меня черкесский уздень Чебасгирей Куденетов.

У реки Чегем, в 5 верстах от северной подошвы Главного Кавказского хребта, на большой равнине стоит колонна из серого песчаника с надписью, содержание которой относится к некоему Иоанну. Недалеко отсюда у берега Чегема находятся погребения кабардинских князей Бекмурзы, отца погибшего в Хиве князя Александра Бековича, и генерал-майора Эльмурзы Бековича, умершего в Кизляре и перевезенного сюда. Черкесы называют эти кресты словом «шоор», которое, по-видимому, происходит от грузинского «шуари».

В 12 верстах отсюда, между Чегемом и Баксаном, стоит каменная колонна в 4 фута высотой, на двух сторонах которой имеются надписи греческими буквами. В надгробной надписи назван некий Иосиф, сын Каниса.

На восточном берегу Кумбелея, в 40 верстах выше его впадения в Терек, стоит параллелепипед из песчаника, высотой примерно в 7 футов. На южной стороне имеется надпись, в которой часть букв русские, часть греческие. На северной стороне изображены 3 всадника один над другим. Вероятно, это три рыцаря Георга. На западной стороне рыцарь Георг изображен с поверженным драконом. Вокруг этого камня находятся несколько курганов различной величины.

На западном берегу Терека, примерно в 7 верстах ниже устья Кумбелея и Псехуша находится место, называемое Татартуп, где можно увидеть развалины некоторых строений. Этих [241] развалин пять. Первое строение — скорее всего мечеть. Второе строение — башня. Третье — башня, похожая на предыдущую. Четвертое строение — греческая церковь. Пятое — такая же христианская церковь.

В этой местности очень много погребений, частью в виде каменных груд, частью в виде оград с низкими стенами. Вероятно, когда-то здесь было большое черкесское поселение, жители которого были мусульманами и христианами. Христианские церкви были построены лет 200 назад, поскольку в то время в Кабарде, после того как царь Иван Васильевич покорил эту страну, проживало много русских миссионеров, которые магометан-черкесов обратили в греческую веру. Так как в следующем столетии Кабарда снова перешла к Крыму, то снова угасла греческая вера, и церкви разрушились. Это место до сих пор было священным для черкесов; в Татартупе присягали, и воры, и убийцы находили здесь прибежище как в вольном городе. Теперь молодые люди не обращают на это внимания, только старики еще придерживаются этой традиции.

В 6 верстах выше Татартупа находятся два строения, одно высотой в 6 саженей, второе — 4 сажени, со сводами, отверстиями для света и под валами. Предположительно, это черкесские погребения.

Между этими строениями и Татартупом стоят два камня из песчаника. Их высота 5 футов, ширина 2 фута, толщина в несколько дюймов. На южной стороне имеется арабская надпись. Мне ее перевели, и ее содержание следующее: «Сахибе Газел Хаджер Махамет ибни Тутук исми Хатхакума Кухинах Фатехах 1159», то есть «владетель этого камня Махамет Тутука, сын из фамилии Хатхакума. Помилуй его душу. 1745 год после рождения Христа». Другая надпись: «Сахиб Хасел Хаджер Кази Хибни Махамет ибни Тутук Кухинах Фатехах 1179», то есть «владелец этого камня Кази, сын Махамета, сына Тутука. Помилуй его душу. 1765 год после рождения Христа».

В нескольких верстах к северу от ручья Назран находится погребение на высоком холме. Строение шестиугольное, каждая сторона шириной в сажень, крыша сводчатая. Под ровным полом находится подвал глубиной в 7 футов. Над входом имеется надпись в три строки. Шрифт арабский. Перевод надписи: «Обиталище Малахирии Санаби Имарет. Сегодня ты, а завтра мы», написал Али-Султан. В этом склепе я обнаружил 6 трупов, лежащих рядом друг с другом. Тела лежали в гробах, на спине, головой на восток. Некоторые трупы были целыми, у других вырваны руки и ноги из суставов. Все были завернуты в саваны. Некоторые тела были мужские, другие — женские. Рядом с этими телами лежал высохший, но не истлевший заяц, без шерсти. Вероятно, он скрылся в этом склепе, убегая от охотников или хищников. О времени строительства этого склепа мне ничего не смогли рассказать, как и о лежащих в нем людях. Они не магометане, так как их не хоронят в гробах. Надписи же арабские. Я считаю, что это фамильное погребение князя Али-Султана, который ко времени Ивана Васильевича в XVI веке завоевал Кабарду и затем принял христианство.

В этой местности еще 40 лет назад было много селений Малой Кабарды. [242]

Том 2

ПРЕБЫВАНИЕ У ТЕРЕКА

..30 апреля я провел экскурсию в чеченское село Янгегент. Вокруг Янгегента имеются равнина и поля ржи, которые орошаются речкой Карасу... Затем я пошел дальше в село Чечен на берегу Аргуни, где напротив находится селение Хаджи-аул.

1 мая я вернулся из Чечена к Петровским теплицам.

17 мая я вернулся в Моздок. Здесь я дожидался кабардинского князя, который по приказу генерала Медема должен был сопровождать меня через степь до Черкасска-на-Дону. Эта поездка из-за кабардинских и кубанских летучих отрядов была бы невозможна без такого конвоя.

12 июня я выступил из Моздока с конвоем в 85 человек казаков под предводительством узденя из Большой Кабарды Чебасгирея Куденета. Для большей моей безопасности генерал Медем присоединил к нему князя Кургока Татарханова.

14 июня мы пришли к месту впадения Малки в Терек в местности, называемой Бештамак, то есть Пять устьев, вероятно, потому, что здесь 5 рек: Малка, Черек, Нальчик, Чегрин и Баксан имеют свои устья... Ручей Кара-Терек впадает в Терек с западной стороны. Зимой у этой речки жители Большой Кабарды держат много овечьих стад и живут тут же в хижинах. Река Черек берет начало в горах Кашка-Тау, то есть Лысая гора. Вдоль нее расположен татарский басианский округ Мал кар, или Балкар. В нее впадает быстрая река Черек-Хахо.

К востоку от него находится округ Хулам, принадлежащий Басиании. С западной стороны в Черек-Хахо, ниже Бизинга, впадает река Карасу. Ниже устья Черек-Хахо у Терека имеется глубокое ущелье, наполненное чистой, но соленой водой, называемое по-черкесски Черек-Иана, то есть Мать Черека. Скалистые берега Черека так близко подходят друг к другу, что между ними можно навести мост, который вел бы из Кабарды в Балкар. С западной стороны в Черек впадает речка Мишгигк, у которой расположены крайние восточные селения Большой Кабарды, а именно селения знатной фамилии Докшукина с 200 семьями подданных, которые принадлежат князю Кургоку Татарханову, который сам живет в Мишгигке. В области предгорий в Черек впадает река Нальчик, принимающая с западной стороны реку Жалука; в нее впадает ручей Кенжа, еще далее речка Шихофепс. У Нальчика живет 100 семей Кургока Татарханова и его братьев.

На Жалуке и Кенже живет самая большая знатная фамилия Большой Кабарды — Куденет с подданными, число которых около 3 тыс. семей; сама же фамилия Куденет состоит из 30 взрослых мужчин. [243]

15 июня. Мне нужно было найти князя Кургока Тагарханова, потому что он должен был сопровождать меня. Двух узденей князя Джанхота Татарханова, которые сегодня прибыли ко мне от него из Бештау, где он сейчас находится, я оставил в лагере и с Чебасгиреем и 10 казаками отправился в путь.

На Чегеме и Шаудане высоко в горах живет народ татарского округа Чегем, а у подошвы гор живет кабардинская узденская фамилия Куденет со своими подданными. Верхняя часть этой реки используется как пастбище для крупного рогатого скота, небольшая часть — под пашню; в нижней части косят сено и зимой содержат овец и лошадей.

В Баксан с западной стороны впадает речка Гунделен (Поперечная река); с восточной стороны ниже в Баксан впадает речка Кишпег. От устья Гунделена на 30 верст река Баксан занята казаками Большой Кабарды. Верхнюю часть этих гор занимает княжеская фамилия Атажукина с подданными, среднюю часть у подошвы гор — княжеская фамилия Мисоста, главная резиденция которого находится у мыса Кис-Бурун. Нижнюю часть в долине у Бакса-нижа занимает княжеская фамилия Джамбулат с подданными. У Кишпега находится семья узденя Тамби с подданными. Эти фамилии вместе с фамилией Куденет являются серединой между княжескими и обычными дворянскими фамилиями, из которых многие еще платят подать князьям; таковых имеют Куденет и Тамби в своих округах. Родоначальником двух последних фамилий считается Гнардук. Три фамилии от этого предка: Баруква, Эльмурза и Сусаруква — называются общим именем Анзор. У реки Кулкушин живет ветвь княжеской линии Мисост со 100 фамилиями своих подданных; сейчас ее называют Шангот, по сыну Мамбета, названному так по имени своего приемного отца Саидакова.

Этой весной кабардинцы установили повышенные цены на свои товары, а именно: за 1 войлок — 60 коп., за годовалую овцу — 2 хемде, за ягненка — 1 хемд, за бурку — от 2 до 4 хемде, 12 пучков шерсти — с 12 овец 1 хемд.

15 июня я переночевал у Чебасгирея Куденета. Я подарил ему различные вещи общей стоимостью в 25 рублей. После обеда мы уехали отсюда до кабака узденской фамилии Кунуш, воспитавшей Чебасгирея. По дороге я осмотрел и зарисовал два старых памятника, представляющих собой каменные кресты с различными надписями. Один камень стоит на восточной стороне реки Чегем. Напротив камня у берега Чегем находится погребение князя Бек-мурзы, сына Шамбулата, который остался здесь примерно 80 лет назад после сражения с крымскими татарами; рядом с ним могила его сына Эльмурзы, который 4 года назад умер в Кизляре в чине генерала. Здесь лежат и другие их потомки. На их могилах возведены обычные четырехугольные каменные мавзолеи.

Второй камень находится между Чегемом и Баксаном. У подошвы гор, возле Кисбуруна стоят еще два старых камня с крестами. В наши дни рядом с ними хоронят своих мертвых армяне, живущие среди кабардинцев, и недалеко от них находится погребение княжеской фамилия Мисост, где сейчас возводится мавзолей умершему в этом году князю Кассаю. [244]

17 июня мы переправились через Баксан и прибыли в кабак князя Шанхота Татарханова. Здесь я остановился и посетил его супругу, подарил ей шелковые ткани, серебряные нити и другие безделки на 8 рублей. Двум узденям князя я оставил подарки на 6 рублей. После этого мы продолжили путь к нашему лагерю. Мы ехали мимо многих мавзолеев кабардинских князей с татарскими надписями. Три дочери и два сына Шанхота Татарханова умерли в этом году от оспы и лежат теперь рядом. Вокруг их могил возведена четырехугольная ограда.

18 июня. Вдоль северной стороны Малки мы доехали до местности Шегуша Иикего, то есть Соленый Брод, затем до местности Куш Бжапа, где стоит мавзолей Белый Меджет. Этот мавзолей является местом погребения князя Мисоста, сына Карамурзы и отца Арслан-бека. Он был князем ногайцев с Кубани, а именно орды Кассай-аул, которая лет 50 назад кочевала в этой местности и ниже, у Малки, и даже по ту сторону Терека, в местности Джулат.

19 июня. Мы прибыли к ручью Иетока. На ее берегу стоит каменная статуя с надписями греческими буквами, эта статуя называется у черкесов «Дука Бек», ее происхождение неизвестно.

20 июня. Мы остановились у подножия Машука и посетили князей Джамбулатовой линии, у которых по отношению к России более надежные намерения: Джанхота и Кургока Татархановых, двоюродного брата Джамбулата — Маметгарея Казиева, Ислама Джамбулатова, Атажука Амурзина, сына нынешнего старейшины Амурзы Арсланбекова.

В горах около Эльбруса, как говорят, водятся гуси и каменные козлы. Черкесы называют гусей цохо, каменных козлов — кушха адже.

На северной стороне Малки у кабардинцев находятся поля пшеницы. Ко времени сбора урожая в сентябре они перебираются сюда и живут здесь около двух месяцев, чтобы собрать и обмолотить пшеницу. Лагерь их по-татарски называется Сабан-Кош; так продолжительная кабардинская экономика.

СОЛЕНОЕ ОЗЕРО ТАМБИ

Английская бутылка воды из этого озера дает после испарения около 3 лотов соли, но это не чистая поваренная соль, а смесь с большим количеством английской соли. Раньше это озеро высыхало летом, и из него собирали насыщенную солью глину, которую вывозили до Кубани, где ее употребляли для лечения овец, рогатого скота и лошадей. Но несколько лет назад вода из ручьев с соседних холмов повернула туда; эта вода препятствует высыханию и ослабляет воду в озере, поэтому сейчас скоту дают соль, которую берут из озера у устья Кумы. Дорога из Большой Кабарды до этого озера на быках составляет 8 дней пути туда и столько же обратно. Этой русской солью кабардинцы снабжают не только своих горных соседей, но и кубанские, черкесские, абазинские и татарские народы. Ногайские татары с Кубани ездят сами на это озеро и снабжают ею округа Беслен, Темиргой, Абазех. Люди сами потребляют мало этой соли, но [245] потребление ее очень большое, поскольку много соли идет скоту. Кабардинцы от этого товара имеют не только большую прибыль, но они еще употребляют эту соль как средство, с помощью которого они удерживают эти народы в повиновении. Что может быть естественнее, чем то, что Россия, которой принадлежит эта область, где кабардинцы берут соль, должна была обойтись с кабардинцами так же, как кабардинцы со своими соседями. Таким же образом Россия поступает с Малой Кабардой и с округами Чечен и Аксай. Сейчас к озеру Тамби на водопой пригнали большое стадо в 3 тыс. кобыл с жеребятами и жеребцами, принадлежащих 12 князьям Большой Кабарды. Здесь же и на Темир Кубшеке пасутся еще несколько тысяч лошадей. Все кабардинские кобылы имеют на левой ляжке клеймо, порода их называется «беслен». Лошади по большей части белой масти или гнедые. С началом следующего месяца лошадей перегонят в высокие горы у подошвы Эльбруса, где они будут пастись в июле и августе. В сентябре-октябре их снова перегонят вниз, а с ноября по апрель их будут держать на теплых равнинах у Кумы, у Куры, до нижней Малки и Баксана, все время в поле и никогда не держат в конюшне. Сена им не дают почти никогда, потому что снег зимой в долинах почти никогда не покрывает землю целиком.

...Моему желанию подняться на Эльбрус воспротивились кабардинцы; он служит им прибежищем в случае, если им изменит военное счастье, поэтому они не хотят, чтобы это прибежище было открыто.

...8 июля я посетил развалины Маджар. Это место примерно в 400 квадратных саженей содержит 50 различных строений из кирпича. Это не жилища, а мавзолеи, снабженные подземными склепами с гробами. Здесь же находятся развалины магометанской мечети. Я узнал, что в VIII веке хиджры, или 500 лет назад, это место было обитаемо, жители были мусульманами и местность принадлежала ногайцам.

Около реки Гегерлик живут кубанские ногайцы, которым принадлежит Хаджи-аул. Они уже 2 года как подчинены России, но раньше на них влиял Сокур-хаджи. Эти орды ногайцев насчитывают 8 тыс. семей, они всегда были отделены от едисанских ногайцев. Местность, по которой они кочуют — это Кубань между устьями Сулуки и Ирпа и предгорья вокруг истоков Гегерлика из той цепи покрытых лесом гор, которую татары называют Карагач, черкесы — Шет Карагач, русские — Черный лес. Верховья Кубани и предгорья вокруг Калауса и Карамикле используют алтикесеки, которые пасут и стригут здесь своих овец. Вокруг истоков Гегерлика ногайцы имеют поля проса и пшеницы. Эта верхняя часть Калауса называется черкесами и абазинами Банока, татарами — Ионкули из-за множества красных ив. Сайгу черкесы называют «бешен хуж», или белая коза.

РЕКИ БАССЕЙНА КУБАНИ

Кубань по-абазински называется Кубен, по-кабардински — Псидже (Старая вода). Она берет начало у Эльбруса и в нее впадают следующие притоки: [246] 1. Горная речка Коиден. 2. Джеханес. 3. Джегата, на правом берегу которой стоит каменная женская фигура гигантской величины, называемая Елтеркач. 4. Учкул, по-татарски «три крестьянина». 5. Калмурза, или Джилгассе. 6. Собственно Кубань, в верховьях которой расположен Базианский округ и принадлежащий Базиании округ Карачай. 7. Теберда с абазинским селом Трамкт. 8. Шауно. 9. Каракент. 10. Чашедсере. 11. Карданиш с абазинским селением. 12. Ессаул с двумя абазинскими селениями. 13. Марух с одним абазинским селом. 14. Кичи-Инджик. 15. Улу-Инджик. 16. Большая река Уарп с абазинскими округами Псилбариш и Кахтан. 17. Кичи-Гиген. 18. Улу-Гиген. 19. Кичи-Лаба. 20. Улу-Лаба. 21. Большая река Шхагвашо, около нее черкесский округ Темиргой и Маншах и два абазинских округа Бах и Сабай. В нее впадает Кулшупс. 22. Большая река Пшага, на ней абазинские села. 23. Большая река Хуадж, в нее впадает Саджи; здесь черкесские округа Бжедух и Шапушкокум, в горах округа Туби и Убух. 24. Маленькая речка Хатупс с абазинским округом Бешух-хабла. 25. Большая река Пшехупс с тремя абазинскими округами. 26. Маленькая река Сахи, с абазинским округом Найуха-хабла. 27. Хурза, на ней много черкесских и абазинских округов.

От округа Нижний Шапсух 24 версты до находящейся на Черном море маленькой крепости Сочук-кала. При устье Хурзы Кубань разделяется на два рукава, из которых один течет в Черное море, а другой — в Азовское. В углу, где река разделяется, стоит турецкая крепость Копил, жители которой черкесы и татары. Здесь находилась резиденция сераскера крымского хана, который должен был держать в покорности Оттоманской Порте черкесов и абазин и брал с некоторых округов подать скотом и людьми.

Под властью сераскера в Копиле состоят и некрасовские казаки. Они были замешаны в восстании донских казаков Кондратия Булавина и в 1708 году сбежали на Кубань под предводительством Некрасова, где они умножились беглыми казаками с Терека и насчитывают сегодня около 1000 семей. Когда в последней войне они причинили много трудностей русским войскам и не захотели присягать на верность хану, то русские разрушили три их станицы: Себелой, Кангат и Хантибе, — и казаки спаслись в горах у абхазов.

Жители острова Тамань и города Темрюк по большей части черкесы, говорящие на темиргойском диалекте. Среди них живут татары.

(пер. В. Аталикова)
Текст воспроизведен по изданию: Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2010

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.