231. Д. VIII. 1771 г.—Представление от
царя Ираклия имп. Екатерине II.
Подл. I вып. II т. № 57.
В начале представления царь Ираклий
приносит благодарность императрице за
пожалование ордена Св. Андрея Первозванного с
брильянтами, затем продолжает: “так как в. и. в.
было повелено, чтобы Имеретинского царя и
Дадиана, равно и других (владетелей) привести
между собою в соглашение и поднять их против
врагов христианства,—сколько только можно было
мы старались примирить и укрепить их взаимное
расположение, но соглашение однако не
воспоследовало. В бытность нашу с гр. Тотлебеном
в Сураме прибыл к нам святейший католикос
Имеретинский; о его заявлениях и о состоянии дел
в Имеретии сообщат высоч. двору лица, к тому
обязанные, так равно и о возможном соглашении
владетелей. Засим, о том как я и гр. Тотлебен
выступили в поход против неприятеля, как мы
двигались вперед, или как мы осаждали
неприятельскую крепость Ацхури, и как гр.
Тотлебен тайно от нас бежал назад, и как мы, с
помощью Божьей и по вашей милости, вступили в
неприятельскую [262]
землю,—обо всем этом мы (т. е. Ираклий) подробно
писали в письме к Первенствующему министру (Н. И.
Панину); при нас во время сражения (Аспиндзского)
находились кн. Моуравов и несколько русских, и
казаки, видевшие все это собственными глазами, —
и это случилось не нашей силой, но с помощью
Божьей и счастьем в. в-ва. Было повелено в. в-м в
прошлом году нам, христианам, живущим по сию
сторону гор (Кавказских) подняться на
мусульман,—турок,—это была для меня желанная
минута! Должен сказать правду, что насколько
возможно было для службы в. в-ва я не пощадил ни
себя, ни своих подданных, и впредь не пощажу себя
для службы в. в-а; я несколько раз еще выступал в
походы к стороне Карса, и с тех пор как в
Ахалцихской области, по воле Божьей, пролита нами
мусульманская кровь—подобными действиями наши
соседи, жившие в мире с нами добровольно или
принуждаемые нами силою, с которыми, после указа
в. в-а, мы прервали мир и дружбу, вследствие сего,
после наших военных действий, все они считают нас
заклятыми врагами, и мы никого не считаем своим
благодетелем (доброжелателем), кроме всемогущего
Бога и в. и. в-а; для нас достаточна эта надежда, и
непоколебимо верим в надежду, обещанную нам в. в-м
о том, что мы никогда не будем оставлены.
|