168. Д. X. 30 мая 1773 г. —Рапорт
кап.-поруч. Львова гр. Н. И. Панину.
Разномыслие издавна вкоренившееся
между владетелями Грузинскими, несогласие и
поныне продолжается. Царь Ираклий, отлагая от
времени до времени, с царем Соломоном еще не
видался и между сими владетелями о взаимном друг
другу вспоможении, о коем я в. с. пред сим нижайше
доносил, и поныне ничего не постановлено. Князья
Дадиан и Гуриель беспрестанное с турками имеют
сообщение, и продолжают с ними обыкновенный свой
поноснейший торг людьми; в том числе и наших
беглых солдат туркам продают же. Хотя прилежащие
к Грузии и Имеретии турецкие места ныне
совершенно обнажены, однако ж, по выведении от
сюда нашего войска, как царь Ираклий, так и царь
Соломон и по сие время против турок, ни малых
поисков не чинят: первый из сих владетелей
продолжает время в обнадеживании, что он вскоре
соберет свое войско и сам с оным для поисков в
турецкую землю вступит, а второй представляет в
отговорку то, что пока он с царем Ираклием
совершенно не примирится, земли свои обнажить не
смеет, опасаясь князя Дадиана и абхазинцов. На
сих [375] днях князя Дадиана
брат Николоз с немалым числом мингрельцов
подошел к Имеритинской границе, для сыскания
удобного случая, чтобы, соединясь с абхазинцами,
впасть в Имеретию, но царь Соломон, предупредя
оное соединение, на помянутого князя ударил и
разогнал мингрельцов, несколько Дадиановых
деревень разграбил, а между тем с другой стороны
сам Дадиан порвался в Рачу, и там несколько царю
Соломону принадлежащих деревень разорил. Из
Ахалциха лезгинцы в Грузию беспрестанно впадают,
и как по оной, по неописанной лености и нерадению
грузинских князей, почти никакой
предосторожности не употребляется, так и на сих
днях помянутыми разбойниками из разных
грузинских деревень более трех сот грузинцов в
плен увезено. А Кунцахский владелец Муцаль, о
котором я в. с. пред сим нижайше доносил, пред не
давним временем в себе в горы возвратился; часть
из бывших с ним лезгинцов, разделясь на малые
партии, в Грузии рассеялись. При собрании мною
здесь наших беглых солдат ясно видно грузинских
князей в нашей стороне крайнее не усердие:
большая часть из них стараются оных беглых у себя
утаивать и несколько некоторых из них
переженили, но и тем, кои самопроизвольно из
бегов во мне являться намереваются, в том
препятствуют; сверх сего оные князья, для своего
пред здешним народом оправдания, рассеивают
здесь несправедливейший слух, то есть, что корпус
нашего войска был сюда прислан для того, чтобы
здешних христиан вмешать в настоящую с турками
войну, и потом оный отсюда выведено. Но сия их
хитрость неудачна, ибо народ здешний, видя
Имеретию от порабощения избавлена, всячески и
при малом моем старании не только князьям своим
не верят, но и оказывают явное на них свое, и на
самого владетеля, роптание, причитая точно им в
вину, что оное наше войско отсюда отозвано.
Кизлярский комендант меня уведомляет, что для
забрания отсюда упомянутых беглых команда с
заграницы нашей сюда не прислана по причине
происшедшей между кабардинцами и ингушевцами
ссоры; сия же ссора причиной и тому, что так
долгое время отсюда до Моздока проезд был весьма
опасен. Ныне оных беглых более ста человек уже
несколько месяцев находятся действительно в
моих руках, а сверх оного числа таковых же беглых
солдат еще, конечно, не менее двух сот человек у
здешних князей по деревням работают, но [376] и оных по приказанию царя
Ираклия ко мне приводить начинают. Для избежания
излишнего убытка, в рассуждении напрасного оных
беглых здесь содержания, не намерен я был, м. г.,
всех оных беглецов собирать до прибытия за ними
сюда команды, но как примечено, что оные беглые
пробирались отсюда далее в Ганжу и в Эревань,
потому я и принужден был царя Ираклия просить,
чтобы и до прибытия оной команды всех их
переловить приказал. Сего месяца 25 числа получил
я от ген.-м. Медема и от кизлярского коменданта
уведомление о прервании бывшего между нашими и
Порты отоманской войсками вторичного перемирия,
о сем я здесь, кому надлежит объявил. Минувшего
апреля месяца царя Ираклия старшей сын, царевич
Георгий, сделал мне, по здешнему, отличную честь
приглашением меня к восприятию новорожденного
от священной купели; при совершении сего
священного таинства церемония происходила, по
здешнему обычаю, с изрядным великолепием.
Тифлис.
|