Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

15. Д. III. 28 мая 1769 г.—Инструкция надворному советнику князю Мауравову.

Имеретия область грузинская, окруженная Кавказскими горами, прочею Грузией и турецкими азиатскими провинциями с трех сторон, а с четвертой Черным морем, почитается подданною Порты отоманской. Властители ее турки магометане и соседи, варвары лезгинцы, в горах живущие, сделали жребий тамошних жителей крайне несчастливым, продолжаемым непрестанно расхищением оных в плен и в неволю и, предуспев довести Имеретийских князей и дворян до такого не чувствия, что большой части из них и произвольная продажа природных своих людей в нечестивые руки не кажется противною христианскому закону и самому человеколюбию. Сверх того взаимное предательство и отступление христианского закона для корысти или мщения и честолюбивых видов, суть действия сколько ни гнусные, но часто в Имеретии случающиеся. Таким образом время от времени умалялся народ и земля приходила в опустошение. Настоящий Имеретийский царь Соломон, или в самом деле за должность христианского владетеля почтя, или убежден будучи другими, но здесь неизвестными причинами, осмелился однако же за несколько лет назад воспротивиться вредному обыкновению, хотя и сильно утвержденному времени продолжением. Довольно было сего обстоятельства вооружить против него турок, ибо здесь отчасти известно, что злоупотребление наконец не в том одном состояло, но что и самая уже земля платила Порте в подать людьми, а особливо женским полом. Подтверждается сие бывшим царя Соломона искательством склонить Порту удовольствоваться данью, в древние лета от Имеретии данной. Каждый двор платил тогда чрез три года по одной холстинной рубашке, или деньгами по [40] двадцати копеек. Между тем, сопротивляясь, он турецким войскам, присланным на Имеретию, представил в исходе 1766 года ко двору ее и. в. прошение о дозволении ему с несколькими князьями и дворянами возыметь прибежище в здешнюю Империю, или о заступлении за него при Порте Оттоманской. Отклонено было то и другое по причине продолжавшегося тогда мира и в упреждение напрасного подозрения, с поданием однако же надежды впредь при удобнейшем случае возыметь об нем попечение и с некоторым сверх того внушением, чтобы в собственных своих силах и способах искал дотоле защищения. Но он, несмотря на неудачу первой попытки и прежде нежели узнал о происшедшей ныне войне, отправил сюда архииерея с новыми представлениями о принятии его с Имеретией в подданство ее и. в., а ежели на сие поступить за благо не рассудится, о учинении ему против турок вспоможения, а в случае когда не в состоянии будет устоять, о даче ему убежища. По учиненным с архиереем изъяснениям главнейшая безопасность Имеретии зависит от гористого положения, чем пользуясь Соломон преодолевал с небольшим числом войска, состоявшего из природных его подданных и из наемных лезгинцев великие турецкие силы; но иногда был однако же и в опасности от них и в крайнем утеснении по проискам и сообщению с турками некоторых из своих родственников князей и дворян. Имеретинцы же ополчаются, когда приближающаяся опасность их совокупляет, а после расходятся врознь, сражаются одною природной храбростью подкрепляемые, но без всякого порядка. Архиерей представил, что для приведения царя Соломона в состояние возвратить из турецких рук крепости в середине Имеретии лежащие, в которых однако же их гарнизон находится, и завладеть ближними, иль же и за границей Имеретийской местами, нужно отправить к нему здешнего войска до пяти тысяч с принадлежащими военными потребностями и деньги на содержание их, обнадеживая при том, что если доданы будут ему способы снабжением и его денежной суммою, он в короткое время армию тысяч в пятьдесят собрать может. Нет теперь от уважения к Порте препятствия в подкреплении Соломона в похвальном его намерении; напротив того, война с ней настоящая не дозволяет однако великого числа войск в толь далекую и высокими горами, чрез которые проезд трудный и почти еще неизвестный, разделенную сторону отлучат; к тому же употребление в Имеретии здешнего, хотя и [41] многочисленного войска, но чрез короткое время, умалчивая, что самое оного содержание причинило бы тягость на обе стороны, было б совсем для сей области непрочно при неустройстве, в каком она по внутреннему своему состоянию находится и пока обитатели ее в невежестве и небрежении остаются; ибо по взятии назад здешнего войска, участь ее еще худшею сделаться могла б, а довольствуясь только славою иметь Имеретию в протекции и истощать на защищение ее и иждивение и силы, совсем здравой политике противно. Предстоять два способа, чтобы Имеретия впредь счастливою сделалась: первой, убедить здешнюю Империю возыметь старание о пользе ее оказываемою при настоящей войне услугою производимыми против турок со своей стороны наступательными военными действиями. Поколику царь Соломон с Имеретинцами употребить себя к благоуспешности предприятий против неприятеля, справедливость будет требовать, потолику уважать уже и собственное его и владения его благосостояние. Другой способ, чтоб он вознамерился, и сколько сил его достанет и действительно употребил труд, завести в Имеретии распоряжения, к прикрытию и защищению границ ее нужные. Учинится ему нынче для ободрения и подкрепления с Имеретинцами к поискам и приведения в состояние отчасти большее число войска собрать, нежели поныне имел, и действительное вспоможение посылкою воинской, хотя и небольшой команды, но достаточной однако же показать и дать восчувствовать Имеретинцам все преимущества порядочного войска, не нанося ни им, ни здесь тягости в тамошнем ее содержании; при том же снабжен будет он и денежноц нарочитоц суммою. Команда сия имеет состоять в главном командире знатного военного чина, в одном штаб-офицере, в одном артиллерийском и другом инженерном офицерах, и в лекаре, в роте мушкетер, в роте драгун и в роте гусар. Пошлется притом четыре трехфунтовые пушки и два двенадцатифунтовые единорога с подлежащими к сей артиллерии числом служителей. Команда соберется в Кизляре и, коль скоро возможно будет, отправится и в Имеретию. Случай сам благовременный чрез то подастся царю Соломону, пользуясь советами и руководствованием здешнего военного начальника и помощью здешней команды, сверх оказываемой ее и. в. услуги обратит в пользу своего отечества европейское просвещение и в своих подданных внушит охоту к подражанию; а денег пошлется к нему пятьдесят тысяч рублев, число такое, до какого доходы его конечно [42] не простираются, но для того только, что и в том в Имеретии нет порядка. Здесь желательно, чтобы, по крайней мере, сколько до воинских поисков касается Грузинский царь Ираклий и другие тамошние владетели, каковы суть князья Дадьян, Гуриел и Эристов, которые почти не зависят ни от Грузинского, ни от Имеретийского царей, с Соломоном участие возымели. Для предварительного уведомления его о принятых здесь мерах и, чтоб между тем потребные приготовления учинил и, если возможно будет и до прибытия военного начальника и наряженной к нему команды, начал против неприятеля производить поиски, отправляется ныне присланный от него архиерей обратно со всевысочайшею ее и. в. за собственноручным подписанием грамотою и с письмом от действ. тайн. советн. графа Панина, в которое вложено будет такое ж письма и к Грузинскому царю Ираклию, призывающее его к соединению с Соломоном; но для побуждения его ко всем вышеозначенным полезным видам и для непрестанного при нем на тот конец пребывания и уведомления сюда о тамошних происхождениях, будучи назначены вы, имеете обще с оным архиереем в предстоящей вам путь отправиться и в проезд ваш до Имеретии и в бытность там поступать по нижеследующему, а с вышеописанной грамоты и писем для вашего известия и употребления при сем копии и переводы прилагаются.

1-е. Дорога от границы здешней, то есть от Кизляра в Имеретию лежит чрез горы, сколько здесь известно, состоит она во многих местах в узкой только тропинке, по которой едва лошадь, обремененная тягостью, пройти может. Утесы с одной стороны гор в высоту поднимающиеся, а с другой — стремнины и бездны почти бесконечные, превеликую составляют трудность и опасность. Нерадение живущего при сих теснотах осетинского народа, или предосторожность, чтоб под защищением таких от самого естества данных им способов пользоваться независимостью, причиною, что оная без всякого поправления остается. Кизлярскому коменданту предписано уже отсюда предварительно о употреблении возможного старания—не приищется-ли путь удобнейший пред сим, известным поныне, хотя и на большем расстоянии; но ежели, однако ж, по бесполезно оканчивающимся испытаниям вы должны будете проезжать самою тою же, издавна проложенною дорогою, вы приметите и как наискорее коменданта уведомите, может ли она и каким образом, [43] в скорости для проведения здешней команды и для провозу артиллерии поправлена быть, или без всякого поправления большого затруднения не произойдет.

2-е. Прежде нежели до осетинцев достигнете, будете вы проезжать через земли и жилища Малой Бабарды. Что касается до сих кабардинцев, а равным образом и до осетинцов, те и другие к здешней стороне доброжелательны. Владельцы первых уже и после случившегося разрыва учинили присягу в верности ее и. в., а другие давно просят о принятии их в здешнее подданство; но непоступается на то поныне для того, что большой Кабарды владельцы, имеющие во всех горских народах инфлюэнцею, считают их себе подвластными, а важные причины были и теперь настоят сих владельцев не раздражать. Вы можете получить обстоятельное известие от кизлярского коменданта о состоянии и обстоятельствах всех тамошних народов, о взаимном их соответствии, о сопряжении их дел и с грузинскими, и о здешних в рассуждении их правилах; но без сомнения ни жители Малой Кабарды, ни осетинцы в проезде вашем с архииереем никакого препятствия не сделают, а охотно вас от места до места проводят и всякое способствование делать будут, в чему однако же кизлярский же комендант предуготовить их должен. Напротив того, какими глазами взирать они будут на проход в Имеретию команды, наперед отгадать здесь не можно, пример новый и никогда небывалый. Безрассудность может их собрать и поострить к учинению и препятствия, ежели заблаговременно о сем намерении уведомятся, хотя вовсе остановки по состоянию своему не сделают; но предварительное им об оном сообщение с отражающими всякую для них опасность изъяснениями может также вперить в иных и охоту следовать за командою и сообщиться с имеретинцами и без их призыва. Утаение от них или открытие им сего предприятия с вашей стороны зависит от соглашения вашего с кизлярским комендантом, имея он непрестанные о их обращениях уведомления и, будучи ближе известен о порядке их мыслей и качествах.

3-е. По первых ваших с прибытия в Имеретию с царем Соломоном изъяснениях и коль скоро народ имеретийский отчасти уже уведомится о причине вашего приезда, и чего со здешней стороны от Имеретии желается, донесть вам сюда, какое все то в Соломоне и в его народе произойдет действие и каких по вашим [44] примечаниям следствий ожидать будет можно, присовокупляя в доказательство вашего, чаяния, сколько при первом случае усмотреть и разведать можете, описание о способностях и склонностях его самого, о силе или бессилии в народе и о всех Имеретии обстоятельствах, то есть о положении ее, о городах, о числе жителей, о их упражнениях, о собирающихся на владетеля и в общую пользу доходах, равным образом о взаимном соответствии и между всеми грузинскими владетелями, и сколь один пред другим сильнее, или бессильнее по владению своему и уважения имеет потому ли, или по личным своим способностям. Конечно, не может быть во всем исправно и достаточно присылаемое от вас первое известие, по короткости вашего в Имеретии пребывания; но вам дозволяется со временем оное дополнить, а между тем, однако ж, и сие первое послужит здесь к некоторому распространению, очень еще смущенного и малого вообще о всей Грузии, а особливо об Имеретии понятия, а может быть к принятию без отлагательства и дальнейших мер к подкреплению имеретинцев. Способ к пересылке первого вашего сюда доношения как и последующих не предписывается, а надлежит в том постановление учинить, с одной стороны, с кизлярским комендантом, а с другой — с Имеретийским владетелем.

4-е. Против могущих быть от сего владетеля отзывов, или от кого б они тамошних ни произошли, о невеликом числе назначенной в Имеретию команды, довольное выше сего приведено оправдание и возражение: собственная в войсках нужда, расстояние мест, трудность дороги, тягость содержания, неизвестность поколику Имеретинцы могут соответствовать пользе здешней и происходящее из того сомнение употребить великое иждивение наудачу, суть такие основания, которые совершенно ощутительны.

5-е. Прежде нежели здешняя команда, пройдя горы, в Имеретию вступит, надобно будет вам успеть с царем Соломоном условиться, чтоб он послал своих людей навстречу. Для способствования оной в прошествии чрез трудные места и препровождения туда, где сперва остановиться назначит. Довольствование оной провиантом и фуражом в бытность ее в Имеретии и в походе обще с его войском против турок, долженствует по необходимому следствию оставаться на его же попечении, а вы имеете его к тому заблаговременно предуготовить. [45]

6-е. Когда приемлется в рассуждение ревностное Соломоново желание и прилежное искательство о получении здешней протекции и защищения еще и во время продолжавшегося с Портою мира, а притом и то уважение, какое с древних лет все грузинцы к Российскому императорскому престолу имеют, и малейшее сомнение уничтожается, чтоб он не был обрадован посылкою к нему здешнего, хотя и не в большом числе состоящего войска и, чтоб вся Имеретия не подвиглась тотчас на поиски. Но когда против полагается, что в Имеретии власть царская силою княжеских фамилий стеснена, а некоторые из них и собственные свои причины иметь могут, чтоб Порту не раздражать, и что имеретинцы и пред сим не все помогали Соломону, но иные в тоже же время и с турками сообщались, то ожидание сие еще некоторому сомнению и видится быть подверженным. Вы получите разрешение задачи от самого Соломона. От вашего тщания и подвига будет зависеть отвращение затруднительств, если действительно произойдут. Соломон и благонамеренные в нему люди долженствуют теми способами, какие по своему состоянию и обстоятельствам иметь могут, притом вас подкрепить, а вы совсем из имеретийских князей, о которых бы какое сомнение настояло, увидитесь и сколько возможно понятнее им изъяснить постараетесь долг, в каком они находятся в рассуждении христианского закона и своего отечества, чтоб совокупно с Соломоном действовать. По великому во всей Грузии почтению духовного чина, могут весьма облегчить ваши у князей домогательства, и общей народ построит тамошние архиереи, а особливо знатнейшие увещанием своим князей и препоручением священникам тоже исполнять, что касается до мелких дворян и всего народа. Грузинское невежество поставляет за существо православного христианского закона слепое духовенству послушание, а корысть решит иногда и не преодоленные по-видимому препятствия и сомнительства. Вы можете имеретийским архиереям, которые перевес произвести в состоянии сделать и обнадеживания, буде они не побудятся пользою христианства и отечества, и о награждении чинимом им за вспоможение вам, чтоб по крайней мере поколебать их собственною пользою. Рассеяние копей по всей Имеретий с грамоты ее и. в. ныне к царю Соломону отправляемой, кажется, послужить также к отворению вам пути до сердец, хотя бы и собственными видами предупрежденных, или отягощенных нерадением, по продолжительной привычке видеть [46] расхищение отечества; а когда подастся хотя один из знатнейших Имеретийских князей, чаятельно окончается колебленность уже и других. И так, сперва и имеете вы приняться из них за того, о котором уведомитесь, что к нему легче, нежели к другим, и с лучшею надеждою приступить будет можно.

7-е. Но если б все оные князья, или некоторые из них не склонились и из других Имеретийцев не все б к Соломону пристали, по чинимому в них какому либо разврату от знатных людей, или же и от самых турок, желательно однако же, чтоб Соломон, когда такое в Имеретии разномыслие не положит непреодоленных препятствий, или же по необходимости, но с успехом и принуждение употреблено быть имеет, сколько может собрать своих подданных и из соседних горских народов, которых давно Грузия и Имеретия в службу нанимает, начал с ними производить военные действия, а между тем и здешняя команда подоспеет, чтоб ее подкрепить. Первый пример с удачею соединенный, о чем по обнажению теперь азиатских провинций от турецких войск, и сомнения нет, поострит его к продолжению, а Имеретинцев с ним разногласных и к подражанию. Туркам предостанется только будущее время, чтоб ему за то отмстить, но то ж самое время оному и предварить. По нечувствительному вовлечению в продолжение войны всей или большой части Имеретии в участвование корыстей, приобретаемых поисками, должна будет она наконец вся вообще вооружаться. Соломон, оказывая здешней Империи услугу, не может быть уже при тесных для него обстоятельствах и здешним призрением и пособствованием оставлен, а условием, какое в самом мирном с Портой оттоманскою трактате выговорится, — решится и навсегда судьба Имеретии.

8-е. В рассуждении Грузинского царя Ираклия, чтоб он вознамерился Имеретийскому сильным и явным образом помогать, еще больше сомнения встречается, нежели в рассуждении знатных Имеретийских князей. Владение его также с турками граничит, но не снабжено защитою, какую Имеретия от гор имеет, следовательно, и главный всей Грузии, но неукрепленный город Тифлис, из которого Ираклий лучшие доходы получает, подвержен опасности неприятельского нашествия, при том и Лезгинцам удобнее внезапные впадения чинить в Грузию по пологому ее положению, нежели в Имеретию; сверх того, он, Ираклий, и Соломона покушался уже с Портою мирить [47] и советы ему к тому подавал, из чего видно, что торговли христианами и дани, в том же состоящей, не ставить за важную причину, чтоб для того подвергаться сомнительному войны жребию. А пред некоторым временем дошли сюда и такие известия, будто лезгинцы приемлют намерение при настоящей войне употребить себя в пользу Порты. Склонность лезгинцев к хищениям и ревность к магометанскому закону великую вероятность и важность сим слухам могли бы придать, но несообразимость их, бессилие владельцев, свойственное им всем горским народам, коварство обещать много, чтобы тем выторговать что-нибудь, освобождают от опасности с их стороны. Будут может быть делать они скопища, но воровские; устремятся на что-нибудь, но на свойственное разбойникам. Со всем тем сие положение основано только на порядке их жизни, мыслей и правительства, а были примеры внезапному и нечаянному варваров совокуплению, которые как проторгшиеся чрез плотину воды, опустошили множеством своим, стремительством и скоростью, оборотив наилучшие в свете области. Легко и с достоверностью можно будет вам узнать в бытность вашу в Имеретии, не только о намерениях и обращениях лезгинцев, но и всех прочих Кавказских гор обитателей относительно настоящей войны; но чтобы усматриваемые, паче чаяния, в лезгинцах дальновидности предупредит и занятием и упражнением их дома, к тому царь Ираклий по соседству наилучшие способы имеет, но он конечно в состоянии, пользуясь ныне спокойно своим владением, к которому присовокупил при настоящем в Персии безначальстве и несколько персидских городов, пособствовать и имеретийцам в предприятиях против турок, ежели неявным образом, в чем по вышеизъясненным причинам некоторые основательные с его стороны извинения находиться могут, то по крайней мере скрытно, особливо когда лезгинцами занят не будет. К чему и каким образом его склонять, применяясь к обстоятельствам, в каких Имеретия, Грузия и жители Кавказских гор находиться будут, в том согласиться вам с Имеретийским владетелем.

9-е. До прибытия назначенного в Имеретию военного начальника вся тягость труда предостается вам одному; но когда он в Имеретии находиться будет, советовать вам с ним и по общему соглашению обоюдные располагать поступки, стараясь не только у владетеля, у знатных, но у всего народа приобресть доверенность и [48] надеяние, а потому и способы произволениями их руководствовать. От взаимного вашего с сим военным начальником соответствия и подкрепления ожидается разрешения узла, то есть удостоверения воспринятой теперь наудачу надежды, действительного в том сколько возможно и при первом случае исполнения, и всем тем и побуждения взирать на Имеретию впредь не с сожалением только по единоверию и человеколюбию, но и с некоторыми и в рассуждении политики отношениями, в чем однако же и собственная сей христианской области польза обращаться будет.

10-е. Осталось теперь дать вам наставление каким образом желаемая в Имеретии перемена настоящего внутреннего ее состояния может произведена быть в действо. Бладетель Имеретийский усмотрит из грамоты ее и. в. побуждение к тому с некоторыми и примечаниями, чем он, по здешнему рассуждению, состояние своего отечества поправить может; однако ж, сии примечания не долженствуют быть приняты в строгом разуме. Сказано там, что горы, в которых он защиту уже находил, еще больше укреплены быть могут искусством. Здесь и рассуждается, что учреждением столицы в таких местах сохранит его от нечаянных напастей и приобретет ему вящее почтение от всей Имеретии и от турок, а если пограничные ущелья укрепятся, и толь труднее будет входить и во все его владение; но может быть все то и к исполнению неудобно и с собственною пользою его несходно; не отстанут ли иногда от него в сем случае живущие в долинах Имеретинцы, и место его другой у них не заступить ли? Сказано там же, о содержании для готового всегда области защищения некоторого числа войска и о приобучении оного к обыкновенным в Европе порядкам, но предубеждение в рассуждении старины, предпочтение собственного покоя, сомнение о приобретении чрез то владетелем большой власти, нежели он теперь имеет, все сие быть может камнем претыкания и духи целого народа возмутит, когда употребится неволя и принуждение. Будут исполнять Имеретинцы в походе по распоряжениям здешнего военного командира, находясь при том под предводительством своего владетеля, или другого национального начальника; но тогда как они уже усмотрят из действий здешних людей и полезного артиллерии употребления преимущество образа европейского пред азиатским в произвождении битв и поисков, и будет время самое удобное вперять в них охоту к подражанию. [49]

Если по настоящему в Имеретии состоянию содержание непременного войска не может произведено быть в действо, то не можно ли будет завести в том, хотя и очереди между всех дворян и поселян, и таким образом, наконец всю нацию обратить в порядочное войско? Вопрос предстоит о пропитании, но когда из народа, например, в тридцати тысячах состоящего, избирается десять тысяч, не видится трудности, для чего бы остающейся еще за тем большой части неснабдевать пищею и одеждою, ежели порядочное же только расположение сделается тех, которые о их безопасности стараться будут? Первая поступь к просвещению— искреннее признание недостатков, а первая, хотя и малая, но отчасти полезная перемена в застарелых обыкновениях—предуготовление и к другим. И так все дело и состоит в том, чтоб возбудить Имеретию к приисканию собственных способов, с одной стороны с положением земли, с образом правительства и с состоянием жителей сходных, но с другой к безопасности ее и внешнему и внутреннему благосостоянию послужить могущих. Руководство здешних людей притом столько будет нужно, чтоб их размышлению, к таким умствованиям и изображениям непривыкшему, помочь сделать.

11-е. О всех тамошних происхождениях доносить вам сюда время от времени, сообщая из того и кизлярскому коменданту что будет ему нужно ведать по тамошней пограничности.

12-е. На проезд выдано будет вам здесь две тысячи рублев, а для бытности в Имеретии определяется вам жалования по тысяче по пяти сот рублев, которое за первый год здесь же и получите, а ежели далее года в Имеретии продолжитесь, ибо впредь до здешнего повеления надобно вам там оставаться, то, по посылаему ныне же в Астрахань указу, оное будет производиться из астраханских доходов, а между тем вы время возымеете приискать способы, чрез какие бы к вам доставляемо быть могло, и о том в Астрахань сообщить.

13-е. Сверх всего, что выше вам предписано относительно до отправления из Кизляра в Имеретию помощной военной команды, сим особливо поручается в проезд вам и по прибытии в Имеретию, тотчас собрать точные и обстоятельные сведения, 1-е, как выше уже сказано, по какой точно дороге может выгоднее пройти помянутая команда, 2-е, записать для того расстояние знатных жилищ для маршрута, 3-е, какими способами и где может получать [50] свое пропитание и сколько потому надлежать будет взять с собою из Кизляра надлежащего провианта и, наконец, 4-е, в которое точно время вступить в марш той команде. О всем сем надлежит вам, как возможно скорее, уведомить кизлярского коменданта.

14-е. Впрочем, обнаруживаетесь вы чрез сие, что когда в поручаемом вам деле, которое довольной важности, окажете опыты вашего искусства и усердия к службе ее и. в. можете удостоиться и особливого ее и. в. монаршего благоволения и милости. Здесь же следует и записка, какова имеретийскому архиерею при отпуске его дана будет. Из оной вы усмотрите и о назначенном ему награждении. В Санктпетербурге 28-го мая 1769-го года.

Гр. Н. Панин. К. А. Голицын.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.