|
13. Д. I. 14 марта 1769 г.—Записка о Эристовствах Арагвском и Ксанском. В Грузии два эристовых владения, одно называется Арагвское Эриставо, а другое Ксан-Эриставо, и сии наименования начало свое взяли от рек, по которым оные владения лежат, а именно: 1-е. Река Арагви, выходя из снежных Кавказских гор, при самом почти начале разделяется на две части, одна протекая сквозь Хевы, то есть горские ущелья, соединяется с рекою Терком, а другая простираясь внутрь Грузии впадает в реку Мткуари подле славного грузинского монастыря Мцхета называемого, и лежащие по обеим сторонам сей последней части крепости, села и деревни называются Арагвским эристовым владением, к которому принадлежат и крепости Ананури и Душети, и сия последняя всегда была обыкновенным местом пребывания Арагвских Эристовых князей, которых род пред некоторым временем пресекся, и ныне насылаются туда от царя Ираклия для управления Наместники из верных ему кахетинцов. 2-е. Река Ксани, протекая из снежных же Кавказках гор внутрь Грузии, впадает равно как и Арагви в реку Мткуари ж подле грузинской крепости Гори, и находящиеся по обеим сторонам сей реки крепости, села и деревни [38] называются Ксан-Эристовым владением. Ныне оным управляете природный тамошний князь Кснис-Эристави, имея пребывание свое в крепости Ахалгори, где и предки его всегда жили и хотя он, почитаясь в Грузии по царе Ираклии первым человеком, столько в своем владении силен, что ведомства своего людей может сам с собою за преступления и казнить, но впрочем будучи приведен Ираклием в тесные пределы послушания, ни на какие дальние предприятия, несходные с Ираклиевым интересом, поступить не в состоянии. Сии же оба владения Арагвское Эристово и Ксан-Эристово между собою так смежны, что в средине их нет ни одной такой деревни, которая бы или тому или другому не принадлежала, и если бы они по своему многолюдству и по природной крепости тамошнего местоположения хлебородного и плодоносного, имея при всем том каждое в своей зависимости по нескольку тысяч осетинцов, в Кавказских горах живущих, совокупятся в общее намерение, в таком случае всей Грузией действовать могут, ибо и наперед сего они многократно восставали против грузинских царей, а чрез то им и великую заботу наводили в их успокоении. |
|