Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 86

1771 г. октября 19. — Инструкция кизлярского коменданта Ф. И. Паркера, данная ротмистру А. Батыреву во время его экспедиции в Осетию [244]

/л. 760/ КОПИЯ С НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННАГО ОТ ПОЛКОВНИКА И ПРАВЯЩАГО В КИЗЛЯРЕ КАМЕНДАНСКУЮ ДОЛЖНОСТЬ ПАРКЕРА ТЕРСКАГО ВОЙСКА РОТМИСТРУ БАТЫРЕВУ ОТ 19-го ОКТЯБРЯ 1771-го ГОДА

Во исполнение государственной Коллегии иностранных дел указа посылаетесь вы во осетинские жительства для приискания металлических руд с командою ис терскаго войска одним дворянином и двумя казаками, разумеющими по-черкески. А еще в канвой взять по приложенному при сем ордеру от семеинаго войска доброконных казаков десеть и пятнатцать от гребенскаго. А от обоих войск дватцать пять человек. Следующее же исполнить.

При вас следуют горнаго искуства шихтмейстер Александр Кирхнер, ундер-шихтмейстер и штейгер Иван Жилин, третей — штейгер Федор Ворман, четвертой — бергауер Марк Клюев. Чего ради, первое, об оных людех, что они сего мастерства да и вы посланы, к приисканию металлических руд никому не объявлять, а называть их здесь по тракту следующими в Грузию Томскаго полку обер и ундер-афицерами, за границею ж казаками, или драгунами, якобы при вас в канвое состоящими. Почему, брав ис под казаков лошади, и сажать, где надобно, более звание их прикрыть верхами. А казакам /л. 761/ велеть ехать на татарских арбах, коих пир вас есть четыре о дву кон, а в ненужных местах сидеть и им на арбах. Чем и старатца вам дело всеми образы скрыть, дабы никто о нем не узнал.

И так первее из Моздока ехать в Куртаты к Осетинскому подворью, и прибыв, подать мое старшинам письмо, коим я уведомляю их о моем прибыти, а при том и требую по обещанию их пограбленных вещей, оставшихся за отдачею, а потому и вам объявить, якобы нарочно за тем присланы. Однако усильнаго требования не делать.

Между тем познакомитца с тамошними старшинами, подаря им небольшее число холста и мелочи, бутто от себя, спрашивать сперва ис чего делают порох и свинец, а тем доходить и до руд (называя их цветными камешками и похваляя, что они угодны в лекарство да и пристойно вмазывать в покои), в коем есть больше месте вам бы показали и дозволили самим вам набрать сколько нада или они при вас набрали. А более постаратца там сыскать новокрещенаго Андрея Целеукова, чрез коего и при посылке Киреева в 767-м году такие руды были доставаемы. И его поощрить чрез ласкательство и подарки.

Для ж осмотра тех мест и набрания руд брать с собою всех четырех человек, кои б лутче положение места приметить могли. А осетинцы о них не дознались расказывать им, что си люди никогда здесь не бывали и от роду таких диковинок не [245] видали, /л. 762/ потому и прилежно разсматривают. Для чего при всяком случи и поступать со общаго согласия с ними.

Исправя оное, следовать в деревню Коре, потом в Валагиры, где все равным порятком о себе сказывать и отнюдь перемены своему званию и расказам не делать, чтоб и из сего они о вас не взошли в сумнение, а набрав довольно металлических руд и возвратитца в Моздок, а оттоль следовать сюда.

Если ж, паче чаяния, какую вы предусмотрите будучи в их местах себе опасность, которой хотя совсем нечаятельно, однако в таком случи не промедляясь долго и не смотря, что коммисия совсем не исправлена, возвратитца с поспешением в Моздок или к Чимскому пикету 69. Да и напрасно сей мысли по одним пустым расказам не предпринимать, чтоб не зделать помешательства в порученной коммиси.

При собрани руд в каждом жительстве, где оная есть, будто от себя выговаривать жителям, не согласятся ль они те руды, называя каменьями, вырывать и сами возить в Моздок за какую плату и якобы они собственно вам потребны или только не станут ли употребляться в вырывани их. А когда отзовутца, что не могут признать, что надобно рыть, в сем обнадежить, прислать знающих показать людей, только ни от кого обид им /л. 763/, а паче и грабежа, не происходило и не употреблятца ли они и в препровождение за какую ж плату. Однако сие дело чрезвычайно не уважать и не поставлять, будто весьма надобно и без нея обойтись не можно, а только так, якобы сии руды стоют небольшаго уважения и не нужно надобны 70. Почему за все и цену полагать самую малую. И что из сего произойдет, о всем со обстоятельством репортовать.

При всем том старатца разведать, в коих местах сих металлов гораздо более и сколь способно их брать здешними людьми или тамошними жительми, возить можно ль арбою или вьюками, для чего и примечать местоположение и не предпримут ли горские жители и кабардинцы из того, чего вреднаго к здешней стороне или и себе опасности да и не встревожатца ль при самом первом случи или за небольшие подарки охотно допустят, употребившись и сами в работу.

Сверх онаго будучи там, разведать, нет ли каких где собраней и к чему соглашаются, не для ль злодейства в здешних местах, по чьим возмущениям и кто предводители, а равно не слышно ль, где б заразилась опасная болезнь, давно ль какими знаками и по скольку люди ею умирают в день 71.

И так все оное полагается на ваше попечение и знаемость в тамошних местах варварски обычаи в надежде, что не только произойдет /л. 764/ противное, но и с лутчим успехом поручаемую коммисию исполните, которую и содержать в крайнем секрете и ни кому посторонним кому ведать не надлежит не объявлять.

А с вышеписанными посланными с вами обер афицером, с ево под командующими поступать со общаго согласия и во всем [246] со осмотрением без раздоров, чтоб не дать знать посторонним о порученном деле и не зделать в чем ошибки.

Приданнаго ж вам дворянина и дву здешних казаков можете посылать куда к разведаниям или по прибыти во одно место и соглася жителей к показанию мест металлических для лутчаго осмотрения и набрания руд оставить при нем ис тех посылающихся двух с частию команды, когда не будет никакой им опасности. Самим с достальными ехать в другое, дабы тем скоряє коммисию кончить и не упустя способнаго времяни все осмотреть и приметить, яко же оное остается в вашем по очевидности тамо всего обстоятельства разсуждени и на вашем ответе.

По возврате ж о всем, что произойдет, репортовать обстоятельно.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 760-764. Копия.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. 1, Орджоникидзе, 1933, с. 226-229.


Комментарии

69. «Чимский пикет» — на Военно-Грузинской дороге; рядом с современным селением Чми в 1770 году был устроен «пикет», в котором располагалась небольшая русская команда, призванная охранять наиболее опасный в военном отношении участок дороги. Военный пост в Чми в своих сношениях с осетинами должен был быть «снисходительным и ласковым». Согласно инструкции кизлярского коменданта, А. Батырев, направившийся в Осетию, в случае какой-либо опасности, мог укрыться в Чмийском пикете или ехать в Моздок (см. Материалы по истории осетинского народа, т. II. Орджоникидзе, 1942, с. 92-98).

70. Инструкция кизлярского коменданта объясняла А. Батыреву и его спутникам, под каким предлогом собирать образцы руд, рекомендовала не придавать внешне особого значения рудным месторождениям Осетии, делать вид, «будто сии руды небольшого уважения».

71. В период русско-турецкой войны со стороны турецкой армии распространилась эпидемия чумы. Она захватила Украину, южные районы России и Северный Кавказ. В 1771 году эпидемия вспыхнула и в Осетии, где она продолжалась до 1826 года. В результате произошло катастрофическое сокращение населения Осетии.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.