Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 100

1772 г. мая 18. — Рапорт протопопа А. П. Лебедева Синоду об отношении осетинского населения к русским духовным лицам, о численности осетин, склонных к принятию христианства

/л. 1302/ В СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНОД

ПОКОРНЕЙШИЙ РЕПОРТ ОТ ОСЕТИНСКОЙ КИММИСИИ ПРОТОПОПА АФАНАСИЯ ЛЕБЕДЕВА

Сего 1772-го года минувшаго генваря дня (Число пропущено в подлиннике ) как об отправлении определенных в коммисию священно и церковнослужителей в Осетию в разныя места для проповеди слова божия и для [292] крещения тех, которые приимут христианскую веру, репортом нижайший, вашему святейшеству представил, так и за помощию вседействующаго бога за многопоспешествующим же вашего святейшества благословением оныя проповеди благое воспоследовало начало. А имянно: во всех тех местах, куды оныя проповедники от меня посланы и где ныне пребывают в малом, времени и не более как чрез три дни все единодушно склонилися и желание свое объявя спешною ногою текут ныне ко крещению от мала и до велика обоего пола со изъяснением внутренняя своего усердия и любви к нашим более российским священникам, нежели к грузинским, объявляя при том, что мы де ныне радуемся, что увидели российских у себя учителей, а грузины де нам нечего добраго не показали. Да к тому ж мы не к Грузии самовольно пошли в подданство, но к России, а потому де мы рады российским учителям, чтоб мы могли российским научиться обхождениям. Почему я и от священников получил ведомости, что они их принимают ласково и что им предсказывают священники, тое они с любовию слушают и потому объявляют, что из них каждой уже немалое число и окрестил в своем месте, которым имянной список при сем святейшему Синоду благопочтенно и представляю.

Да и не одну уже бы тысячу каждой из них окрестил, естли бы /л. 1303/ не делалась остановка в холсте, понеже положенная сумма двести рублев на холст и на кресты уже вышла, кроме еще образов, которых в наших местах достать никоим образом не возможно. А более холста мне взять негде, хотя бы и мог взять несколько и в долг, но без позволения вашего святейшества учинить того не смею. Оного же народа: как объявили тех мест бывшия у меня старшины, что весьма многочисленное множество, как то в Ингушах более дватцати тысяч. А в Нарском, Захимском, Куртацком и Алагирском уездах более ста тысяч душ. А в Дигорах, Чимах и протчих Осетии местах сколько их есть — еще не известен. Однако по объявлению других более двух сот тысяч 77 всех окреститься все не только склонны, но уже многия и просят и естли ваше святейшество не соблаговолит в том учинить остановки, чтоб всех крестить, то дабы соблаговолено было приказать откуду получать холст, образа, кресты, а без холста теперь уже крестить весьма опасно, чтобы в некоторых из таковаго множественнаго народа не зделалось чего противного, потому что протчим рубашки уже даваны.

И о сем святейшему правительствующему Синоду с глубочайшим моим почтением донесши всесмиренно прошу на то милостивую прислать мне резолюцию, которыя с крайним моим желанием и ожидаю.

При подлинном подписано тако:

Вашего святейшества всенижайший раб протоиерей Афанасий Лебедев.

Майя 18 дня 1772-го года. [293]

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 1302-1303. Копия.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе, 1933, с. 155-157.


Комментарии

77. О численности осетинского населения в XVIII веке нет, к сожалению, точных данных. Однако обращают на себя внимание разновременные сообщения миссионеров, в общем-то неплохо знавших Осетию. Так, в 1742 году грузинский архиепископ Иосиф и архимандрит Николай в своем донесении русской императрице Елизавете Петровне писали, что осетин «признаваем быть ко исчислению обоих полов более 200 тысяч душ». В 1750 году осетинский посол в Петербурге заявил Сенату, что Северная Осетия может выставить 30-тысячную армию. Новый глава Осетинской комиссии А. П. Лебедев, проявивший большой интерес к осетинским делам, также приводит цифры, которые не могут не обратить на себя внимания исследователя. В Куртатинском и Алагирском обществах он насчитывает более ста тысяч душ», а всего в Северной Осетии — «более двух сот тысяч». Можно было бы видеть преувеличенную оценку численности населения Северной Осетии со стороны миссионеров, заинтересованных получить холста и других подарков на возможно большее число душ, если бы те же миссионеры не приводили данные о численности ингушей («более двадцати тысяч»), отражающие по существу объективную демографическую картину (см. также: М. М. Блиев. Русско-осетинские отношения. Орджоникидзе, 1970, с. 20-21).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.