|
№ 75 1770 г. марта 8. — Донесение графа Н. Панина и А. Голицына Сенату о неудовлетворительной работе Осетинской духовной комиссии и улучшении ее деятельности /л. 1203/ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ДОНОШЕНИЕ По представлению святейшему Синоду бывшаго в Москве грузинскаго архиепископа Иосифа, да московскаго Знаменскаго монастыря архимандрита грузинца ж Николая учреждена с 1745-го года проповедь християнскаго закона в осетинском за Кизляром и за Малою Кабардою в Кавказских горах живущем народе, которой напредь сего содержал християнской закон, но по времяни оной потерял будучи с начала употреблены к тому /л. 1201/ архимандрит и два игумена из грузинцов назначенный от онаго архиепископа грузивцами ж поныне и перемянились, а при отправлении первых в 1745-м году из Москвы в Осетию выдано им по сношению Синода с правительствующим Сенатом тысяча рублев из Статс-канторы и жалованье по 1752 год производилось по московскому грузинских духовных персон окладу. А в том году по неоднократным их представлениям, а по сношению между Синода ж и правительствующаго Сената учинено и точное определение, /л. 1202/ каким чинам быть при Осетинской комисии и о произвождении им из астраханских сверх стата доходов жалованья. По оному определению назначено быть одному архимандриту, ему жалованья 200 рублев да хлеба 30 четвертей, одному игумену 125 рублев да хлеба 20 четвертей, двум иеромонахам, каждому по 75 рублев и хлеба по 10 четвертей, пятерым белым священникам каждому одного денежнаго жалованья по 75 рублев, одному дьякону 50 рублев, пятерым дьячкам /л. 1203/ и стольким же понамарям каждому по 40 рублев и одному переводчику по 250 рублев и так стат сей комиссии ежегодно сочиняет деньгами кроме хлеба 1550 рублев. Между тем хотя несколько из осетинцов сими грузинскими проповедниками действительно и крещено и о чем они [210] святейшему Синоду с великим уважением употребленных при том своих трудов время от времяни доносили, но наконец, когда Коллегия иностранных дел по сопряжению сей под ведомством Синода установленной проповеди с заграничными /л. 1204/ делами возъимела причину войти в разсмотрение сколько определенныя к столь важной должности люди оную исполняли и с каким успехом, то напротив того оказалось, что осетинцы как вступают в християнской закон без всякаго внутренняго удостоверения, так лехко и оставляют оной, и что тамошния проповедники грузинцы, как неимеющия ни должной ревности ни способности, больше о собственных своих прибытках мыслили и потому больше и жили в Кизляре, а в Осетию ездили времянно, и что таким /л. 1205/ образом употребляемое на них иждивение почти совсем напрасно проходило. Не оставила по тому коллегия нужныя отобрать изъяснения от последняго кизлярскаго коменданта генерала майора Потапова, какия бы наилутче способы и распоряжения употреблены быть могли к действительному намерения проповеди исполнению и по разсмотрению оных во всех подробностях представить по принадлежности для разсмотрения ж и святейшему Синоду с присовокуплением к тому своих примечаний. По соглашению Синода с коллегиею для приведения /л. 1206/ в действительность сей комисии занужно ныне находится главным при оной наместо бывших архимандритов из грузинцов, из которых последней по имяни Григорий в 1768-м году убит в Имеретин, быть протопопу из российских ученому одному, священникам из российских же ученым двум, да двум же из грузинцов дьяконам из российских же ученым же двум, и одному из грузинцов дьячкам пяти, в том числе из грузинцов двум, а трем российским, и одному переводчику; протопопу иметь свое пребывание в Моздоке /л. 1207/ в поселении на реке Терке, недалеко от Малой Кабарды для новокрещеных горских жителей заведенном, где для него и казенной дом построен быть может, но протчим священникам, дьяконам и дьячкам, кроме одного дьякона и дьячка при протопопе оставляемых всегда в Осетии, куда временно и самому протопопу для очевиднаго свидетельства и наставления ездить ему же, смотрение иметь и над заведенною в Моздоке для осетинских, детей школою, в протчем, как протопопу, так и всем духовным к Осетинской коммисии принадлежащим /л. 1208/ по духовным делам состоять в ведомстве астраханскаго архиерея, к которому равно как и святейший Синод о успехах врученнаго им дела чрез каждыя полгода репортовать, но совсем тем без ведома и наставления кизлярскаго коменданта, которому все обстоятельства тамошних народов известны быть могут, ничего собою не предпринимать, а при таком распоряжении будет иметь и Коллегия иностранных дел по доношениям сего коменданта способы о поступках и радении протопопа и протчих духовных /л. 1209/ уведомляться и облехчать их [211] труды отвращением с своей стороны встречающихся препятствий. Жалованья разсуждается протопопу производить по 300 рублев, да муки по 20 четвертей, священникам каждому по 150 рублев, муки по 10 четвертей, дьяконам каждому по 100 рублев, муки по 8 четвертей, дьячкам по 60 рублев, муки по 6 четвертей, да на приласкание и трактование осетинских и других горских старших и лутчих людей отпускать протопопу по 100 рулбев, а на чернила, бумагу и сургуч /л. 1210/ ибо он, как выше упомянуто, будет в Синод и к астраханскому архиерею писать и сноситься и с кизлярским комендантом, по 30 рублев. Но таким образом, чтоб обоих сих денег из одного остаток в недостаток другаго заменяем был, а что касается до муки, то генерал-майор Потапов представляет, что как в натуре производить из магазинов провиантскаго ведомства без возврата денег неможно, то б и за оной деньгами выдавать по статной цене, а имянно по 1 рублю по 20 копеек. В 1746-м и 1752-м годах выдано от Статс-канторы бывшим /л.1211/ при Осетинской коммисии грузинским духовным по пяти сот рублев на снабдение при крещении убогих из осетинцов и 377 рулбев на покупку утвари и колоколов к пяти в Осетии церквам, ибо разсуждалось с начала столько там их завесть, но после оказалось, что по настоящей несообразимости, своевольству и дикости тамошних жителей и одной держать без крайняго затруднения невозможно и до времяни остается довольствоваться часовнями. Между тем по введенному уже обыкновению кажется нужно, чтоб священники /л. 1212/ при крещении и впредь осетинцам давали каждому крест, рубашку и образ. На сие употребление 200 рублев назначивается, но также с заменом одного года остатка в недостаток другаго, ибо совсем нечаятельно, чтоб при первом случае вдруг и многия осетинцы креститься стали, а ежели после с достоверностию усмотрится, что назначенных денег недостаточно будет, тогда можно будет и новое на то положение зделать, а чтоб священники надлежащее оным употребление делали, в том протопопу обще с переводчиком за ними иметь смотрение. /л. 1213/ По настоящему положению имеет ежегодно на Осетинскую коммисию, включая и переводчиской оклад, выходить 2216 Рублев 80 копеек против прежняго определения больше 582 рубли 80 копеек, но жалованье против бывших при оной духовных назначивается с прибавкою для приведения в состояние определяемых ныне содержать себя в пристойностию и впредь упреждение, чтоб они не в принадлежащия к ним дела как то в мены и торг по примеру прежних не вступали и не подавали соблазна тамошним народам, а с другой стороны прочнейшее ныне сей коммисии /л. 1214/ установление со времянем наградить может росход утверждением в Кавказских горах християнства, из чего и государственная польза неминуемо воспоследует. [212] Святейший правительствующий Синод присланным в Коллегию иностранных дел от 18 июня 1769-го года указом дал знать о определенном уже выборе протопопа из тверской епархии, священника одного и дьякона одного из Коломенской, а другаго священника и другаго дьякона из Рязанской, а из Тамбовской трех дьячков по разсмотрению тамошних /л. 1215/ архиереев, а грузинских двух священников, дьякона одного, двух дьячков, знающих российской язык, препоручено выбрать астраханскому архиерею по сношению с кизлярским комендантом, и как на отправление и содержание прежде, бывших при Осетинской коммисии духовных денежная сумма отпускаема была по определениям правительствующаго Сената, то Синод и оставил на попечение коллегии исходатайствование потребных денег на проезд и ныне определенным и назначение отпуском полагаемой и ежегодно на сию коммисию суммы. /л. 1216/ По разсуждению Коллегии иностранных дел кажется можно будет выдать на проезд и обзаведение при первом случае протопопу священникам дьяконам и дьячкам российским, не в зачет годовыя оклады в разсуждении дальняго из настоящих их мест до Моздока и Осетии переезда напротив того, грузинския духовныя, которыя хотя б вновь к сей коммисии в Астрахане или в Кизляре, когда прежния совсем неспособными окажутся, выбраны б были и без всякаго снабдения получаемым в свое время жалованьем исправиться могут. /л. 1217/ И так правительствующему Сенату представляется из доходов ли ведомства Статс-канторы по-прежнему или ведомства коллегии экономии по принадлежности сего дела к церковным расходам заблагоразсудить изволит приказать выдать на проезд протопопу и протчим и отпускать в Кизляр полагаемую и ежегодно на Осетинскую коммисию сумму. 8 марта 1770-го года. Подлинное подписано по сему: Гр(аф) Н. Панин. К(нязь) А. Голицын. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 1200-1217. Отпуск. Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе, 1933, с. 141-145. |
|