|
№ 70 1769 г. февраля 16. — Донесение Коллегии иностранных дел Синоду о новых штатах Осетинской комиссии, включении в нее духовных лиц русской национальности, подготовке священников из осетин и подчинении Осетинской комиссии кизлярскому коменданту /л. 1172/ СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ДОНОШЕНИЕ По получении из святейшаго правительствующего Синода в Коллегии иностранных дел указа от 13 июня 1767 года о произведении в архимандрита к Осетинской коммисии бывшаго при [195] оной же игумена Григория, которой пред некоторым времянем убит в Имеретии татарами с присовокупленным в том же указе разсуждением, что не безполезно быть имело б содержать в Моздоке для лутчаго наставления и обучения поселяемых там осетинцов ученаго протопопа, потому что помянутой архимандрит сам был человек неученой, не оставила коллегия потребовать /л. 1173/ от кизлярскаго коменданта генерала майора Потапова по ближайшему его сведению о обстоятельствах и состоянии соседственных к Кизляру горских народов, в том числе и осетинцов, мнения не только на то, но и каким бы образом установленная издавна в осетинском народе проповедь и в обще с успехом производима быть могла. Святейший Синод обстоятельно изволит усмотреть из приложенной при сем копии с отправленнаго в сем деле из коллегии к коменданту от 17-го генваря 1768 года указа о причинах, приведших в подозрение употребленных к Осетинской комиссии духовных грузинских, в небрежени и в неспособности и в искании собственных своих видов /л. 1174/ и о учиненных потому от коллегии коменданту вопросах, о мерах, могущих воспособствовать достохвальной и спасительной проповеди християнства в осетинском й других тамошних народах. Каков в следствие того получен в коллегию от коменданта рапорт от 4-го июля 1768 года, объясняющий все бывшия Осетинской коммисии произшествия и содержащий и требованное от него разсуждение о установлении оной на лутчем пред прежним основании с того, равно как со всех при оном приложении здесь же копии следуют. Что до перваго обстоятельства касается, то и сим комендантским /л. 1175/ представлением подтверждается тщетность проповеди бывшей в осетинском народе чрез духовных грузинских, как невежд и лакомых, крещение произходило без наставления и удостоверения, крещеныя оставлялись без присмотру и заботу, содержать ли закон следовательно и дикость тамошних народов какова издавна была такова во всех в них и поныне есть и потому комендант на вопрос, учиненной ему от коллегии — не полезнее ли было б в самой Осетии церковь и дом завести, в место находящейся ныне в Малой Кабарде, на которую кабардинцы с противностию смотрят, а она однако ж не в такой от осетинцов близости, чтоб они могли в ней собираться для службы божией, ответствовал, что совсем невозможно до времяни заводить /л. 1176/ в их жилищах церквей, умалчивая о трудности в строении могут, оныя подвержены быть всегдашной опасности разорения от соседних им варварских народов, естли б они и сами на то поступить не хотели, при чем он представил, чтоб и в Кабарде находящуюся церковь упразднить по наставшей и для нея опасности по смерти архимандира Григория, которой соблюдал ея по своему в тамошних народах кредиту, в чем коллегия соглашается по необходимой в том нужде. [196] Сколько в коллегии известно, напредь сего по сношениям между святейшаго Синода и правительствующего Сената положено для Осетинской комиссии содержать: /л. 1177/ 1-го архимандрита, 1-го игумена, 2-х иеромонахов, 5 белых священников, дьякона одного, 5 дьячков и столько ж понамарей и одного переводчика, а на жалованье им назначено по определению правительствующего Сената из астраханских сверх стата доходов ежегодно по 1550 рублев, да хлеба по 70 четвертей. Но прежде, нежели Григорий произведен был в архимандрита, по известным обстоятельствам того востребовавшим святейший Синод, по учиненному от коллегии изъяснению о малой рачительности и предместника его архимандрита ж Пахомия, принимал намерение по смерти его определить согласно со мнением коллегии к Осетинской комисии архимандрита из российских человека ученаго /л. 1178/ с жалованьем по 500 рублев, да хлеба по 30 четвертей в год, а при оном как для проповеди и священо служения, так и для протчих духовных треб исправления иеромонахов, священников, дияконов и церковников, хотя и то ж число содержать сколько прежде, однако же, чтоб из оных половина была российских 60, а другая из грузинцов, знающих осетинской язык. По сему положению на Осетинскую комиссию имело б в год исходить, считая в том числе и переводчика, 2820 рублев, да хлеба 30 четвертей. Ныне же кизлярской комендант, учиня вновь для Осетинской комисии стат, какой по его мнению /л. 1179/ достаточным быть имеет, к действительному исполнению того намерения, для котораго оная комисия учреждена полагает на все то 3153 рубли 20 копеек. Коллегия, представляя оной святейшему Синоду к разсмотрению и решению по принадлежности и соглашаясь по большой части в тех распоряжениях, которыя комендант при том нужными находит, не может однако же оставить, чтоб не зделать и с своей стороны некоторых примечаний, поколику и ей известно тамошних народов состояние. Комендант назначает при сей комисии быть одному протопопу и одному иеромонаху, белым священникам шестерым и такому числу дьяконам и дьячкам, но с тем, чтоб /л. 1180/ половина была священников дьяконов и дьячков из руских, а другая из грузинцов. Протопоп имеет быть главным, а иеромонах ему помощником и для учеников протчия же священники и другия чины для проповеди и службы. Разсуждение его о содержании оных священников дьяконов и дьячков в Осетии непрестанно на таком основании, чтоб при руском священнике дьякон и дьячек были из грузинцов, знающия российской язык, а при грузинском дьякон и дьячек российския и о представлении строения в тамошних местах [197] церквей как вышеозначено до того времяни, пока лутчая к тому удобность подастся, а вместо /л. 1181/ того о заведении там часовен для молитвы и чтоб протопоп, имея в протчем пребывание свое в Моздоке, время от времяни и сам в Осетию ездил как для очевиднаго свидетельства, по колику проповедь с успехом происходить будет, так и для лутчаго изъяснения й толкования христианскаго закона, кажется весьма основательное, завися однако ж от разсмотрения святейшаго Синода — протопопа ли к тому употребить, или попрежнему намерению архимандрита, но положенное комендантом число священников дьяконов и дьячков для того только, что в Осетии шесть уездов счисляется, едва ли невелико, особливо для перваго случая, а чаятельно и половиннаго оных числа довольно будет, не в том дело /л. 1182/ состоит, чтоб проповедников было много, но чтоб приобретение душ во Христа было действительное, а по состоянию осетинскаго еще дикаго народа и по необходимой осторожности, чтоб соседственныя им народы, магометанской закон содержащия, встревожены не были великими доказательствами и не зделали напоследок совершеннаго проповеди помешательства по превозможению своему над осетинцами или и по учиняемому в них самих разврату удобнее сие намерение, чтоб християнской закон в тамошней стороне основался и распространился исполняемо быть может, когда первое старание приложится /л. 1183/ о об ращении в християнскую веру и об утверждении в оной ближе других к здешним местам живущих осетинцов, а потом с помощию таких обращенных уже и о дальних мыслится будет, при чем, однако же живущия у таких ближних християнския священники по востребованию нужды и усматривая полезныя обстоятельства и к дальним времянно ездить могут же. Согласна коллегия и с другим кизлярскаго коменданта разсуждением, что главнейшая польза зависит от научения в Моздоке осетинских молодых людей закону, благонравию и граммате, но чтоб для того особливаго иеромонаха держать в Моздоке кажется так же нет нужды, ибо и протопопу й архимандриту /л. 1184/ которой имеет быть при Осетинской комиссии главным и будет жить в Моздоке, где для житья его и казенной дом построен будет, довольное время останется наставлять их в законе и иметь за ними присмотр, но обучать их не столько нужно грузинской грамате, для которой однако же комендантом особливой учитель положен, а напротив того российской, осетинцы немногия знают грузинской язык, потому небольшаго почти труда будет стоить вводить к ним употребление и рускаго языка, нежели грузинскаго. По докладу коллегии, конфирмованному от ея императорскаго величества в 1764-м году, собственноручным /л. 1185/ на оном подписанием заведена уже в Моздоке для обучения осетинских и других горских народов детей российской граммате школа и на каждаго ученика, также и на учителя положено по два [198] рубли на месяц из кизлярских доходов и из процентных астраханского банка денег, а при том коллегии и дозволение дано таким ученикам, которыя по обучении российской граммате далее чему полезному захотят обучаться и к тому явят свою способность, также и знатных отцов детям, вступающим в Моздок для обучения, хотя только российской граммате жалованье определять по своему разсмотрению, почему посланным из коллегии к кизлярскому коменданту /л. 1186/ от 5-го ноября 1767-го года указом и предписано уже на содержание старшинских детей употреблять в месяц до четырех рублев. Следовательно, будучи для школы в Моздоке надлежащее положение учинено она в стат Осетинской комисии и не включается, а как обучению российской грамматы, когда на положенное для учителя жалованье нарочнаго способнаго человека иметь не можно б было, то употребление к тому одного из дьяконов или дьячков к Осетинской коммисии принадлежащих с въщачею ему положенных на учителя денег сверх настоящего жалованья чаятельно не зделает никакого препятствия в проповеди, а равномерно /л. 1187/ поступлено быть может и в таком случае, ежели б некогорыя из них и по-грузински обучаться хотели, отцы их или родственники потребовали, определяя учителю или употребляемому к тому из грузинских дьяконов или дьячков к Осетинской комисии принадлежащих же такой же оклад из кизлярских доходов, какой и для рускаго учителя назначен. Еще комендант представляет, чтоб при проповеди старание прилагалось и о перезыве из тамошних народов на поселение в Моздок и для того иногда их под приличными претекстами туда приглашать, где с ними обходиться ласково, употребляя деньги из полагаемой на то самое особливой суммы, /л. 1188/ но при крещении в Осетии и в Моздоке, кроме тех, кои останутся в Моздоке, для житья никакого снабдения сверх креста рубахи и образа не делать, и чтоб тамошним проповедникам быть в единственном ведомстве святейшаго Синода и под наставлениями кизлярскаго коменданта, которой чего собою решить будет не в состоянии имеет представлять сюда в коллегию. В самом деле, могут случиться иногда такия обстоятельства, при которых проповедники, не зная союза тамошних дел без руководства комендантскаго и наставления поступок своих располагать не могут, так чтоб и намерение проповеди и перезыва в здешния /л. 1189/ границы из горских народов на поселение с успехом продолжаемо было, а при том не меньше и подозрения никакого соседственным народам не подавалось, потому конечно нужно, чтоб о обращениях их комендант всегда ведал, но надобно ли, чтоб епархиальной архиерей, то есть астраханской, имел в них какое участие по последней мере, сколько касается до произведения в духовныя чины на порожния места, состоит сие в собственном святейшаго Синода разсмотрении, напротив того требование комендантское о определении к Осетинской [199] комисии особливаго переводчика сверх действительно находящагося ныне при оной переводчика Пицхелаурова и о придаче к нему еще и трех /л. 1190/ помощников совсем кажется излишное, хотя он и представляет, что Пицхелауров употребляется всегда в посылках и при Моздоке в распоряжении поселенцов по указу из правительствующаго Сената от 17-го майя 1765 года, воспоследовавшему по представлению коллегии, но как то и другое дело, то есть распоряжение поселенцов и проповедь в Осетии, один и тот же вид имеет, чтоб тамошния народы привесть в познание християнства и приобресть некоторых из них в здешную сторону и, следовательно, оба дела так между собою соединены, что совокупно об них и пещись надлежит, то кажется в обоих исправляться он может и бес помощи другаго переводчика. Коллегия, предая в вящшее святейшаго Синода разсмотрение учиненной кизлярским комендантом стат и свои на то изъяснения, уповает, что достаточная меры по тому принять благоволит как в таком деле, которое совершеннаго внимания особливо достойно. 16 февраля 1769-го года. Подлинное подписано по сему: К[нязь] А. Голицын. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 1172-1191. Подлинник. Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе; 1933, с. 131-136. Комментарии 60. В новых условиях, когда Россия вступила в войну с Турцией и отпала необходимость в соблюдении Белградского договора, русское правительство меняло национальный состав Осетинской духовной комиссии, вводя в нее русских священников. Это тем более считалось необходимым, что у правительства оставались, — и не без основания, — серьезные сомнения в: отношении благонадежности грузинских духовных лиц. |
|