|
№ 68 1768 г. сентября 13. Записка С. Вонявина, поданная в Берг-коллегию, о необходимости начать в Осетии разработку месторождений цветных металлов, строительство плавильного завода и переселение осетин в предгорные равнины Северного Кавказа (Датируется на основании других документов: см. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 739-745) /л. 708/ ИЗЪЯСНЕНИЕ, СЛУЖАЩЕЕ К УДОБНОСТЯМ ДЛЯ ЗАВЕДЕНИЯ В ОСЕТИИ ПО НАЙДЕННЫМ ТАМ СЕРЕБРЯНЫМ ПРИЗНАКАМ ПЛАВИЛЬНАГО ЗАВОДА 1. Что признаков серебра и свинца в Осетии как в вершине речки Фоки, так и реки Ердана сыскалось довольно, о том почти и никакого сумнения нет. К тому же положения мест между Фоком и речкою Кицылом обнадеживают также довольно и свидетельствуются тамошними горскими жителями, что и они заключают в себе серебро. По речке Фоке, по течению ея на левой стороне, в вершине лежащия горския каменныя жилища и пашенныя загороды свидетельствуют также и объявляют заключенныя в себе не для украшения, но по нужде закладенныя в стенах башен и загородах свинцовыя и серебряныя руды сему вспоможение доказательств находятся тамо хотя небогатая признаки и золота, однако в тех же горах, особливо в Лагерских и Хуртатских, которыя содержат богатую бленглацввую серебряную руду. А еще больше служить может как к разрабатыванию металлов к укреплению и устроиванию полезных для горнаго дела машин, так и для других надобностей служить может в здешних полуденных местах крепчайшей и упругой металл железо, которое находится как нарочно для того неподалеку от оных осетинских мест в горских же жилищах, называемых Унгушах. /л. 709/ 2. Для выплавления таких металлов, для построения фабрик и естли потребуется нужда и для всего завода доставать годной лес, то хотя в самых тех горах Хуртатских и по Ердану в Лагирях иной мало или местами только находится, однако напротив того кряж гор от Кабардинской степи или от [190] Барукиных кабаков и осетинскаго монастыря произращает по большему своему пронстранству, которое в длину от Сунжи в западную сторону считать, например, можно слишком на сто верст, а поперек в горы на десять и более верст все годной на огромное строение лес. В жилищах же по Фоке и по Ердани, в их вершинах, местами в горах, хотя лес растет также и сосновой годной для жжения уголья, однако оной за трудною перевозкою чрез горы с места на место и в разсуждени большаго количества на первом от степи показанном кряже лесу к заводскому удовольствию наставить неможно. 3. Из сих обстоятельств понятие разума требует, что когда неподалеку таких металлических признаков находится в показанном подле Кабардинской степи кряже лес годной для заводскаго содержания, то надлежит изъяснить, как оной способно или трудно и к которым местам легче доставать будет можно, притом водою плавить или сухим путем оной провозить, из сих первое к облехчению людей заводской способности служить может главное положение /л. 710/ завода, которой, естли построить вверх по речке Фоке, например, верстах в семи или по Кицылу 57 и Ердани, только чтоб не далее такой завод был от Кабардинской степи, как в семи верстах в тех первых от оной степи лесных горах, то чрез то как привоз из тор металлов, так лесу и угодья с облегчением людям и прибыльнее будет казне. Второе — водою же — показанными всеми тремя речками как вниз по оным, также еще хужее вверх за большею быстротою. Притом каменистым грундом и мелкостию их совсем неможно ни лес, и не уголья плавить, а металлическия руды на первой случай доставать можно из гор в завод на тамо привышних горских ишаках (К словам «горских ишаках» сделано примечание С. Вонявииа: Ишакк против степных лошадей в подъеме тягости равняются, а буйвалы еще и сильнее оных, ибо весьма удивительно как горския жители пахотный свои места по горам сими последними исправляют, а на первых ездят свободно люди и возят на оных лес и дрова ), буйвалах между тем стараться. Можно поправлять для проезду арбой дорогу и изыскивать другия, как то и мне случилось по краткости моего от Барукиных кабаков вверх по речке Кицылу есть такая дорога, по которой ездить можно арбою до места, где можно поравняться по близости против выше упоминаемых Хуртатских жилищь, которою однако горския жители для уважения своих крепких гористых мест очень мало ездят. 4. Несравненно против всех сих обстоятельств с уважением принять /л. 711/ должно тамошней осетинской народ, потому что может ли оной принять с удовольствием как 1-е — заведение там плавиленнаго завода, 2-е вывоз в Россию серебра, 3-е — употребление их и Малой Кабарды на построение завода лесов, и 4-е — не исключая и самих осетинских жителей, которыя б [191] по большой своей привычке к тамошним горским местам могли заводскую и горную работу исправлять. На сии четыре обстоятельства нахожу такие резоны, которые почти сопряжены с самими горскими жителями, особливо с ерданскими и хуртатскими, которых будет тысячь до семи или и более. Ибо во время моего там металлических признаков осмотра пришедшия показанных людей старшины неоднократно с большим усердием выговаривались находящемуся при мне ротмистру Кирееву, что они с крайнею охотою желают выдти из гор для поселения на степь Малой Кабарды и быть под покровительством Российского двора. При том просили и о защищении от Большой и Малой Кабарды. Такое их желание может быть и потому без вымыслу и справедливо, ибо претрудная их жизнь в хлебопашенстве и скотоводстве по горам, а притом и склонность к христианскому закону и крещению, и обиды от кабардинцв к сему их больше приводят. И так, когда большое желание их есть выдти из гор для поселения на кабардинскую степь, равно как и живущия в горах по речке Кунделей унгушевцы, которых будет около трех тысяч человек, желают также выдти из гор для поселения на Кабардинской степи, /л. 712/ то из такого их выходу заключить нетрудно чтоб они недопустили построить в котором либо нибудь из показанных мест плавиленной завод и в разсуждении их бедности и склонности к трудам и когда они переведением таким довольны будут, то надеяться можно, чтоб они согласились по вольному им платежу и заводскую работу исправлять. Также сумневаться неможно и облесе, чтоб они ево жалеть могли тогда, когда будут уже иметь от Российской стороны защищение. Ибо они лес как в свое строение, так и в домашние надобности на посуды весьма не склонны оной употреблять, а привыкли больше ево хранить для обороны своих жилищ вместо крепостей. 5. Здесь нахожу не за излишнее изъяснить и о начале переселения горских жителей на степь малой Кабарды, для того что когда сперва выйдут хотя одни только крещеныя Хуртатския и Ерданския жители на оную и их ласково приняв, поселить и с нарочными выгодностями, то уповательно и оставшия некрещеныя горския жители польстясь их авантажам также для поселения на степь выходить, но прежде нежели оные народы приглашать апробовано будет к переселению на степь Малой Кабарды или и в Моздок, то нахожу также за полезное, /л. 713/ чтоб определен был в Моздок или лучше в осетинской монастырь нарочито ученой духовной должности персона, дабы выходящия из гор люди бедныя смыслом о законе могли как в духовном, так и в светском поучиться и к Российской стороне чрез то больше усердием склониться. Сие притчину подала мне изъяснить для того, что когда осетинцы прежде разглашения или им зделаннаго отзыву о построени там завода поселением своим на Кабардинской степи [192] будут довольны и чрез определенная к ним духовнаго закона учителя между тем приведены будут к лутчему России почтению, то тогда плавиленной там завод зоводить так и металлы доставать из гор приличнее уже будет и безопаснее, однако скабдя при, том те места особливо осетинской монастырь (К словам «осетинский монастырь» сделано примечание С. Вонявина: Сей монастырь получает ныне одно только что себе имя, а в самом виде состоит из одной самой бедной церкви и избы, в которой живут священники. Почему оной по своему виду для простаго народа совсем никакой и важности не имеет, что для того в разсуждении отстоящаго от оного не более как дву верстнаго растояния годнаго на строение леса из повольной заплаты, хотя кабардинцами или в удобное время гребенскими казаками и оной монастырь по приличеству такого звания признаю за полезно вновь поправить ) и их новыя жилища военною командою, дабы кабардинцы чрез то им при первом случае не могли учинить во зло какой либо обиды. 6. Переселение осетинских жителей на пустыя степныя места Малой Кабарды не меньше нужно как и сами те народы, естли /л. 714/ апробовано будет построить там для выплавлевания металлов завода, потому что хлебопашенство, производимое ими, способствовать будет как самим поселянцам, так и другим служивым в заводе людям. Посему переселения осетинцов на Кабардинскую степь сколько самим им полезно будет, то равным образом и к заведению там плавиленнаго завода полезно быть может. 7. Напротив того, естли показанных осетинцов для политических обстоятельств с Отоманскою Портою из гор на Кабардинские пустыя степныя места вывесть будет нельзя, то втаком случае как добычу из гор руд, так и построение завода доказывать я больше ближних средств не нахожу. Ибо поблизости оных гор живущие на степи Малой Кабарды злой и зависливой народ хотя бы несколько к таким трудным работам и склонен был, однако по закоренелому в них непостоянству и зверству положиться на них никак неможно. Да они и сами по всегдашней их с осетинцами ссоре за такое дело не возмустся. Других же народов, склонных к таким /л. 715/ работам поблизости оных осетинских и кабардинских мест никаких не живет. И потому оные металлы кроме осетинских жителей другими народами доставать никак невозможно. 8. Подобным образом положить я сумневаюсь, чтоб, не переведя осетинцов на Кабардинскую степь из гор, в заведени там завода и добычею руд, ибо естли б и оставя оных осетинцов в нынешних своих жилищах определить исправнаго и ученаго духовнаго закона учителя /л. 716/ и к тому светскаго добраго человека, для приведения их к лутшему Россию почитанию также построить бы в Лагирях монастырь, а в других местах учредить и церкви, снабдя при том хорошими священниками на [193] авантажном содержании 58 к лутчему тех осетинцов приласканию, то из сего нахожу к заведению там заводов такия трудности и препядства, потому что приучение их к духовному закону и частию к светским обрядам хотя бы добрым старанием по нескорому времени получить могло свои силы, однако за неимением к скотоводству и хлебопашенству удобных мест все таки принуждать их будет бедность к неудовольствию и всегдашнему роптанию, почему и препятство может быть от самих их для збереження скудных своих мест в допущении построить там завода. В протчем однако сие по малости моего о тамошних и кабардинских народах сведению оставляю на разсуждение вашему превосходительству. /л. 717/ И напоследок упомянуть должно о местах, на которых осетинским жителям я признаю поселиться за способно. Из которых первым живущим по Ердани в Лагирях поместитца можно между рекою Ерданью и Фокою, где в длину от наклонения гор до реки Терека разстоянием будет верст около пятидесят, а поперек между Фокой и Ерданью от пятнадцати и до дватцати будет верст пашенной и сенокосной земли так же и по другую сторону Ердани до речки Аксу находится довольно к поселению их порожней земли. Другим — хуртатским жителям — положить без нужды можно годное же место для хлебопашенства и скотоводства между Терикам и Кицылом и по левую сторону по течению реки Фока близ первых от степи гор. Третьим — унгушевским жителям — между рекою Тереком и Кунделеей поселиться признаю за способно. Протчим же Малой Кабарды жителям, /л. 718/ которые живут на той же степи, останется еще места кроме оных довольно, которыя все равно как и другия горския с металлическими признаками места видеть можно на приобщенном при сем примерном плане. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/ІІ, д. 1, лл. 708-718. Копия. Комментарии 57. Кицил, Канцыл — река Гизельдон, протекающая в Северо-Восточной Осетии и впадающая в реку Терек. 58. «Авантажное» содержание — выгодное содержание. |
|